
Мне было интересно с позиций системно-векторной психологии проследить, как элитарное ювелирное искусство огранки алмазов (т.е. создание анально-зрительными мастерами дивных каменьев как атрибута власти), процветавшее в анальную фазу развития, на ее излете было атаковано кожно-звукозрительным инженером-изобретателем с его идеей поставить на поток производство дивных каменьев, вернее их имитации в виде искусственных бриллиантов (тем самым обеспечить кожную антивласть массовым сиянием бижутерии).
Даниэль Сваровски (24 окт.1862-23 янв.1956) – основатель австрийской хрустальной империи.
Из википедии:
…Он был неудавшимся скрипачом, но имея хорошее образование интересовался электротехникой и конструированием электрооборудования. В 1883 году он посещает «Первую Электрическую выставку» (нем. Erste Elektrische Ausstellung) в Вене, где знакомится с машинами, изобретёнными Эдисоном, и видит возможности новых технологий в стекольной промышленности. В начале 1890 годов Сваровский занимается проектированием машины для автоматической огранки кристаллов. В 1892 году он получает патент на первое своё изобретение — машину обрабатывающую кристаллические камни с беспрецедентной точностью. После изобретения машины для специальной массовой обработки хрусталя, в 1895 году, он перебрался в Австрию и открыл завод по производству изделий из хрусталя…
В статье Яна Шенкмана «Революция Даниэля» ( http://www.peoples.ru/state/rich/swarovski/ ) можно системно проследить, как звукозрительная идея БРИЛЛИАНТЫ – НАРОДУ! , подкрепленная кожной инженерной изобретательностью и бизнесовостью, была с успехом воплощена в жизнь и продолжает сверкать до сих пор.
Загадочную личность Даниеля Сваровски можно квалифицировать очень и очень по-разному. Например, счесть его криминальным деятелем, мошенником и имитатором в духе знаменитого Жоржа Фредерика Страсса. Этот Страсс жил в просвещённом восемнадцатом веке и успешно подделывал драгоценные камни. Фальшивые бриллианты именно в его честь были названы "стразами". Но сам ювелир так и остался в истории авантюристом-одиночкой. В отличие от Сваровски, преуспевающего и законопослушного бизнесмена, инженера, владельца огромной фабрики.
Есть и другой подход. Сваровски - эстет, неудавшийся скрипач, романтик. А двигало им желание доказать окружающим, что в искусстве не так важен материал, с которым работаешь, сколько твоё собственное мастерство и мистические хрустальные миры, в которые погружается зритель. В имитации, кстати, присутствует довольно сильный богоборческий момент: разве не соблазнительно сделать так, чтобы искусственный свет был ярче естественного, чтобы поддельный бриллиант затмил собой настоящий? Неизвестно, правда, что думал об этом сам мастер, католик, человек, глубоко верующий.
Можно говорить о Сваровски как о предвестнике китча или о человеке, вписавшем в промышленную революцию европейский фольклор, поставившем его на конвейер. Об основателе семейного бизнеса. Об инженере-оптике. О чехе, ставшем тирольцем... Концепций, как видите, можно построить немало. Факты же таковы.
Даниель Сваровски родился в 1862 году на севере Австро-Венгерской империи, в горах Богемии. Этот край известен не столько "Богемской рапсодией" группы Queen, сколько знаменитым богемским стеклом, которое здесь начали выдувать и обрабатывать задолго до промышленной революции. Не знаю, как сейчас, а тогда в доме у каждого уважающего себя богемца работала стекольная мастерская. Не был исключением и отец Даниеля, но особым размахом предприятие его явно не отличалось. Из стекла он изготавливал бижутерию, заколки для волос и прочие аксессуары. Всё это для домашних нужд и розничной торговли, не больше. Сваровски-младший несколько лет трудился в семейном бизнесе, играл в свободное время на скрипке, а потом заскучал. Тесна ему стала богемская деревушка. Большие дела, решил он, делаются в больших городах. Например, в Париже.
Именно туда отправился Даниель изучать химию, физику, механику и другие необходимые для инженера науки. А изучив их, поехал на Всемирную электротехническую выставку. Там, среди таинственных механизмов и не менее таинственных господ-изобретателей, он задумался: нельзя ли приспособить электрический ток для шлифовки стекла? Оказалось, что можно. В 1891 году после долгих раздумий и прикидок он смастерил первый в мире электрический шлифовальный станок. Эта машина позволяла обрабатывать камни и хрусталь в солидном количестве и с отменным качеством. Публика пока ещё не сообразила, что, собственно, произошло. Чтобы оповестить её об этом, Сваровски нужно было открыть массовое производство. Иначе говоря, выйти на рынок. Тут Даниель схитрил. Решив не конкурировать с богемскими умельцами, он перебрался в Австрию и там, в тирольском местечке Ваттенс, стал штамповать хрусталь, имитирующий драгоценные камни.
Факт имитации Сваровски не скрывал, так как считал свой бизнес вполне законным. Его хрусталь выглядел так же, как бриллианты, а значит, мог выполнять ту же социальную функцию. Проще говоря, Сваровски поставил на поток светский блеск, престиж, право на избранность и другие иллюзии, которые ассоциируются у людей с драгоценными камушками. Говорят, что настоящий, природный бриллиант сам выбирает, на чьём пальце ему красоваться. Но время элитарности стремительно проходило, и теперь даже средней руки чиновник мог презентовать жене или интимной подруге элегантную хрустальную штучку (чем не драгоценность!), не будучи заподозрен в растрате. Поговорка "Не всё то золото, что блестит" была опровергнута. Блеск оказался важнее.
Фабрику Сваровски завалили заказами. Ему пришлось расширить помещения и нанять 200 рабочих. Тогда-то фирма и получила название Swarovski, ведь товар на рынке не может быть безымянным. За несколько лет Сваровски вместе с образовавшимися к тому времени сыновьями довел технологию огранки и шлифовки кристаллов до совершенства. Оказалось, что во всём мире только он знает, как добиться сверхъестественной прозрачности хрусталя. Главные конкуренты хитрого Даниеля, знаменитые стеклянные заводы Венеции, оказались на грани разорения. Да что там Венеция! Сделать что-либо подобное не удалось до сих пор никому, как ни пытались. Даже богемские стеклодувы не смогли переплюнуть своего земляка. Промышленной огранкой пробовали заниматься многие. Тогда-то и выяснилось, что сила Сваровски не столько в станках, сколько в формуле, которую он разработал для варки своего хрусталя.
Модницы Парижа и Санкт-Петербурга, куда Даниель отправил образцы украшений, пришли в полный восторг. Пройдут годы, и хрустальная бижутерия станет элементом вечерних нарядов Марлен Дитрих, сценических костюмов Майкла Джексона, Брайана Ферри и Тины Тёрнер. Шанель, Кристиан Диор, Ив Сен-Лоран и по сей день обшивают хрусталём свои платья. Во время Второй мировой войны, когда модные дома Европы потерпели крах, хитрый Сваровски умудрился наладить сбыт своей кристальной продукции в США.
Долго ли, коротко ли, а в 1956 году основатель фирмы умер, оставив семье процветающий бизнес. Ровно через двадцать лет его наследники открыли новую линию производства под названием Silver Crystal. Первой с этой линии сошла мышка, собранная из подвесок для люстры. За мышкой последовали ёжик, черепашка, оленёнок, носорог, лебедь... В общем, целый зоопарк из стекла. Всем им маркетологи Swarovski придали статус коллекционных. Цена на эти фигурки колеблется сейчас от 30 до 600 долларов.
Вскоре был создан и клуб коллекционеров изделий от Сваровски, в котором состоят около полумиллиона человек со всего мира. Каждому из них раз в год дизайнеры преподносят фигурку, сделанную по специальным эскизам. Настолько специальным, что все инструменты, использованные для производства фигурок, и сами эскизы безжалостно уничтожаются...
(анально-зрительные потомки основателя и их зрительные зверушки и анальные коллекционеры меня особенно умилили)
А это уже о музее Сваровски, созданном в 1995 году к столетию фирмы:
…На секунду ослепнув от света, обнаруживаешь себя как бы внутри кристалла. 590 треугольных зеркал создают эту иллюзию, и не верится, что высота хрустального потолка всего пять метров. Сверху, снизу и сбоку чудятся стеклянные бездны. Меняется цветовая палитра, меняются ощущения. Кажется, что голоса, отражаясь от стен, сплетаются в нескончаемый аккорд. Кстати, бывший скрипач Сваровски требовал от своих подчинённых, чтобы в хрустале была слышна музыка. Музыка хрусталя.
… Всё внимание сосредоточено на вибрациях звука и света, на атмосфере, которую создают хрустальные отражения… Что и говорить, острые ощущения.
За годы существования компьютера мы успели привыкнуть к путешествиям по виртуальным мирам. Сам факт попадания в другую реальность нас уже не смущает. Мы редко задумываемся о том, как соотносится вторая реальность с первой. О том, кто навевает нам сны и создаёт иллюзии. В отличие от большинства из нас, Даниель Сваровски, родившийся в докомпьютерную эпоху, понимал, что гораздо интересней быть мастером иллюзий, чем их потребителем.
Эта "сверкающая" тема была открыта в честь старого нового года
