12 июля День рождения народной артистки Валентины Толкуновой. Часть 2
Не было ни одного представителя мужского пола в Советском Союзе, которому бы не нравилась Валентина Толкунова. Она, как настоящая кожно-зрительная певица, пахла, что называется «на всю Ивановскую» чем-то заманчивым и несбыточным, и неизменно собирала полные залы постоянных поклонников, и так было всю ее жизнь...
Вторым мужем певицы стал журналист-международник Юрий Папоров. Их сын Николай был единственным ребенком Народной артистки. Но длительного женского счастья у Валентины не получилось и во втором браке.
Когда сыну Коле исполнилось 7 лет, Юрий Папоров уехал в длительную командировку в Мексику. Хотя супруги формально никогда не разводились, они прожили в разлуке почти двадцать лет.
Толкунова не могла уехать с мужем, сказала, что не может перевезти с собой сотни тысяч своих зрителей. Она была истинно русской женщиной, душа которой всегда принадлежала только России.
У сына Николая уже с детства был довольно сложный характер. Мальчик жил практически без родителей. Отец работал в Мексике, мама много гастролировала, поэтому Коля почти всегда жил с бабушкой. Видимо, эта детская обида на мать и привела в дальнейшем к непростым отношениям между певицей и ее сыном. Валентина всю жизнь вытаскивала его из различных передряг, лечила, обеспечивала возможность к существованию, покупала квартиры. Но всегда сожалела, что не уделяла ему должного внимания в детстве. Ведь, на самом деле, она его безумно любила!
Позднее Валентина Толкунова говорила: «Только одно могу сказать: не оставляйте детей без присмотра, всегда будьте рядом, отдавайте им себя без остатка. Иначе потом будете жестоко расплачиваться.»
В 2003 году из Мексики окончательно вернулся Юрий Папоров, пожилым и очень больным человеком. Но Толкунова осталась с ним до конца, и он пережил жену лишь на полтора месяца.
Что такое идеальная кожно-зрительная женщина?
— Что есть женщина в идеале? — спросили как-то Толкунову.
— Я не склонна видеть в женщине властность, жажду командовать. Я уважаю таких женщин, в них есть даже какое-то мужское начало, но все же мне хочется видеть в женщине мягкость, незащищенность, кротость.
Мать певицы, Евгения Николаевна, рассказывала, что, когда началась Валина карьера, стали случаться постоянные проблемы с ее поклонниками. Мужчины поголовно влюблялись в женщину-мечту, а их жены постоянно устраивали скандалы по этому поводу. Когда певица приезжала в очередной город с концертами, все мужское население бросало свои дела и любыми правдами-неправдами старалось добыть билеты на ее концерт.
Ну как тут устоять? Не было ни одного представителя мужского пола в Советском Союзе, которому бы не нравилась Валентина Толкунова. Она, как настоящая кожно-зрительная певица, пахла, что называется «на всю Ивановскую» чем-то заманчивым и несбыточным, и неизменно собирала полные залы постоянных поклонников, и так было всю ее жизнь.
Зрительный вектор — это удивительное явление психики, в основе которого лежит страх. Великий страх смерти. Развиваясь и перерастая в свою противоположность, он делает человека бесстрашным во всем, что может победить смерть. Но только любовь может противостоять смерти. И прекрасные развитые кожно-зрительные женщины, подобные Валентине Толкуновой, наполняют жизнь окружающих людей бесконечной любовью, пребывая в которой, можно защититься от страхов.
Эта любовь может быть не только в отношениях мужчины и женщины. Любовь к Родине, природе, Богу, любовь к детям — самая естественная.
Петь на сцене с детьми и для детей — это еще одна индивидуальная творческая черта Валентины Толкуновой. Она очень переживала за подрастающее поколение, за развитие молодых людей. При любой возможности принимала участие в молодежных передачах и программах.
Кожно-зрительные женщины — это именно те люди, которые отвечают за культурное развитие человечества. Их психика устроена так, что они чувствуют свою обязанность сохранить культурную и эмоциональную связь между людьми. По этой причине развитие детей и подростков — это естественное, природное приложение сил кожно-зрительных учительниц, актрис, певиц.
И еще одно, то самое применение кожно-зрительного таланта — поднимать боевой дух воинов, а потом возвращать его в мирное русло, помните? Так вот, в 80-е годы Валентина Толкунова пела перед советскими бойцами в Афганистане, а в 90-е ездила с концертами в Чечню. Но также она выступала в больницах, пела для благотворительных и православных фондов, даже в женской тюрьме пела и в обычном Тульском городском дворике давала бесплатные концерты для простых людей.
И все же, ее личным призванием было призывать к миру, добру и свету. Как-то, выступая на Кубани, Валентина Толкунова прямо на улице, взяв у милиционера громкоговоритель, обратилась к людям. Она просила их не разжигать войну, просила не проливать кровь на Кубанской земле. И, взяв микрофон, стоя перед возбужденной толпой, стала петь «Поговори со мною, мама».
Завершение пути и народная память
В 2000-е годы репертуар Толкуновой пополнялся, в основном, духовными песнями, она поддерживала восстановление храмов, давала благотворительные концерты. Валентина Толкунова была очень верующим человеком и всегда соблюдала заповеди. Главной из них считала, что уныние — это грех. Когда в 2009 году она тяжело заболела, то продолжала давать концерты и записывать музыкальный спектакль «Как быть счастливой».
На последнем своем концерте в Могилеве Валя, Валечка, Валюша Толкунова — читала стихи Карины Филипповой. Читала, с трудом стоя на сцене, держась за пюпитр, забывая слова, но дочитала до конца — артистично, красиво, с абсолютной отдачей любимому зрителю:
«Гроши не зажимайте в кулаке,
Отдайте в мир,
В раскрытые ладони нисходит благодать,
Что по реке пошлешь в истоки, —
В устье то догонит.
Закажешь зло —
Получишь всё сполна…»
Валентина Васильевна Толкунова навсегда останется народной, любимой певицей, которая дарила со сцены любовь и обладала редким зрительным даром вовлекать публику в каждое выступление, пробуждая в людях лучшие чувства.
Вскоре, после ухода певицы, поэт Андрей Дементьев и композитор Владимир Вовченко посвятили ей песню «Солнечная женщина России», которая сейчас звучит на всех вечерах памяти, посвященных любимой народной певице Валентине Толкуновой.
Все, любящие ее люди, говорят, что Валентина Толкунова, действительно, золотой голос России. Но, что самое главное, она — золотая душа России. Так ее воспринимают и так чувствуют, а это значит, Валентина Васильевна выполнила свою природную роль, она сохраняла людей, как могла, объединяя их в одно целое — единую человеческую душу.
Совершенно по-новому открыла ее для себя после твоей статьи, Вика! Спасибо за твой труд!