Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Никита Михалков: Свой или чужой

Со дня выхода дилогии Никиты Михалкова «Противостояние» и «Цитадель» («Утомленные солнцем 2») не уменьшается поток грязи, который выливают на режиссера и его картину. Попытки отыскать хоть какие-то аргументы и объяснения почему фильм не нравится, к успеху не привели. Фильм ругают. За что?

Со дня выхода дилогии Никиты Михалкова «Противостояние» и «Цитадель» («Утомленные солнцем 2») не уменьшается поток грязи, который продолжают выливать на режиссера и его картину. Попытки отыскать хоть какие-то аргументы и объяснения почему фильм не нравится, к успеху не привели. Фильм ругают. За что? Понять невозможно, потому что никто не в состоянии дать вразумительный ответ. Так снимать нельзя! А как надо? В пример приводится фильм «Летят журавли». С классикой не поспоришь, только «Журавли» появились в прокате 56 лет назад, спустя одиннадцать лет после Победы. У драматурга Виктора Розова и кинорежиссера Михаила Калатозова было свое видение войны, реализованное в узких рамках социалистического реализма.

Почему современный кинематограф, в лице, например, Никиты Михалкова, должен идти по тому же протоптанному пути? Почему творческие люди в угоду злопыхателям и бездарям должны застревать в пространственных дырах прошлого, как это делает большинство доморощенных критиканов или тех, кто называет себя профессиональными кинокритиками, однако не способен увидеть различия между жанрами «сказка» и «аллегория»?

«На экране - моя война», - сказал Михалков в интервью. Разве художник не имеет права на свое видение в раскрытии темы? Разве он обязан думать о том, чтобы нравиться всем? О заполненных залах в кинотеатрах? Это не его задача. Его задача заключается в том, чтобы реализовать свою идею известными ему одному методами. А тот, кто не понял его аллегорической картины, пусть займется самообразованием на более достойном уровне, чем чтение и написание гадостных комментариев в сети. Учиться, как говорило старшее поколение, никогда не поздно.

 

«ЦИТАДЕЛЬ». ОТДЕЛЬНЫЕ ЗВЕНЬЯ СИСТЕМНОЙ ЦЕПИ

«Война обезличивает человека», - пришел к выводу режиссер, снимая «Цитадель». Когда люди в окопах каждый день смотрят смерти в лицо, с минимумом эмоций привычно отмечая про себя тех, кто «вчера не вернулся из боя», происходит выравнивание отношений, в которых нет места конфликтам и истерикам.

В «Цитадели» Никита Михалков очень системно показал ряд свойств советского народа, для которого уретральные ценности являются приоритетом.

Война всегда снимает запрет на убийство, запрет на насилие и это прослеживается через весь фильм. Роженица в машине под бомбежкой и старый солдат, принимающий у нее роды, становятся двумя звеньями цепи символьного ряда, который, возможно неосознанно, выстраивает режиссер в своей картине.

Либидо и мортидо — как воля к жизни, выталкивающая младенца из чрева матери и неизменная смерть, кружащая «Мессерами» или «Юнкерсами» (какая разница) в небе, как два в одном. И между ними - участвующий в таинстве деторождения старый крестьянин – тот, кого принято называть «соль земли». Это он, мышечный воин и пахарь, квинтэссенция двух состояний – «война» (ярость) и «мир» (монотония). На нем ответственность за демографию, то есть прибавление своего народа, и за уничтожение другого, вражеского.

В машине, эвакуировавшей раненых из госпиталя, не оказывается даже случайно фельдшера или доктора, а только мышечный крестьянин, опытный в акушерском деле, потому что сам принимал пятерых своих детей «из-под подола». И на мгновение, за которое происходит рождение новой жизни, возбужденная войной ярость крошечной части мышечного войска, помещенной в предлагаемые обстоятельства ограниченного кузовом машины пространства, переходит в состояние «мирной монотонии».

Вот здесь и выясняется, что новорожденный - немецкий байстрюк и сын врага ИХ народа. И стая, следуя главному уретральному закону - «Чужих детей не бывает, все дети наши», принимает этого ребенка и, не раздумывая, дает ему имя и отчество ВОЖДЯ огромной страны-стаи - Иосиф Виссарионович.

Следующим эпизодом становится действие солдата, который, не сходя с машины, направленно пускает струю. По-уретральному мочой он метит СВОЮ территорию, создавая условные границы. На животном языке это означает – внутри свои, снаружи чужие. Окаймляя феромонами урины, пахнущими для своих защитой, а для врагов – опасностью, он метит маленький островок выжженной земли среди дымящихся воронок, на котором удерживается едва уцелевший во время бомбежки грузовик.

А потом, опалив глотку медицинским спиртом, он пускается в кузове машины в пляс под частушечный перебор. И здесь не поймешь, то ли это поминки по погибшим, то ли «крестины» новорожденного. Собственно, всё как в реальной российской жизни, когда на свадьбах от счастья плачут, на похоронах от горя поют.

Танец и частушка, в этом случае перенятые у кожно-зрительной самки за ее отсутствием, снова возвращают мышечников в состояние «ярость». Существуют свидетельства о «тайном оружии» русских, о частушечных атаках и солдатах, идущих с песней под гармошку на смерть, как на гулянку.

У народа с уретрально-мышечным менталитетом своё ощущение бытия: Если помирать, так с музыкой, если хоронить, так с песнями!

Немцами в начале войны тоже совершались «множественные акты психологической агрессии». Вот что нашёл режиссер, работая в архивах: «Немцы... сбрасывали на наши позиции пустые бочки с дырками...они издавали такой звук, когда летели, что люди в окопах сходили с ума от страха. А дырявые алюминиевые ложки с надписью: «Иван, иди домой, я скоро приду»... никого не убивали, но это унижение, это порабощение, попытка сломить дух человека...» В фильме «Утомленные солнцем. Предстояние» есть эпизод с падающими с неба дырявыми ложками.

Дырявые ложки относятся к тюремной атрибутике. Дырявую ложку и пробитую миску получает опущенный зек. Это знак того, что он лишен права на поклёвку. Опущенный — это изгой из касты неприкасаемых, используемый сокамерниками сексуально.

Никита Сергеевич рассказывал, что к немецкой униформе от Hugo Boss полагался стек. Все верно, ведь к опущенным, каковыми в глазах фашистов являлись русские, нельзя прикасаться руками. «Коричневая (а какая же еще?) чума XX века», как принято называть фашизм с его анально-звуковой нацистской идеологией чистоты и превосходства арийской расы над недочеловеками, в определенной степени поддерживалась гомофобами с недифференцированным сексуальным либидо.

Во всем большом эпизоде картины с рождением младенца усматривается проявление влияния уретрального животного альтруизма. Это влияние уретральной надстройки присутствует в характере каждого человека на всем постсоветском пространстве по сей день, потому что при рождении впитывается с молоком матери. Отдать все – последнюю рубашку, последнюю корку и даже жизнь. А что взамен? А там, как получится...

Что нам за дело до покорившего пол-Европы, одетого в форму от Хьюго Босс, немецкого Вермахта. «В России все делается с тяжким звероподобным рвением. Мы пьем с таким рвением, а затем с таким же рвением боремся с алкоголизмом, вырубая лозу...» - часто в интервью повторяет Никита Михалков. Перед красноармейцем, а тем более перед солдатом штрафбата, стояла задача - добыть оружие в бою, зубами вырвать его у врага, а если повезет, то и сапоги, от того же самого Хьюго, а нет, ну и хрен с ним.

«Русским может быть только тот, у кого чего-нибудь нет, но не так нет, чтобы обязательно было. А нет, ну и хрен с ним» - сформулировал основу российского мировоззрения Никита Михалков.

Где, когда и какая армия воевала голыми руками, на голом энтузиазме, побеждая любого внешнего врага и проигрывая своему внутреннему, называемому — неприязнь к ближнему в стае?

С древних времен замечено, что выживает только тот народ, который консолидируется изнутри, пресекая внутреннюю неприязнь членов стаи. Рост неприязни приводит к самоистреблению. Природа находится в равновесии, в ней все сбалансировано. Человек, несмотря на то, что он часть природы, в процессе своего развития и определения добавочного желания выходит за ее рамки. С увеличением этого стремления к добавочному желанию растет неприязнь, формирующая риски к самоистреблению.

Человек несовершенен, он зажат в тисках между опасностью изнутри и снаружи. С внешней стороны она связана с постоянным ожиданием нападения врага извне. Внутренний враг - это члены своей же стаи со своей неприязнью, завистью и жестокостью, ведущей к деструкции общества.

Со времен первобытных людей стая всегда была поддержкой - через общие приоритеты «жизнь одного - ничто, жизнь стаи - все». Вне коллектива, в одиночку человек был неспособен выжить, особенно на российском суровом ландшафте, в его тяжелейших климатических условиях. У россиян веками формировался коллективистский склад ума. Коллективное мироощущение, которое могло возникнуть только на основе уретрально-мышечного степного менталитета, сохранилось в нашем психическом по сей день. (Мы даже травлю объявляем коллективно, опасаясь, что в одиночку нас перещелкают). Внутренняя консолидация, скрепленная Православием, а позднее коммунистической идеей, всегда помогала россиянам выживать и побеждать в войнах.

В Советском Союзе внутренняя неприязнь сдерживалась за счет внешней угрозы, когда молодое Советское государство, находящееся под постоянным прицелом империалистов, вынуждено было всеми средствами удерживать свои рубежи.

Собственно, на внутреннюю неприязнь не было времени. Нужно было обучать грамотности население отсталой России, строить свою экономику, готовить свой инженерный корпус, создавать свою армию, свои военные кадры, свою творческую интеллигенцию. Всех тех, кто мешал этому строительству и обороне, пытаясь изнутри продолбить дыру в идеологии и подорвать государство, отправляли в известном северо-восточном направлении. Интеллигенция старой закалки, если она не соответствовала предлагаемым Партией Большевиков условиям, безжалостно уничтожалась, а на ее место приходила новая, взращенная и воспитанная на коммунистических идеалах и социалистическом реализме.

 

СПАСАТЕЛЬНИЦЫ ДУШ

Вы наплюйте на сплетников, девочки!

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад...

Б. Окуджава

Это сказано о кожно-зрительных женщинах, разделявших с мужчинами все тяготы войны. Санитарки, связистки, врачи и медсестры - сострадание их, которое распространялось на мужских особей стаи, невзирая на ранги и звания, безгранично. Они не только выносили с поля боя раненых, выхаживая и вылечивая их тела, они спасали их бессмертные души.

Кожно-зрительная дочь Котова становится санитаркой. Эпизод с Надей и смертельно раненым танкистом в «Утомленные солнцем. Предстояние» уникален и несет глубокую смысловую нагрузку. Обращаясь к Наде, которая его перевязывает, он просит: «Покажи сиськи. Я не видел ни разу и даже не целовался, правда. Только перед смертью разок взглянуть...»

Познав женщину физически, мальчик превращается в мужчину. Проходя и завершая свою земную жизнь в этом теле, он оставляет отпечаток в едином психическом всего человечества. Помогают ему на войне в этом, из сострадания, кожно-зрительные женщины.

 

НЕ ЗА СТРАХ, А ЗА ЗАПАХ

«Способность к выживанию у общества напрямую связана с пассионарностью этого общества, то есть с расстановкой приоритетов», - объясняет Юрий Бурлан на лекциях по Системно-векторной психологии. Приоритет общего над частным и определяет тенденцию к его выживанию - Вторая Мировая Война мощно проявила эту тенденцию. Примером единения на уретрально-мышечной основе в фильме Михалкова «Цитадель» стала сцена атаки вооруженного палками гражданского населения.

Обонятельный Сталин не случайно возвращает Котова и, восстанавливая его в правах и званиях, ставит перед ним задачу — взять цитадель. Будущий генералиссимус не скрывает от реабилитированного генерала цель атаки не столь уж, на самом деле,  важного стратегического объекта. Репрессированный Котов хорошо знаком Сталину, он его бывший друг. Уретральному генералу танковых войск Котову предлагается штурмовать цитадель не просто как пехотинцу, но и с безоружными людьми, половину из которых составляют уголовники. Безошибочный нюх обонятельного Сталина подсказывает ему точную кандидатуру Котова – этот справится.

Михалков в своем фильме, удивительным образом строя ряд эпизодов, где важную роль играют запахи, показывает поведение людей на животном уровне. Котов по феромонам дочери, нюхая найденную в санитарной сумке ленточку и гребенку, угадывает ее живой.

Чувствуя феромоны Котова, Сталин ощущает в нем его превосходство уретрального вождя, за которым всегда, сломя голову, готова бежать стая. Куда? За наслаждением, которое одновременно является безопасностью, распространяемой через запах уретральника.

Уретральный вождь — это вершина иерархии, через его феромоны происходят процессы ранжирования и экспансии. Покрывая своими запахами пространство, он его экспансирует, неосознанно гарантируя всей стае полную защищенность. Семья Котова, в первой части фильма «Утомленные солнцем», по сути, та же стая, но достаточно пассивная, не способная что-либо сделать для собственного выживания. Она легко, по-кожному, приспосабливается к любой власти и ситуации, становясь приживалами, иждивенцами и нахлебниками. В Марусе есть определенная доля виктимности. Она – жертва, которую родственники каждый раз приносят тому, кто им гарантирует пищу и защиту.

Такой в фильме оказывается интеллигенция, готовая предать, как Дмитрий, чтобы спасти собственную шкуру или продать за паек, как тетушки и мать, спекулируя Марусиным телом.

Люди со зрительным вектором — носители культуры, не убийцы какие-нибудь, а добрые, как правило, за чужой счет, отличающиеся даже в хорошо развитом состоянии интеллектуальным снобизмом, мышечников определяют не иначе, как не имеющее своего мнения быдло, стадо, пушечное мясо. При этом зрительники совсем не чураются быть накормленными, обстиранными, обихоженными мышечной прислугой, а, в случае войны, быть этим «быдлом» защищенными.

Собравшимся под крышей старого дома людям интеллигентным, тонким, почти аристократичным, ничего не стоит хлопнуть служанку Мохову, вкусно, по-анальному, по заду и никакое Римское право этому не помеха. Да кто она, эта Мохова, разве она человек? Так, вьючное животное, на которое можно возложить все хлопоты и заботы. А то и со всем зрительным презрением, обозвать ее дурой толстозадой вынесшей в неурочный час на показ скрываемого от Котова младенца.

Они чуют в Котове сильную личность, боятся и ненавидят его одновременно. Так ненавидит уретральника чужая стая, а он для них – чужак, и своим никогда не станет.

Попытка суицида Маруси из-за несостоявшейся юношеской любви к Дмитрию Арсеньеву не меняет к нему отношения окружающих. Он продолжает оставаться своим, его охотно принимают в доме.

Самому Котову проще управлять армией и штрафбатом, чем горсткой никчемных, неприспособленных к жизни, живущих прошлым интеллигентов, поэтому он просит Марусю переехать на казенную дачу. Воздействие запахов переносится на штрафников и кремлевских курсантов в траншее на подступах к Москве, а во время повторного визита на дачу бывшей жене так сносит голову его феромонами, что она, забыв обо всем и всех, оказывается с ним на чердаке.

В фильме Котов дважды поднимает стаю в атаку на штурм цитадели. Первый раз он это делает неосознанно. Животный инстинкт волка, почуявшего запах приближающегося полковника НКВД Арсеньева, выталкивает Котова из траншеи «за флажки», под обстрел, и вся стая, сранжированная его феромонами за 23 минуты до начала штурма, бросается за ним.

Мышечники - живая материя, наполняющая форму, они абсолютно ведомы и комплементарны своему командиру. Если в бой ведет уретральник, они принимают форму уретральника. Если неразвитый кожник «оформляет» мышечника в свой архетип — возникает бандитская группировка, крушащая киоски и поджигающая припаркованные у обочины автомобили. Если во главе стоит анальный бригадир или председатель колхоза — у него развиваются крепкие хозяйственники, вливающиеся в  его форму. Как и кто научит, так и делают. Мышечники обладают наглядно-действенным мышлением, и этот факт отражен Михалковым в эпизодах обеих атак, когда вслед за уретральным Котовым поднимается войско. Для мышечных солдат главное, чтобы во главе эскадрона не оказался всадник без головы.

Основной эпизод в картине - когда Котов, взяв палку, выходит из траншеи и идет по направлению к цитадели. Следом за ним, влекомые теми же феромонами сильной личности - уретрального вождя, ранжируясь по уставу, один за другим поднимаются в палочную атаку кожные командиры, а затем и все остальные.

Среди пригнанных на убой много уголовников. Тюрьма по сей день место, где самым точным образом, по-первобытному принципу, сранжирована стая. Где всегда есть пахан, по сути дела тот же уретральный вождь, и архетипичные кожники, в силу определенных жизненных обстоятельств оказавшиеся в бандитской среде.

«Серега» вытатуировано на предплечье у Котова, несомненно, метка о криминальной юности. Кого-то из уретральников революция и гражданская вытеснили в уголовный мир, как Мишку Япончика, а кому-то, наоборот, предоставила возможность дослужиться до генерала и маршала.

 

УХОДЯТ В ЭМИГРАНТСКУЮ БЕЗВЕСТНОСТЬ, ЧТОБЫ ВДАЛИ О РОДИНЕ...

Революция и дальнейшее политическое переустройство России дали возможность анально-кожно-звуко-зрительной русской интеллигенции проверить себя на состоятельность и любовь к России, которую она потеряла.

Гибкость и беспринципность свойств кожного вектора позволили ей выживать за счет других, предавая тех, с кем еще вчера христосовались после всенощной в Храме Трех Святителей в Париже перед нетленной Иверской иконой Пресвятой Богородицы, на покупку которой у старьевщика по-зрительному жертвовали свои скромные франки и называли это дело благородным. С умилением просиживали душные парижские вечера, низко склонившись над пустым чаем, налитым в чудом уцелевшую надтреснутую чашку из коллекции виноградовской мануфактуры, вспоминали matinée и soirée Николая II, на которых, заливаясь «Курским соловьем», исполнялись русские народные песни.

А потом все та же кожная страсть к «пользе-выгоде» и пресловутое «после нас хоть потоп», толкало эту же русскую интеллигенцию на хорошо оплачиваемую работу агентами НКВД какого-нибудь парижского, берлинского или венского отделения. Испытывал Дмитрий Арсеньев муки совести? Вряд ли. Кожной ревности – да, страха за собственную шкуру – несомненно.

Как ведется у кожников, он попытался было занять место уретрального Котова, но не получилось. Феромоны не те, вождем не пахнут, природный альтруизм отсутствует, а его ни за какие деньги не купишь и никакими званиями не выслужишь. Быть как уретральник – извечная кожная мечта, которой никогда не суждено сбыться, потому что желание к жизни другое, направленное на разделение и ограничение.

Любой уретральник всегда связывает стаю своими запахами, не давая ей распасться, не допуская разрыва и разрушения все по тому же принципу, «жизнь стаи всё, моя - ничто», а кожник ее делит – на свою и чужую.

Гибель, разрыв государства-стаи изнутри начался после смерти Сталина, особенно ярко проявился с началом Перестройки и в последние двадцать лет, когда произошел распад преждевременно возникшей новой формации — бывшего СССР. Приземлившись в кожной фазе развития, Россия и остальные республики понесли невосполнимый урон, приравнять который можно только к многолетним разрушительным войнам.

Сегодня Россия начинает медленно выходить из этого кризиса, и руководство страны, понимая всю неприязнь Запада по отношению к ней, в первую очередь пытается регулировать внешние отношения.

Сил у правительства на внутреннее упорядочивание и стабилизацию не хватает, тем более, что умышленно культивируемая и поощряемая более двух десятилетий ментальная деструкция привела к катастрофической неприязни и ненависти по отношению к тем, «кто не с нами или лучше нас».

Разумеется, сегодня невозможно и нельзя использовать методы 30-х годов. Тогда наказывали за любое неточно сказанное или напечатанное слово, за принесенный домой с колхозного поля колосок, и в стране был установлен порядок. Современная коррупция в чиновничьих структурах и кумовство ведут Россию к краху на экономическом уровне, однако залатать эту кожную пробоину в днище государственного корабля все же возможно.

Труднее справиться с ментальным каннибализмом и актами виртуального поедания, которые повлекло за собой исчезновение советской культуры. На свободу выпущен информационный джин, производящий разруху в головах, ведущий народы России к самораспаду, а значит к уничтожению многонационального государства и его населения. Начавшийся в конце 80-х, а затем углубившийся в своем русле и продолжающий литься по сей день поток помоев на страну, ее историю, государственных и общественных деятелей, размывает у людей остатки поведенческой культуры и этики. Вседозволенность, как теперь оказалось, правильно называть демократией, мат, ругань и умышленное оскорбление личности — свободой слова, а откровенное глумление над традициями и верой, являвшимися последним оплотом для немалой части населения, — борьбой за свои права.

Тот же Никита Михалков, находящийся под постоянным обстрелом дерьмометчиков, еще в 90-е, видя и понимая к чему идет дело, при встрече с Ельциным объяснял экс-президенту, что культура - это мать и если такую страну как Россия ее лишить, то она останется сиротой. Что сейчас и происходит.

В интернете и СМИ идет гражданская война, в которой участвует одна половина населения страны против другой. Ненависть друг к другу так велика и уничтожительна, а кратковременное удовлетворение от воплощения в жизнь тезиса «сделал гадость, получил радость», настолько сладко, что никому даже в голову не приходит поразмыслить, кто ее провоцирует и с какой целью.

Цель здесь очевидна. Раздробить страну, выхолостить ее на ментальном уровне, что даст неизменный толчок к ее территориальному разделению. А потом однажды пробудить население «самостийных» провинций после затяжного ксенофобского похмелья на улицах губернских городов «звоном шпор» патрульных в «голубых беретах».

В России, да и не только в ней, происходит размывание ценностей, точно определяемое Михалковым как «Время подмен». Туфту выдают за гениальность, а мошенничество за предпринимательство. Любой «околокультурный» человек надевает на себя колпак «Творческая личность» и, накатав что-нибудь в свой блог, уже становится писателем, хотя на самом деле таковым никогда не являлся и являться не может ни по способностям, ни по образованию, ни по складу характера. Любой торговец с лотка называет себя бизнесменом. Какой-нибудь пройдоха, архетипичный кожник с маргинальными наклонностями и зарубежным паспортом, сбежав от правовых структур своей второй родины, Америки или Европы, оседает где-нибудь в Жмеринке, объявляя себя новоиспеченным гуру, вещая на весь рунет, обучает потенциальных лузеров мышлению миллионера.

На фоне всего этого духовного обнищания, всеобщей деградации и необразованности, клан Михалковых, естественно, не может не притягивать к себе гряземазов, завистников и просто обиженных на жизнь диваносидельцев. Известно, кто пишет гадости в интернете и троллит одного из самых образованных, талантливых, профессиональных людей в России и, как сказал Владимир Меньшов, «самого известного русского режиссера на западе».

Нереализованные, оказавшиеся на обочине жизни лузеры, только и годные на то, чтобы заниматься критиканством, не зная, как аргументировать собственную неприязнь к недосягаемому ими миру, они окунают в созданную ими же мерзость любую известную личность – Михалкова за то, что не умеет снимать кино, Пугачеву за то, что не умеет петь, президента, за то, что не умеет управлять страной.

Даже если, как утверждают интернетные слухи, все нападки на Михалкова кем-то организованы и проплачены, то всем этим «написантам», согласившимся на такую работу, должно быть страшно обидно и мучительно больно за свою бездарность, ведь человек творческий, тем более талантливый и занятый собственной реализацией, никогда не опустится до писания пасквилей.

К слову сказать, Никита Михалков, при всех на него нападках, не поддерживает эти провокации, не участвует в разборках, ведущих к разрыву и расколу стаи изнутри, к которым его побуждают и подталкивают. И даже наоборот, он пытается склеить отношения в обществе, приглашая оппонентов и злопыхателей к диалогу. Так кто же Никита Михалков в таком случае - свой или чужой? Ответ очевиден. И особенно четко это понимается с помощью системного мышления. Если вам интересно разобраться системно в ответах на этот и другие вопросы, можно зарегистрироваться на бесплатные онлайн-лекции по системно-векторной психологии по ссылке: https://www.yburlan.ru/training

Автор публикации: Светлана ФРОНТЦЕК, системный психолог.
Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии
Уже идут 41108 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 
Комментарии 9 Отправить комментарий
Eduard Rahmatullin 28 января 2016 в 15:01

Независимо от того, кто режиссёр фильма. Независимо от того насколько фильм снят гениально с художественной точки зрения. К любому фильму предъявляется главный критерий: КАКИЕ ИДЕИ И ИДЕАЛЫ ЭТОТ ФИЛЬМ НЕСЁТ В ОБЩЕСТВО И ЧЕМУ ОН УЧИТ ПОДРАСТАЮЩИЕ ПОКОЛЕНИЯ. Ведь эти идеи и идеалы которые люди впитывают в себя из культуры и определят ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ общества в будущем.

Обсуждаемый фильм учит тому, что война была выиграна (у высоковооружённой и первоклассной армии фашистов) по большей части случайно (см. эпизод с пауком из-за которого взорвалась крепость), пьяными солдатами, бандитами на которых пуль жалко для расстрела, голыми руками и палками, и т.д. и т.п. Таким образом идеи которые доносит фильм, каким бы системным он ни был, являются порочны для судьбы и развития России. Т.е. фильм не выдерживает критики главного критерия к фильмам. А то, что он системный это второй пятый по отношению к фильму.

Вы пишете в статье "В России, да и не только в ней, происходит размывание ценностей". Так этот фильм получается вносит мощнейший вклад в размывание ценностей. После его просмотра становится стыдно за нашу армию, и даже как-то неудобно перед фашистами, что мы их победили.

Также вы пишете "Попытки отыскать хоть какие-то аргументы и объяснения почему фильм не нравится, к успеху не привели. Фильм ругают. За что? Понять невозможно, потому что никто не в состоянии дать вразумительный ответ." Грязь которая льётся на этот фильм и его режиссёра связана с тем, что написал выше в этом комментарии ─ фильм разрушает нравственные идеалы нашего общества клевеща на нашу историю. Надеюсь это вразумительный ответ.

Надо отделять "мух от котлет". В отношении данного фильма можно сказать так: фильм очень хорош с точки зрения художественной подачи и никуда не годится с точки зрения главного критерия предъявляемого к любому фильму ─ какие идеи и идеалы фильм продвигает в общество.

П.С. Читая статью формировалось стойкое ощущение, что один "железнодорожник" пытается прикрыть другого "железнодорожника".
П.П.С. Читая комментарии формировалось стойкое ощущение раздавленности авторитетом "Юрия Абрамовича" комментирующими: "Бурлан сказал, что Михалков хорош ─ значит и я так считаю"..
П.П.П.С. Русского кино пока ещё не существует в нашей культуре. Русское кино ещё только предстоит снимать.

Юрий Аленко 04 марта 2014 в 14:03

Да, статьи Светланы, которые читаю последнее время, весьма интересны по содержанию и форме, за это - огромное спасибо!

Никита Михалков, конечно, личность незаурядная. Однажды для себя решил, что, более того, он - гений. Но был эпизод в моей ИМХО практике, когда на сайте, посвященном кино, не посмотрев ни одного кадра "Цитадели", а лишь почитав ругательные комментарии, тоже написал, к ругани той присоединив свое мнение.

Потом таки сподобился посмотреть фильм и должен был на том же сайте писать самому себе опровержение. Дурацкое дело нехитрое, а было бы в начале подумать, фильм посмотреть, и не выставлялся бы дураком на общий суд. Не надо бы нам высказывать мнение, основания у которого нет.

Согласен с Ириной Каминской - гениальный фильм!

Что касается Светланы Фронтцек, дополнил бы ее рассуждения про уретрального вождя и тягу за ним еще и не учтенной значимости социального стыда. Ведь зэки, коих нагнали перед Цитаделью для того, чтоб они брали ее чуть что не голыми руками, отказывались идти с дрекольем против крепости. Но не могли не пойти за генералом, взявшим на перевес один из тех колов, коими вооружили тогда армию. Западло было не идти, ведь не идти за генералом - значило дать слабину, оказаться опущенным, а это для зэка смерти подобно.

Что касается придирок С. Алексеева, хочу посоветовать ему почитать книгу замечательного писателя Юрия Никитина "Как стать писателем" - там про то, чем С. Алекссев здесь в своих комментариях занимается, очень точно и не однажды написано))

Сергей Алексеев 1 28 августа 2013 в 07:08

Светлана, вы пишите только о санитарках, а фото приводите девушки снайпера, с лилиями в лодке.А ведь это совсем другой персонаж войны, их сестрёнками звали редко, больше колдуньями или ведьмами,потому что умели много того что простые солдаты делать не могли.Свои относились с опаской, враги боялись- это то же проявление кожно-зрительного вектора? И зачем вы фото снайпера над рассказом о санинструкторах поставили?Что бы красивее было? Фото то шикарное.
Н.Михалков работал в архивах и "нарыл" таки эпизод с дырявыми бочками. А вот о том что штрафбат- часть в которой отбывали наказания ТОЛЬКО офицеры от мл.лейтенанта до полковника как то "забыл"? И ради аллегорий втиснул в это понятие и штрафные роты- именно там "зка" воевали, и черную дивизию генерала Петровского- регулярную часть,не штрафную, "зка" воевавшие там были перед этим амнистированный... Зачем снимая исторический, так сам Михалков о работе говорит, фильм опускать эти подробности? Если хочешь аллегорий можно снять Фентези."Нарнию" например- то же фильм о войне с аллегориями, но не исторический! Кстати с этой точки зрения фильм Н. Михалкова классный- сборник солдатских небылиц, солдатское Фентези.

Swetlana Frontzek 23 октября 2013 в 00:10

"...фото приводите девушки снайпера..." - К сожалению объем статьи не позволяет написать отдельно о каждой кожно-зрительной девушке - участнице ВОВ. Не важно кем она была - медсестрой или снайпером, солдатские души спасали и те и другие и, даже, третьи, которые "валенки", "синие платочки" и "лили марлен" пели.
Претензии об исторических неточностях можно было бы предъявить Михалкову 30 лет назад, в эпоху социалистического реализма, но никак не сегодня. Вас ведь не удивляет, почему Н.С. снимая "Рабу любви" не завершил фильм подлинной историей, которая произошла с Верой Холодной. А это тоже исторический фильм.
И у Льва Толстого "Война и мир" далека от подлинных событий.

Повторюсь, но любое художественное произведение предполагает 9% правды, а остальное - на усмотрение автора.

Сергей Алексеев 2 26 октября 2013 в 10:10

"Повторюсь, но любое художественное произведение предполагает 9% правды, а остальное - на усмотрение автора."Так пусть автор и напишет "Все персонажи и события вымышлены,любое совпадение с реальными случайно" И рыдайте сколько влезет "над мастерски раскрытой душой человека на войне". Хоть над тем как американская армия штурмует Берлин в мае 45 г. Ведь Дж.Деп может мастерски погибнуть прикрывая Б.Пита устанавливающего флаг США над Рейхстагом,не находите? Такой фильм не лишённый художественной ценности можно сварганить? И вы его то же будете защищать? Или всё таки лучше как Герман старший или Юнгвальд-Хилькевичь повысить процент историчности до максимума, что бы кино было почти документальным? Ведь истории про Холмса- вымысел, но стиль той Англии передан! И это то же ценно! Надеюсь что герои-штрафник дождутся своего режиссёра,про фильм которого не многие живые фронтовики скажут,что, да, так могло быть! Штрафиники свой долг выполнили, а мы? Специально для вас повторюсь отдельный офицерский исправительный штрафной батальон-это полностью укомплектованная офицерами воинская часть, там рядовыми были люди с военным офицерским образованием и зк не служили! Вооружённая до зубов, по последнему слову техник. В батальоне были сапёрная рота, огнемётная рота, миномётная рота кроме трёх стрелковых рот была ещё рота автоматчиков. Короче говоря солдаты удачи по советский!

Анастасия М. 28 августа 2013 в 13:08

Сергей, своим комментарием вы мне чудесный случай  из моего семейного архива напомнили -  такой наглядно системный!
Мама и папа за просмотром фильма о блокаде Ленинграда. Ужасы войны, красота человеческого подвига , играет торжественная музыка - зрительная мама моя уже еле сдерживает слезы... И тут посреди всего пафоса папин суровый голос:

- Это не полуторка!

Все в немом изумлении, мама даже слезы вытирать перестала. Оказывается, отыскала дотошная анальность неувязку - не та модель машины показана на экране. Нам говорят, что вывозили по ладожскому озеру людей на ГАЗ-АА (в народе зовется полуторкой) - а в кадре не полуторка!..  Какая там вечная память, когда тут что-то не на своей полочке лежит... Знаменитая анальная ложка дегтя в бочке меда.

Может быть фильм Михалкова - это и сборник солдатских небылиц. Но то, как он изобразил душу человеческую на войне - это не только системно до мельчайшей детали, это несет в себе то самое важное, что и составляет суть искусства. 

Сергей Алексеев 1 31 августа 2013 в 12:08

Анастасия, я после этого фильма перечитал несколько мемуаров фронтовик. К стати, спасибо за это Никите Сергеевичу, не посмотрел бы его "Цитадель" руки до мемуаров,зачастую скучных, не дошли бы... Так вот моё мнение фильм "Цитадель"- это действие современных актёров в предлагаемый обстоятельствах, причём они всё время не обстрелянные, всё время новички. Иначе не могу объяснить баррикад ,на брустверах, из старых кроватей и прочего деревенского хлама, в эпизоде с кремлёвскими курсантами. Любой военный скажет, что такой бруствер в разы усиливает поражающею способность попавшего в него снаряда,боевой генерал Котов должен был это знать, и тем не менее- кровати,значит опять аллегория? Интересно какая?Извините отвлёкся, в прочем вы правы- это всё мелочи и я не против, что бы к партизанам летал Ан-2,например, или в место полуторки была после военная машина... Главное, что бы понятие "мелочей" не распространялась на исторические факты и следующие поколения зрительников не плакали над мастерски раскрытой душой американского солдата погибшего при штурме Берлина. Привожу ссылку http://liewar.ru/content/view/122 на описание реальных, по моему, офицерских штрафных батальонов, вооружённых до зубов к стати, громивших тылы немцев по настоящему.Жаль, что эти герои снова в тени,ждут своего режиссёра.И тема сильная- "Солдаты удачи" по советский, не больше, ни меньше. Жизнь, она, по круче любого фильма будет.

Луиза Древсхольт 22 августа 2013 в 22:08

Светлана, благодарю за такой подробный разбор замечательного талантливого фильма, о котором знаю очень давно и к стыду своему, не смотрела по сей день. Сейчас, из статьи ощутила и представила всю картиниу, в самых смысловых частях Цитадели, хотя ощущение такое, что фильм целиком есть один большой смысл, который еще предстоит раскрыть нашему запутавшемуся человеку, в собственной душе... Можно только поздравить нас, что у нас есть Михалков, не поддерживающий провокации и не смотря ни на что, делающий свое дело, ради будущего, ради торжества жизни на земле. И конечно, он свой!

Ирина Каминская 22 августа 2013 в 13:08

Н.С.Михалков - талантливый актёр, режиссёр, неординарная личность, красивый мужчина, наконец. Причина всех выступлений против него - банальная зависть. Ну, и конечно отличие современного соц. заказа от того, что и как снимает Никита Михалков. Не нужны архетипичным кожным заказчикам уретральные ценности России, они для них страшны.

Фильм "Цитадель" смотрела на одном дыхании. Эпизод с рождением младенца просто до мурашек пробрал, так всё системно. И конечно эпизод наступления. Гениальный фильм.

Светлана, спасибо за статью и подробный системный разбор. Захотелось ещё раз пересмотреть фильм.