Реализуя себя

Жертва и жертвенность как проявления страха и любви

В слове «жертва» мы слышим оттенок обреченности, гибельности, в слове «жертвенность» – добровольной самоотдачи, высоких чувств. Как не стать жертвой и что такое жертвенность?

Понятия жертва и жертвенность, на первый взгляд, кажутся похожими. В их основе лежит один корень, но разделяют их тысячелетия развития эмоционального мира человека от низшей его точки (страха) до высшей (любви). В слове «жертва» мы слышим оттенок обреченности, гибельности, в слове «жертвенность» – добровольной самоотдачи, высоких чувств. Жертва, ведомая страхом за свою жизнь, всегда найдет своего садиста, душителя, убийцу. Жертвенность есть проявление высшей любви к человеку и человечеству.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана учит отличать тончайшие оттенки состояний, видеть глубинные мотивы действий человека. Рассмотрим эти два понятия с точки зрения науки о векторах.

Жертва, ведомая страхом

Вектор в системно-векторной психологии Юрия Бурлана – это набор врожденных желаний и психических свойств человека, которые определяют его взгляд на мир, поведение, основные жизненные ценности и способ мышления. Всего векторов восемь. Их названия обусловлены ведущим сенсором – кожный, зрительный, звуковой, обонятельный и так далее.

Желания и свойства людей со зрительным вектором определяются особо чувствительным зрительным анализатором, который в их случае отвечает за исключительно тонкое зрительное восприятие окружающего мира, света, цвета, красоты, а также за эмоции.

В древности именно человек со зрительным вектором первым начал ощущать эмоцию. И это была эмоция страха за собственную жизнь.

Необычайно острое зрение определило видовую роль дневной охранницы стаи. Женщина с кожно-зрительной связкой векторов ходила с мужчинами на охоту и войну. Любуясь блеклыми и яркими красками саванны и игрой света, она первая замечала притаившегося хищника или врага и сильно пугалась, вскрикивала, выделяла феромоны страха и тем самым предупреждала стаю об опасности. Если она не успевала вовремя заметить опасность, она первой становилась жертвой хищника.

Жизнь первого представителя зрительного вектора среди мужчин также была наименее защищена. Он рождался слабым, неприспособленным к охоте и войне. Зрительный вектор задавал ему повышенную эмоциональную чувствительность, не создающую предпосылок для реализации мужской видовой роли. Он не мог убивать, лишать жизни любое существо: от комарика и до мамонта, не говоря уже о человеке.

Поэтому такой мальчик чаще всего определялся главным советником вождя в качестве жертвы. Его съедали, чтобы уменьшить неприязнь между нашими предками в голодные времена. Зачем лишний рот, не приносящий никакой пользы? Акт ритуального каннибализма давал мощный выход накопившейся неприязни, снимал напряжение в стае и тем самым сохранял ее целостность.

Итак, ранние представители зрительного вектора испытывали эмоцию страха за собственную жизнь и часто выступали в роли жертвы. Однако сегодня постоянное нахождение зрительника в нижней части своей эмоциональной амплитуды – в страхах – вследствие недостаточного развития зрительного вектора в детстве или из-за стресса провоцирует его на архетипичное поведение, неадекватное современному уровню развития общества.

Жертва и жертвенность

Так, кожно-зрительная женщина, раскачивающая свои эмоции от острого ощущения страха, часто становится жертвой маньяка, прогуливаясь ночью в безлюдных кварталах или парках города. Страх, как и любая другая эмоция, имеет свой неосознаваемый запах, который притягивает своего палача.

Виктимологический комплекс, который основывается на состоянии страха в зрительном векторе и мазохизме в кожном векторе – это и есть комплекс жертвы, которая всегда притянет к себе садиста, насильника, мучителя или убийцу.

Сегодня у мужчин с кожно-зрительной связкой векторов в состоянии жертвы тоже есть свои стереотипы поведения. Например, известны случаи, когда они сами предлагали себя на съедение каннибалу или брали чужую вину на себя, стремясь к осуждению за то, чего на самом деле не совершали.

Путь развития эмоций

У человека, как и у животного, есть четыре базовых желания – есть, пить, дышать, спать. Но в отличие от животного у него появляются добавочные желания, которые и делают его человеком. Желание к созданию эмоциональных связей, что позволяло ограничить неприязнь между людьми, появилось в зрительном векторе. И причина его появления заключается в страхе за собственную жизнь.

Кожно-зрительная женщина, испытывая ужас и боясь за себя, вступилась за кожно-зрительного мальчика перед вождем, добившись запрета на ритуальный каннибализм. Это ограничение неприязни между людьми стало зачатком культуры – новым условием для человеческого общежития, которое дало возможность человечеству развиваться дальше.

Культура усложнялась и росла вместе с человечеством, проходя четыре уровня своего развития – неживой, растительный, животный и человеческий. На неживом уровне – оценивая красоту форм, на растительном и животном уровнях – усложняя эмоциональную связь со всем живым миром, на человеческом – выдвигая гуманистические идеи высшей ценности человеческой жизни.

Это происходило постепенно: от первых наскальных надписей до всемирных манифестов защиты жизни лабораторных мышек. Искусство, архитектура, творчество – это все наработки зрительных людей для всего человечества, как и развитие эмоциональной сферы. Сейчас уже представители всех векторов способны испытывать эмоции, и даже мышечник может признаваться в любви своей избраннице. Единственное отличие – сила эмоций в зрительном векторе на порядки больше, чем в других. Ведь именно через эмоции зрительники осмысливают жизнь.

Истоки жертвенности

Благодаря многотысячелетнему пути развития, человек со зрительным вектором научился трансформировать страх за себя в страх за других. Это стало предпосылкой для возникновения таких чувств как сопереживание, сострадание, сочувствие, любовь.

Жертва и жертвенность как проявления страха и любви

Достигнув высшей точки своей эмоциональной амплитуды – любви, зрительный человек становится способен ставить жизнь другого человека выше собственной. В этом и кроются истоки жертвенности – основной добродетели в культуре.

Примеры высшей степени жертвенности мы наблюдали во времена Великой Отечественной войны, когда кожно-зрительные медсестры, хрупкие девушки, выносили раненых с поля боя под свист пуль и грохот снарядов, забывая о страхе за свою жизнь. Ими двигало стремление сохранить чужую жизнь, жизнь ближнего.

Проявление жертвенности сегодня мы видим в волонтерском движении, когда люди со зрительным вектором берут на себя заботу о социально незащищенных слоях населения –сиротах, стариках, больных – абсолютно добровольно и безвозмездно, по зову сердца. Они стремятся только любить и дарить эту любовь окружающим, получая наибольшее наполнение своих желаний и осуществляя высшую реализацию зрительных свойств.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает увидеть свой потенциал, свои плюсы и минусы и выбрать лучшее из того, что дала нам природа. Продолжать оставаться жертвой или стать источником любви, ощутить счастье от своей высшей реализации – выбор за нами. Подробнее об этом на тренингах Юрия Бурлана. На бесплатные онлайн-занятия регистрируйтесь по ссылке.

Автор публикации: Марина Голомолзина, журналист
Статья написана по материалам тренингов по cистемно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Уже идут 8059 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

15 декабря

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 8059 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
15 декабря

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 8059человек

До начала тренинга осталось:

14 дн. 10 : 59 : 19

Читать по теме:

Комментарии 0

Отправить комментарий