Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Звуковой поиск Андрея Кончаловского. Фильм «Рай»

Этот фильм очень нестандартный. Построен он в форме ответа героев фильма за их земную жизнь на Высшем суде. Сцены ответа перед Высшей силой чередуются со сценами-воспоминаниями о разных жизненных событиях, так или иначе имеющих отношение к самому главному: сумел ли человек совершить то, ради чего пришел в земную жизнь, заслуживает ли он Рая.

Для чего мы рождаемся в этом мире? В чем смысл нашей жизни? Есть ли Бог? Существуют ли рай и ад? Что скрыто за внешней картиной окружающего мира, за словами и поведением людей? Эти вопросы тревожат ум представителей звукового вектора.

На эти вопросы о смысле стремится дать ответ в своем творчестве и режиссер Андрей Кончаловский, также обладающий звуковым вектором. В интервью он говорит об этом так: «Вы знаете, каждую картину вообще Художник делает, если он пытается разобраться в чем-то… Он пытается понять, зачем вообще мы живем, ну в принципе – зачем... Любая картина посвящена этому. Другой вопрос, удачно или нет. Потому что ответа на это нет…»

В поисках Рая…

Особенно интересен в ракурсе осмысления человеческой жизни фильм «Рай».

Этот фильм очень нестандартный. Построен он в форме ответа героев фильма за их земную жизнь на Высшем суде. Сцены ответа перед Высшей силой чередуются со сценами-воспоминаниями о разных жизненных событиях, так или иначе имеющих отношение к самому главному: сумел ли человек совершить то, ради чего пришел в земную жизнь, заслуживает ли он Рая.

Первое действие фильма начинается во Франции во время Второй мировой войны. Главная героиня аристократка Ольга Каменская, дочь русской эмигрантки, приехала во Францию в шестилетнем возрасте вместе с матерью. Сейчас ей больше тридцати лет. Она участвует в движении Сопротивления. Ольга спасла двух еврейских мальчиков. Спрятала их у себя дома от преследований нацистов.

Казалось бы, поступок легко объяснимый – так могли бы поступить многие из сострадания. Но другие так не поступили, именно она захотела спасти этих детей. И дело тут не только в сострадании. Ольга хотела ощутить, что живет не зря. И сделала то, что ей виделось подходящим и достаточным для оправдания собственной жизни.

За этот поступок она попала в тюрьму. А затем и в концлагерь, где вместе с ней в нечеловеческих условиях жили другие узницы. Об этом на Суде Ольга говорит кратко: «Страшно было только в самом начале. А потом не больно и не страшно. Потом все равно…»

Нежданные встречи

В концлагере героиня неожиданно встретила спасенных ею детей. Ее изумлению и возмущению не было предела. Ведь это была ее «плата за рай». Это утешало Ольгу во всех испытаниях. Она ведь совершила доброе дело. И вдруг все пропало, великодушный поступок как бы обессмыслился… Где же высшая справедливость и милосердие? Получается, что все было зря? И она так же, как и все остальные, не совершила ничего, достойного рая?

Фильм «Рай»

В лагере Ольга взяла мальчиков под свою опеку. Заботилась о них, как могла, хотя ей и самой приходилось нечеловечески тяжело. Позже ее положение значительно облегчилось, так как однажды ее заметил некогда влюбленный в нее мужчина, немец Хельмут. Несколько лет назад они в общей компании аристократов наслаждались прелестями жизни на отдыхе в Италии. Ольга тогда не ответила на его чувства, вышла замуж за другого человека.

А теперь он служит в гитлеровской армии офицером СС. Его задача – проверить недостачи в концлагере и отдать под расстрел виновных. Воспользовавшись служебным положением, Хельмут принимает Ольгу работать уборщицей в его квартире. Он до сих пор любит ее… Когда Хельмут замечает ее на складе, где она работает, разбирая вещи убитых узников, он узнает ее еще до того, как видит ее лицо, по изгибу шеи. И не может поверить своим глазам!..

Перемены внутри и снаружи

Жизнь Ольги с этого момента преображается. Больше она не страдает от голода и ужасных условий. Она счастлива, что снова может пользоваться благами цивилизации, которых лишены узники концлагеря. Радуется таким простым вещам, как прием душа, еда и напитки, возможность выспаться. Они с Хельмутом часто пересматривают видео, где снята их беззаботная довоенная жизнь. Снова проживают те давние времена отдыха в Италии… А на ночь она должна возвращаться в барак.

Ольгу раздирают противоречивые чувства. С одной стороны, она снова наслаждается жизнью. Сама себе удивляется, что начала думать о прическе, об одежде. С другой стороны, временами ей хочется убить Хельмута.

И однажды случается событие, которое превосходит все ожидания Ольги. То, о чем она уже и мечтать не могла. В один прекрасный день Хельмут вдруг говорит, что сделал документы для нее и спасет ее из этого ада. Они уедут вместе в Парагвай, а пока что паспорт дает возможность проезда в Швейцарию. В мирной стране они смогут безбедно жить…

Ольга после всех пережитых ужасов сначала не может даже поверить в такое счастье. Она словно сходит с ума и начинает биться в какой-то немыслимой эйфории, выкрикивать несусветные вещи о том, что Хельмут и все гитлеровцы – благодетели и представители высшей расы.

Но Хельмут не разделяет этих восторгов. Когда-то он пришел на службу в СС по идеологическим соображениям. Как и многие немцы, боготворил Гитлера и был уверен в победе нацистской идеи. Но теперь он уже разочаровался в успешном исходе всего задуманного. И видит, что близится конец. Понимает, что вожделенный «рай на земле для немцев» уже не построить…

Хельмут – тонко воспитанный человек, интеллигентный и образованный, большой любитель творчества Чехова. И при всем этом его, как и всех почти немцев, ослепляет идея строительства «немецкого рая». В этом он видит смысл всей своей жизни, от которого не отречется потом даже на Высшем суде. Но сейчас больная звуковая идея Гитлера о превосходстве одной нации над другими терпит крах. Поэтому теперь единственное, чего хочет Хельмут – это спасти любимую женщину. В личных отношениях он довольно чувственный и искренне стремится помочь Ольге.

«Рай» А. Кончаловского

Как попасть в Рай

Тем временем в лагере спасенных Ольгой мальчиков взяла под свое покровительство другая женщина – Роза. Ольга была рада за детей, потому что сама бы не смогла так о них заботиться. Да и бывала она теперь в бараке намного реже. И вдруг эта женщина призналась, что больна. И теперь ее должны отправить в газовую камеру как непригодную к дальнейшему труду. Она хочет передать Ольге сбережения и последнее «прости» для дочери, оставшейся в России.

Тут с Ольгой происходит что-то неожиданное, будто некое озарение. Она, разом отказавшись от всех радужных планов на будущее, принимает твердое решение пойти в газовую камеру вместо этой женщины. И тем самым спасти жизнь Розы и мальчиков, которые останутся под ее опекой.

Совершенный ранее Ольгой поступок не пропал зря. Когда-то она совершила доброе дело, спрятала детей, но ей не удалось спасти их от концлагеря. Зато сейчас у нее появилась возможность на самом деле спасти их, отдав за них свою жизнь, и оправдать себя перед Высшей силой, заслужить рай. И перед этим померк тот земной рай, который был уготован ей Хельмутом.

Внезапно для нее самой все земное утратило значение. И героиня ощутила, что нет ничего большего, чем отдать самое дорогое, что есть – свою жизнь – за других людей. Теперь их жизнь стала для нее ценнее ее собственной. И это уже было не так, как Ольга ощущала, спасая детей первый раз. Тогда она искала оправдание своего существования, но у нее еще не было безоговорочного приоритета жизни других над своей.

А сейчас она вопреки всякой житейской логике и, казалось бы, естественному желанию сохранить себя, ощутила некое наитие. И пошла путем веры, которая выше знания. Веры, что есть что-то более ценное, чем твоя собственная жизнь. И это – жизнь других…

Ольга сделала этот единственно правильный выбор. И обрела не тот казавшийся ей достаточным смысл жизни, который придумала в попытке оправдать свое существование, когда спрятала детей. Это уже был настоящий смысл полной отдачи. Теперь перед ней раскрылась бесконечность. Ольга, наконец, обрела вожделенный рай...

Что такое рай системно

Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает понять скрытый смысл столь непонятного для многих решения Ольги. Променять счастливую личную жизнь в безопасной стране на смерть в газовой камере, чтобы выжили, в общем-то, чужие для нее люди. Просто через цепочку тяжелейших жизненных событий душа Ольги проходит внутреннюю трансформацию, при которой ее ценности меняются на диаметрально противоположные.

«Рай» А. Кончаловского

Мы приходим на Землю, чтобы пройти необходимый путь развития и в итоге обрести «Рай». Мы приходим сюда эгоистами, стремясь получить как можно больше удовольствия для себя. И если бы не испытания, которые посылает нам жизнь (и в этом великое милосердие Природы), мы бы никогда не достигли вершинной точки своего развития – мы бы никогда не узнали, какое наслаждение приносит отдача, жизнь для других людей. Мы бы никогда не смогли поменять намерение с получения на отдачу. Рай для души – это жизнь в отдаче.

Системно-векторная психология дифференцирует отдачу на животном и духовном уровне. На животном уровне, в уретральном векторе, она заложена природой. Только обладатель уретрального вектора получает удовольствие от отдачи, поэтому для него является величайшим счастьем пожертвовать собой ради других.

А есть еще духовная отдача, к которой можно прийти с помощью веры выше знания, как это сделала героиня фильма «Рай». Поменяв намерение с получения на отдачу, она обрела Рай, то есть достигла того, ради чего приходила в этот мир.

Системное мышление, которое складывается на тренинге Юрия Бурлана, это путь раскрытия психики, человеческой души, осознания того, как устроены мир и наше взаимодействие в нем. Когда мы перестаем воспринимать мир только через себя и начинаем его видеть объективно, через восемь мер, образующих психику человека и всю нашу действительность, мы осознаем, что все люди – единое целое.

Наша психика едина. Поэтому отдача другим – это все равно что отдача себе. Раскрывая вид в себе, то есть понимая другого как себя, человек естественным образом начинает жить в отдаче, обретает в душе состояние Рая, еще будучи на Земле. Начинает ощущать сумасшедшее счастье отдачи.

Больше, чем кино…

«Рай» Андрея Кончаловского – это больше, чем кино. Герои не играют, а проживают особые состояния, испытывают неподдельные эмоции. И зритель не наблюдает происходящее на экране, а ощущает, что находится рядом с каждым из них. Вживую слышит эти истории-исповеди. Их рассказывают с экрана искренне, без всяких прикрас, будто ведут со зрителем доверительный разговор с глазу на глаз.

Сначала создается впечатление, что перед нами мелькают документальные кадры черно-белой хроники, а потом вообще забывается, что это фильм. Все предстает перед зрителем максимально реалистично. Каждое событие, слово, жест. Героям веришь и проживаешь все вместе с ними.

Режиссер, рассказывая о съемках фильма, говорит, что старался заставить артистов не играть, а именно жить в фильме. Создавал им такие ситуации, чтобы раскрыть перед зрителем невидимую суть человека, которую нельзя сыграть.

Андрей Кончаловский считает задачей искусства показывать то, что невидимо. Как обладатель звукового вектора, он гениально ощущает, что за внешней картиной мира, за поведением и словами любого человека скрыто то, что нельзя увидеть невооруженным глазом. И сыграть это нельзя. Это можно только прожить.

Фильм «Рай» А. Кончаловского

Фильм «Рай» по праву можно отнести к мировым шедеврам. Это, несомненно, вершина творчества великого режиссера. О дальнейших творческих замыслах Андрей Кончаловский, верный звуковому поиску ответов на вечные вопросы, говорит, что его роль для народа не в публицистике, а в том, чтобы как Художнику сделать еще несколько попыток понять человеческую суть.

Мастер своего дела намерен продолжать творить. Остается только пожелать ему дальнейших успехов и вдохновения. Звуковому гению, который так реализует свой талант, подвластны любые творческие вершины.

Увидеть невидимое, раскрыть смыслы, спрятанные за внешней картинкой… Это извечное звуковое желание сегодня, наконец, можно осуществить. Любые самые загадочные тайны человеческой души математически точно раскрывает системно-векторная психология Юрия Бурлана. Если и вы относитесь к тем, кто ищет во всем скрытые смыслы, регистрируйтесь на бесплатный онлайн-тренинг по ссылке.

Автор публикации: Ольга Ермакова, экономист
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 78529 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

13 апреля

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 78529 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
13 апреля

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 78529человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 5
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Natalie Michel 03 февраля 2018 в 16:02

Потрясающий фильм!
Глубокая работа режиссёра.
Великолепное, безупречное актёрское мастерство.

И такая замечательная системная статья.

Браво!

Денис Сергеев 29 июня 2017 в 21:06

Очень интересный обзор. В процессе размышлений появился вопрос..: почему ее жизнь не могла продлиться дольше после того как она нашла настоящий смысл?

Ольга Ермакова 30 июня 2017 в 02:06

Спасибо, хороший вопрос.
Ее жизнь продлилась. Настоящая жизнь, которая не заканчивается со смертью тела.
Помните, как в Мастере и Маргарите Азазелло говорит Мастеру: "...как же вы можете быть мертвы? Разве для того, чтобы считать себя живым, нужно непременно сидеть в подвале, имея на себе рубашку и больничные кальсоны?"
Когда начинаем наблюдать через вектора устройство нашей психики, мы уже начинаем понемногу воспринимать не только конечную форму жизни, но и бесконечную, вечную...
Почему каббалисты не замечали смерть своего тела. Потому что они обрели несравнимо большее - бесконечность. Явственно и четко ощущали, так, как другие люди ощущают ясно и четко физический мир, они ощущали мир бесконечности, настолько больший, чем тело, что уход тела могли не заметить... И они ничего не теряли, наоборот, обретали большее...
Так и героиня фильма не утратила жизнь, а обрела ее - вечную жизнь...
Немного грубый пример можно привести: когда ребенок начинает ходить, у него уже нет необходимости ползать. И мы не удивляемся, почему он больше не ползает, а уже ходит и бегает... Просто произошло развитие и уже нет необходимости ползать... Пройден этап, достигнуто все, что требовалось...
Рай обретен...

Виктория Винникова 28 июня 2017 в 18:06

Андрей Кончаловский считает задачей искусства показывать то, что невидимо. Как обладатель звукового вектора, он гениально ощущает, что за внешней картиной мира, за поведением и словами любого человека скрыто то, что нельзя увидеть невооруженным глазом. И сыграть это нельзя. Это можно только прожить.

согласна с каждой буквой. Фильм гениальный

Ольга Ермакова 30 июня 2017 в 02:06

Гениальный режиссер и гениальный фильм, да... Очень сильное впечатление произвел... Смотрела фильм дважды. Со мной такое редко случается...