Рекомендации

Юркий ребенок. Секреты воспитания детей с кожным вектором

Юркий, подвижный малыш, которого даже позаниматься выловить невозможно, часто становится настоящим испытанием для своих родителей. Неусидчивый и шустрый, он схватывает все налету, быстро прокручивает поступившую информацию, дает ответ, а через секунду уже может не помнить, о чем вообще шла речь.

Юркий, подвижный малыш, который не то, что усидеть на месте не может – его позаниматься выловить невозможно, часто становится настоящим испытанием для своих родителей. Неусидчивый и шустрый, он схватывает все налету, быстро прокручивает поступившую информацию, дает ответ, а через секунду уже может не помнить, о чем вообще шла речь.

Не знаете, как управиться в такой ситуации? Как помочь такому непоседе справиться с громоздкой школьной программой? Поищем ответы с системно-векторной психологией Юрия Бурлана.

 

Кожный вектор

Прежде всего, нужно определить, носителем какого вектора является ваш ребенок. Такие свойства как подвижность, неусидчивость, логическое мышление являются характеристиками детей с кожным вектором. Под вектором системно-векторная психология понимает набор врожденных психофизических свойств, которые формируют характер человека.

От рождения кожникам свойственно экономить – время, усилия, энергию. Если они не видят прямой выгоды и пользы в том, чем сейчас занимаются, то быстренько забросят это дело в сторонку и займутся чем-нибудь другим. Маленькие кожники только учатся использовать свои врожденные способности к самоограничению, поэтому родителям кожных детей, как, впрочем, и детей других векторов, крайне важно правильно направить их развитие.

Ритм и разумные ограничения – лучшие условия для становления маленького кожника. Однако проблема в том, что школьная программа пишется людьми с совершенно иными свойствами характера, и пишут они ее «под себя» - согласно своим врожденным свойствам. Создатели педагогики – это люди с анальным вектором, который по своим свойствам контрарен кожному. Анальным людям не сложно высидеть много часов за книгами, провести глубокий анализ, десять раз перепроверить, прежде чем решить.

Пытаясь применить советы педагогов с анальным вектором к своим кожным детям, мы неизменно наталкиваемся на сопротивление со стороны ребенка, на его неспособность следовать установленным правилам и, в конце концов, даже можем подумать, что он не способен к обучению. Как доказывает системно-векторная психология, такая ситуация легко поправима, если подходить к процессу, исходя из понимания векторальных особенностей своего ребенка.

Далее в этой статье мы рассмотрим конкретные приемы.

 

Схемы и моделирование

Первое, что вам может пригодиться, это схемы. В подаче любого материала для кожного ребенка необходимо делать акцент на логику: показываем причинно-следственную связь, рисуем стрелочки от одного события к другому. Проще всего моделировать ситуацию. Для кожного ребенка важней всего показать связь. Но он запомнит ее не сразу. Можно показать ему несколько абсолютно не похожих по формулировке задач с одним типом решения (логической связи), чтобы ребенок сумел уловить основную задумку.

Справиться с неусидчивостью нам поможет интенсивная смена поставленных задач. Решив по две задачи на один вид логических действий (например, отнимание и умножение), дайте ему задание, требующее принципиально нового подхода, заинтересуйте его новым, еще не известным ему материалом. Продолжительность занятий с такими детьми недолгая. Тут лучше короче, но регулярнее. Время от времени нужно напоминать предыдущие задачи, усложняя их, наращивая тем самым цепочку решения (т. е. теперь мы уже не только умножаем и отнимаем, появились новые обстоятельства, и к предыдущему мы добавляем еще и деление).

Кожный малыш зачастую большой любитель играть в конструкторы. Время детских игр проходит, а навык остается, и его можно и нужно развивать. Бывает, такие дети рисуют на бумаге простые фигуры, «пристраивая» их друг к другу. Зачастую это происходит непроизвольно.

Системно мы понимаем, какой в этом смысл: через 20 лет таким же образом он, уже взрослый, сможет «пристраивать» друг к другу детали дома, моста или космического аппарата. А пока потенциальный инженер тренирует свои свойства. Как сделать так, чтобы в будущем он стал конструктором-разработчиком? Давая задания на логику и развитие мышления. Через постановку задачи: как из двух предметов сделать третий? Как сделать так, чтобы предмет было использовать удобнее? Как при этом потратить меньше деталей и повысить эффективность? Т. е. кожному ребенку для развития врожденных свойств полезно давать задачи на изобретательность.

Так как наши дети без компьютерных игр жизни себе не представляют, то в арсенале будущего инженера-изобретателя могут быть игры «Заработало», Crazy machines и прочее. Хотя маленьким кожникам больше по душе гонки, ничего, кроме скорости реакции (которая у них и так есть), такие игры не тренируют, поэтому выбирайте игры с умом.  

 

Считайте выгоды

Будьте терпеливы с кожным ребенком, помните, что всё сразу не получится. Покажите свою заинтересованность, проясните своему пользу от предложенного занятия. И пусть он не сразу проникнется, но раз заинтересовавшись, он потом обязательно вернется к заданию. Особенно если подтверждать важность решения задачи практическими примерами, которые для кожного ребенка лежат в области выгоды, понимания разницы больше – меньше.

Кожники – это те самые дети, которые отказываются читать буквы в учебнике и абсолютно не понимают, о чем вообще речь, пока не попробуют на примере с различными выгодами. Сделаешь все уроки – сможешь сегодня посмотреть мультфильм. Плохо подготовил задание – в этот раз не пойдешь в гости к другу. Как только такой ребенок начинает осознавать свои потери и выгоды, в голове у него будто что-то «щелкает», и соображать он начинает, как кассовый аппарат.

В применении этого метода очень важно озвучивать ребенку адекватные стимулы и наказания. Ребенок не должен получать поездку в Диснейленд за один раз выученные уроки. Старайтесь правильно соотносить объем приложенных им усилий с объемом вознаграждения за эти усилия. Равно как и объем наказаний. Соблюдайте баланс.

Также важно помнить, что если кожного мальчика можно напрямую стимулировать получением той или иной материальной выгоды – получишь деньги на карманные расходы, то с кожной девочкой такое нельзя делать никогда и ни при каких обстоятельствах, так как это запускает в ней негативный сценарий.

 

Упражнения для самоподготовки

Сообразительность кожного ребенка и его способность быстро находить решения часто вводит родителей в заблуждение, они думают, что он уже все усвоил, и можно идти дальше. Однако это не так. Через час усвоенное уже исчезло, и все нужно начинать заново. Тут главное не отчаиваться.

В занятиях с такими детьми, как мы уже писали, важна регулярность. Не менее важно время от времени повторять с ребенком уже пройденный материал: таблицу умножения, правила грамматики  –  раз в два-три дня. Не менее важно не лениться и постоянно изменять условия, оформление задачи так, чтобы они не становились привычными.

Очень полезны упражнения с цепочками последовательных действий: ребенку говорят, что нужно сделать с тем, что он получил в предыдущем расчете.

— Дважды два?

— Четыре.

— Минус один?

— Три…

И так далее.

Это развивает память и помогает в усвоении счета разной степени сложности. Такие упражнения полезно проводить на протяжении всего обучения в начальной школе, варьируя лишь степень сложности расчетов в соотвествии с возрастом.

С таким ребенком нужно заниматься, используя быстрое переключение – одно и то же занятие больше чем на десять минут (± 20 %) становится муторным и невыносимым. Поэтому двигайтесь по плотному графику: посчитали, решили задачу, прочитали текст, порисовали – все материалы должны быть под рукой.

В случае, когда посреди занятия ребенок вдруг встанет с места, не надо его останавливать. Подвижность, изменчивость – свойства кожного вектора, такой человек гибок и телом, и умом. Кожному ребенку может оказаться проще мыслить на ходу, поэтому не мешайте ему вышагивать по комнате, если ему трудно справиться с задачей.

 

Контроль и соревнование

Хорошим стимулом для учебы в случае с кожником будет соревнование. Быть на первом месте в классе, сделать быстрее всех – можно и нужно поддерживать в кожном ребенке вкус к здоровой конкуренции. При правильной подаче со стороны родителей такие соревнования станут для маленького кожника хорошей прививкой от возникновения деструктивной зависти и одновременно заложат фундамент для новых успехов и побед в будущем.

Дисциплина и самодисциплина – одни из важнейших навыков кожного вектора. Чтобы помочь маленькому кожнику развить эти навыки, устанавливайте для него расписание, посильные правила и следите за их исполнением. Родителям такого ребенка нужно понимать, что излишняя доброта – когда мы спускаем халтуру или позволяем нарушать установленные правила – идет кожнику не на пользу, а во вред, не дает развиваться.

Не приученный к дисциплине кожник в дальнейшем будет чувствовать себя гораздо труднее во взрослой жизни. Не наученный самодисциплине, он никогда не сможет дисциплинировать других – а значит, не сможет стать руководителем. А это важный недостаток, учитывая, что именно кожники обладают всеми врожденными свойствами, чтобы развить в себе качества управленцев.

 

Заключение

Самое важное в воспитании любого ребенка – говорит системно-векторная психология – это дать необходимое развитие его врожденным свойствам, с тем чтобы в дальнейшем они могли быть максимально задействованы.

Школьная программа достаточно сложная и насыщенная. Да, ребенку с кожным вектором сложно ее усваивать. Но это не значит, что это невозможно. Кожные дети – самые адаптивные на свете. При поддержке родителей они научатся в школе всему, что необходимо для их становления и развития.

В следующих статья читайте об особенностях обучения детей других векторов.

Автор публикации: Ольга МЕЗЕНЦЕВА, преподаватель Киевского политехнического института; Мария ГРИБОВА, специалист в области международного права и международных отношений.
Статья написана по материалам тренингов по cистемно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии. Уже идут 23945 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 23945 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 

Даты лекций будут
скоро назначены

Читать по теме:

Комментарии 6

Отправить комментарий

Elena Shapoval 15 декабря 2013 в 11:12

Статья просто уникальная! Бери и действуй - без ошибок в развитии природных свойств ребенка. Остается дело за "малым" - обнаружить в ребенке его природную заданность. Спасибо авторам!

Иванна Джовани 1 12 ноября 2013 в 23:11

"В случае, когда посреди занятия ребенок вдруг встанет с места, не надо его останавливать. " - ну вот как родителю с анальным вектором не впасть в ступор после такого действия малыша?! Это же незаконченная задача/страничка в учебнике/уравнение..! а для анальника не законченное что-либо недопустимо. И начинается ругань с ребенком, что он должен немедленно сесть и смирненько сидеть, даже если не может. Еще хуже если за такое "непослушание" ребенок получает физическое наказание, когда начинает сопротивляться усаживанию на место. Такая подробная статья! Спасибо!

Наталья Вжесневская 1 09 ноября 2013 в 12:11

Спасибо большое за статью! Супер-важная и полезная информация! Просто полное руководство пользов... т.е. родителя кожного ребёнка:):)

Екатерина Делидон 29 октября 2013 в 15:10

Спасибо авторам статьи за подрбный разбор! Обязательно воспользуюсь вашими рекомендациями. На своем опыте убедилась, что при занятиях с кожными детьми самые большие проблемы возникают из-за плохой памяти у них. Также не всегда удается мотивировать и дисциплинировать таких детей без помощи родителей, не обладающих системными знаниями.

Светлана Svetlana 28 октября 2013 в 15:10

Девочки , спасибо Огромное за статью ! Глубоко и просто и нужно ! Спасибо !

Луиза Древсхольт 27 октября 2013 в 00:10

Отличное пособие для воспитания кожного ребенка! В наши дни, ой как нужны нам развитые кожные дети, как собственно все остальные. Надеюсь на продолжение, с рекомендациями ко всем 7 остальным векторам.