Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Нравственное воспитание, или Как научить свободе

Задачи нравственного воспитания детей можно определить достаточно чётко: ребёнок должен вырасти честным, порядочным, милосердным, терпимым к недостаткам других. С какого же возраста и каким способом следует развивать в ребёнке представления о культуре, воспитывать нравственное чувство?

Нравственное воспитание в эпоху падения нравов

Когда мы говорим о развитии ребёнка в соответствии с возрастом, прежде всего, подразумевается его физическое и интеллектуальное развитие. Для определения соответствий существуют специально разработанные тесты. Если результаты неутешительны, мы стараемся восполнить пробелы усиленным питанием, гимнастикой, интеллектуальными играми. Мы огорчаемся, когда наши старания не приносят желаемых результатов, и гордимся, если ребёнок демонстрирует выдающиеся способности в математике, искусстве или спорте.

Современная жизнь требует повышенной адаптации к постоянно меняющимся условиям, и заботливые родители стремятся соответственно «упаковать» ребёнка во взрослую жизнь, справедливо считая, что чем больше и разнообразнее багаж знаний и умений, тем шире адаптационные возможности индивида. Что касается духовно-нравственного воспитания, мнения родительской аудитории расходятся. Некоторые считают, что воспитание культуры поведения у детей происходит само собой по аналогии с культурой окружения, а вот нравственное воспитание если и необходимо, то «в разумных пределах», нравственность сковывает свободу человека, загоняя его в рамки «принципов».

О нравственном воспитании детей дошкольного возраста, а также о влиянии нравственности и культуры на свободу человека поговорим в этой статье.

Запрещать нельзя разрешать

Жёстких критериев уровня нравственного воспитания не существует, а ведь нехватка нравственности очень заметна. Стоит некоторое время пообщаться с человеком, чтобы понять, что он лжив, эгоистичен или нечист на руку. Задачи нравственного воспитания детей можно определить достаточно чётко: ребёнок должен вырасти честным, порядочным, милосердным, терпимым к недостаткам других. С какого же возраста и каким способом следует развивать в ребёнке представления о культуре, воспитывать нравственное чувство? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Многие считают, что детство не должно омрачаться запретами, вырастет — успеет ещё быть всем обязанным.

Можно ли добиться эффективности культурного воспитания, не прибегая к запретам? Часто можно наблюдать ситуацию, когда ответом на внешний контроль является вполне корректное поведение, в то время как внутреннее состояние детей не затронуто, и при первом же удобном случае сдерживаемое естество прорывается наружу враньём, чёрствостью, безответственностью, распущенностью и духовной пустотой.

Программа нравственного воспитания детей, вне всякого сомнения, должна строиться на глубоком понимании структуры психического бессознательного, только тогда воспитание культуры поведения будет подкреплено у детей внутренним духовным, нравственным чувством — совестью, о которой академик Д. С. Лихачёв писал: «Совесть не только ангел-хранитель человеческой чести — это рулевой его свободы, она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни, особенно современной». Без запретов здесь не обойтись.

Секреты воспитания вежливого ребёнка

Хотя вежливость ещё не показатель глубокой внутренней культуры, трудно представить себе культурного человека невежей. Учить ребёнка культуре поведения и вежливости необходимо с самых ранних лет, а успех этого колоссального труда всецело зависит от понимания родителями, какое скрытое психическое живёт ребёнком — непоседливая кожа, непокорная уретра, основательная анальность или мощная мышечность.

Системно-векторный психоанализ учит определять структуру психического с самого раннего возраста. К двум годам можно с уверенностью говорить о наличии у ребёнка одного или двух нижних векторов, к трём-четырём годам становятся очевидными верхние векторы. Системно мыслящий родитель чётко знает, как развить эти векторы, чтобы ребёнок чувствовал себя адекватно и был доброжелательно принят в кругу себе подобных.

Ещё задолго до ранжирования в стайке сверстников малыши осознают своё место в первичной социальной ячейке — семье, где и получают первые уроки социально-нравственного воспитания, необходимые для дальнейшей адаптации детей в социуме. Основой такого воспитания на первых порах является понимание запрета на те или иные действия спонтанного характера, т.е. выработка произвольного поведения. Культурное воспитание детей — это целенаправленная работа по осознанию ребёнком запретов, необходимых для комфортного совместного бытия всех членов семьи, начинать её необходимо с самого раннего возраста.

Двухлетний ребёнок вполне способен понимать, что есть руками, громко кричать, толкаться и драться плохо. Тем не немногие родители, наткнувшись на сопротивление детей некорректному (немотивированному, с точки зрения ребёнка) запрету, предпочитают разрешать своим чадам решительно всё. Оправдывают они себя «свободой личности» ребёнка и тем, что он ещё маленький и не понимает. Такие дети — настоящий ад не только для окружающих, но и для самих себя.

Культура в коллективном психическом наших предков проявилась системой запретов на первичные позывы, но если в основу воспитания культуры поведения у детей закладывать только запрет, устойчивого результата не добиться. Более того, у некоторых детей категорический запрет может вызвать реакцию протеста в виде истерики, ступора или абсолютного неповиновения. Причины запрета нужно донести до ребёнка не только в соответствующей возрасту форме. Содержание запрета должно чётко соответствовать структуре психического конкретного ребёнка.

Кожному ребёнку достаточно объяснить пользу культурного поведения. Если есть ложкой, а не руками, можно не тратить много времени на мытьё рук и смену одежды, а использовать его с большей пользой. Драться — менее рациональный способ повысить своё положение в обществе, чем, скажем, изобретение нового способа катания с горки. Последнее принесёт пользу и другим ребятам, можно будет соревноваться, что гораздо интереснее, чем сидеть с расквашенным носом в гордом одиночестве. При всей непоседливости и кажущейся неуправляемости кожные дети самые дисциплинированные и легко ограничивают себя ради значимой для них цели. Вынести эту цель за пределы эгоистических чувств ребёнка — задача родителей на период до пубертата.

Для анального малыша запрет кажется наименее травматичным, ведь это самые послушные дети. Но и тут любой запрет нужно грамотно обосновать, чтобы избежать обиды. Когда запретов слишком много, анальный ребёнок может растеряться и начать воспринимать как запретные даже самые безобидные, а то и необходимые поступки, что может привести его к ступору из страха совершить ошибку. Проще всего обосновать запрет заботой о близких. Не шуми, папа спит. Не пачкайся, маме стирать. Анальные дети очень заботливы и легко воспримут свой первый социально значимый культурный запрет. Вывести заботу о близких в заботу о группе, классе, обществе — сверхзадача воспитания культурного человека с анальным вектором.

Мышечный малыш кажется не слишком понятливым. Объяснения не самый лучший выбор в этом случае, нужно показать. Делай так-то и так-то. Отрицательных наглядных примеров лучше избегать. Если мы требуем от мышечного ребёнка есть ложкой, а сами нет-нет, да схватим сосиску рукой, запрет на еду руками будет непонятен и, следовательно, нарушен. Мышечные дети — лучшие и самые бескорыстные помощники. Приучившись в детстве оказывать взрослым посильную помощь, такой человек воспринимается культурным, даже если не обладает большой суммой знаний. Нет людей, которые не нуждались бы в помощи. Искреннее желание помочь делает мышечных людей обладателями редчайшего качества, которое Д. С. Лихачёв обозначил как «внутреннюю интеллигентность».

Самые непримиримые в плане запретов уретральные дети. Если ваш ребёнок вождь, никаких запретов быть не может, только нижайшая просьба об ответственности за общее дело: «Боюсь, если ты будешь так себя вести, мы никуда не успеем». Культурное воспитание уретральных детей — это воспитание ответственности за своё поведение. Сначала на уровне семьи, затем на уровне той группы людей, которых он сделает своей стаей.

Зная свойства психики ребёнка изнутри, несложно заранее отработать «слабые стороны» каждого вектора. Например, кожного попрыгунчика и забываку важно приучать к пунктуальности, т. е. к экономии не только своего, но и чужого времени. Из анально-зрительного всезнайки легко вырастить задаваку. Очень полезно приучить такого малыша не задирать нос, а делиться знаниями с другими детьми, тогда ваш знайка не будет снобистски «скучать» в первом классе, а из «ботана» превратится в уважаемого «профессора». Мышечного малыша-крепыша учим соизмерять свою силу, чтобы, помогая, он не оказывал медвежьих услуг. Такие коррективы необходимы, если мы хотим воспитать человека не поверхностно вежливого, а истинно культурного, нравственного, социального.

Что такое хорошо и что такое плохо?

В основе воспитания культуры лежит отработка произвольного поступка, который, как известно, является одной из предпосылок поступка нравственного. К четырём-пяти годам у ребёнка должны быть сформированы представления о простейших нравственных нормах, добре и зле. Главный инструмент нравственного воспитания детей дошкольного возраста — пример близких. Сопереживание членов семьи друг другу, их взаимопомощь и забота станут верными нравственными ориентирами всей дальнейшей жизни ребёнка. Как добиться, чтобы ребёнок не только мог, но и хотел поступать в соответствии с нормами морали?

Идя по пути наименьшего сопротивления, родители манипулируют наказаниями и поощрениями, сводя нравственное воспитание детей к дрессировке. Поступил правильно — получишь подарок, поступил неправильно — будешь наказан. В ребёнке, особенно кожном, растёт прагматизм, приспособленчество. Он поступает хорошо не от внутренней потребности делать добро, а потому что так выгодно, т. е. для себя. Ценность такого «добра» невелика, так как при исчезновении дамоклова меча наказания, ребёнок избирает непроизвольную, т. е. архетипичную модель поведения.

Социально-нравственное воспитание детей предполагает выработку у ребёнка внутренней мотивации на добро. Здесь следует исходить опять же из структуры психического бессознательного. Иначе добиться внутреннего резонанса воспитательным мерам невозможно, будет в лучшем случае внешнее подражание, а то и прямое противоборство. К началу дошкольного возраста верхние векторы ребёнка (звуковой, зрительный, оральный) уже не вызывают сомнения. Не в ущерб ранжированию в нижних векторах, пора начинать работу и в этих направлениях.

Оправдывая сердцем

Выводя зрительные страхи ребёнка наружу в любовь к близким, а затем и дальним, мы воспитываем в нём сострадание, сопереживание, научаем эмпатии. Чрезвычайно важен здесь пример взрослых. Негативные оценки окружающих лучше держать при себе. Если ребёнок отзывается о ком-то дурно, попробуйте вместе с ним найти и положительные черты у данного персонажа. Бедная и одинокая баба-яга уже не так страшна.

«Зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека, с мучительным чувством зависти, с ещё более мучительным чувством недоброжелательности, с недовольством своим положением в обществе, с вечной, съедающей человека злобой, разочарованием в жизни. Злой человек казнит себя своею злобою. Он погружает во тьму прежде всего самого себя», — писал Д. С. Лихачёв. Выход из негативных состояний в нижних векторах (кожной зависти и злобы, анальной обиды и жажды мести, мышечной ярости) значительно упрощается развитыми верхними векторами, прежде всего, зрением и звуком. Привычка оправдывать других сердцем должна быть выработана в процессе духовно-нравственного воспитания детей, это мощная защита от разрушительных мыслей, состояний и поступков.

Есть люди, которых переносить очень сложно. Они, кажется, занимают собой всё пространство, их постоянное говорение невозможно остановить. Культурно не ограниченный оральный «тамада» может превратить в ад любое мероприятие. Ограничивать говорение орального ребёнка необходимо, иначе в будущем он превратится в шута с полной потерей юмора и слушателей. Ограничение оральности не в битье по губам и не в затыкании рта, от этого он только будет заикаться и шепелявить, но говорить не перестанет.

Воспитание культуры поведения у оральных детей подразумевает обучение их содержательному говорению. Объясните ребёнку, как структурировать речь, где в высказывании главное, а где второстепенное, как быть корректным в беседе, научитесь сами сдерживать свой речевой поток ради выслушивания ребёнка. Наблюдения показывают, что не слушающие собеседника дети растут среди взрослых, которые слышат только себя.

Акцент на развитие речи обычно делают родители немногословных детей, тогда как не менее, а то и более важно направлять в нужное русло орального болтуна. Воспитание культуры речи — долгосрочная задача, но и здесь начать можно уже с дошкольного возраста. Если у ребёнка к пяти годам есть дефекты речи, пора обратиться к логопеду. Остальные задачи развития культурного говорения посильны любому родителю, обладающему здравым смыслом.

И другие…

Важной задачей духовно-нравственного воспитания детей является оценка вклада других людей выше своего собственного. Все любят похвалу и хвалить, безусловно, нужно. Не лишним будет приучить ребёнка делить свой триумф с теми, кто принимал в нём существенное, но не бросающееся в глаза участие.

— Здорово ты говоришь «р», кто же научил тебя?

— Дедушка…

Долг перед стаей, благодарность за данное тебе другими — лучшая прививка от искажёний картины мира по принципу «я никому ничего не должен». Такого не бывает.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста чрезвычайно важно для развития зрительного вектора. Умение воспринимать и понимать искусство готовит зрительников к возможности творческой самоотдачи, учит понимать другого и терпимо относиться к чужому мнению. Эстетическое воспитание в зрении — важный шаг к формированию того уникального комплекса душевных свойств, которое мы называем интеллигентностью в самом русском смысле этого слова.

Эстетическое воспитание охватывает самые разные сферы жизни. Это не только соприкосновение с искусством, литературой, поэзией, музыкой. Большое значение в воспитании чувства прекрасного играет общение с природой. Важно научить ребёнка видеть красоту родного края, наблюдать смену времён года, быть чутким к состоянию природы. Прогуливаясь в парке или в лесу, обязательно сделайте акцент на том, как важно не оставлять после себя мусор. Нравственно-патриотическое воспитание детей начинается с воспитания любви и бережного отношения к родной природе.

Спокойное созерцание течения реки, движения облаков, наслаждение тишиной вдали от городского шума благотворно влияет не только на зрительный, но и на звуковой вектор, задающий человеку свой особенный духовный поиск. Общение с природой — проверенный способ лечения расстройств аутичного спектра. Если ребёнок немногословен, любит одиночество и тишину, проводите с ним время на природе. В этом случае у вас больше шансов вывести малыша на беседу и, быть может, ответить на первые вопросы об устройстве Вселенной.

Учительница первая моя

Зрительная культура, носительницей которой с доисторических времен является кожно-зрительная женщина, была и остаётся пока единственным залогом выживания человечества на ландшафте. Лучшие кожно-зрительные воспитательницы и по сей день главные в воспитании культуры поведения у детей. Это они знакомят малышей с красотой окружающего мира, открывают детям лучшие образцы литературы и искусства, учат творчеству.

Кожно-зрительная воспитательница не назидательна, она вся в любви к своим маленьким питомцам. Со стороны иногда кажется, что она легкомысленна, не солидна. Это не так. Чувственная сфера кожно-зрительной развитой женщины настолько сильна, что она и в старости ощущает мир так же, как в детстве, она полностью разделяет чувства своих воспитанников и может дать им колоссальное этическое развитие, которое впоследствии они наполнят знаниями, умениями, опытом и творчеством.

Кожно-зрительная воспитательница редко выносит запрет наружу в виде требования. Ей это не нужно. Одним видом своим призывает она к сдержанности в архетипичных проявлениях, она сама запрет на грубость, неопрятность, ложь и своекорыстие. Скрывать свои проделки от такой женщины бессмысленно, дети отчего-то уверены, что она всё узнает… по глазам!

Многие люди всю жизнь свою сверяют по таким первым учительницам, воспитательницам, мысленно представляя себе, как бы она оценила тот или иной их поступок, как бы повела себя в той или иной ситуации. Даже не обладая колоссальными познаниями в искусстве или музыке, такая женщина чувственно выбирает то, что действительно нужно для духовно-нравственного воспитания детей. Счастлив тот, что встретил на своём пути развитую кожно-зрительную женщину.

Учить пользоваться свободой

Ограничив неприязнь, зрительная культура впервые обозначила в человеческом психическом направление вверх, в пространство духовного. Осознав зло в себе, т. е. поняв свою внутреннюю психическую структуру через призму восьмимерного психического, человек осознаёт и свободу выбора между животным и духовным началом, между добром и злом. Цель духовно-нравственного воспитания детей — научить их пользоваться этой свободой, т. е. выбирать добро и уходить из-под управления зла.

Первой ступенью к осуществлению свободы выбора является формирование произвольного поведения, когда ребёнок осуществляет осознанный выбор поступка не в соответствии с первичным позывом архетипа, а волевым усилием, даже если развитости векторальной на нужном уровне ещё нет. Развивая векторальную заданность ребёнка, родители усиливают для него возможность свободы выбора, чтобы отпустить внешний родительский контроль, на смену которому приходит контроль коллектива — мораль, и её внутренняя проекция — социальный стыд, нравственность, совесть.

Уретральная ответственность, кожный долг, анальная забота о ближнем, мышечное единение в общем целом, зрительное сострадание и любовь к человечеству, звуковое наполнение себя желаниями всех — вот цели развития восьмимерной кубической матрицы человеческого психического. Духовное воспитание детей предполагает создание условий для достижения цели развития в каждом векторе психического бессознательного, чтобы дать возможность человеку осуществлять свободу выбора, т. е. ставить добро выше зла, а целое выше его части.

Воспитание духовное или религиозное?

Нередко под духовным воспитанием детей понимают воспитание религиозное. Это происходит по привычке. Когда-то христианство действительно сыграло выдающуюся роль в духовном и культурном развитии человечества. Не знать хотя бы в общих чертах истории христианства, не иметь представления о библейских легендах — значит не знать и не понимать европейской культуры, быть вне цивилизации. За 2000 лет христианства зрительные ряды звукового духовного поиска отпечатались в коллективном психическом всего человечества. Многие люди до сих пор принимают религиозные догмы как основу духовности, а церковь прилагает титанические усилия для удержания своих позиций духовного лидера.

После долгой и широкой полемики в 2012-2013 учебном году расписание столичных школ всё же пополнилось новым предметом «Основы религиозных культур и светской этики».

Оценок на уроках не ставят, а цель данного курса специалисты определили расплывчато как «расширение кругозора детей». Несмотря на это, РПЦ выражает недовольство тем, что модуль «Основы православной культуры» выбрали для изучения только 23,4% учащихся. Церковь настойчиво ищет пути влияния в школе и пытается использовать для этого все возможности, рационализируя свои действия отсутствием в стране духовно-нравственного воспитания детей.

Озабоченность падением нравов понятна. Вот только стоит ли отстраивать духовное воспитание детей по религии? Цивилизация давно вышла за рамки религий и религиозных культур, которые с каждым годом всё больше отходят в прошлое. Религия не объединяет народы, «храмы всех религий» предполагают всё же молитву в своём пределе. Сохранение для каждого народа индивидуальной лестницы в небеса абсурдно как в свете научных открытий, так и с точки зрения истинного духовного поиска.

Острота религиозных противоречий, кровопролитные войны последнего времени убедительно доказывают, что религии находятся в агонии. Но это не означает, что звуковой духовный поиск более не актуален. Напротив, звуковые постижения перестали быть прерогативой пророков.

Сегодня любой человек, имеющий желание к познанию мира в себе и себя в мире, может получить искомое на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Это не религия. Верить не придётся. Точное знание структуры и законов развития восьмимерной матрицы психического бессознательного только начало бесконечных постижений себя и других как себя. Большое внимание на тренингах уделяется духовно-нравственному воспитанию детей. Только зная своего ребёнка изнутри психического бессознательного, можно избежать ошибок в воспитании и вырастить по-настоящему счастливого человека.

Корректор: Анна Катаргина

Автор публикации: Ирина Каминская, преподаватель
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 78335 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

13 апреля

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 78335 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
13 апреля

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 78335человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 9
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Елена Cтрелкова Галиева 06 февраля 2015 в 01:02

Совсем недавно беседовала с женщиной преклонных лет, которая очень настойчиво отстаивала свою позицию по воспитанию детей. По её словам важно,чтобы дети побаивались родителей,поэтому вполне уместно иногда прибегать к физическому наказанию,дабы не повадно было,Кушать надо тогда когда положено , а не когда захочется.Кормить насильно,если не хочет дитя есть,для неё это режим.Общаться ребенок должен выборочно,так как с кем поведешься...ну дальше продолжать не буду, одно понятно,что воспитание по мнению этой дамы ,не что иное как тотальный контроль. Но ведь надо помнить ,что подход к каждому ребенку индивидуальный процесс,тем более к современным детям.

Галина Некрасова 2 11 декабря 2014 в 00:12

Свобода - это не вседозволенность. Это способность быть свободным от жадности, зависти, злости,ревности, это способность жить по совести, это способность отдавать.

Юрий Аленко 09 января 2014 в 11:01

С Новым годом! С Рождеством!

Вот, кстати, о Рождестве. Праздник-то религиозный, относится к христианству, и весь христианский мир празднует. Но в церковь ходят далеко не все. Причем, это не отменяет веры в Бога. Просто Его представление церковниками, как и упомянутые в статье Ирины Каминской религиозные войны, многим, если не большинству, претит.

Всё ли мы знаем о мире, в котором живем? Отнюдь нет. Есть, по сию пору остается множество тайн, которое объемами своими нам неведомо. Это означает, что ведомая о мире часть может оказаться ничтожной. Представляете? Новая и весьма молодая наука, наследующая все достижения психологии прошлого, системно-векторная психология Юрия Бурлана дает подходы к неисчислимым инструментам для постижения психического человека и человечества. Как говорится, кто предупрежден, тот вооружен. Так можем ли мы позволить себе не дать труда ознакомиться?

Анн Кравченко хочу особо отметить, что вне зависимости от того, нравится или нет обстоятельство наличия у каждого человека анального отверстия, анальный тип личности в мире имеет место. Увы) Но вместе с тем, аналитический ум - принадлежность анального вектора, как и перфекционизм, как и многое другое, чего нет в носителях других векторов. Кроме того, не так уж важно, как называть вектора, к этому, кстати, довольно легко привыкнуть.

Профанатор

Наталья Каширина 30 октября 2013 в 10:10

Огромное спасибо за статью! Такую нужно крупными буквами вывесить плакатом в каждом детском саду ! Ура Ура Ура! Всех родителей на СВП! От этих знаний станет всем легче и проще жить. Древнейший конфликт "отцы и дети" уйдет в никуда сам посебе!

Армагефон Спам--Загорский 03 июня 2013 в 00:06

В необычайно ёмком формате удалось изложить необычайно огромное количество принципиальной, так сказать, важно-тезисной информации по всем направлениям. Огромное СПАСИБО автору!

Ключевым мне показалось это место:
>>>>>>>>>>
Развивая векторальную заданность ребёнка, родители усиливают для него возможность свободы выбора, чтобы отпустить внешний родительский контроль, на смену которому приходит контроль коллектива — мораль, и её внутренняя проекция — социальный стыд, нравственность, совесть.
>>>>>>>>>>

Это, по моему, единственная и возможная задача, для которой и существуют на свете родители. Если они реально и по настоящему захотят это сделать, то на остальную чушь (к примеру, регулярные просмотры сериалов и футболов), которой они привыкли заниматься по жизни, у них просто не останется времени.
Катастрофически сложно это провернуть!! А если учесть, что 99% взрослых сами находятся во тьме невежества и не в состоянии хотя бы не орать друг на друга в присутствии своих же детей, то.... шансы у ребёнков вырасти нормальными человеками с большой буквы сейчас практически, равны 0. Увы..

Ирина Каминская 1 07 июня 2013 в 12:06

Свободу у нас принято толковать как вседозволенность, что такое свобода выбора, мало кто понимает, и я не понимала, пока не удалось увидеть системно. Спасибо за лестный отзыв!

Ирина Каминская 1 02 июня 2013 в 14:06

Термины есть термины. Не лучше и не хуже..."холерика", например, или "правила буравчика".
Называть так своего ребёнка, конечно, не нужно. А вот знать, какая натура скрывается за тем или иным вектором, как вектора взаимодействуют друг с другом, очень даже полезно для благоприятного развития ребёнка. Спасибо за отзыв.

Ann Kravchenko 26 мая 2013 в 17:05

Всё вроде-бы разумно и интересно, но вот определения, которые методика даёт детям просто ужасны.
Я совсем не хочу называть своего ребёнка "анальным", или "оральным", "уретральным"... Звучит, мягко говоря, неочень.
Автор методики явно странно подобрал названия типам детских характеров.

Lia Gor 18 июля 2015 в 19:07

Ne stoit akzentirovat vnimanie na nazvaniah, smotrite projavlenia, vozmognosti, otlicia psihiceskogo etih vektorov