Как развить воображение и творческое мышление
Воображение — это способность создавать в своем сознании образы, представления, идеи. Это нечто нематериальное, что невозможно потрогать. Это предвосхищение будущего. Способность, которой нет у животных, которая есть только у человека. Однако у всех ли есть дар фантазировать и можно ли эту способность развить? Как развить воображение?
Воображение — это великий дар, так много содействовавший развитию человечества.
Как развить воображение? Этим вопросом чаще всего задаются люди творческих профессий: художники, дизайнеры, фотографы, писатели, сценаристы. Воображение и фантазия — их ежедневные рабочие инструменты, без которых не создать новый образ, яркое произведение, оставляющее неизгладимое впечатление.
Однако воображение необходимо практически во всех областях жизни человека. Без него невозможно:
-
создавать что-то новое;
-
делать открытия в науке;
-
находить выход из безвыходных ситуаций;
-
мечтать, ставить цели, планировать и создавать будущее;
-
и даже успешно продавать.
Фантазия в равной степени необходима инженеру и ученому, маркетологу и продавцу… да любому человеку, который хочет расширить границы существования, добавить красок, обогатить свою жизнь, стать успешным.
Как развить фантазию и воображение, если у меня их нет
Однако у всех ли есть дар фантазировать и можно ли эту способность развить? На этот вопрос помогает ответить тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология», который рассматривает психику человека с позиции восьми векторов — восьми групп желаний и способностей.
Воображение — это способность создавать в своем сознании образы, представления, идеи. Это нечто нематериальное, что невозможно потрогать. Это предвосхищение будущего. Способность, которой нет у животных, которая есть только у человека.
Образность присутствует у всех людей, как свойство человеческой психики. Но наибольшее развитие она может получить у обладателей зрительного векторa.
Самый чувствительный сенсор человека со зрительным вектором — глаза, поэтому он получает огромное удовольствие от созерцания света и красоты этого мира. У него широкая зрительная периферия. Он обращает внимание на образы в реальности и легко представляет, придумывает их. У него хорошая зрительная память. Он отлично рисует, воспроизводит то, что видит. Вот почему художниками, дизайнерами, фотографами становятся именно люди со зрительным вектором.
Звуковой вектор дает своему обладателю мощный абстрактный интеллект, который помогает представлять то, чего нет в реальности, создавать что-то принципиально новое. Если у зрительников продуктом их воображения являются образы, картинка, то звуковик создает идеи, мыслеформы.
Кожно-звуковая связка векторов дает миру инженеров-изобретателей с их передовыми технологиями, ученых с их гениальными открытиями, новаторов в искусстве с их новыми течениями. Ведь кожный вектор — причина тяги к постоянным переменам, к новизне, а желания в звуковом векторе могут буквально сотворить новую реальность.
Сегодня, в век информации, науки и высоких технологий, люди с развитым воображением особенно востребованы. Да и общество потребления диктует свои условия — необходимо производить все больше товаров, а потом продавать их. И для этого тоже нужны люди, которые постоянно придумывают то, чего еще не было.
Если же у человека присутствуют и зрительный, и звуковой векторы, то это самый большой интеллект и возможность быть на пике требований времени. Пример тому — кино, в котором воплощаются самые смелые фантазии его создателей и которое так нравится зрителям сегодня.
Но природой заложенный потенциал может быть не развит, если в детстве обладатели зрительного и звукового векторов не читали книг и не получали достаточно впечатлений. И тогда даже в потенциале гениальные художники с анально-зрительной связкой векторов становятся лишь хорошими копиистами, не способными создавать свои собственные уникальные образы, а кожные звуковики не могут рождать идеи, которых еще не было в мире.
Как развивать воображение у взрослого и можно ли это сделать
Способность воображать, фантазировать, мечтать начинает проявляться в человеке в раннем детстве. Дети слушают сказки и любят придумывать разных персонажей, которых нет в реальности. Особенно дети со зрительным вектором. И это желание взрослым нужно всячески поощрять.
Когда родители думают, как развить фантазию и воображение у подростка, они уже почти опоздали, потому что самое активное развитие свойств идет до подросткового возраста. А дальше человек уже только реализует развитые навыки, хотя и может оттачивать, совершенствовать их.
Подросток от сказочных героев и игры переходит к мечтам и планам на будущее. Но если в детстве его фантазии не поощрялись, у него возникает с этим проблема. Он не знает, чего хочет, не может посмотреть на два шага вперед. Не формирует свое независимое мышление, свой взгляд на мир, нестандартный подход. Он склонен делать то, что ему говорят взрослые.
Что уж говорить о взрослых, чьи способности к фантазии могут быть давно не востребованы: нетворческая, рутинная работа, отсутствие полноценного общения, новых впечатлений могут погубить даже те ростки более широкого мышления, которые были в детстве и юности.
Любая способность, когда ее не применяют, ржавеет, отмирает за ненадобностью. Мир без развитого воображения становится тусклым и унылым, и человек уже не видит, как Дон Кихот, в каждой женщине синьору Дульсинею Тобосскую, а в каждом мужчине благородного рыцаря.
Вот почему, если человек задумывается о том, чтобы его жизнь была более интересной, более успешной, если ему требуется нестандартное мышление, у него возникает вполне закономерный вопрос, как развить воображение.
Как развивать фантазию и воображение у взрослых: способы
Итак, о развитии воображения у взрослых мы говорим, скорее, когда задатки уже есть, но они не реализованы. Поэтому и возникает такое желание — развить фантазию. Любое человеческое желание всегда обеспечено способностями для его реализации, только если оно не навязано извне. Вот почему развитие воображения у взрослых связано с раскрытием навыка создавать образы, а не созданием такой способности с нуля. Речь идет об обычной ежедневной тренировке, выработке привычки визуализировать или создавать новые идеи.
Упражнений для развития воображения множество, как для ребенка, так и для взрослого. Многие и упражнениями назвать сложно. Иногда они становятся просто приятным хобби, возможностью побывать в другом, воображаемом мире. К ним относятся:
-
Чтение художественной литературы. Читая текст, человек дорисовывает в своей голове происходящее, видит «картинки». Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология» предлагает изучать художественную литературу в художественных школах, а на вступительных экзаменах в вузы обязательно проверять уровень ее знания, потому что чтение дает широту мышления и возможность создавать образы.
-
Игры. Дети с удовольствием играют, представляя себя тем или иным героем, создавая происходящее в своем воображении. Игры нужно поощрять, с ребенком нужно играть. Взрослым игры тоже нужны. Например, столь популярные сейчас квесты, которые заставляют находить нестандартные решения в разных ситуациях. Обладателям звукового вектора будет интересна игра Буриме, или рифмованные концы, в которой нужно сочинять четверостишия на заданную тему. Поиск рифмы заставляет мозг напрягаться непривычным образом.
-
Визуализация. Ее тоже можно превратить в игру. Например, видеть в облаках, корягах, рисунке на ковре неожиданный образ. Есть игра Друдлы, когда в абстрактных изображениях нужно отыскать какой-то образ. Главное — чтобы он был оригинальным. Эта игра развивает образное мышление и креативное воображение.
-
Мечты. Мечтание — это не пустое времяпрепровождение. Пока вы мечтаете, вы можете визуализировать, искать новые идеи, в какой-то мере определять свое будущее. Мечты вдохновляют, на них легко концентрируешься, и на этом естественном интересе могут родиться вполне реальные действия.
-
Искусство. Занятие рисованием, вышиванием, шитьем кукол, любым видом творчества улучшает способность фантазировать. Можно рисовать с натуры или разрешить себе полет фантазии. Полезно посещать художественные выставки, читать литературу об искусстве. И смотреть, смотреть, смотреть. Напитываться образами, создавая базу для рождения новой идеи.
-
Музыка. Это выражение чувственной составляющей звукового вектора. Музыка возникла как попытка передать абстрактные смыслы, которые нельзя описать словами. В ней заложен сильный чувственный заряд, который способен родить настроение, а вместе с ним образ и идею. Слушайте музыку и вдохновляйтесь ею.
-
Новые впечатления. Это пища для эмоций и фантазий. Открытие чего-то нового, получение необычного опыта расширяет кругозор, делает человека более смелым.
-
Наблюдение за людьми. Для писателя наблюдение за окружающими — основа художественного творчества, пища для размышлений, поиск сценария, который впоследствии ложится в основу произведения. Из деталей повседневной жизни рождаются новые миры, одновременно похожие и непохожие на свой прототип.
Как развить визуализацию и воображение, если не получается
Ничто так не вредит воображению, как назначить ему цель и подчинить системе.
Обстоятельства, которые убивают наше воображение, могут быть внешние и внутренние.
Мир, в котором мы живем, полон стереотипов. Поток их несется на нас из СМИ, с телевидения, из интернета. Предлагают готовые решения без напряжения мозгов. Праздник — пожалуйста, вам аниматоры. Хотим впечатлений — поплачем и попереживаем вместе с героями сериала. Даже школьное сочинение можно купить по сходной цене, не отвлекаясь от привычных удовольствий.
В шаблонном мире трудно заставить себя работать головой самостоятельно. Трудно, но необходимо. В выборе более сложных, затратных, но развивающих усилий заключена способность самому быть творцом своей реальности. Откажитесь от готового информационного фаст-фуда. Начните создавать праздники, живое общение, сценарии сами, и у вас появится развитый навык воображения.
К внутренним трудностям относятся различные страхи, ложные убеждения: «Я не умею», «Я не смогу», «Я — неудачник». От них помогает избавиться тренинг «Системно-векторная психология».
Это психоанализ, который позволяет найти истоки всех негативных программ в детстве или прошлом опыте. Вы получаете доступ в бессознательное, раскрываете его, и оно перестает на вас влиять. Когда якоря, не дающие парусам фантазии нести ваш корабль в будущее, отваливаются, раскрываются огромные творческие способности.
Новое понимание себя и людей улучшает взаимодействие с окружающими. Люди, их мысли, их жизни — плодородная почва, обширный банк данных для зарождения новых идей. Не зря столько гениальных замыслов рождается в процессе мозгового штурма. Тренинг учит и этому.
«Благодаря тренингу я пишу-пишу-пишу, и меня не остановить!»
«Открылся творческий потенциал. В один день я проснулась, села за пианино и начала играть! До этого я не знала, как этого делать. Сначала казалось мистикой! Теперь я пишу музыку. То же самое произошло и с талантом рисовать, я рисую картины… Всю жизнь хотела писать, но приходилось выдавливать из себя текст. Сегодня написала первую статью на английском!»
«На удивление, после 3-го занятия — я начала писать, очень много, и стихи, и прозу. И это льется без анализа, выходит наружу, давая чувство освобождения и наслаждения…»
«Мышление. Практически все из тех, кто не проходил тренинг, думают, что мыслят свободно, хотя на самом деле в большой степени управляемы и зависимы от каталога цитат и ссылок в своей голове. Я был таким же и считался довольно умным парнем среди тех, с кем общался. Сейчас от этого странно и смешно)) Тренинг не дает выбора таблетки, как в «матрице»: жить в выдуманном мире или в реальном. Просто выдуманный мир тебя после системно-векторной психологии перестает вставлять...»
Если вам нужно самостоятельное, творческое, нешаблонное мышление, приходите на бесплатные лекции тренинга. Путь к новой, яркой, успешной жизни начинается здесь.