Войти
С помощью социальных сетей:
X
Найти:
Вопросы и ответы
Задайте вопрос системному специалисту
Популярные категории
38 Подписчиков
3649 Вопросов
45 Подписчиков
3515 Вопросов
36 Подписчиков
3350 Вопросов
Ответы на все вопросы
на полном тренинге
Юрия Бурлана. Узнать подробнее...
Вопросы и ответы
Это живое общение со специалистами и участниками тренинга Системно-векторной психологии. Задавайте вопросы и отвечайте на чужие
 
Вопросы участников
Анастасия Кузнецова
|
03 октября 2025 22:10
242
Просмотра
1
Ответ

Любовь надо заслужить? Я достоин любви?

У меня анально-кожная мама.
Боюсь встретить потенциального партнёра, сознательно никуда не хожу, потому что считаю, что сейчас я недостаточно зрелая/недостаточно хороша и поэтому неинтересна (тем, кому надо), а ещё боюсь, что не готова/ что могут возникнуть проблемы в отношениях, поэтому нет смысла куда-то выходить наружу. Моё общение - семья и клиенты. Друзей нет. В целом, и потребности какой-то не ощущаю идти и знакомиться.
...У зрелости есть объективные критерии (условно, человек обретает её после 30). Но ведь любить можно в любом возрасте. Не будем принимать в расчёт качество этой любви, ведь она тоже всякая бывает - незрелая в том числе. Качество меня тоже волнует (если/когда буду уверена в своей зрелости, то не буду переживать на этот счёт и о вероятности возникновения каких-то проблем), но сейчас основной вопрос в том, что нет уверенности, что меня могут полюбить такую, какая я есть сейчас. То есть, сейчас корю себя за свои недостатки ("надо быть сегодня лучше, чем ты был вчера" - по сути иметь результаты каждый день!) Я не корю себя за ошибки, которые совершаю (раньше - было), но в целом считаю себя "недостойной любви", потому что многого не умею (" к твоему возрасту пора бы уже... то, 5-ое, 10-е знать/уметь/делать" - как в профессиональном, так и в личностном плане).
Боюсь, что убеждение "любовь надо заслужить" засело так глубоко, что и "галочка зрелости" не поможет. Я буду и в браке определять для себя "меня любят, потому что (хорошо зарабатываю, умею вкусно готовить...и ещё много всего разного". Возможно, мне будет стыдно за мои манеры, мои эмоции, и я буду стараться их не показывать, но это уже получится притворство, напряжение, а не истинные проявления себя. ...Например, казалось бы, нет ничего плохого в том, чтобы начать работать над своей речью, голосом (брать уроки) или осанкой... Но суть в том, что пока я этим всем не обладаю, я остаюсь недовольна собой и у меня убеждение, что я самая обычная и меня не за что любить/ я не достойна - а какие есть достоинства? "Честная, добрая" - ведь так много про кого можно сказать. А чем я отличаюсь от других? (И тут можно было бы перечислить различные навыки, но ведь любят даже не за них!)
И если даже человек уже долгое время будет со мной вот такой, внутри будет сомнение в его любви; страх, что разлюбит - потому что "а за что любит? " (А у меня удет само саботаж, что может оттолкнуть)Просто так, за то, какая есть - ну не верится, что это возможно.
Мне совершенно очевидно, что маме нужны были только положительные результаты (она это не скрывала), а неудачи мои и ошибки не принимала (и меня такую отвергала).
Я знаю, чему я хочу научиться, но я только в начале пути. Как мне не быть зависимой от наличия/отсутствия своих умений и достижений? Как осознать (на уровне ощущений, а не умом), что любят не за что-то/не за полезность; что я достоин любви? Я знаю, что мне не хватает реализации в нескольких векторах, но я думаю, это не должно влиять на уверенность человека - могут или не могут его полюбить; заслуживает он этой любви или нет (пусть он даже в архетипе), верно?
Кажется, что любовь должна быть потом - когда моя ценность /моя полезность/результативность будет потом (когда придёт зрелость) - и тогда я стану достойной любви и заслужу еë. А сейчас такая, какая есть, я МАЛОценна (каждый вектор определяет это по-своему).
Мама часто повторяла нам "бестолковые". Если нет результата - ты бесполезен (от тебя нет толку/нет смысла в твоём существовании)... Неразвитые и нереализованные люди могут даже навредить окружающим, тем не менее, пожалуй, я всё ещё не могу перестать смотреть на других сквозь призму "полезен/бесполезен", в том числе я и себя так оцениваю! То есть, я обязана быть полезной. Объективно, я ведь уже полезна - на работе и в семье, но "этого недостаточно ".
...Это как Раскольников решил, что старушка - не полезна, а вот смерть еë таковой будет.... Каждый имеет право на жизнь, и каждый должен приносить пользу обществу. А если не приносишь, заслуживаешь ли любовь?...

Может, вы какие-нибудь статьи порекомендуете по данной теме?
Ответить
Подписаться
Ответ 1
 
05 октября 2025 15:38
Евгения Астреинова
 
Прошел тренинг
 
Психолог. Специалист по аутизму
Здравствуйте, Анастасия. Вы затронули очень важный вопрос: о ценности человеческой жизни как таковой. Это ключевой момент, осознав который можно ответить и на все остальные ваши вопросы.

В животной природе не существует ценности отдельной особи, только вида в целом. Ценность жизни появляется только у человека, потому что у каждого из нас разное устройство психики, и одного человека нельзя заменить другим. Например, нельзя заменить кожника анальным человеком: только кожный может добывать пищу и быть хранителем запасов. Но и анального нельзя заменить никем другим: только анальный человек может быть надежным хранителем пещеры, защитником женщин и детей, только он способен передавать опыт и знания следующим поколениям.

Обратите внимание: наша ценность напрямую связана с выполнением видовой роли. То есть мы становимся ценными и важными только при условии отдачи от себя в общество своих уникальных навыков и умений, согласно своим векторам. У психологически развитого, взрослого человека все так и происходит: в детстве мы сначала только получаем, а становясь зрелыми уже можем и отдавать, и получать. Например, реализуя себя в достаточной мере в обществе, взрослый кожник как обратную связь получает и высокий доход, и социальный статус и ощущение себя полезным для общества (то есть все то, к чему стремится).

К сожалению, на сегодня среди нас практически нет идеально развитых людей. Наш вид в целом, и каждый из нас в частности, пока все еще развивающийся. В большинстве случаев мы выходим во взрослую жизнь с той или иной степенью задержек в развитии. А задержка в развитии означает по факту "застревание" в частично инфантильной позиции, то есть больше получающей, чем отдающей. И мы смотрим на мир не через призму того, что я мог бы от себя отдать, а через призму того, что я хотел бы от мира получить. Давайте разберем на конкретно вашей ситуации.

Для человека со зрительным вектором вполне естественно желание любить и быть любимым. Для обладателя анально-зрительной связки векторов тоже естественно не просто желать любви, а любви одной на всю жизнь, идеальной, безошибочной, чтобы она никогда не разрушилась. И мы можем получить такую любовь, но только при условии собственной полноценной реализации в обществе. Для зрительного вектора это означает, что прежде всего я сам должен научиться любить.

Любить - это быть сосредоточенным на чувствах и переживаниях других людей. Быть неравнодушным, чувствовать их боль и радость как собственную. Пока я сосредоточен на том "как я выгляжу в глазах других", "достаточно ли хороша моя осанка или голос", "достаточно ли хороши все мои навыки и умения" - это я сосредоточен на себе. В этом нет ни слова о других людях. Получается, что мой зрительный вектор требует реализации для других людей, но я направляю его инфантильным, ошибочным образом: на самого себя. Все мои переживания о том каков я сам, достаточно ли хорош и красив внешне или внутренне, и.т.д.

Аналогично в анально-зрительной связке векторов. Это сочетание рождает перфекционистов, которые стремятся сделать все идеально точно, идеально красиво, идеально долговечно, на века. Можно реализовать это все в обществе, в социуме. Например, в профессии учителя: исправлять ошибки учеников, помогать им точно усвоить знания. Или в работе дизайнера, добиваясь идеальной красоты и точности в работе. Вариантов применения этих талантов очень много, они все раскрываются на полном курсе тренинга. Но когда мы инфантильны, то опять же свои свойства направляем в первую очередь на себя: пытаемся "вылепить" идеал из себя самого, или создать некие идеальные отношения. Увы, так это не устроено. Ваши вектора все равно постоянно будут требовать реализации своих свойств, и как только вы исправите один какой-то момент в себе, вас тут же перестанет устраивать что-то еще. В отношениях также будет происходить то же самое, они всегда будут казаться неидеальными, нуждающимися в улучшениях, какой бы прекрасный партнер вам ни встретился.

Единственный способ - полноценная реализация в обществе. Она дает обратную связь вашей душе: отдавая другим, вы внутри себя начинаете чувствовать, что вы уже достаточно хороши, красивы, рядом с вами замечательный партнер, и.т.д. Кроме того, вы получаете подтверждение этому и от других людей - комплименты, добрые и теплые слова, любовь окружающих, крепкие и полные любви отношения.

Труднее всего сосредоточить внимание на других людях бывает звуковикам. Это от природы врожденные интроверты, сосредоточенные на своем Я. Будучи доминантным в психике, звуковой вектор "разворачивает в свою сторону" и запросы всех остальных векторов. То есть, в кожно-звуковой связке, это будет вопрос "достаточно ли Я полезен ?" В звуко-зрительной связке "достаточно ли Я красив, хорошо ли Я выгляжу, нравлюсь ли Я людям, любят ли МЕНЯ другие?" То есть восприятие мира через свое Я у звуковика накладывает отпечаток и на его восприятие жизни во всех остальных векторах.

На сегодня звуковой вектор человечества все еще эволюционирует, поэтому никто из современных звуковиков не может быть достаточно развит в звуке. Обладатели звукового вектора все в той или иной мере инфанты, воспринимающие мир через себя. Но СВП помогает отслеживать это за собой и менять этот сценарий.

Например, вы отдаете себе отчет, что у вас существенно заужен круг контактов. Нет друзей, нет даже внутренней потребности знакомиться, общаться. Осознавая это, можно делать сознательный шаг в другую сторону: расширять круг общения, системно сосредотачиваться на людях, на их психике, внутреннем мире (то есть раскрывать их душу, через звуковой вектор). Затем пытаться строить эмоциональные связи в зрительном векторе: сосредоточиться на чувствах, переживаниях других людей, сделать своим приоритетом их эмоции, а не свои собственные. Это даст вам наполнение в зрительном векторе. Аналогично, в кожном векторе сосредоточиться на том, какую именно пользу я могу принести вот этому конкретному человеку, или чем я максимально могу быть полезен той компании, где работаю, или той стране, где я живу, и.т.д. То есть ваш прицел внимания должен всегда находиться снаружи, а не на себе.

В результате меняется ваше внутреннее состояние, а также все то, что вы получаете от окружающих. Отдавая от себя то, что требует природа, вы можете и получить все то, чего желает душа в ваших векторах. Возникает гармония, баланс между миром внутри и миром снаружи. Мы называем это счастьем. Искренне желаю вам его достичь!
Ваш ответ на вопрос:
 
Портал Системно-векторной психологии не является официальным учебным заведением. Не занимается выдачей каких-либо сертификатов и лицензий. Не занимается лечебной или какой-либо другой медицинской практикой. Все права на материалы, находящиеся на сайте yburlan.ru, защищены законом об интеллектуальной собственности. При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на yburlan.ru обязательна.
Адрес: 105082, Россия, Москва, Рубцовская набережная, дом 3, стр.1, эт.11, пом.I, к.10. Тел: +7 (968) 662 82 48
© 2004-2025 yburlan.ru - Системно-векторная психология