Стать психологом хочу. Пусть меня научат! Или как осознанно выбрать профессию
Выбор психологии как профессии очень отличается от всех других сфер деятельности. Его особенность – в «обратной» мотивации. То, что озвучивают студенты-первокурсники, очень поверхностное осознание причин. Основная мотивация зачастую не понята, даже ими самими.
Проблемой «профессионального определения» озадачены не только старшеклассники, но и их родители. По сути, нет такого понятия, как «профессиональное определение», есть – самоопределение. И это существенно, потому что возможность реализовать себя в любимом деле – это залог психологического комфорта человека.
Сегодня с самоопределением старшеклассников существует большая сложность, потому что мало кто из них может ответить на вопрос «Кем я хочу стать во взрослой жизни?». Родители это знают не понаслышке.
Если психологию изучают, значит это кому-нибудь нужно?
Преподаватели психологии из года в год отмечают одно и то же явление. Студенты первокурсники, отвечая на вопрос о причинах выбора профессии психолога, озвучивают две основные мотивации: одни хотят ответить на собственные жизненно важные вопросы, другие - боятся сдавать математику. Вторые в процентном соотношении существенно преобладают над первыми.
В результате из немногих первых получаются неплохие теоретики, а из немногих вторых – практикующие психологи. Кроме того, всегда остается большая часть выпускников, которые никогда не реализуют себя в профессии, даже если называют себя психологами.
Оказаться в числе последних – незавидная перспектива. Потраченные пять лет жизни и, зачастую, немалые суммы родительских денег не дают права быть плохим психологом. А как быть хорошим?
Психология – это когда наоборот
Выбор психологии как профессии очень отличается от всех других сфер деятельности. Его особенность – в «обратной» мотивации. То, что озвучивают студенты-первокурсники, очень поверхностное осознание причин. Основная мотивация зачастую не понята, даже ими самими.
Суть в том, что, выбирая любую другую профессию, молодые люди имеют представление о том, чем они будут заниматься, и это им интересно. Они скорее всего наблюдали эту деятельность в жизни или даже пробовали практиковаться на доступном им уровне.
Выбор профессии психолога зачастую происходит от обратного – человек поступает на факультет психологии, чтобы понять самого себя, осознать свои желания, определиться с жизненными планами и профессией.
Причиной тому есть отсутствие сформированного самосознания или «Я-концепции».
Парадокс или закономерность?
Психология как наука существует относительно недавно – чуть больше 100 лет. Это на первый взгляд странно, потому что психология изучает человека, а его возраст исчисляется веками.
Данное явление можно объяснить тем, что у людей в прошлых поколениях вопросы о самих себе не были так сильно актуализированы, как сейчас. Вопросы самосознания не стояли настолько остро, чтобы возникла потребность в создании целой отдельной науки и доказательной базы к ней. А вопросы, на которые призвана ответить психология как наука, на самом деле - извечные: «Кто Я?», «Чем Я отличаюсь от других?», «Зачем живу?» и «В чем смысл жизни?».
Уже несколько десятков лет поток студентов на факультеты психологии не уменьшается. Парадокс в том, что традиционная психология и сейчас не способна однозначно ответить на вопрос «Что такое Я?». Но первокурсники пока об этом не знают…
Сколько людей, столько и мнений
До сих пор над проблемой самосознания работали У. Джемс, Ч. Кули, Э. Эриксон, К. Роджерс, А. Маслоу и др. Ученые, будучи представителями разных психологических школ, создали множество теорий, каждая из которых отражает не столько процесс осознания себя субъектом, сколько особенности мировоззрения и мировосприятия самих исследователей.
Любого, кто стремится к осознанию себя через принятые в нынешней науке подходы, такое рассогласование только вводит в заблуждение, потому что в психологии до сих пор нет единого представления об изучаемом предмете – человеческом «Я». Это значит, что единого ответа на вопрос «кто такой Я?» тоже нет.
Открытие нашего времени
Системно-векторную психологию Юрия Бурлана по праву можно назвать открытием нашего времени в области психологии человека. Она изучает свойства, способности и желания личности, которые формируют в человеке его «Я». Но делает это не огульно обобщая наблюдения ученых, а с восьми точек зрения, исходя из того, что каждый человек является носителем разного набора векторов, соответственно, имеет разное, но строго определенное психическое устройство.
Вектор определяет набор психических свойств и соответствующих ему желаний и способностей. Имея комплексное представление о свойствах и желаниях, проявляющихся в векторах, можно понимать все психические особенности мышления, сексуальности, а также притязания, убеждения, ценности людей и с очень высокой вероятностью прогнозировать поведенческие реакции в различных ситуациях, успех или неуспех в той или иной деятельности. Т.е. понимание сущности векторов и определение их в человеке делает его предсказуемым и это легко перепроверить на практике. Именно в этом состоит неоспоримое преимущество системно-векторного подхода Юрия Бурлана (другой системно-векторной психологии не существует).
В результате изучения СВП на тренинге Юрия Бурлана появляется объективное понимание человека, его психики. Это достигается благодаря формированию нового уровня мышления - системного, позволяющего воспринимать наблюдаемое явление (как в себе, так и в других) одновременно с восьми точек зрения, а не через себя. В итоге происходит объемное (восьмимерное) осознание причин любого поведения – то, к чему и стремится психология - и точное понимание путей решения проблемы, то есть психокоррекция и психотерапия.
Результатом такого восприятия становится осознание психики человека, как единой целостной системы связей, где мое «Я» неразрывно связано со всеми остальными, но при этом каждый осознает свойства своей личности и выбирает наиболее благоприятный путь для их реализации.
Это дает основание утверждать, что решение извечной проблемы самосознания найдено. Ответ на вопрос «Кто Я?» примиряет человека с самим собой, помогает осознать и реализовать свои сильные стороны, формирует адекватное отношение к окружающему миру. Это сродни формированию «Я-концепции», но шире и объемнее, так как человеком осознается связь с другими людьми. Системное мышление – это новый, следующий этап на пути самопознания человека, который многократно расширяет возможности относительно нынешнего, линейного восприятия.
Системные штрихи к портрету психолога
В начале статьи мы упомянули две основные мотивации, которые ложатся в основу профессионального самоопределения психологов. Каждая из них – это лишь штрих к портрету. Но для системно мыслящего человека и этого достаточно, чтобы охарактеризовать индивидуальные психологические особенности студентов.
Ведущими в вопросе самоопределения психологов являются верхние вектора – звуковой и зрительный. И тот, и другой направляют носителя к углубленному овладению знаниями о психической организации человека. Их можно отнести к сфере интеллектуальной направленности личности.
Звуковому вектору свойственно задаваться экзистенциальными вопросами. Вопрос о смысле жизни – ключевой в этом векторе. Такие люди интровертированы, стремятся к осознанию и обоснованию сложных процессов путем сосредоточения, мысленной концентрации на изучаемом вопросе. Они ищут причины, скрытые в глубинах бессознательного, нацелены постичь ощущаемые явления путем их осмысления. Их способ познания – мысль. В научной деятельности они выдвигают гипотезы на грани доказуемости, а затем с успехом их подтверждают. Благодаря носителям звукового вектора, происходит расширение границ научного знания.
Именно звуковики приходят в психологию за ответами на экзистенциальные вопросы.
Зрительному вектору свойственна особенная чуткость в наблюдении окружающей действительности. Он характеризуется природной экстраверсией и высокой способностью к эмпатии. Такие люди чувственно воспринимают жизнь и очень эмоционально её переживают. Они устремлены к открытому взаимодействию с людьми и способны гармонизировать психологические состояния окружающих через создание эмоциональной связи.
Жизнь человека со зрительным вектором проходит в широком эмоциональном диапазоне - от страха до любви. Это они, зрительники, боятся сдавать математику на вступительных экзаменах и по иронии судьбы очень скоро сталкиваются с математической статистикой в психологии.
Реализация устремлений верхних векторов, отвечающих за интеллект, невозможна без «опоры» на нижние, отвечающих за силу либидо и адаптацию на ландшафте. Нижние вектора определяют методы и средства достижения желаемого. Они обеспечивают практические возможности человека.
Психологи чаще всего обладают анальным и кожным нижними векторами.
Анальный вектор делает своего носителя, в первую очередь, профессионалом. Этот вектор наделяет человека обстоятельностью, усидчивостью, терпеливостью. Аналитическое мышление и интроверсия позволяют качественно отбирать и систематизировать данные, критически их оценивать, устранять неточности.
Анальному вектору свойственно досконально исследовать изучаемый вопрос. Сильная сторона – анализ литературных источников. Проявление перфекционизма в этом векторе помогает сводить вероятность ошибки к минимуму. Память анальных людей приспособлена для усвоения практического опыта и знаний. Такие люди комфортно себя чувствуют в педагогической деятельности, они обладают огромным багажом знаний и с удовольствием делятся им. Это хранители и трансляторы знаний, опыта и традиций.
Кожный вектор по своей сути противоположен анальному, контрарен.
Носитель кожного вектора – экстраверт. По своей сути он менеджер и законодатель, ориентирован на управление социальными группами. Носитель кожного вектора обладает логическим мышлением. Комфортно себя чувствует в юриспруденции, военном деле, спорте, бизнесе. Он специализируется на постановке и быстром достижении целей.
Обладатель кожного вектора способен жить в режиме нон-стоп благодаря высоким адаптивным способностям не только физическим, но и психологическим. Кроме этого кожному вектору свойственно стремление к оптимизации ресурсов (временных, пространственных, человеческих, психических, материальных, денежных и т.д.), экономному их расходованию и приумножению.
Кожные люди – рационализаторы, двигатели прогресса и изобретатели.
Система векторов в человеке
Сегодня почти не встречаются одновекторные люди. Чаще всего в человеке сочетаются от двух до четырех векторов. В результате происходит сложение свойств и умножение возможностей для их реализации.
Описанные четыре вектора могут сочетаться в различных комбинациях (2, 3 или 4 вектора) в человеке и составляют природу основной массы людей, которые ищут себя в психологии и околопсихологических учениях. В зависимости от степени актуализации потребности в формировании «Я-концепции», они могут увлекаться эзотерикой, нумерологией, астрологией, духовными практиками, религией. А кого-то поиск приводит в науку.
Нужно сказать, что обладатели таких же векторов с успехом могут реализовываться и в другой профессии. Многое зависит от уровня притязаний и соответствующих возможностей личности.
Например, женщина, обладающая кожным и зрительным вектором, с одинаковым успехом может быть как психологом, так и певицей, телеведущей, возможно, переводчиком, медсестрой и т.д. А при наличии анального вектора в связи с кожным и зрительным – дизайнером, режиссером и пр. В отсутствии кожного вектора, анально-зрительная женщина скорее всего будет себя хорошо чувствовать в преподавании, изобразительном творчестве, социальной работе и т.д. Интерес к психологии в той или иной мере будет проявлен у большинства из них, но не обязательно как основная профессия.
Шаг навстречу к себе
Прежде чем получать высшее образование в области психологии, прежде чем вообще выбирать профессию, очень желательно овладеть системным восприятием себя в связи с другими людьми. Это убережет от потери времени и средств, поможет ответить на самые насущные вопросы.
Знания системно-векторной психологии Юрия Бурлана полностью удовлетворяют запросу в профессиональном самоопределении.
Феномен системного восприятия, обретаемый в процессе тренинга, остается навсегда и позволяет постоянно углублять, расширять знания о собственной психической организации; дает возможность значительно глубже понимать поступки других людей и просто испытывать удовольствие от общения с окружающим миром.
Больше информации об устройстве психики человека и знания, необходимые для самоопределения, можно получить на бесплатных онлайн-лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Регистрируйтесь здесь https://www.yburlan.ru/training.
Ольга, спасибо вам за статью! Очень интересно, проходя тренинг, осознавать, что по звуковому, желание постичь психическое, и по зрительному, желание выровнять эмоциональные состояния близких (помочь им стать счастливыми), психологическое образование не наполняет. Анальность способствует терпеливому изучению различных психологических школ, но спустя 5 лет, стройной системы, раскрывающей психическое не возникает. Звук продолжает быть в поиске, и блокирует желание зрения выравнивать эмоциональные состояния окружающих. Кожа диктует свои желания и получает подтверждения от запроса общества, на актуальность целеполагания и быстрого достижения целей. Но звук вновь подсказывает, что и эта затея абсурдная и ссылается на низкие результаты данных методик, хотя на первый взгляд практичных и очень завораживающих. И звук вновь гонит в поиск. Не имею представления, куда бы этот поиск далее бы гнал, не приведя 3 месяца назад в СПВ к Юрию Бурлану. Клубок распутывается, система начинает строится.
Ольга, спасибо за статью. Как глубоко вы разобрали тему, действительно психологом может назваться и звуковик и зрительник, но что он там ищет, намерение совершенно иные. Особенно печально и немного смешно, когда звуковой пациент со своими экзистенциальными вопросами приходит к зрительному психологу... Нда..
Согласна с Катей. Сейчас и грустно и печально наблюдать, что родители детишек бегут на платный прием к психологу, хотя решение вот оно - тут рядом, всего лишь на бесплатном онлайн тренинге Юрия.
Очень глубокая статья, спасибо огромное за такое точное раскрытие темы