Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Толкин и его поклонники

Кем же был в действительности создатель Средиземья и Арды — Джон Рональд Руэл Толкин? Чокнутым звуковым профессором, годами переписывающим свои работы, или настоящим гением с невообразимой фантазией, придумавшим мир, в котором «зеленое солнце было бы уместным»…

Гоблины, эльфы, хоббиты, заговоры, магия… Спасение вселенной и вечная любовь. Многие смотрели нашумевший недавно фильм-эпопею «Властелин Колец» режиссера Питера Джексона, а кто-то из вас наверняка зачитывался романами Джона Р. Р. Толкина. Думаю, что вряд ли найдется человек, не слышавший об этом явлении в мире фантастики и не подозревающий ничего о кольце всевластия, о маленьких хоббитах, о добрых волшебниках и эльфах, о жестоких орках и назгулах.

Фанаты творчества Толкина знают поименно всех героев, их родословную, культуру, всю историю, описанную в его книгах. Оксфордский профессор филологии создал целый мир, погружаясь в который, читатель находит все новые связи, следит за историей целых вымышленных государств и народов.

Сумасшедший профессор

 

Толкин

Кем же был в действительности создатель Средиземья и Арды — Джон Рональд Руэл Толкин? Чокнутым звуковым профессором, годами переписывающим свои работы, оттачивая и доводя их до совершенства, или же настоящим гением с невообразимой фантазией, придумавшим мир, в котором «зеленое солнце было бы уместным»? Склоняюсь ко второму варианту, понимая, что надо обладать недюжинной развитостью звукового и зрительного векторов для создания подобных шедевров. Несмотря на то, что до Толкина многие авторы писали в жанре фэнтези, именно его заслуженно считают «отцом высокого фэнтези» в современной литературе.

Место, которое описывает Дж. Р.Р. Толкин в своих работах, не оставляет никого равнодушным! В его книгах — целый мир, где проживает более десятка народов, и у каждого своя история, культура, религия, поведенческие особенности, уникальные традиции и предания, свои языки и наречия с продуманной фонетикой, орфографией и правилами написания слов.

Фантазия, способная создать отдельную вселенную, культовый мир для многих поколений читателей, не может существовать без зрительного воображения. Толкин как настоящий зрительник с ранних лет любил рисовать пейзажи. Мать развивала его художественный вкус, привила любовь к ботанике. Она была глубоко религиозная образованная женщина, знавшая несколько языков, и оказала большое влияние на развитие Дж. Р. Р. Толкина в детстве. Перед смертью она доверила воспитание детей отцу Френсису Моргану, сильной и неординарной личности. Именно Френсис Морган сформировал у Толкина интерес к филологии.

У мальчика рано обнаружился лингвистический талант — он и несколько его друзей придумали засекреченную систему символов для общения между собой. Эта страсть к конструированию новых языков осталась с ним на всю жизнь. В начальной школе Джон знал более семи языков, но простое их изучение скоро ему наскучило, и он стал разрабатывать свои собственные — «эльфийские». Квенья — речь высоких эльфов, на основе которой появился синдарин, ставший общеразговорным диалектом для всех остальных эльфов. Позже профессор разрабатывает наречия и для остальных народностей, населяющих Средиземье, — гномов, орков, людей, энтов.

У Джона Толкина было особенное отношение к восприятию произносимых слов, и новые языки он составлял руководствуясь «красотой звучания». Сам он говорил: «Никто не верит мне, когда я говорю, что моя длинная книга — это попытка создать мир, в котором язык, соответствующий моей личной эстетике, мог бы оказаться естественным. Тем не менее это правда».

В возрасте 24 лет Джон женился, брак его продлился 56 лет. Как настоящий анальный человек, для которого семья является большой ценностью, Толкин делал все для того, чтобы их с женой совместная жизнь была долгой и счастливой. Он до последних дней был верен своей жене, посвящал ей стихи и создавал ее образы в романах.

Любовь как высшая эмоциональная ценность, в каком-то смысле совершенная в зрении и звуке, такая же, как в жизни Толкина, присутствовала и в его произведениях. Он раскрывал тему вечной любви, проходящей все преграды, войну, ложь, бессмертие. Примеры тому истории о Берене и Лютиэн, об Арагорне и Арвен.

Властелин колец Толкиен

Толкин писал: «Ты говоришь: есть надежда. Я думаю — ты прав, и Любовь победит там, где терпят поражение армии. А если и Любовь бессильна — значит, не победит ничто. Но зачем жить тогда?»

Будучи перфекционистом, что также является отличительной чертой людей с анальным вектором, Толкин писал медленно, переписывая отдельные главы «Властелина Колец» вручную с черновика на чистовик по нескольку раз, систематизируя и доводя до совершенства свой роман. Работая над ним на протяжении 12 лет, Джон создавал литературный мир и миф так, чтобы он сам показался бы ему интересным и привлекательным.

Толкин не раз опровергал версию критиков о присутствии философских мотивов в его творчестве, отвечая им, что писал исключительно для своего удовольствия. Однако невозможно не заметить тематическую нить, прошедшую через все его произведения, — вопросы жизни и смерти, о смысле существования людей и другие темы, волнующие звуковиков:

«Однако могу отметить, что если эта история и повествует о чем-то, то не о власти. Стремление к власти — это лишь мотив и побуждающая сила. В книге речь идет главным образом о Смерти и Бессмертии и путях к бегству: о циклическом долгожительстве и накоплении воспоминаний».

«Смерть людей настоящая. Приходит время, и они покидают Мир, поэтому имя им здесь — Гости, Странники. Смерть — их сужденный удел, Смерть — это Дар Творца, которому с течением времени позавидуют даже бессмертные. Но Мелькор и здесь преуспел, заставив страшиться Смерти, затемнив ее истинную суть».

Как участник Первой мировой войны Толкин с негодованием отвечал тем, кто заявлял, что нашел в его работах параллели со Второй мировой войной:

«Для того, чтобы полностью прочувствовать тяжесть военной тьмы, нужно побывать под ней лично, но спустя годы все чаще забывается, что быть схваченным войной в юношеском возрасте в 1914-м ничуть не менее ужасно, чем в 1939-м и последующих годах. В 1918-м почти все мои близкие друзья были мертвы».

Толкинисты. Фанаты творчества Толкина

Одновременно с первым изданием трилогии в середине 60-х годов 20-го века появились и первые поклонники творчества писателя. С распространением книг за пределы Англии почитателей становилось все больше, явление постепенно приобрело массовый характер. Со временем оно выросло в отдельную субкультуру. Толкинисты — это в первую очередь звуко-зрительные люди.

Сейчас существует огромное количество информации о романах Толкина — толкинисты всего мира собирают, систематизируют любые сведения, касающиеся его творчества. Имеются специальные книги, словари, учебники, сайты по изучению эльфийских языков с правилами произношения и фонетикой, выдуманной писателем.

Некоторые звуковики в попытке сбежать от реальности считают, что мир, описанный в книгах Толкина, на самом деле существовал. Они ищут тому подтверждение и живут соответственно данному утверждению. Известны курьезные случаи во время переписи населения в России, когда «эльфы» или «хоббиты» вписывались в графу «национальность».

Толкинисты любят устраивать ролевые игры, основанные на описанных в книгах событиях. Они называют себя по именам персонажей Толкина, представителей волшебных народов, живущих на страницах книги — эльфов, гномов, хоббитов, орков, гоблинов. Или придумывают себе новые, руководствуясь созданными писателем языками.

Во всем мире существует негласное мнение, что фанатичное отношение к фэнтези является способом бегства от реального мира, что эти молодые люди устали от ценностей «общества всеобщего благоденствия», от мира излишнего рационализма и прагматизма, пытаясь жить в нереальном мире сказки.

Поклонники творчества Толкина, как и любой другой фэнтези-литературы, прежде всего люди со звуковым и зрительным векторами. Обладая сами богатой фантазией и высоким интеллектом, они и книги предпочитают соответствующие: фантастику, философию, психологию.

Властелин колец Толкиен

Люди со звуковым вектором обладают абстрактным мышлением, способным к пониманию весьма отвлеченных категорий, таких как вечность и бесконечность, физическое и метафизическое, смысл жизни и свое предназначение в этом мире. Изучая подобную литературу, они воспринимают ее как аллегорию, находя завуалированный смысл в вымышленных сюжетах. Вчитываясь в строки, они пытаются найти этот смысл там, в придуманном мире.

Все больше погружаясь в фантастический мир книг, звуковик углубляется в свои мысли, в себя, отгораживаясь все больше от реального мира. Поэтому про многих поклонников фантастики и говорят: «потерял ощущение реальности». Поиск любого звуковика в определенном возрасте проходит через фантастику, но некоторые задерживаются и навсегда остаются в мире фэнтези, проглатывая одну книгу за другой.

Еще в прошлом веке наполнение желаний звуковика фантастической и философской литературой было приемлемым. Сегодня же вся красота миров великих писателей остается в прошлом. Самое бОльшее, на что она способна, — развить в правильном направлении мысли и чувства маленького звуковика и зрительника. Но оставаться в этом на всю жизнь — значит топтаться на месте и искать смысл там, где его нет. Поэтому мы можем смело сказать: вперед от мира вымышленного к миру реальному, полному смысла!

Корректор: Наталья Коновалова

Автор публикации: Айгуль Каримова, финансист
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 71666 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

11 апреля

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 71666 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
11 апреля

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 71666человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 11
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Дмитрий Ферулёв 10 декабря 2012 в 04:12

Хватит уже оголять мою душу!))) Уже в который раз поразительно и немного больно очередная статья о звуковом векторе открывает мне меня. Но опять речь зашла о том, что звук.вектор сегодня ничто не наполнит и...и все!!! Да вы что, издеваетесь надо мной или никто не знает куда идти, чтобы выбраться из этого кошмара?! Дайте ответ!

Tatiana Borzdaya 29 мая 2014 в 22:05

Свой ответ Вы получите от лектора на тренинге, найдя отклик внутри. Сотни статей лишь дадут резонанс и узнавание, но не внутреннее понимание. Он есть, множество людей это подтверждают и пишут об этом (я одна из них). Попробуйте для себя найти ответ не через письменную речь, а через устное слово Юрия Бурлана, уверена, Ваши метания завершатся потрясающими открытиями тайн бессознательного.

Гость 03 января 2012 в 13:01

В статье много интересных сведений. Но выводы, как часто бывает, разочаровали. Число фанатов Толкина явно превышает обозначенный вами процент звуковиков. И вообще, что касается "фанов" - стоит ли так сужать тему? До границ персоналии?
Именно это явление, на мой взгляд, заслуживает объяснения со стороны психологов вашей школы, а никак не творчество выдающихся писателей, режиссеров, художников, - они потому и выдающиеся, что "не вмещаются" в предустановленное, действуют вопреки условностям, за границами привычного.

Гость 06 января 2012 в 11:01

это не сужение до персоналий, каким-то простым топорным методом. конечно, среди читающих творчество писателя очень много и без звукового вектора, например зрительников привлекает богатаая фантазия и красиво созданные образы, в представлениях самого читателя. человек с анальным вектором может, без зрения и звука, хранит на полке такие книжки, как память о том, что ее читали родители ему в детстве, и так же прочтетсвоим детям.
в статье говорится прежде всего о настоящих фанатах творчества, а не только о тех, кто заинтересовался и прочел книгу. фанатичное отношение формируется именно у звуковиков, потому что только у них есть такое свойство-поиск смысла и постижение своего я.

Гость 01 января 2012 в 00:01

З.Ы. Ы. и все таки я не понял :)) писательство теперь не в почете? а то я хотел писать, как выше указывал, хотя бы для себя, но было классно если бы читали и другие люди тоже.

Гость 01 января 2012 в 00:01

З.Ы. Конечно, если в РЕАЛЬНОМ мире РЕАЛЬНО начать получать больше кайфа, чем от нереального, если это больше удовольствия доставляет, все эти любови и сексы , то конечно, я бы выбрал реальный мир. если бы я не только гряхзь видел, а хотя бы 50 на 50 хорошего.

просто я не верю, в то что от взаимодействия с обычными людьми, Васями и Машами, можно получать больше удовольствия...От природы - да, от красивых внешне людей - возможно, ну и внутренне красивых тоже...признаюсь не люблю мелодрамы, но если цепляет, то сильно.

Tatiana Borzdaya 29 мая 2014 в 22:05

Существуют четыре уровня развития – неживой, растительный, животный и человек. Так вот находясь на одном из них, человек способен получать удовольствие либо от цветочков и кошечек, либо от взаимодействия с окружающим миром. Чем выше уровень, тем больше желаний он способен покрыть, тем больше прекрасного способен постигнуть и увидеть вокруг себя.

Гость 01 января 2012 в 00:01

я не вижу ничего интересного в мире реальном. Эскапизм оправдан, это дает хоть какое-то ощущение жизни - музыка, книги, игры (ВоВ особенно), там можно развернуться по полной, а в реальном мире - серость и убогость...если жить только в нем, работая на скучной работе, можно рехнуться. Вот и я хочу написать книгу, что-нибудь либо историческое, либо волшебное, но уж точно не про реальную жизнь с ее убогими чувствами..имхо

Иван Голубь 18 октября 2013 в 19:10

коллега)). Мы, звуковики, одинаково мыслим)

Гость 23 декабря 2011 в 03:12

да... узнала себя. И хоть во мне Толкин уже не вызывает былого восторга, новый фильм, который выйдет в следущем году, всё же посмотрю!

Гость 23 декабря 2011 в 00:12

Спасибо! Потрясающая статья!