Литература

Харуки Мураками. Часть 2. «Слушай песню ветра»

Миры Мураками таинственны, увлекательны, притягательны для ищущих смысл не в серых буднях, а внутри себя. Способно ли чтение романов Мураками или других талантливых писателей принести нам ощущение наполненности?

Начало здесь

«Мир так огромен, а тебе нужно совсем мало, чтобы укрыться, – всего ничего, но и этого крошечного клочка пространства нигде нет»

Мураками создает своего узнаваемого и проходящего через многие произведения героя. Его собирательный герой – молодой человек до 30 лет. Живет один. Готовит еду, слушает пластинки, бегает, часами сидит в библиотеке, занимается сексом, плавает в бассейне, ДУМАЕТ. К этому прибавляется какая-то задача героя, выходящая за рамки привычной реальности. Он что-то ищет. Где-то за гранью этой реальности.

И казалось бы, ничего особенного. Неудачник? Изгой? Ненормальный? Но многим звуковикам из-за схожести внутренних состояний хочется зайти к этому герою в гости на его замысловатый (по крайней мере, для русского восприятия) ужин или подсесть в библиотеке. Зачем? Чтобы помолчать вместе, почувствовав, наконец, что ты не одинок.

Истории на грани реальности

Именно этим близким и до жгучей боли в груди знакомым ощущением одиночества и оторванности от интересующей всех остальных реальности привлекает Мураками свою звуковую аудиторию. Сам автор в одном из редких интервью рассуждает:

«Видимо, у меня есть способность схватывать и передавать те чувства тревоги, недовольства, фрустрации, те идеалы, те радости, которыми живут люди»

Системно-векторная психология Юрия Бурлана утверждает, что таких ищущих не пойми чего «аутсайдеров» во всем человечестве около 5%. Они как бы вне материального мира, вне сложенных канонов понимания реальности. Они хотят найти смысл своего существования. Они хотят распознать душу. Именно звуковики, читая про похожие на свои состояния, находят временное наполнение своей вечно ноющей пустоты внутри.

Но устойчивое ощущение, что ты не одинок, возникает только тогда, когда понимаешь человека во всех его гранях психического. Иначе ни книга, ни разговор с другом не заштопают прорезь в сердце. Ты вроде поделился, получил порцию понимания, но остался с самим собой, и боль снова подступает.

«Когда тебе не с кем поделиться одинокими мыслями, мысли начинают делить тебя между собой»

«Темнота внутри человека» – излюбленная тема Мураками. Сюжет как бы движет энергия подсознания. Восточная философия гласит, что нет зла, есть непонятое. И герои раскапывают это непонятое внутри себя.

Харуки Мураками

Некоторые критики творчества отмечают, что Мураками удается создать альтернативную этику, базирующуюся на буддийской философии, но пытающуюся ответить на вопросы современности о том, как не потерять себя, когда из-под ног уходит все, во что привычно было верить.

Стиль жизни героев Мураками описывают как нечто среднее «между дзэном и джазом» – «jazzen», «джазовый дзэн».

Терапевтичны для звуко-зрительного восприятия истории на грани реальности и фантастики, логичных умозаключений и нелогичных поступков, смешанных чувств и непрекращающегося поиска чего-то в мире, где можно увидеть на небе две луны, где ключом к вечной любви служит Симфониетта Яначека, где от бессмысленности бытия можно укрыться в колодце.

«Мир без любви – все равно, что ветер за окном. Ни потрогать его, ни вдохнуть»

Каждый роман Мураками пронизан историями любви. Она кажется странной и непонятной, но автор точно и системно улавливает суть этого чувства на современной стадии развития человека.

«Обнимая друг друга, мы делимся своими страхами»

Зрительные люди имеют корневую эмоцию страха. И их желание – чтобы этот страх кто-то наполнил любовью. Такова картина самого эмоционального вектора в системно-векторной психологии, который вместо развития в себе свойств сочувствия и сопереживания зациклен только на себе и продолжает бояться вне объятий.

Сексуальная тема в романах Мураками занимает не последнее место, чувственно вплетаясь в повествование. Кому-то это помогает лучше уловить состояния героя. А кого-то отвращает от чтения книги. Но нужно понимать причины явления. Ведь общедоступность секса стала для Японии острым социальным вопросом.

Девочки сдают свои ношеные трусики для продажи. Мужчины читают порнографическую мангу прямо в поездах метро, ходят в кукольные публичные дома, смотрят хэнтай (аниме с яркой эротической направленностью). При этом все больше людей отказываются от реального секса, называя себя нейтральными. Что стоит за кажущейся извращенностью?

И снова причина кроется в особенностях психики и в ментальной надстройке японского общества. Кожный менталитет, обращенный внутрь, сочетается в японцах со звуковой направленностью их культуры.

Но и звук тоже не приобретает навыка использования своего потенциала наружу. От этого человек испытывает колоссальные фрустрации. Снять их можно через осознание природы человека, своего Я, которое познается только в сравнении, через глубокое понимание других людей. Другими способами можно лишь получить временное облегчение депрессивных звуковых состояний.

Например, ненаполненный звук в попытке снять напряжение приводит к распространению порнографии, что, в свою очередь, делает кожный вектор с и так невысоким либидо почти асексуальным.

«Я покосился на ее грудь. Пухлые округлые бугорки медленно поднимались и опускались в такт дыханию, напоминая морские волны… Я – одинокий мореплаватель на палубе, она – море… И никак не отличишь, где море, а где небо. Не разберешь, где мореплаватель, а где само это море. И так же трудно провести грань между реальностью и движениями души»

Многочисленные эротические сцены в романах Мураками – своего рода тоже снятие напряжения с героя, да и с читателя. Такая особая японская терапия потерявшегося в лабиринтах собственного сознания звуко-зрительного человека. При этом в чувственные описания сексуальных сцен или фантазий вплетаются еще и философские размышления.

Харуки Мураками

Звуковой выход к другим людям

Мураками несколько лет прожил в США, преподавая в Принстоне. Ему там нравилось, его там «никто не трогал». Но шокирующие новости приходят из родной страны. Сначала о землетрясении в Кобэ, унесшем более пяти тысяч жизней, потом о взрывах в токийском метро, организованных японскими сектантами.

Мураками признается, что тогда ясно почувствовал: до этого он был просто эгоистичным писателем. Теперь же ощутил ответственность за свой народ и острое желание ему помочь, разобраться с истоками острых проблем в обществе. Он возвращается в Японию и несколько лет работает над документальной книгой «Подземка», пытаясь прояснить причины происходящих в Японии катаклизмов.

Это пример выхода звуковика наружу, к другим людям, в попытке распознать, что ими руководило, что привело к таким последствиям и как этого избежать впредь.

Мураками проводит интервью как с жертвами терактов, так и с их зачинщиками. Писателя поражает готовность сектантов отдать свои «эго» в распоряжение гуру, чтобы он думал и принимал решение за них.

«Вы уступили свое «Я», вы уступили подлинник, а в качестве компенсации получите лишь тень»

Поражает писателя то, что сами жертвы признались в своей готовности такое совершить, если бы им приказали.

«Это в психике. Это ужасно»

Вывод – нужно думать своей головой. Не поспоришь. Но кто бы знал как? Системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает, что очень многие в наше время руководствуются до сих пор примитивным наглядно-действенным мышлением (что показали, то и сделаю). Ведь думать самому так энергозатратно!

Проблема еще и в том, что мы просто не знаем, как принимать решения за самого себя, ведь мы и себя не знаем. С пониманием векторов приходит осознанность в ежедневном, ежесекундном выборе, который совершает человек за себя и сам несет за него ответственность.

Мураками не обвиняет ни одну из сторон в произошедшем. Осознавая общее болезненное состояние японского общества, расценивает его как развал системы изнутри, влекущий за собой такие последствия.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана дополняет, что причина всех происходящих с человечеством катаклизмов – это прежде всего отголосок внутренних плохих состояний людей. Так, особо болезненное массовое звуковое неудовлетворенное желание приводит японский народ к серьезному напряжению внутри каждого человека, внутри всего общества. Более того, процесс этот повсеместный, с некоторыми отличиями ввиду разницы менталитетов разных стран.

«Снаружи нет ничего, нет ничего вне твоей головы. Все внутри нее. Все реальности – в твоих нейронных синапсах»

Миры Мураками таинственны, увлекательны, притягательны для ищущих смысл не в серых буднях, а внутри себя. Способно ли чтение романов Мураками или других талантливых писателей принести нам ощущение наполненности? Безусловно. Но на какое-то время. В этом отрывке ты узнаешь себя, в этом – что-то понимаешь о подруге, в этом – герой будто задается твоими собственными внутренними вопросами, и болит у него очень знакомо.

Харуки Мураками

На уровне ощущений Мураками удается очень точно передать блуждания звуковика без фонаря и ориентира по закоулкам подсознания с множеством неотвеченных вопросов. На осознанном же уровне ощущение одиночества и конечности существования проходит только тогда, когда мы в своем понимании умещаем весь спектр и объем разноплановой, но закономерной человеческой психики.

Это понимание дает системно-векторная психология Юрия Бурлана. Чтобы выбраться из мучительных лабиринтов подсознания, чтобы понимать свои внутренние индивидуальные и социальные особенности осознанно, чтобы читать все слои художественного текста и реальности, регистрируйтесь на бесплатный онлайн-тренинг по системно-векторной психологии здесь.

Автор публикации: Татьяна Кузьмина, консультант по образованию за рубежом
Статья написана по материалам тренингов по cистемно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Уже идут 8603 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

15 декабря

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 8603 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
15 декабря

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 8603человек

До начала тренинга осталось:

14 дн. 10 : 59 : 19

Читать по теме:

Комментарии 0

Отправить комментарий