
Сергей Михайлович Михалёв. Для своих просто Михалыч. Да и для всех хоккейных людей: если Михалыч — значит Михалёв.
Уникальный хоккейный путь у этого человека. Особенно тренерский. Кто ещё из главного подавался в ассистенты, а потом снова выходил на первые роли? Причём добивался успеха как в одном, так и в другом случаях.
Родился Михалёв на Урале, в посёлке Шершни Челябинской области. Вот ведь судьба: где только не тренировал Сергей Михайлович, а в родном городе пока не доводилось. Хотя кто теперь скажет, что Уфа не стала для Михалёва родной? Карьера в Челябинске никак не хотела складываться. После "молодёжки" "Трактора" были четыре года в команде3D "Буревестник" Челябинского института механизации и электрификации сельского хозяйства, и тут поступило предложение из Уфы.
Думал ли 23-летний молодой человек, когда ехал в Уфу, что проведёт в этом городе 20 лет, а потом ещё вернётся, чтобы уже в качестве тренера привести "Салават Юлаев" к золотым медалям чемпионата страны? Отыграл за Уфу защитник Михалёв семь сезонов с небольшим перерывом. В сезоне-1974/1975 он проходил службу в СКА из Куйбышева. На берега Волги Михалёв также ещё вернётся, а тот год был примечателен тем, что в СКА состоялся тренерский дебют Юрия Моисеева.
– Помню, попросил Юрия Ивановича поставить мне в пару совсем юного земляка Сергея Гимаева, который вырос в очень известного хоккеиста. Так что принял в какой-то мере участие в его становлении, – вспоминал Михалёв, как пестовал ныне известного комментатора и хоккейного эксперта.
В 30 лет карьеру пришлось закончить – не церемонились тогда с ветеранами. Но зато удалось договориться с "Салаватом" – после окончания Высшей школы тренеров Михалёв вернулся в Уфу уже в тренерском качестве. Правда, для начала – тренера-селекционера. Путь Сергея Михайловича в главные оказался долгим. Не один сезон провёл он "на вторых ролях". А когда в конце 80-х в клубе возникли финансовые проблемы и искать наставника оказалось просто не на что, вдруг вспомнили о Михалёве.
– Уговаривали долго, но мне терять было нечего, и в конце концов уломали. Каждый сезон играли в переходном турнире, непонятно каким путём добывая какие-то деньги. Сохранил молодёжь, организовал один из первых хоккейных клубов, даже был его директором. Так как совмещение не поощрялось, на должность назначил помощника. Он-то и помог мне покинуть пост главного и Уфу, когда начались демократические веяния и всякого рода перевыборы. Но опыт за три года главным получил такой, какой сейчас нигде не получишь. С утра как белка в колесе по кругу, от горкома партии до совпрома и обратно. И нигде никому не нужен.
Так завершился первый уфимский этап в карьере Михалева, на смену которому пришёл волжский. В Тольятти Михалёва пригласил "коллега по несчастью" Цыгуров. Почему "коллега по несчастью"? Да потому что тоже из Челябинске и тоже был вынужден его покинуть. Под руководством тренерского тандема Цыгуров – Михалёв "Лада" добилась самых громких побед в своей истории: дважды выиграла чемпионат МХЛ (93/94 и 95/96), а также стала обладателем Кубка Европы (1997).
А в 1999-м Михалёву поступило предложение из Череповца. С "Северсталью" Михалёв золото не выигрывал, не добивался таких успехов, какие были в "Ладе" и впоследствии в "Салавате Юлаеве".
– Я пришёл в "Северсталь", когда команда занимала 15-е место и многие знать не знали про Череповец. А сейчас знают. В городе очень любят хоккей, отношение к нему трепетное. Так получилось, что при мне "Северсталь" добилась наибольших успехов, но в этом заслуга всех, кто создавал, развивал и развивает хоккей в Череповце. Хоккей – творчество коллективное, если одно звено выпадает, результата не будет. Конечно, многое замыкается на главном тренере, ему и слава, и позор…
«ПАРУ ЛЕТ — И ВСЕ ЗАБУДУТ»
В Подстепках. Двухэтажный коттедж Михалевых на улице Восточная. На следующий день после дня рождения хозяина дома.
— Сергей Михайлович, много пришло поздравлений?
— Два телефона одновременно звонили, сотни две звонков. Борис Михайлов поздравил, Володя Мышкин. Даже руководитель администрации президента Башкортостана телеграмму прислал.
— А ваши сменщики в уфимском клубе Вячеслав Быков и Игорь Захаркин поздравили?
— Нет, наверное, они к игре готовились. Но у меня со всеми тренерами российскими нормальные отношения.
— А стоило ли комментировать в СМИ игру нынешнего «Салавата»?
— А кто им скажет правду? Я за свои слова отвечаю. Ведь именно я впервые привел «Салават» к золоту чемпионата России.
— Может, заминка вышла из-за прекращения продаж на хоккее в Уфе вашей книги «Тренер золотой мечты»?
— Да, в борозду теперь книги. Вон три тысячи экземпляров дома на чердаке пылится. Просто надо помнить историю. Мы ведь не только за деньги работаем, а за добрую память по себе. Мне важнее, чтоб, не дай бог случись чего, на твои похороны весь город благодарных болельщиков собрался…

— В Череповце, Тольятти, Уфе тысячи болельщиков вам благодарны. А какому городу вы бы отдали предпочтение, случись чего? — трижды стучу по дубовому столу в кабинете Михалева.
— Сложный вопрос. Везде работал честно, в каждом из этих городов болельщики помнят, автографы просят. Родовое гнездо я отстроил под Тольятти. Есть квартира в Уфе. А мои родственники все под Челябинском лежат, я ж родом из деревни Шершни. Друзья в Подстепках себе места на кладбище уже забили. Мне тоже предлагают, но я не тороплюсь. Но если еще годик отдыхать от большого хоккея, то железные суставы в коленях (после операции) заржавеют, — кряхтит Михалев.
— То есть как тренер Сергей Михалев умер? — провоцирую собеседника на всплеск хотя бы отрицательных эмоций.
Но Михалев и глазом не ведет.
— Нет, я еще живой, — едва оживляется, словно отставной маршал во время записи мемуаров бойким секретарем. — Есть нереализованные мысли в тренерском деле. Есть желание работать. Но со временем все угасает. В прошлом году острее чувствовал, что сезон начался: все горит внутри, голова мыслит яснее, азарт к работе. Очень болезненно ощущал профессиональный простой. Работа — наркотик. На работе все болячки забываешь, там время летит быстро. Но уже в этом году потише переживания… То ли со Степкой больше времени провожу? Сыну — третий год, не дает расслабляться, шустрый растет. Пройдет еще пару лет — и меня все забудут. Может, предлагать себя активнее надо.

ЗОЛОТЫЕ КУПОЛА МИХАЛЫЧА
Дом квадратов под 400 — подвал, два этажа мансарда, комнат не считано, бассейн, баня.
— Хоть и родился в деревне Шершни, я, по сути, пчела Майя. Пенсию в 14 000 рублей наработал, — лукаво улыбается хозяин. – Да кружки пивные собрал в коллекцию – 150 штук за 20 лет. Думаю, пивбар открою — «У Михалыча», где-нибудь в Уфе.
— А знатоки утверждали, что вы всем напиткам водку предпочитаете…
— Только перебарщивать не надо. У меня голова по утрам не болит и опохмелиться не тянет. Я не пропагандирую это дело, надо знать, когда с кем выпить и сколько. Но на работе ты должен быть трезвым. Многих подвела эта страсть. Но спиваться от безделья — не мое. Дел много. Вот храм Святого Архангела Михаила всем поселком возводим 12-й год. Мне батюшка сказал: Михалыч, вся колокольня из твоего кирпича... Осталось маковку золотую поднять, «чтобы чаще Господь замечал».
по материалам http://www.sovsport.ru/gazeta/article-item/412799
