Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Найти:
Вопросы и ответы
Задайте вопрос системному специалисту
Популярные категории
42 Подписчиков
3227 Вопросов
35 Подписчиков
3195 Вопросов
34 Подписчиков
3077 Вопросов
Ответы на все вопросы
на полном тренинге
Юрия Бурлана. Узнать подробнее...
Вопросы и ответы
Это живое общение со специалистами и участниками тренинга Системно-векторной психологии. Задавайте вопросы и отвечайте на чужие
 
Вопросы участников
Сулейман Садыков
|
08 июля 2018 22:39
1890
Просмотров
9
Ответов

Не могу нормально читать.

Доброго времени суток. Суть проблемы в том что когда читаю книгу про себя некоторые слова не могу воспроизвести в уме и хочу прочитать их вслух, в итоге непроговариваю вслух, а просто помогаю языком без звука про себя вычитать слово или несколько слов. Иногда получается шепотом. Надеюсь я понятно выразился). Это нормально?? Если нет то что делать?
Ответить
Подписаться
Ответ 1
 
09 июля 2018 13:11
Виктория Фоменко
 
Прошел тренинг
 
Логопед
Здравствуйте, Сулейман.
Да, это – нормально, когда для произношения трудновыговариваемых слов мы замедляем речь и сами себе помогаем беззвучно по слогам (или по отдельным буквам) прочесть слово.

Речь человека – достаточно сложноустроенный аналитико-синтетический процесс высшей нервной деятельности, практически компьютерной работы коры больших полушарий головного мозга.

Речь делится на: внешнюю (говорим вслух) и внутреннюю (говорим про себя, внутри головы). Также речь разделяется на устную (говорение) и письменную (чтение и письмо).

Сам по себе речевой акт представляет артикуляционно-акустическое единство, то есть говорящий одновременно слушает себя, что и как он говорит. В этом нам помогает речевой (фонематический) слух, который, словно наблюдатель, направляет и мгновенно корректирует произносительный и смысловой аспект речевого потока. В процессе чтения задействованы зрительный, речедвигательный и слуховой анализаторы. От их согласованной работы зависит качество чтения, восприятие и понимание прочитанного.

Обычно процесс обучения чтению детей начинаю с фразы: «Звуки мы слышим и говорим, а буквы – видим и пишем. Буква – «одежда» для звука-невидимки». Чтобы в процессе обучения было четкое понимание сути процесса чтения и письма.

Чтение – это сложный навык, представляющий процесс узнавания и воспроизведения звуков речи, обозначенных буквами. Назовем это - перекодировкой речевого сигнала, переводом речи из видимой глазами - в невидимую: произносимую и слышимую. В этом процессе наблюдаем тандем зрительного и слухового анализаторов.

Для того, чтобы прочесть букву, нам нужно знать, как произносится звук речи, который обозначен данной буквой, не так ли?

Для произношения звуков мы используем артикуляционный аппарат (язык, губы, зубы, мягкое небо, щеки, нижнюю челюсть, мышцы глотки, голосовой аппарат,.).
Например, звук «Б» произносим губами, а при звуке «С» кончик языка упирается в нижние резцы.
Соответственно, чтобы произнести правильно слово, должна быть достаточная по скорости переключаемость движений языка с одного звука речи на другой.
Ведь каждый звук человеческой речи имеет своё «представительство» в ротовой полости и мы произносим звуки автоматически, не задумываясь о местоположении своего языка.

Когда мы читаем молча, про себя, мы всё равно неосознанно как бы проговариваем звуки, иначе мозг не распознает увиденную букву. Мы, конечно же, не ощущаем импульсы, которые мгновенно поступают в мозг, передавая одновременно и образ увиденной буквы, и звук речи, который эта буква обозначает.
Это и есть тот самый многофункциональный процесс перекодировки речевого сигнала, о котором говорилось выше.

Простые, одно-двусложные слова без стечения согласных, мы прочитываем легко, без особых затруднений. То есть - глазами видим букву, мгновенно беззвучно проговариваем ее, и переходим к следующей. На замедленной съемке это выглядело бы как последовательность звеньев в цепи или вагонов поезда.

А в обычном процессе чтения эта скорость, безусловно, гораздо выше.
И чем длиннее слово, чем больше сложных сочетаний букв и слогов в его составе, тем сложнее нам правильно его прочесть.

Поэтому для помощи самому себе мы и прибегаем к озвученному послоговому произношению слова ( в вашем случае – шепотной речи). То есть, к зрительному контролю добавляем слуховой контроль.
Слушая свою речь, мы как бы перепроверяем себя на правильность воспроизведения прочитанного (увиденного глазами) слова.

Когда мы впервые читаем сложноконструированное слово, мы можем как бы пробежать по нему глазами и, не замедляя скорости для побуквенного распознавания и внутреннего проговаривания слова от первого до последнего знака, выхватить отдельные участки (слоги) и неправильно его произнести вслух или про себя.

Иногда мы торопимся распознать смысл слова, игнорируя его конструкцию. Хорошо бы не отделять содержание от формы.
После приходится возвращаться и уже несколько раз вслух правильно, не торопясь, прочитывать и произносить слово для неискаженного хранения его в долговременной памяти.

Для многих из нас с первого раза нелегко прочесть без ошибок так называемые труднопроизносимые слова.
Например:
«превысокомногорассмотрительствующий»
«тысячадевятьсотвосьмидесятидевятимиллиметровый»
«водогрязеторфопарафинолечение»
«метилпропенилендигидроксициннаменилакрилическая кислота»
«Эйяфьядлайёкюдль»
«никотинамидадениндинуклеотидфосфатгидрин»
и т.д.

Даже создано специальное слово, обозначающее боязнь длинных слов: «гиппопотомонстросескиппедалофобия ». )) Нелегко прочесть это слово, правда?)

Чтобы справляться с произношением не только сложных, но и необычных слов, можно тренировать свою дикцию, ежедневно произнося скороговорки и сложные фразы. Этим самым мы тренируем переключаемость мышц своего артикуляционного аппарата и увеличиваем объем слухоречевой памяти.

Забавно выглядят скороговорки как вариация известной скороговорки про корабли:
«Фальсификаторы фальсифицировали фальсификации да не выфальсифицировали»,
«Параллелограмм параллелограммил параллелограмм, параллелограммил да не выпараллелограммил» - смысла никакого, но чтобы выговорить, придётся постараться, да и настроение улучшится).

Выбор скороговорок огромен, а можно пробовать придумывать их самим.
Творческий процесс всегда увлекателен и наполняет энергией.

Чтение находится в информационной квартели Звука и Зрения, для осознания всех нюансов и глубинных смыслов происходящих процессов в Сознании, хорошо бы пройти полный тренинг.

Спасибо за вопрос, Сулейман, и успехов вам!



Ответ 2
 
09 июля 2018 14:12
Сулейман Садыков
По поводу чтение книги мне так же продолжать про себя читать книгу не проговаривать и не помогать языком выговорить слово? Даже если трудно все равно по слогам прочитывать весь текст?
Ответ 3
 
09 июля 2018 14:29
Виктория Фоменко
 
Прошел тренинг
 
Логопед
Сулейман, пробуйте ежедневно читать тексты вслух, в медленном темпе, сосредотачивая осознание на каждом слове именно в момент слежения за каждым словом глазами.
В этот момент к зрительному анализатору дополнительно подключается слуховой анализатор, что улучшает качество процесса.
Можно попробовать записать себя на диктофон, и после прослушать, как вы звучите со стороны.
Иногда подобная картина при чтении книг наблюдается, когда ребенок в детстве мало читал, по каким-то причинам не любил читать, или в семье общаются на нескольких языках, и где русский язык - второстепенен.
Ответ 4
 
09 июля 2018 17:19
Алия Багатеева
Добрый день,Виктория! Данная проблема не обошла и меня стороной. Испытывала некое стеснение при публикации вопроса на всеобщее обозрение. Благодарю за столь развёрнутый и доступный ответ! Однако, если человек будет на протяжении определённого времени читать вслух, разве можно будет достигнуть уровня чтения "про себя"? Всегда читала вслух , не поговаривать буквы не получалось. Пожалуйста, помогите советом. Заранее спасибо!
Ответ 5
 
10 июля 2018 01:53
Виктория Фоменко
 
Прошел тренинг
 
Логопед
Здравствуйте, Алия. Спасибо, что присоединились к обсуждению данной темы.

На самом деле проявления симптоматики дислексии (нарушение процесса чтения) и дисграфии (нарушения письменной речи) нередко наблюдаемы не только у школьников, но и среди взрослых.

На мой взгляд, одна из причин этого явления кроется в особенностях методики обучения грамоте детей дошкольного возраста.
Не всегда этот процесс начинается с изучения звуков, фонетической стороны речи.
Правильно, когда детям 5-6 лет сначала дается понимание и различение на слух звуков родного языка, а уже после - изучение букв (чтение и печатание).

Алия, хочется помочь вам советом, но недостаточно информации. Расскажите поподробнее, какие именно проблемы возникают у вас в процессе чтения ( вслух и про себя).

Что конкретно вас беспокоит?
Может быть:
- медленный темп чтения
- пропуски букв или слогов
- перестановки букв или слогов местами (в рамках одного слова)
- путаются сходные по начертанию буквы
- трудности в слогослиянии
- трудности в соотнесении буквы и звука
- дефектное произношение отдельных звуков (межзубные свистящие, горловое "Р", боковые шипящие, итд..)
- затруднение в понимании смысла прочитанного
- монотонное чтение, несоблюдение знаков препинания
- страх оценки со стороны окружающих ( и другие "якоря" из прошлого)
- другие ошибки при чтении

Легко ли вам давались чтение и письмо в начальной школе?
Любили ли вы читать в детстве и как часто вы читаете книги сейчас? Учите ли для себя понравившиеся стихи наизусть?
Хорошо ли вам давались пересказы прочитанных текстов и написание сочинений по школьной программе?

И если можно, поделитесь, насколько, по-вашему мнению, развита ваша устная речь?
Легко ли вы поддерживаете диалог с собеседником?
Приходилось ли вам выступать перед другими людьми без "бумажки", спокойно увлекая слушателей монологом?
Любите ли вы общаться с окружающими?

Надеюсь, мои вопросы вас не смутили, Алия.





-
Ответ 6
 
11 июля 2018 15:21
Сулейман Садыков
- медленный темп чтения
- пропуски букв или слогов.
Ответ 7
 
13 июля 2018 00:38
Виктория Фоменко
 
Прошел тренинг
 
Логопед
Здравствуйте, Сулейман.

Совет только один: во время чтения - максимальная концентрация на самом процессе, сосредотачиваться на каждой букве в слове.
Попробуйте отслеживать свои состояния до, во время и после чтения текста.

Память (зрительный образ буквы, ее соотнесение со звуком,..) - это свойства анального вектора.
Скорость чтения - свойства кожного вектора.

При прохождении полного тренинга мы научаемся отслеживать, как взаимодействуют эти вектора в психике одного человека. Например, стрессующий кожный вектор начинает мельтешить и сбивает с размеренного ритма анальный вектор, вводя его в ступор.

Например. В попытке привычно быстро пройти глазами по строке, по-кожному пропускаем буквы, недоуменно снова смотрим на слово, возвращаемся в начало слова, читаем снова с ошибкой, и лишь с третьей попытки замечаем, что пропустили букву в середине слова. Она может по написанию быть похожа на соседнюю букву.

При этом мысли во время чтения частично могут быть заняты чем-то другим.

Я провела небольшой опрос о процессе чтения среди своих друзей.

Наблюдается следующая закономерность:
- если в детстве по каким-либо причинам обучение чтению приносило страдания, страх, ступор, отрицательные эмоции, и как следствие - стойкое нежелание читать, то и сейчас эти люди читают тексты медленно, с ошибками, стесняются читать вслух, боясь насмешек окружающих.

Было больно слушать их рассказы о том, как на них в детстве кричали родители и учителя, как били их по голове, высмеивали перед всем классом, как стояли с секундомером и требовали читать быстрее.
Для некоторых моих друзей чтение с детства было настоящей пыткой, которая потянула за собой и проблемы в письменной речи - пропуски букв и слогов, неправильное написание букв, плохой почерк, и проч...

Процессы чтения и письма соотносятся со звуко-зрительной квартелью информации.

Я уверена, что глубинная проработка скрытых в Бессознательном негативных процессов, запущенных в детском (раннем школьном возрасте), даст положительную динамику в улучшении навыка чтения. Эта кропотливая , непростая работа по осознанию своих индивидуальных причинно-следственных ситуаций возможна лишь на полном тренинге.

Буквы вы знаете, читать и складывать из них слоги и слова, вы умеете.
Осталось убрать психо-эмоциональные якоря из Бессознательного.
Ответ 8
 
02 августа 2018 16:50
Сулейман Садыков
Читать вслух то я могу и никакого дискомфорта неиспытаваю. Проблема только в замедленном чтении. В целом все понял вроде спасибо за ответ Виктория.
Ответ 9
 
02 августа 2018 23:14
Виктория Фоменко
 
Прошел тренинг
 
Логопед
Пожалуйста, Сулейман.

Проблемы, обозначенные вами, относятся к области дислексии и дисграфии.
Дисграфия и дислексия – затруднения в овладении письмом и чтением при сохранном интеллекте и физическом слухе.
Дислексия и дисграфия иногда могут встречаться изолированно, но чаще всего наблюдаются одновременно.
Как читаем, так и пишем.

Могу порекомендовать замечательные учебные пособия по коррекции дислексии и дисграфии.
В них очень грамотно расписаны задания для активации зрительного и речеслухового анализаторов.

Правда, они разработаны для детей. Я не думаю, что вас это смутит.
Попробуйте проработать материал по данным пособиях, Сулейман.
Надеюсь, хотя бы небольшая польза от этих заданий обязательно будет.

Пособие "Дислексия, или почему ребенок плохо читает?" - автор Воронина Татьяна Павловна, серия "Наша началочка"
Пособие "Дисграфия, или почему ребенок плохо пишет?" - авторы Воронина Татьяна Павловна и Попова Татьяна Владимировна, серия "Наша началочка".

И ещё для развития смыслового чтения и нестандартного мышления разработано очень достойное пособие:
"Дискалькулия, или почему ребенок плохо считает?" - автор Воронина Татьяна Павловна, серия "Наша началочка".

И всё-таки, Сулейман, корни в существующих сегодня особенностях процесса чтения необходимо искать в "подводной части айсберга" - в Психике, в Бессознательном.

Если получится хорошо проработать Звуковой, Зрительный, а также Кожный и Анальный вектора, то успех не заставит себя ждать.
Делитесь своими успехами, Сулейман, удачи вам!

Присоединяйтесь! - www.yburlan.ru/raspisanie
Ваш ответ на вопрос:
 
Портал Системно-векторной психологии не является официальным учебным заведением. Не занимается выдачей каких-либо сертификатов и лицензий. Не занимается лечебной или какой-либо другой медицинской практикой. Все права на материалы, находящиеся на сайте yburlan.ru, защищены законом об интеллектуальной собственности. При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на yburlan.ru обязательна.
Адрес: 105082, Россия, Москва, Рубцовская набережная, дом 3, стр.1, эт.11, пом.I, к.10. Тел: +7 (925) 528 44 24
© 2004-2024 yburlan.ru - Системно-векторная психология