Социальные явления

Лень как она есть. Мина замедленного бездействия

Лень — это явление, которое родилось вместе с нами. Не зря же народная мудрость создала сотни пословиц о лени. Русский народ вообще жалует это явление. Вспомните только сказку про Емелю, который лежит на печи и решает все проблемы… Положительный герой. Только бы ничего не делать.

Русские пословицы о лени: «Лень старше нас», «У ленивого что на дворе, то и на столе», «Лень мужика не кормит», «Лежи на печи да ешь калачи», «Спать долго — жить с долгом», «Больше спишь, меньше грешишь», «Лежебоке и солнце не в пору всходит!», «На полатях лежать, ломтя не видать».

Лень — это явление, которое родилось вместе с нами. Не зря же народная мудрость создала сотни пословиц о лени. Русский народ вообще жалует это явление. Вспомните только сказку про Емелю, который лежит на печи и решает все проблемы… Положительный герой. Только бы ничего не делать. Только бы все решалось само собой.

Но проблема лени и сейчас более чем актуальна. С ростом материального благополучия, когда не нужно бороться за кусок хлеба, за крышу над головой, у людей становится все меньше мотивации что-то делать в этой жизни. Лень жить, лень работать, лень даже просто встать с дивана. Кто-то ищет ответ на вопрос: «Как преодолеть лень?», а кто-то махнул рукой и сделал выбор в пользу дивана. И жизнь течет-протекает мимо.

Если мы посмотрим на пословицы о лени под увеличительным стеклом системно-векторной психологии, мы сможем понять причины возникновения лени и увидеть пути избавления от нее.

 

«Лень прежде нас родилась»

Лень действительно стара как мир. Одной из основных причин возникновения лени является соотношение в человеке сил либидо и мортидо, открытых основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом и его учениками. Термином «либидо» Фрейд обозначал сексуальное желание, или половой инстинкт, и применял его для описания разнообразных проявлений сексуальности. Мортидо — это энергия распада, противостояния жизни и развитию, стремление к смерти.

Оба эти понятия получили свое развитие в системно-векторной психологии. Под либидо мы подразумеваем уже не просто сексуальное влечение, а жизненную силу, которая движет человеком. Лень является проявлением силы мортидо, стремлением к угасанию жизненной силы, активности, стремлением к неподвижности, статичности.

Когда ребенок рождается, либидо, жизненная сила, у него максимальное. Сила мортидо тоже присутствует, но она очень незначительная. Малыш активно ползает, тянется за игрушкой. Его не надо подталкивать — либидо подталкивает его к развитию.

Но при взрослении соотношение сил либидо и мортидо меняется. До 16 лет сила либидо преобладает над мортидо, но когда человек выходит наружу, в общество, эти две силы уравновешиваются. И начинается постепенное уменьшение либидо. С 27 лет мортидо начинает преобладать.

 

«Хоть три дня не есть, а с печи не слезть»

С пубертата человек уже должен совершать усилие, чтобы двигаться по жизни, развиваться. Ему самому приходится делать выбор между жизнью и смертью.

В архетипичной стае все было просто: не хочешь идти за мамонтом — умрешь с голоду. Или придет леопард и съест тебя. Это была первая, мышечная фаза развития человечества, когда человек руководствовался только одной задачей — выжить и продолжить себя во времени. Голод был основной движущей силой человека.

Примерно 6 тыс. лет назад ночной охранник стаи — звуковик, вслушиваясь в звуки саванны снаружи, впервые отделил себя от окружающего мира и задал судьбоносный вопрос: «Кто Я?», ознаменовав тем самым переход в анальную фазу развития. Тогда у человека впервые возникла потребность познания себя, и, как следствие, стали развиваться науки, философия, религия. Появился и новый элемент коллективного управления — идея. Можно иногда услышать выражение: «Идеи правят миром».

Так было, но сейчас это не так. В кожной фазе развития человечества, в которую мир шагнул после Второй мировой войны, мы вышли из-под прямого управления как голодом, так и идеями. Мы больше не страдаем от постоянной нехватки пищи и не должны бороться за нее. Нет больше таких идей, которые бы были способны поднять нас на подвиги. Что же продолжает заставлять нас совершать усилия?

 

«У нашей непряхи — ни одежи, ни рубахи»

Желание получить наслаждение никуда не исчезло. Оно и не может исчезнуть, потому что является сутью человека. Мы все очень разные, но одинаковы в одном: хотим испытывать наслаждение. Каждый по-своему желает быть счастливым. Это и есть тот рычаг, который заставляет нас двигаться, развиваться, совершать усилия.

Когда ребенок ленится, не хочет что-то делать, надо подталкивать его к действию, которое ему нравится. Давать ему небольшое задание в соответствии с теми природными склонностями, которые у него есть. С помощью системно-векторной психологии эти склонности (векторы) легко читаются уже в трехлетнем возрасте. Пока у ребенка большое либидо, нужно сразу приучать его двигаться в правильном направлении, получать удовольствие от правильных действий.

У современного поколения желание к наслаждению возросло многократно. И это можно использовать при воспитании. Ребенка нужно приучать к получению наслаждения там, где это ведет к всеобщему благу. Заложенная в детстве привычка к совершению усилий сослужит хорошую службу взрослому человеку, в корне избавив его от проблемы лени.

 

«День в день, а топор — в пень», «Смотрю не на работу, а на солнышко»

Знать проявления лени — половина решения проблемы. Лень есть во всех векторах. Но у кого-то она больше, а у кого-то — меньше. Как ни парадоксально, чем больше либидо, тем больше в потенциале лень, чем меньше либидо, тем меньше лень. С этой точки зрения самая большая лень может быть у уретральников, а самая маленькая — у мышечников. Но у всех она имеет свои особенности.

Сила либидо у уретрального ребенка с малолетства настолько мощная, что толкает его к внешней реализации, к действиям. Он привыкает действовать и сохраняет активность до конца своей жизни. Но в его жизни бывают периоды, когда он наполняет свои желания и начинает лениться на полную катушку, совершенно не ощущая вины за собственное бездействие. Когда желание снова накапливается, он срывается с места и начинает активно действовать.

В этом и кроется причина того, что русский народ жалует лень. Носитель уретрального менталитета, когда ситуация не требует от него активных действий, он ленится в свое удовольствие. Как страну защищать, встаем единым фронтом в едином порыве, а в остальное время можно и на печи полежать.

Мышечный — это единственный вектор, в котором лень есть проявление невроза вектора, его минус-свойство. Невроз возникает в детстве от сверхстресса, сверхдавления, когда ребенок отказывается от своих желаний, потому что нет возможности их наполнения. Для мышечного ребенка это может быть отделение от своих, потеря «МЫ», одиночество, изоляция, отрыв от родной земли, от «пуповины». Он очень привязан к земле даже на уровне микроэлементного состава и при переезде в другое место может испытывать из-за этого проблемы со здоровьем. Но самое главное — будет маяться, не находить себе места, лениться, особенно при отсутствии правильного воспитания, развития его вектора.

А чтобы мышечник никогда не ленился, нужно всего лишь с детства приучать его к физическому труду, от которого он получает огромное удовольствие. Тогда он становится настоящим трудоголиком.

 

«Проглотить-то хочется, да прожевать лень»

Примерно посередине между уретральным и мышечным векторами по силе лени находится кожный вектор. Его либидо и мортидо практически сбалансированы, поэтому ему проще себя организовать и вытащить из лени. Кожнику все время некогда, он все время в движении. Но если он начинает лениться, то это проявляется в патологической экономии во всем, даже в мелочах. Он стремится совершать как можно меньше движений и сокращает свое потребление до болезненного состояния.

 

«Работа — с зубами, а лень — с языком»

Не зря в русском фольклоре появилась такая пословица. Если оральник ленив, то все его действия будут заключаться в сотрясении воздуха. Он будет цветисто говорить, на словах строить грандиозные планы, но дальше этого дело не продвинется.

 

«Люди жать, а мы под межою лежать»

Очень тяжело проявляется лень в обонятельном и анальном векторах. У обонятельника лень обусловлена тем, что, когда он испытывает состояние меланхолии, полного отсутствия эмоций и движения, он совершенно лишается запахов. Для него это состояние наибольшей защищенности, ведь тогда он становится невидим для окружающих. Такой ребенок может лежать часами неподвижно на кровати, и даже мать не увидит его. Он ленится телом, стремясь выполнить свою видовую роль — выживание любой ценой.

Если родители не препятствуют такому поведению ребенка, то из него вырастет настоящий паразит, который будет использовать окружающих в своих эгоистических целях, потребляя только в себя, ничего не отдавая наружу. Имея мощный объем психического, он не станет большим ученым, политиком, финансистом, спасающим стаю, а заодно и себя вместе с ней. Он будет использовать свой потенциал в минус-направлении, например станет большим вором.

Поэтому для обонятельного ребенка лень может обернуться очень крупными неприятными последствиями. Лучшая ее профилактика — сверхдавление, выталкивание его в мир, в садик, в школу, куда он идти совсем не хочет. Если другие векторы в такой ситуации получают невроз, то обонятельник развивается наилучшим образом.

Анальники склонны к лени в двух ситуациях: на этапе начала нового дела и в случае обиды. Их психическое направлено в прошлое, а фактор новизны является стрессом, поэтому им очень сложно начать что-то делать. Они могут постоянно откладывать дело под разными предлогами, оправдывая это объективными причинами, но в душе мучаясь чувством вины за свое бездействие.

Обида в анальном векторе, накапливаясь, как снежный ком, приводит к полному бездействию по жизни. В пубертате человек выходит в социум, пытается адаптироваться к миру. И часто на этом этапе происходит сбой. Мир сейчас находится далеко не в самом здоровом состоянии, поэтому очень легко обвинить окружающих в том, что все проблемы от них («Куда ни придешь, везде одни сволочи»), и уединиться на диване, переживая обиду. Такого рода лень очень распространена среди людей с анальным вектором, которым сейчас очень сложно вписаться в существующую социальную жизнь, обусловленную кожной фазой развития человечества.

 

«Голова удатна, да лень перекатна»

Если говорить о кожной фазе, то нужно отметить еще один момент. Сейчас все определяет квартель информации (звуковой и зрительный векторы), и поэтому становится актуальна тема лености ума.

Сегодня как никогда важно напрягать ум, развивать нейронные связи мозга. Эти способности наиболее ярко проявлены у звукового и зрительного векторов, первый из которых склонен к абстрактному мышлению, а второй — к познанию материального мира.

Знаете известную в бизнесе формулу: необходимо 80 % усилий, чтобы получить 20 % результата? Она была такова, потому что результат определялся усилиями нижних векторов. Сейчас формула звучит так: необходимо 20 % усилий, чтобы получить 80 % результата, так как результат идет от верхних векторов. Но, к сожалению, это пока в теории, потому что звук и зрение находятся в плачевном состоянии. Мы имеем суеверных, с неразвитым умом зрительников и депрессивных, неадаптированных звуковиков.

А все почему? Потому что думать очень энергозатратно. Это тяжелее, чем копать землю. Вот и ленимся шевелить мозгами.

Думать — это видовая роль звукового вектора. Имея развитый звук, можно получать самое большое удовольствие от жизни, но, к сожалению, носители звукового вектора об этом не знают. Узнав об этом на тренинге, они уже больше никогда не возвращаются к своим негативным состояниям.

Надо учиться думать: читать сложные тексты, учить иностранные языки. Люди, которые постоянно тренируют свой ум, живут дольше. Им не страшна болезнь Альцгеймера. Для звуковиков, чья видовая роль — развитие ума, это будет наиболее полной реализацией, приносящей истинное удовольствие от жизни.

Для зрительников познание материального мира даст прекрасную реализацию их интеллектуальному потенциалу и навсегда избавит от суеверий и верований, которые являются следствием лености ума.

 

«Ехал бы воевать, да ленив вставать»

В нашем психическом всегда идет бессознательный расчет: мы идем туда, где получим больше удовольствия. Когда мы не осознаем этот расчет, то очень часто совершаем ошибки.

Например, кожно-зрительный мальчик решает заняться бизнесом, заработать побольше денег. Но это занятие совершенно не согласуется с его природным способом получения удовольствия. Он очень старается. И хотя сейчас ему очень плохо, он надеется, что в будущем будет хорошо. Но хорошо не будет, потому что он выбрал не свою цель. В такой ситуации очень возможно возникновение лени, когда в какой-то момент он просто не сможет заставить себя совершать усилия.

Говорить себе: «Давай не ленись! Иди и делай!» — не поможет. Надо изначально делать правильные расчеты. Надо знать свои векторы, свои природные способы получения удовольствия, и когда они будут реализовываться, у лени не будет никаких шансов.

 

«Либо ткать, либо прясть, либо песни петь»

Любой человек испытывает лень души и тела. Но известные творческие люди, которых мы часто видим по телевидению, настоящие профессионалы в своем деле, не ленивые. Они и на отдыхе работают, получая реализацию от своих действий. И это наивысшее наслаждение для них.

А мышечник… Отработал неделю на заводе, а в выходные вкалывает на своем хозяйстве: забор починил, дров наколол, крышу отремонтировал — хорошо отдохнул! Реализуется как на работе, так и на отдыхе.

 

«На чужую работу глядя, сыт не будешь»

Человек — социальное животное. Мы коллективны душой и телом. Нам только кажется, что мы можем жить сами по себе. Кожник, например, хоть и держит дистанцию, но не может без людей: некого будет организовывать и ограничивать.

Когда человек уединяется, ему труднее справиться с ленью. А если он среди людей, то они не дают ему лениться, подталкивают, поддерживают. Человек — это тот, кто проявляет себя в физическом мире. Мы взаимодействуем внутри вида, получаем внутри вида. В любом верном действии заключена награда — наслаждение. Но поскольку это действие правильное и проявляет себя в материальном мире, то наградой нам становится еще и материальное вознаграждение.

 

«Ты что делаешь?» — «Ничего». — «А он что?» — «Помогать пришел»

Существует и коллективная лень. Стая или идет за мамонтом, или погибает. Если группа ленива, то она исчезает. Выживают пассионарные группы, в которых существует приоритет общего над частным.

Осознание нашей взаимозависимости, того, что подлинная реализация возможна только в отдаче обществу, не позволит человеку лениться и оправдывать свое бездействие. А понимание себя и других людей, которое дает системно-векторная психология, поможет выйти из порочного круга обвинений других в собственных проблемах и не выносить себя за скобки происходящего.

 

«Ленивый и могилы не стоит»

Лень — естественное явление, но рецепт от нее есть:

— осознавать свои природные свойства и, полностью реализуя их, научиться получать удовольствие от жизни;

— осознавать природные свойства окружающих и помогать им, реализуя их природные свойства, получать удовольствие от жизни;

— выяснить опытным путем, что, когда ты что-то делаешь не ради себя, а на отдачу, ты получаешь гораздо больше удовольствия от жизни.

Взяв на вооружение этот рецепт, вы увидите, что лень все реже будет посещать вас. Можете проверить это сами на тренинге по системно-векторной психологии. Поднимает даже самых закоренелых диваносидельцев!

Автор публикации: Марина ГОЛОМОЛЗИНА, журналист.
Статья написана по материалам тренингов по cистемно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Уже идут 22953 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

23 мая

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 22953 человек
Записаться
 
Все данные защищены
Записаться
23 мая

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 22953человек

До начала тренинга осталось:

14 дн. 10 : 59 : 19

Читать по теме:

Комментарии 5

Отправить комментарий

Елена Cтрелкова Галиева 20 апреля 2015 в 23:04

Раньше девизом было : все в наших руках" ,теперь "всё в наших умах!"

Наталья Прашкович 24 мая 2014 в 19:05

Статья замечательная! И теперь уже знаешь, как направлять своего ребенка, пока он маленький! А моему сыну 13 и я просто в растерянности, как начать и с чего. Приходит домой и ложиться на диван. На тренировку насильно. На улицу вообще не ходит. Учиться не хочет, хотя до 8 лет учился хорошо. У него и кожный и анальный вектор. Зрение не уверена, и звук немного прослеживаю! Может кто-нибудь даст совет!

Elena Shapoval 06 мая 2014 в 19:05

Марина, спасибо! Статья нужная и актуальная. Многие мои знакомые жалуются на непонятную лень. Сама страдала этим до тренинга по системно-векторной психологии. Пока не поняла, что не хочется делать то, что против твоей природы. Но ведь есть и дела, которые делать необходимо, хочешь-не хочешь. Теперь могу отделить "котлеты от мух" - где делаю не то, что надо. а где просто по-свински ленюсь. Такое осознание придает энергии для действия. Но и не нужных действий больше не делаю. Познание себя - это самое важное наше занятие. Вот на него и трачу все свободное время. Нет ничего важнее для человека.

Paul Pahan 27 апреля 2014 в 03:04

Лень - это мина замедленного бездействия (Павел Шарпп / БЕЗДЕЛЬЕ , ЛЕНЬ, ПОСЛОВИЦЫ) [25.03.2013 03:45:00]
Внимание - эта статья написана в августе 2013 года, афоризм автором написан и опблиован на сайте АФОРИЗМОВ aphorism.ru 25 марта 2013, т.е.на 5 месяцев ранее. Хоршо, еси ы вы даи ссылку на автора
П.Шарппа. Это будет сооветствать правилам хорошего тона и авторскому праву

Анастасия М. 27 апреля 2014 в 13:04

Paul, "мина замедленного действия" - метафора, давно уже ставшая широкоизвестной и общеупотребимой.

Если посмотреть через поисковик, он тут же выдаст вам массу аналогичных примеров:

сексуальность - это мина замедленного действия
наркомания - мина замедленного действия
ипотека - мина замедленного действия и т.д.и т.п. во всевозможных вариантах.

Метафора - на то и метафора, что любой может ее употребить в любом угодном ему сравнении. 

И если уж на то пошло, обратите внимание, что "афоризм" не был употреблен в заголовке слово в слово, как у Шарппа. Павел Шарпп первым в истории использовал его именно со словом "лень"? Хорошо. Теперь нужно запретить это делать всем остальным на белом свете,  ходить за каждым, дергать за рукав и обвинять в дурном тоне? Сомневаюсь, что такое поведение вписывается в представления о хорошем.

Не говоря уже о том, что это бросает тень и на самого Павла, создавая впечатление, будто ему больше гордиться нечем, кроме как сомнительной оригинальности высказыванием. А может быть, так вы стараетесь просто сделать ему рекламу? Павел Шарпп - это вы?