Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Системно-векторная психология и профориентация

Во всех случаях сюжет один: учимся непонятно на кого, работаем вообще в другой отрасли, получаем ненавистный диплом и кладем на полочку. Спрашивается: кому это нужно

Сегодня речь вновь пойдет о применении знаний, которые дает Системно векторная психология, на практике. Мы обсудим такую важную в жизни каждого человека тему, как профориентация. Почему эта тема столь значима?

Лично я никогда не сталкивалась с проблемой профориентации. И до того, как Системно векторная психология вошла в мою жизнь, и после этого. Мне всегда казалось, что нет ничего проще, чем понять, чем ты, действительно, хочешь заниматься по жизни. Достаточно прислушаться к своим желаниям. Так думала я, потому что мне повезло. Вышло так, что однажды я осознала, что филология – это мое. Ну а раз я решила, то никто не мог меня переубедить: родители спорить не стали и отправили меня на дополнительные курсы по подготовке к поступлению.

И чем больше ходила я в Школу юного филолога, тем более понимала, что это именно мой путь. Чем больше я занималась русским языком, тем больше я видела, что у меня есть способности. Я всегда интуитивно руководствовалась принципом: заниматься по жизни тем, что приносит удовольствие. Филологический факультет мне, абитуриенту, представлялся каким-то сказочным и таинственным местом, где изучают древние языки и фольклор. Я по-настоящему мечтала туда поступить и по-настоящему рада была там учиться (хоть некоторые дисциплины и сводили с ума).

К выбору профессии я подошла с той же самой стороны: что нравится, что лучше всего получается, то и нужно. Но…

Я – это я, и если у меня в жизни получилось так, это не значит, что так получается у каждого. Много людей приходит с этим вопросом и на тренинги по Системно векторной психологии. По опыту наблюдения за моими знакомыми, скажу, что чаще выбор профессии происходит по-другому. Например, многие ищут специальность с точки зрения престижности специальности и размера последующей зарплаты – как итог, обучение приносит страдание, т.к. ничего не получается. Или же мама с папой решают, что сын или дочь должны учиться именно на каком-то конкретном факультете. А ребенок потом 5 лет терпит нелюбимую специальность, а работать так и не сможет – все профессии, связанные с опостылевшей специальностью, раздражают. Бывает так, что идут туда, куда пошли друзья. Иногда вообще критерием выбора являются баллы ЕГЭ: куда человек может пройти по баллам, туда и идет. Лишь бы корочки получить.

Во всех случаях сюжет один: учимся непонятно на кого, работаем вообще в другой отрасли, получаем ненавистный диплом и кладем на полочку. Спрашивается: кому это нужно?

Очень часто старшеклассники, доучившись до 11 класса, никак не могут решить, куда же они хотят поступать. Причин тому – множество. Кто-то привык, что за него всё решают родители. А кто-то просто еще не нашел ту самую стезю, которая, действительно, его. А если речь идет о подростках со звуковым вектором, то очень часто они испытывают апатию перед будущим: я — то все могу, но какой в этом смысл? А раз смысла нет, то и делать ничего не буду. Много видела на тренинге по Системно векторной психологии людей с похожими мыслями.

Когда мы учились в 10-11 классах, к нам постоянно приходил школьный психолог с тестами по профориентации. Считалось, что тесты помогают понять, какая профессия тебе более всего подходит. Смысл большинства вопросов один и тот же: из двух предложенных профессий выбираешь одну. Потом тебе выдают результат: направление деятельности, которое лучше всего подходит. Не могу сказать, что такие тесты были плохими. Они помогали только в том случае, если ты уже сам знаешь, что тебе нужно. Тогда они служили как бы подтверждением выбору, хотя на самом деле он и так уже был сделан. Некоторые вопросы, типа: «Кем бы ты предпочел работать: директором или лесником?» меня прямо, скажем, вводили в ступор. А если мне ни то, ни другое не нравится?

Системно векторная психология не предлагает никакого тестирования, потому что большинство ныне существующих тестов носит субъективный характер: по ответам всегда можно предугадать результат. Лично мне очень сложно бывает отвечать на различного рода психологические опросники, потому что я никак не могу разобраться, какой ответ все-таки выбрать. Иногда мне кажется, будто в тестах я приукрашиваю себя, иногда мне кажется, что, наоборот, уничижаю. Очень сложно объективно относиться к себе: результаты, как следствие, получаются неосознанно подогнанными. Да и любой специалист вам скажет: тесты неэффективны.

Тогда как правильно выбрать специальность и профессию?

Прежде всего, хочется выразить немой укор родителям, которые всегда «знают лучше, что ребенку нужно». Увы, жизнь показывает, что родители знают только себя и свои желания. Да, все мы хотим для родной кровинушки только добра и счастья. Мы хотим, чтобы он хорошо зарабатывал, занимался путным делом, но некоторым людям за всю жизнь в голову мысль не приходит: «Может, то, что я считаю «путной специальностью» — это не истина в последней инстанции?»

Системно векторная психология меняет это восприятие. Многие люди осознали, что они ошибались. Совершали ошибки в отношении детей, близких, родственников. Оценивали других через себя, не могли или не хотели видеть желания других. Конечно, они все это делали из самых лучших побуждений, желая самого лучшего своим детям и это не поиск правых и виноватых. Но знаете, мне кажется, лучше это осознать до того момента, как наломаешь дров. Иногда уже бывает поздно: когда твоему ребенку 30, и он так и не устроился в жизни, потому что ты сам настоял на том, чтобы он отправился учиться на ту специальность, которая нравилась тебе, а не ему.

На что предлагает ориентироваться Системно векторная психология при выборе специальности? Прежде всего, на природные данные каждого конкретного человека, на его векторальный набор и степень развития векторов.

Я приведу примеры, какие специальности, как это рассматривает Системно векторная психология, подходят людям с теми или иными векторами.

Кожный вектор

Люди с кожным вектором обладают следующими качествами: логическое мышление, гибкость ума, лидерские качества. Они не усердны и нетерпеливы, стараются всё делать быстро, мгновенно. Цифры – родня стихия людей с кожным вектором: с детства имеют привычку считать все подряд (ступеньки ли, мимо проезжающие машины ли). Системно векторная психология отмечает, что кожники – отличные продавцы и бизнесмены, экономисты и математики, организаторы и управляющие, поэтому такие специальности, как Менеджмент, Экономика, Государственное управление им подойдут идеально. То, где необходим расчет и гибкий ум.

Кроме того, кожники в развитом состоянии – отличные юристы и политики. Ведь именно люди с кожным вектором, Системно векторная психология обращает особое внимание на это, были создателями закона.

Что еще подойдет обладателю кожного вектора? Ведь помимо всех перечисленных качеств, кожники обладают отличными физическими данными для того, чтобы стать спортсменами или танцорами. У таких людей отличное чувство ритма, ловкие руки, быстрые ноги, гибкое тело. Поэтому, если ваш ребенок с детства занимается спортом, то построить карьеру в этой области ему не составит особенного труда.

В современном большом городе практически не бывает людей без верхних векторов, а они очень меняют картину.

Анальный вектор

Людей с анальным вектором можно легко узнать по следующим качествам: хорошо развитое аналитическое мышление, способность классифицировать, усердность, внимательность к деталям, кропотливость, аккуратность, перфекционизм, терпеливость, хорошая память, любовь к прошлому, способность доводить начатое до конца, педагогический талант. Системно векторная психология очень подробно рассматривает все особенности их психики. Кроме всего прочего, анальники отлично выполняют ту работу, где необходимы «золотые руки»: превосходно мастерят, шьют, чертят, лепят и пр.

Получается, что люди с анальным вектором – это всегда специалисты своего дела: мастера, ремесленники, чертежники, повара. В сочетании со зрительным вектором – это ювелиры, художники, скульпторы, фотографы, режиссеры, ученые (историки, например). В сочетании со звуковым – писатели, литературоведы.

Не стоит также забывать, что анальники – превосходные учителя и преподаватели.

Уретральный вектор

Профессии, которые занимает человек с уретральным вектором (обладатель тактического мышления, как классифицирует Системно векторная психология), мы рассматривать не будем. Почему? По нескольким причинам:

  • Уретральник, в принципе, может заниматься чем угодно, если сам этого захочет. А если захочет, то будьте уверены: это у него получится лучше всего
  • Нет таких профессий и специальностей, созданных специально для людей с уретральным вектором. Вождь – его профессия
  • Системно векторная психология показывает, что уретральник – всегда вождь и движется в том направлении, в котором ему нужно. Поэтому вопрос: «Куда отдать уретральника?» — звучит странно, ваше мнение ему не указ. Сам выберет. Вам нужно развивать его, научить его работать на стаю. Многое будет зависеть и от его дополнительных векторов

Зрительный вектор

Образное мышление, превосходное чувство стиля, безупречный вкус – далеко не главные качества людей со зрительным вектором, но и по ним можно понять, какие специальности идеально подходят зрительникам. Так анально-зрительные люди становятся дизайнерами и художниками, ювелирами, фотографами, режиссерами и декораторами. Кожно-зрительные девочки и мальчики занимают свою нишу в модельном бизнесе.

Кроме того, развитый зрительный вектор – это еще и высшая степень эмпатии. Поэтому люди с кожно-зрительной связкой – превосходные психологи и психотерапевты, социальные работники, волонтеры, а также учителя, воспитатели. Как это раскрывает Системно векторная психология, кожно-зрительный мальчик в современном мире становится и менеджером, и секс-символом, певцом. В принципе, он тянется туда же, куда и кожно-зрительная самка, да вот только до эмпатии пока не дорос, поэтому психотерапевтом ему пока не быть. А если он с анальностью, то это уже другой разговор.

Анально-зрительные ребята так же становятся замечательными врачами и ветеринарами, они также хорошо подходят на роль учителей. Такой, при хорошем состоянии векторов, может реализовать себя во многих профессиях. От бухгалтера, до модного дизайнера, художника.

Ну и, наконец, зрительный вектор – это еще и отличные актерские данные, умение вести себя на сцене. Актеры и певцы (одним словом, артисты) – это тоже к зрительникам. Журналисты (репортеры), ведущие, гиды – туда же.

Звуковой вектор

Абстрактное мышление, нестандартный взгляд на вещи, способность к языкам, дар письменного слова, умение рождать идеи, желание познать секреты мироздания – всё это черты звукового вектора.

Системно векторная психология показывает, что звуковик тянется к физике, математике, лингвистике, философии. Может стать инженером-изобретателем, разработчиком, программистом, великолепными шахматистом, переводчиком. Многое решают нижние вектора звуковика, так звуковики с анальным вектором более склонны заниматься письменными переводами, они не успевают переводить так молниеносно, как это делает кожный звуковик, который чаще реализует себя как синхронный переводчик.

Звуковики с анальным вектором – это писатели, философы, литературоведы, критики, психиатры, ученые.

Не стоит также забывать, что все люди со звуковым вектором имеют отличный (а часто даже идеальный) слух, поэтому очень часто они становятся музыкантами.

Оральный вектор

Люди с оральным вектором, поэтому из них получаются превосходные ораторы и комики. Они часто находят себя в качестве участников КВН, превосходно справляются в роли тамады или ведущего. Кстати, оральники хорошо выполняют задачи по «убалтыванию» собеседника. Например, кожно-оральные товарищи – идеальные менеджеры: говорят очень убедительно, впихивают товар за милую душу.

Более того, оральный вектор предполагает наличие еще и кулинарных способностей. Люди с анально-оральной связкой – виртуозные повара.

Обонятельный вектор

Самый редкий и самый «загадочный» вектор, который рассматривает Системно векторная психология. Обонятельный вектор – это всегда невербальное, интуитивное (если можно так выразиться) мышление. Превосходный стратег, который всегда знает наперед, что ожидать от того или иного человека, от той или иной компании. Люди с обонятельным вектором – идеальные советники для любого руководителя. Они всегда знают, как привести компанию к процветанию, т.к. чувствуют, «откуда дует ветер».

В сочетании с кожным вектором они отличные финансисты, разведчики.

Что делать, если векторов много? Ведь у современного человека насчитывается в среднем от трех до пяти векторов! Здесь нужно кроме векторального набора учитывать состояние векторов, а также опираться на свои собственные желания. Ведь человек, на самом деле, знает, чем ему нужно заниматься: просто нужно понять, какие из твоих желаний – твои, а какие навязаны родителями или иными обстоятельствами. В этом плане, после тренинга по Системно векторной психологии, выбор становится проще, на тренинге начинаешь понимать, какие желания твои собственные и их реализация действительно принесет тебе удовольствие, а какие навязаны извне обществом, родителями, друзьями и тд.

Когда выбираешь специальность или профессию, нужно всегда задавать себе один и тот же вопрос: «А почему я хочу заниматься этим?» Потому что получаю удовольствие от этого или потому что так хочет мама, а я боюсь ее расстроить? А может быть, мне просто страшно идти в незнакомое общество, поэтому я иду лишь бы куда, но с подружками? Или мне хочется выполнять данную работу, потому что мой кумир занимается этим? Или я намеренно отказываюсь от любимого занятия, потому что мне общество внушило, что денег на этом деле не заработаешь?

Знаете, когда я шла на филолога, мне все, как один говорили: «И кем ты потом станешь?» Родители говорили: «Ну, будет учителем, что уж теперь». Все вокруг пугали, что это самая не престижная профессия. А на деле? А на деле филологи нужны всем. Это я вам серьезно говорю. Если ты – специалист своего дела, если ты любишь то, чем занимаешься, и выполняешь работу, связанную со специальностью, на высшем уровне, то ты нужен везде. И везде найдешь себе нишу и применение.

Нет ничего печальнее человека, который занимает не свое место, который ненавидит свою профессию. Он по-настоящему несчастен, а жизнь его превращается в бесконечные унылые будни. Так почему бы не разобраться, наконец, какое место твое?

Если вы хотите понять, какая профессия будет доставлять вам наибольшее удовольствие, начните с бесплатных онлайн-лекций по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь по ссылке.

Автор публикации: Вера Агибалова
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии. Уже идут 69727 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 69727 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 

Даты лекций будут
скоро назначены

Комментарии 4
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Oksana Levitasova 04 апреля 2021 в 15:04

Подскажите пожалуйста, а что делать если мне все( ну почти всё) нравится, мне 40 лет, а я так и не остановилась на чем-то одном, люблю учиться ( 6 дипломов), но не могу определить, что важнее: где-то график работы подразумевает не видеть семью, где-то времени нет для постоянного проф. роста...), и вообще не могу совместить работу и семью т.к. не умею быть многозадачной( точно не кожник), как будто сижу на двух стульях: семья и работа, муж меня понять не может, мол "мне б твои спасобности я б...", а я вижу чем уже всё закончится, чем прийдется пожертвовать, сейчас пока дети ещё несамостоятельные никто кроме меня не может им "угодить"т.е. удовлетворить их потребности в воспитании, ЗОЖ, ( реально ещё не встретила лучшей няни, учителя, врача, психолога...), а потребность-то в реализации осталась, что делать?

Настя Бобыкина 05 апреля 2021 в 21:04

Здравствуйте, Оксана!
Замечательно, что вам все нравится, пробуете себя в разных сферах деятельности и желаете развиваться!!! Для людей с определенным типом психики приобретение новых знаний – наслаждение. Им очень нравится учиться, передавать знания подрастающему поколению и применять их на практике. Остановиться на чем-то одном, действительно, бывает не просто. Особенно когда стоит непростой выбор: работа, профессиональный рост или семья и дети. Ведь это все важно и не просто поставить что-то в приоритет.
В жизни бывают обстоятельства, в силу которых нет возможности реализовать весь багаж знаний. Тогда мы начинаем искать другие способы реализации – чрезмерная забота о близких, тревожность.

А может быть, вы ищете каких-то определенных знаний, просто не можете пока понять каких именно. Возможно те знания, которые вы ищете не находятся в материальном мире? Бывает, люди ищут везде, но не могут даже понять, что именно они ищут. Может, и вы пытаетесь найти это что-то?

Приходите на цикл бесплатных лекций и вы сможете лучше понять себя и определиться с выбором. Удачи!

Мария Лесина 03 сентября 2020 в 10:09

Напишите пожалуйста, какие профессии подходят людям с вектором зрительным кожным звуковым и обонятельным? правда ли что вектора отражаются и на внешности - то есть большие глаза и художников всегда, уши у музыкантов? и по какой причине если я зрительный вектор я не могу себя годами заставить рисовать хотя есть способности и вроде это даже нравится? ничего не могу закончить до конца и например при всей любви к иллюстрации проиллюстрировать книжку мне кажется было бы сложно -долго и скучно?

Настя Бобыкина 03 сентября 2020 в 15:09

Здравствуйте Марина!
«правда ли что вектора отражаются и на внешности - то есть большие глаза и художников всегда, уши у музыкантов?»
- Вектора отражаются на внешности, но в современном мире люди, в основном, имеют по 3-5 векторов. А некоторые и все 8. Поэтому сказать, что у людей со зрительным вектором всегда будут большие глаза, а у людей со звуковым – большие уши, нельзя. Да и звуковой, зрительный вектор – это особое развитие соответствующих отделов мозга, а не внешних данных.
«по какой причине если я зрительный вектор я не могу себя годами заставить рисовать хотя есть способности и вроде это даже нравится?»
- Возможно, у вас есть какая-то детская травма или ложная установка, которая не позволяет Вам заниматься тем, что Вам нравится, то что приносит Вам удовольствие. Здесь поможет полный тренинг. На нем вы сможете понять, что мешает Вам рисовать и избавиться от преграды.
«ничего не могу закончить до конца и например при всей любви к иллюстрации проиллюстрировать книжку мне кажется было бы сложно -долго и скучно?»
- Люди с кожным вектором не те, кто заканчивает – это люди, которые начинают. Они же не могут сидеть долго над одним делом. Для них это действительно скучно и долго.
«какие профессии подходят людям с вектором зрительным кожным звуковым и обонятельным?»
- Когда у человека много векторов, то надо прислушаться к себе, к своим желаниям. Выбрать профессию, которая будет доставлять вам удовольствие. Если профессия не приносит вам наслаждения – это не ваша профессия.
Если Вы не можете понять, чего вы хотите или не можете отделить свои желания от желаний значимых людей приходите на тренинг – это лучший способ понять себя.