Синдром выученной беспомощности
Как избавиться от синдрома выученной беспомощности, если это не заболевание, а состояние человека, который однажды потерял надежду? Сегодня даже сложные болезни поддаются эффективному лечению, а исправить свое состояние по силам каждому человеку. Главное — найти действенный способ...
В какой момент человек решает, что у него ничего не выйдет? Когда активные действия сменяются апатией? Что вынуждает его жить не так, как хочется, а как получается?
С появлением на свет младенца мир обретает шанс получить гениального художника, композитора, инженера, летчика, бизнесмена или гуру-бухгалтера. Но тем не менее мы наблюдаем, что из пятидесятисантиметрового, трех с половиной килограммового малыша все чаще вырастает взрослый, который пускает свою жизнь на самотек. Он то ложится на диван в полной уверенности, что ничего изменить нельзя, то запирается в доме, окутанный страхом внешнего мира, то вязнет в зыбучих песках апатии и депрессии.
Все перечисленные проявления могут быть самостоятельными симптомами стрессовых потрясений или психоэмоциональных расстройств. Если же пассивное отношение к жизни и собственной судьбе можно назвать чертой характера, а в речи все чаще звучат фразы со смыслом: «Нечего пытаться, все бесполезно», то это повод задуматься, не стал ли человек заложником синдрома выученной беспомощности.
Ответ: «Невозможно»
Название явления уже указывает на его суть. В ходе двух экспериментов — первый был проведен на собаках, а второй в доме престарелых — было установлено, что животное или человек, помещенный в обстоятельства, на которые не в силах повлиять, в дальнейшем прекращает любые попытки изменить ситуацию. У него возникает ощущение безвыходности и собственной беспомощности. Но при этом другой человек, попав в подобную ситуацию, смог бы ее разрешить или изменить неугодное положение. Это говорит о том, что объективно ситуация не является безвыходной, но в ощущениях первого она именно такая.
Сложность состоит еще в том, что, пережив подобный опыт, человек переносит его на другие сферы жизни и становится заложником обстоятельств. Он не может сменить работу, которая ему не нравится, расстаться с партнером, с которым не счастлив, не видит способа достижения желаемого, а точнее, даже не пытается, ведь заведомо знает, и даже уверен, и даже может доказать, почему это невозможно.
Такое мироощущение значительно влияет на качество жизни. Человек ощущает себя несчастным, неугодным и неуместным. Он не видит смысла в своей жизни, ничего не решает и не старается достичь, а просто плывет по течению. Выученная беспомощность — это тяжелое внутреннее состояние, которое окрашивает психоэмоциональный фон в серо-черные оттенки. Ведь каково это — видеть, что мир строят другие, а ты даже не винтик, а сломанная шестеренка, которая уже не вращается, а лишь, скрипя, удерживается на месте?

Такое состояние психики может проявляться вовне в виде:
-
Апатии и пассивности.
-
Агрессии, направленной как на других, так и на самого себя (самобичевание).
-
Невозможности установить причинно-следственные связи между действием и результатом.
Это происходит потому, что внутренне человек ощущает, что это он (его личность) — причина всех бед. Ни его действия, ни его решения, а он сам. Поэтому он склонен ничего не предпринимать, чтобы не усугубить ситуацию, а если уж и стал участником некоего деяния, то в любом случае будет себя ругать и наказывать. А если такой человек достиг успеха в порученном ему деле, то он спишет заслугу на волю случая, удачные обстоятельства, но никогда не отметит своих усилий.
Такое мироощущение в основном формируется с детства через методы воспитания родителей и/или отношения с учителями, а также может возникнуть в результате длительного нахождения под психоэмоциональным прессингом (абьюзивные отношения, суровый начальник и т. д.) Но стоит сказать, что далеко не каждый человек подвержен синдрому выученной беспомощности.
Несмотря на то, что данное явление впервые было открыто в 1964 году и подтверждено в 1976 г., ученые столкнулись с тем, что показатели контрольных и экспериментальных групп, хоть и выявили значительные различия, но не дают 100%-го прогноза. То есть нельзя сказать, что любой человек, попавший в ситуацию, на первый взгляд безвыходную, будет ощущать беспомощность и не предпримет попыток из нее выйти. На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана объясняется почему.
Разные миры
Каждый человек от природы наделен особыми психическими свойствами. Они определяют его мировоззрение, систему ценностей, таланты и особенности характера. Так, одни из нас уже рождаются амбициозными, целеустремленными, гибкими и адаптивными, а другие, наоборот, наделены усидчивостью, некой ригидностью и устремленностью на качество. Одни эти отличия уже полностью меняют картину мира первого и второго человека.
Синдром выученной беспомощности — это коллаборация страхов и плохого опыта, и особенности психики оказывают здесь непосредственное влияние.
Когда память уже не друг
Есть среди нас люди, рожденные записывать историю, чтить память предков и передавать традиции и накопленные знания в будущее. По этой причине в арсенале их психических свойств есть ценность прошлого. В их ощущении все, что было раньше, априори лучше: пленочные фотоаппараты живее цифровых, звучание пластинок милее современных МР3-форматов, традиции, которых придерживались бабушки и дедушки, непоколебимы. Обращаясь к прошлому, они испытывают внутреннее удовольствие, потому собирают марки, любят раритет и до сих пор распечатывают фотографии для заполнения семейного альбома.
Еще одна важная особенность людей с анальным вектором — это феноменальная память. Они могут до мелочей запоминать огромные пласты информации и при необходимости вытаскивать из чертогов памяти любые данные. Если у других людей в одно ухо влетает, а в другое вылетает, то человек с анальным вектором запомнит все дословно, как сказано, и в точности, как написано. Память при верном использовании делает из него настоящего профессионала, эксперта в своем деле. И эта же память может превратить его в заложника плохого опыта.

Единожды оплошав, он не может себе этого простить, что приравнивается к «забыть», и так же он не может забыть оплошности других людей. Поэтому впредь, сталкиваясь с подобной ситуацией, он заранее знает, чем все закончится, и не станет предпринимать попыток что-то исправить — прийти к другому результату.
Бояться или любить?
Помимо памяти, есть еще более влиятельный для человека фактор — его эмоции. И самим ярким представителем Человека Эмоционального является обладатель зрительного вектора. Он рождается с невероятной чувственной амплитудой, способен испытывать всю известную человечеству гамму ощущений — от эйфории до черной тоски. Эта особенность ему дана природой вместе с врожденным страхом смерти, который в период взросления и развития человека принимает иные формы.
Конечно, для любого человека существует страх смерти, но он не проявляется в чистом виде без веского повода, например такого, как катастрофы или тяжелая болезнь. А вот у человека со зрительным вектором этот страх может идти фоном через всю его жизнь.
Из страха появляются эмоции высшего порядка. Человек учится использовать эти эмоции в обществе для создания тесных связей. Это сочувствующий, сопереживающий человек, который разделит с собеседником любые его переживания, поддержит в трудной ситуации, искренне порадуется в минуту славы. Но если в процессе воспитания случилась задержка на страхе, то это формирует в нем всевозможные фобии.
Помимо страха, человек со зрительным вектором обладает необузданным воображением. Он может видеть в облаках персонажей мультфильмов, в кляксе — забавную рожицу, а в игрушке — живое существо, о котором с радостью заботится. И это же воображение в сопровождении страха рисует в его мыслях далеко не радужные сцены. Такого человека нередко называют паникером, ведь он умеет превратить небольшую загвоздку в настоящую проблему, и он на самом деле так видит и проживает то, что представляется.
Будучи человеком впечатлительным и чутким, он может действительно не видеть выхода из ситуации и в отчаянии сдаться на волю судьбы.
Тандем
Современный мир стал сложнее, а вместе с ним сложнее стало и устройство психики. Поэтому все чаще встречаются многовекторные люди. Анально-зрительная связка векторов — это уже более сложный механизм, который объединяет в себе все свойства одного и второго типов психики.
В потенциале такие люди имеют больше способов и возможностей реализовать себя в обществе. Например, стать признанными художниками-современниками, благодаря идеальному визуальному восприятию, воображению, запоминанию мельчайших деталей и усидчивости. Или первоклассными педагогами, способными не только учить подрастающее поколение, но и влюблять его в предмет. Но и страдания анально-зрительные люди переживают вдвойне.
Они не могут забыть неприятное событие, бесконечно прокручивают ситуацию в голове и каждый раз переживают ее вновь. Поэтому трудные обстоятельства жизни, тяжелое детство или несправедливость со стороны авторитетного человека может надолго выбивать их из колеи, вынуждать уйти в заточение и уже никогда не попытаться перевести свою жизнь из черно-белых контуров в яркую раскраску.
Выход прямо по курсу
Как избавиться от синдрома выученной беспомощности, если это не заболевание, а состояние человека, который однажды потерял надежду? Сегодня даже сложные болезни поддаются эффективному лечению, а исправить свое состояние по силам каждому человеку. Главное — найти действенный способ.

На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана человек знакомится с самим собой. Он открывает в себе то скрытое, что всегда жило им и бессознательно управляло: обидой сидело на сердце, страхом застилало глаза, при ощущении собственной неполноценности. Он начинает понимать, по каким принципам живет его душа, и оковы спадают. Он перестает быть заложником бессознательных процессов и может сам управлять своей судьбой: выбирать для себя лучшее, достигать желаемого и забыть слово «невозможно»:
Апатия и бессмысленность
В перечень причин синдрома выученной беспомощности иногда включают депрессивные состояния. Депрессия обозначает свое присутствие ощущением бессмысленности бытия. Но это не просто «ничего не хочу». Такое чувство может быть признаком апатии — угасающих желаний, когда человек долгое время не мог достичь заветной цели. Депрессия же — это «ничего не хочу, потому что все бессмысленно».
Поиск смысла жизни — это маркер звукового вектора, чьи врожденные желания лежат в области метафизического. Такой человек с детства интересуется устройством мира, его конечными и бесконечными категориями. И его цель не просто прочувствовать смысл жизни, но осознать его, понимать так же отчетливо, как теорему Пифагора или таблицу умножения. К несчастью, когда поиски ответа на свой глубинный вопрос не дают плодов, возникает депрессия, как внутренний ответ: «Смысла в жизни нет».
В таком состоянии человек становится вялым, ни к чему не стремится и теряет всяческий интерес к любым благам материального мира. На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана депрессия диагностируется очень точно, а глубокий психоанализ позволяет избавиться от груза бессмысленности и дает исчерпывающий ответ на внутренний вопрос звуковика:
Если ничего не получается
Одним из маркеров выученной беспомощности считается неспособность достичь материального успеха. В этом случае важно разделять: это желание, почерпнутое из билбордов и массмедиа, или же внутренний запрос, который не находит своего решения.
Следует разобраться, по какой причине человек не может достичь того уровня достатка, который считает комфортным. Возможно, человек пробует себя не в той области, к которой он расположен по природным свойствам, а возможно, виной всему эзотеричное отношение к деньгам.
Если карьерный рост, статус в обществе и роскошь — это то, к чему стремится вся сущность человека, но ничего не получается, то, вероятно, он стал заложником сценария на неудачу. В таком случае он бессознательно выполняет те действия, которые приведут его к краху. Этот механизм запускается еще в детстве у ребенка с кожным вектором и поддается коррекции с помощью точного психоанализа, который дается на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Законы психики работают по заданному природой алгоритму. Чтобы изменить свою жизнь, сознательных усилий без понимания причин и следствий недостаточно, а метод проб и ошибок может привести к разочарованию и апатии. Тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» — это знакомство с настоящим собой, которое приводит к глубокому пониманию тех процессов, что происходят в бессознательном, и позволяет не проходить через негативный опыт.
Получая навык системного мышления, человек заряжается пониманием своего пути и энергией для дальнейших действий, которые точно приведут его к цели.



Огромная благодарность за статью! Узнала себя в описании обоих векторов - анальном и зрительном и в том, что есть чувство "несправедливость со стороны авторитетного человека", которая запирает МЕНЯ, МЕНЯ, а не того человека в доме и заставляет проживать свою жизнь на паузе. Спасибо за раскрытие причинно-следственных связей и уверенность, что справиться с синдромом выученной беспомощности можно!!!
очень грамотно разобраны причины возникновения такого синдрома выученной беспомощности. У меня именно так и сложилось это состояние, из которого я не могу выбраться пока.