Рекомендации

Развитие личности ребенка - далеко ли яблочко от яблони?

«Какие же они все разные! Один сорванец, а другой тихоня. Одному хоккей, а другому вопросы об устройстве мира. Отличаются друг от друга словно небо и земля! Почему они такие? Как не ошибиться и воспитать каждого правильно? Как дать каждому верное направление в жизни?»

 

Х-ФАКТОР ДЕТСКОЙ ЛИЧНОСТИ

«Иногда бывает такое чувство, что мы с ним будто с разных планет. Что бы я ни сказала или сделала, он понимает совершенно по-другому. Мой сын живёт какой-то своей жизнью, в которой мне нет места. Что сделать и как этому помочь?»

«Какие же они все разные! Один сорванец, а другой тихоня. Одному хоккей, а другому вопросы об устройстве мира. Отличаются друг от друга словно небо и земля! Почему они такие? Как не ошибиться и воспитать каждого правильно? Как дать каждому верное направление в жизни?»

razvitie li4nisti 1

Задаваясь такими вопросами, родители, воспитатели, педагоги, психологи сталкиваются с проблемой. Проблемой недостаточности существующих знаний. Притом что в психологической литературе описаны сотни подходов к воспитанию и развитию личности ребенка, ни один из них не позволяет родителям и психологам избежать ошибок, иногда непоправимых.

Ситуация осложняется и тем, что темп взросления и развития детей увеличивается с каждым поколением. В отношениях между родителями и детьми увеличивается порог взаимонепонимания, растёт психологическая пропасть, всё больше усилий требуется, чтобы говорить на одном языке, быть услышанными, понимать и доверять друг другу.

В условиях растущей беспомощности современной педагогики мы все громче говорим о необходимости перемен, необходимости построения принципиально иного взаимодействия по линии взрослый-ребенок. И база для таких перемен уже создана.

 

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ

Системно-векторная психология впервые ставит психологическое знание на уровень точной науки, позволяя на совершенно ином уровне дифференцировать людей вне зависимости от их возраста и взаимодействовать с ними.

8 векторов – 8 наборов врожденных свойств – 255 возможных вариантов смешений. Описывая все типы личности согласно врождённому набору векторов, системно-векторная психология подробно рассматривает механизмы возникновения желаний и способы удовлетворения потребностей каждого из 8-ми векторов.

razvitie li4nisti 2

Цифры только кажутся большими. Разбираясь, начиная дифференцировать и понимать отдельные вектора, мы постепенно учимся складывать всю картинку в объеме. Вектора, а затем и векторальные связки, становятся легко узнаваемы, а понимание только углубляется со временем. Каждый день и шаг жизни становится своеобразным наглядным пособием в изучении системно-векторной психологии.

 

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

В развитии каждого человека системно-векторная психология выделяет два основных этапа.

  • 1 этап – до пубертата включительно (12-15 лет)
  • 2 этап – после пубертата и до конца жизни

Между ними существует одно основное отличие. На первом этапе происходит развитие векторальных свойств ребенка (поясним об этом позже). На втором этапе развитие свойств уже невозможно (только небольшой добор), а смыслом становится реализация уже наработанных свойств на ландшафте.

Что имеется в виду под развитием векторальных свойств? Рассмотрим на примере. Все меняется, мир меняется, меняемся и мы. В первобытном обществе человек с кожным вектором чувствовал себя хорошо, принося в пещеру пищу, добытую любым путём, в том числе воровством, был на своем месте, занимаясь экономией пищевых запасов. Сегодня же такое поведение является преступным и маргинальным. Воры сидят за решеткой, а над плюшкиными смеется вся округа. Жадность сама по себе воспринимается как порок.

razvitie li4nisti 3

Адаптивным для условий современного мира является развитие врожденных кожных способностей к экономии в способность экономить не на нижнем уровне, когда копейка рубль бережет, а на уровне всего общества – через создание инженерных строений и сооружений, позволяющих людям не тратить лишнее время, деньги, силы, то есть не затрачивать лишние ресурсы.

Врожденное желание ограничивать вырастает из собственно ограничения всего и вся – на нижнем уровне – до ограничения через создание законов и контроль за их исполнением. И так далее.

Иными словами, в период до и в течение пубертата должна произойти адаптация всех свойств-желаний каждого вектора под требования современного социума.

Однако, как мы можем наблюдать, из-за неправильного воспитания такое происходит далеко не всегда. Нередко свойства остаются недоразвитыми либо не развиваются вовсе.

Люди с кожным вектором в таком случае спиваются, становятся ворами, сверхэкономными скрягами, мазохистами. Конкретный вариант зависит опять-таки от особенностей взросления, а также от сочетания кожного вектора с другими векторами.

Развитие личности – это сложный и многогранный процесс, требующий глубоких знаний и чёткого понимания особенностей психики каждого конкретного ребёнка. А воспитание личности каждого малыша может состояться только с учётом его векторального набора.

razvitie li4nisti 4

Что для одних хорошо – для других катастрофа.

Например, ребёнок с анальным вектором особо нуждается в одобрении и похвале родителей и учителей, а мальчик или девочка с уретральным вектором такую же похвалу воспринимают в штыки, как оскорбление. Малышу с оральным вектором просто необходимо постоянное общение, постоянные слушатели для развития своих врожденных свойств, тогда как звуковой ребёнок развивается только в уединении и полной тишине.

Даже в одной семье дети значительно отличаются по векторам, не говоря уже про коллектив садика или школы, где часто представлен весь «букет».

 

ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА. ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЁШЬ

В период становления личности наиболее важным является создание соответствующих условий для того, чтобы ребенок получил максимально возможное развитие своих векторальных свойств.

Например, для развития кожного вектора ребёнка необходимо приучать к режиму и дисциплине. При таком подходе в будущем он сможет дисциплинировать других и станет хорошим лидером и организатором.

Поощрением кожному отличнику может быть ощутимый материальный подарок за достижение результата, который станет хорошим стимулом для дальнейших достижений. Что касается поощрения для девочки с кожным вектором, то для нее поощрение материальными ценностями категорически противопоказано. Если мотивировать ее деньгами, то она начнет воспринимать свое тело как актив, инструмент для заработка. Это она потом пойдет искать богатого «папика» или даже станет проституткой. Хорошим вариантом награды для кожной девочки будет свободное или интересное времяпрепровождение (сможешь больше гулять, пойдём в кино, поедем на море).

razvitie li4nisti 5

Приемлемым наказанием для ребёнка с кожным вектором является ограничение в пространстве или во времени, но ни в коем случае не физическое воздействие на кожу – его чувствительную зону. В случае битья у такого ребенка сформируются мазохистские желания, которые при определенных обстоятельствах выльются в жизненный сценарий на неудачу.

Если же попытаться приучить к дисциплине ребёнка с уретральным вектором, результат будет полностью противоположным – вспышки гнева с бурной ответной реакцией и отрицание каких-либо ограничений. Маленькому вождю нужно прививать чувство ответственности за других: «Если не ты, то кто?». К нему нужно обращаться снизу вверх, словно советуясь и уважая его ранг: «Как ты думаешь, может, пойдём в садик? Как же там ребята без тебя?».

Лучшим подарком для уретрального бунтаря будет признание его высшего статуса – место во главе стола, звание старосты класса, командира футбольной команды.

Наказания для уретрального ребёнка… быть не может. Как бы странно это ни звучало. Он не сделает никаких выводов, никогда не станет думать над своим поведением и уж точно не будет считаться с чьим-то мнением, он только сформирует убеждение, что окружающий мир враждебен, и от него нужно защищаться, а лучшая защита для уретральника – нападение.

 

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА. ТУТ ВАЖНО ВСЁ

Таких нюансов, оказывающих влияние на личность в процессе её развития, огромное множество, однако стоит заметить, что тренинг по системно-векторной психологии не выглядит надиктовкой толстых конспектов, он даёт настолько глубокое понимание сути каждого вектора, что сами детали становятся очевидными.

Использование системных знаний позволяет понимать любой, даже самый возмутительный, поступок ребенка. Вместо раздражения и агрессии он будет вызывать лёгкую улыбку узнавания.

razvitie li4nisti 6

К примеру, мы видим особо чувствительную, эмоциональную личность в детском коллективе, выплёскивающую все свои чувства наружу – и уже знаем, что перед нами ребенок со зрительным вектором. Замкнутое, обособленное поведение, погружённый в себя взгляд и заторможенная, на первый взгляд, реакция говорят нам о наличии у ребенка звукового вектора.

Особую роль в развитии личности ребёнка играет детский коллектив – садик, школа. В правильно сформированной группе детского сада и школьном классе каждый научается проигрывать свою видовую роль, словно в мини социуме, получая дополнительные стимулы для развития векторальных свойств и совершенствуя навыки существования в обществе.

Каждый ребёнок как отдельный тип личности требует строго индивидуального подхода как в воспитании, так и в обучении. Найти этот подход – обязанность каждого родителя и педагога. И с системно-векторной психологией это становится возможным.

Узнать об особенностях детей с кожным и анальным вектором вы можете уже на вводных бесплатных лекциях.

Автор публикации: Диана ГАДЛЕВСКАЯ, врач-анестезиолог.
Статья написана по материалам тренингов по cистемно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Уже идут 6125 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

8 сентября

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 6125 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
8 сентября

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 6125человек

До начала тренинга осталось:

14 дн. 10 : 59 : 19

Читать по теме:

Комментарии 6

Отправить комментарий

Александр Лобанов 02 мая 2016 в 13:05

Подтверждаю на собственном опыте эффективность тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Не являясь по образованию психологом, после прохождения тренинга первого уровня, понимаю, как воспитывать свою маленькую дочку, согласно её врождённым качествам.

Ольга Князева 21 июля 2012 в 07:07

Кроме родителей, конкретные, точные, прозрачные знания по системно- векторной психологии Юрия Бурлана нужно знать всем людям, так или иначе соприкосающихся с детьми по зову службы.
Педагогам не прийдется ломать голову, что делать с непоседами, хулиганами и мямлями... Из каждого из них можно вырастить талантливого, одаренного ребенка...

Swetlana Frontzek 20 июля 2012 в 02:07

Конечно необходим тренинг, если родители не хотят наломать дров,самодовольно лепя из собственного ребенка, свой образ и подобие.

Елена Шахова 16 июля 2012 в 21:07

Вос - питать... вос- воз... На самом деле воз проблем возникает с рождением дитяти . Женщина растворяется в первый год в ребёнке полностью и тут, главное, не увлечься.
Садик, двор, коллектив крайне важны для развития полноценного развития человека. Дома - хорошо, но чем раньше начнёт ранжироваться дитя, тем больше шансов, что у вас в семье пубертат пройдёт без крайних проявлений.
А чтоб уж совсем подстраховаться и лучше узнать своего ребёнкаможно записаться на тренинг.

Elena Smirnova 15 июля 2012 в 23:07

Пытаясь воспитывать ребенка, необходимо вспомнить, как мы сами сопротивлялись этому в детстве.
Прежде надо увидеть в ребенке то, что можно воспитать, а потом...не мешать!

Яна Польова 26 июля 2012 в 01:07

и помогать развить то, что у него есть, не требуя того, чего у него быть не может...