Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Усыновление детей в России: как взять ребенка из детского дома

В решении психологических вопросов относительно усыновления и воспитания ребенка наилучшим является системный подход. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что психические свойства человека заданы от рождения и не являются наследственными. То есть психологически ребенок может быть совершенно не похож на родителей. С этой точки зрения, родные родители по отношению к усыновителям не имеют особых преимуществ, в том смысле, что психика не наследуется.

Часть первая. Как взять ребенка из детского дома

Законодательно порядок усыновления детей в России состоит из пяти основных шагов:

  1. Прийти в территориальный Отдел опеки и попечительства по месту жительства и написать заявление.

  2. Пройти обучение в школе приемного родителя, которое проводят центры подготовки при органах опеки. Обучение обязательное, бесплатное. Здесь подскажут много нюансов, как усыновить ребенка из детского дома.

  3. Собрать необходимые документы. Их набор зависит от выбранной формы устройства ребенка в семью. Список вам дадут в отделе опеки.

  4. Найти своего ребенка.

  5. Оформить ребенка на себя.

Обучение в школе приемного родителя

Усыновление детей – с чего начать? С получения информации. Порядок усыновления ребенка из детского дома и другую информацию, связанную с тем, как взять ребенка из детского дома, можно узнать на специальных курсах для приемных родителей.

Пользу обучения в школе приемного родителя трудно переоценить. Оно ни к чему не обязывает, при этом раскрывает юридические, общие психологические, медицинские и другие вопросы приемного родительства. Слушатели школы получают возможность рассмотреть приемное родительство изнутри довольно подробно. Понять, по каким критериям и как выбрать ребенка на усыновление. Разрешить свои сомнения: вдруг я возьму ребенка на воспитание – и не справлюсь?

Обучение стоит пройти каждому, кто хотя бы теоретически задумывается о теме усыновления ребенка. После обучения вы либо утвердитесь в своем желании взять ребенка, либо поймете, что пока вам этого делать не стоит – и это хорошо! Гораздо хуже, когда люди понимают это, уже взяв ребенка, и возвращают его в детдом. Колоссальную травму в этом случае испытывают все – и несостоявшиеся родители, и больше всех ребенок. До введения школ приемных родителей число возвратов детей составляло 50%. Сейчас эта цифра гораздо ниже. Обучение поможет разобраться, насколько твердо и осознанно ваше решение взять ребенка из детдома.

Усыновление ребенка из детского дома и другие формы семейного устройства

Выбор формы семейного устройства ребенка зависит от ваших желаний, возможностей и статуса ребенка.

  1. Усыновление детей сирот: ребенок приобретает все права родного ребенка – фамилию, наследственность и т. д. Усыновление или удочерение ребенка возможно, только если ребенок сирота, то есть имеет такой официальный статус (когда родителей нет либо они лишены родительских прав). Кровные родственники после усыновления ребенка не имеют права на общение с ним. Взять ребенка из детдома на такой основе – значит быть готовым полностью принять его в семью – как родного.

  2. Опека и попечительство: опекун становится законным представителем ребенка. Он может получать ежемесячное пособие на содержание ребенка, что зависит от региона и состояния здоровья ребенка. Под опеку, кроме сирот, могут быть приняты и дети, родители которых не лишены родительских прав, но не могут выполнять свои родительские обязанности: в случаях тяжелых болезней и иных причин. Ребенок передается под опеку для его содержания, воспитания и образования, защиты его прав и интересов. Подробнее о том, как стать опекуном ребенка из детдома, можно уточнить на курсах приемного родителя.

    Опека устанавливается над детьми младше 14 лет. Попечительство – от 14 до 18 лет.

    При оформлении опекунства ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей участия в его содержании. Органы опеки контролируют условия содержания, воспитания и образования ребенка.

  3. Приемная семья: фактически это оформление на работу «приемным родителем». К приемным родителям предъявляются определенные права и обязанности, которые контролируются органами опеки. Ребенок в этом случае должен иметь статус сироты.

  4. Гостевая семья или наставничество: ребенок проводит в семье часть своего времени. Например, выходные. Часто используется как переходная форма, когда будущие родители хотят лучше познакомиться с ребенком. Такая форма помогает ребенку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения, прочувствовать, как живет семья: получить навыки ведения хозяйства и общения со взрослыми и другими детьми в семейном кругу. Наставники помогают детям с лечением, обеспечением и выбором одежды, профессиональной ориентацией, советуют, как поступать в тех или иных ситуациях.

  5. Патронат: устанавливается над детьми без определенного статуса или если статус ребенка не позволяет передать его на опеку или усыновление. Часто используется как переходная форма к опеке и/или усыновлению ребенка после получения ребенком соответствующего статуса. Когда ребенок отдается на патронатное воспитание, формально он остается воспитанником детского дома, но при этом имеет возможность воспитываться в семье. Его новых родителей обучает патронатная служба и контролирует процесс семейного устройства, патроната.

  6. Детский дом семейного типа: обычно создается в организационно-правовой форме воспитательного учреждения. Отличается тем, что в нем больше детей, чем в приемных семьях, и наличием льгот.

усыновление ребенка из детского дома

Различия форм семейного устройства детей

Усыновление детей, опекунство и попечительство, приемная семья – все эти формы семейного устройства детей выдвигают определенные требования к приемным родителям.

Усыновление детей сирот или форма приемной семьи возможны лишь в случае, если родители детей лишены родительских прав. Патронат и гостевая семья позволяют брать детей с любым статусом.

Приемная семья и патронат предполагают ограничения прав воспитателей в отношении детей. Патронат ограничивает эти права чуть больше, чем приемная семья, но договор в случае патронатного воспитания более гибок и воспитателям можно взять на себя ровно ту ответственность за ребенка, которую конкретному человеку по силам нести.

Различается и набор документов. Наиболее объемен и сложен он в случае усыновления детей в России. Наиболее прост – для гостевой семьи.

Выбирать подходящую вам форму семейного устройства лучше всего после обучения в школе приемных родителей.

Часть вторая. Усыновление детей – психологическая сторона приемного родительства

В решении психологических вопросов относительно усыновления и воспитания ребенка наилучшим является системный подход. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что психические свойства человека заданы от рождения и не являются наследственными. То есть психологически ребенок может быть совершенно не похож на родителей. С этой точки зрения, родные родители по отношению к усыновителям не имеют особых преимуществ, в том смысле, что психика не наследуется. Системно-векторная психология различает восемь векторов психики. У человека они могут сочетаться в любых вариациях – от одного до восьми векторов сразу. Векторальный набор определяет врожденные желания и свойства психики человека. То есть определенные свойства характера нам заданы от рождения.

Системный подход на практике приемного родительства

Когда вы задумались о возможности усыновления ребенка, то возникают вопросы, не связанные с правовой стороной дела, но которые стоит прояснить не менее тщательно. Системно-векторная психология позволяет разобраться с самыми пугающими стереотипами усыновления:

  1. Плохие гены. Этот стереотип сильнее, чем кажется. Взрослые становятся менее терпимы к поведению ребенка, когда «плохие» поступки объясняются наследственностью. И менее готовы наладить эмоциональную связь с ребенком, потому что «наследственность не изменить». Есть даже такое выражение: «Хотел бы сироте помочь, но боюсь кукушонка в дом пустить». То есть немало усыновителей опасаются: что, если возьмут ребенка на воспитание – а он пойдет в своих «непутевых» кровных родителей?

    Плохие гены – беспочвенный миф. Многие боятся, не будет ли ребенок воровать, врать. Это зависит не от генов. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что для правильного развития ребенок должен иметь чувство защищенности и безопасности, которое он получает от матери. Зачастую дети в детском доме его не имеют. Поэтому их психологическое развитие может останавливаться.

    В частности, ребенок с кожным вектором может начать воровать. Ребенок со звуковым вектором – уйти в себя, не разговаривать, игнорировать взрослых. Ребенок с анальным вектором – быть агрессивным, бить всех подряд. Все это результат ошибочного воспитания. Однако то же самое может произойти и с родным ребенком, если родители его бьют, кричат, оскорбляют – это тоже приводит к потере чувства защищенности и безопасности. Многое зависит от окружения ребенка. Попадая в семью, приемные дети могут вновь обрести защиту и правильное воспитание, согласно их свойствам, и тогда подобные проявления проходят.

  2. Боюсь, что не смогу полюбить приемного ребенка так же, как родного. Это опасение свойственно людям с анально-зрительной связкой векторов. Они – лучшие родители от природы. Главная ценность анального вектора – семья, родная кровь. Зрительный вектор задает сострадательность и готовность взять приемного ребенка. Для них важно полюбить приемного ребенка именно так же, как своего. Не меньше. Им кажется, что иначе они не смогут ребенка принять. Поэтому чаще такой человек ищет, как усыновить ребенка из детского дома, то есть наделить его всеми правами родного.

    Такие люди могут годами задумываться, но так и не решиться на усыновление или удочерение ребенка именно из-за страха, что не полюбят его. Здесь помогает знание своих бессознательных свойств, которые раскрывает системно-векторная психология. Когда вы осознаете причины своих переживаний, они перестают вами управлять. Вы сможете принять взвешенное, осознанное решение, ответственно и осознанно подойти к вопросу усыновления.

  3. Не справлюсь с воспитанием, и любовь пройдет. Подобный стереотип дополнительно подогревается историями несостоявшихся родителей, которые через полгода после усыновления вернули ребенка в детский дом из-за того, что он вел себя невыносимо. И любовь прошла.

    На самом деле любовь не прошла – она не успела начаться. Мы не влюбляемся в ребенка с первого взгляда. И инстинктивная любовь, как в случае с родным ребенком, к приемному малышу природой не задана. Нужно время, чтобы ребенок оттаял в семье, наладился эмоциональный контакт. Тогда возникнет любовь. Часто ребенок не сразу проявляет свои лучшие стороны. Невыносимое поведение ребенка случается из-за того, что мы стараемся воспитывать его исходя из своих векторов, то есть своих ценностей. У ребенка они другие. Нужно уметь определить психику ребенка и подобрать соответствующие методы воспитания.

    Например, кожной отец делает упор на соревновательную жизненную позицию, стремление к лидерству. У него самого это все хорошо получается. А анальный ребенок рожден со свойствами будущего ученого. Он медлительный, основательный, без малейшего интереса к лидерству. Если родитель будет воспитывать ребенка в соответствии со своими ценностями, то ребенок будет всячески сопротивляться. Он в принципе не способен быть таким, как родитель. Это важно понимать любому, кто интересуется, как взять ребенка из детского дома.

    При этом во взрослом возрасте из него не получится ни лидера, ни ученого, если врожденные свойства не развивались, а угнетались. При таком подходе может возникать ощущение «я не справляюсь с воспитанием». И разочарование. Рецепт здесь прост – увидеть реальные свойства ребенка, и вы восхититесь его врожденными талантами и потенциалом.

  4. Боюсь, что ребенок не оправдает ожидания. Это непростая тема. Увы, мы – взрослые и сильные – навешиваем свои ожидания на маленьких детишек, которые к тому же остались без мамы и нуждаются в защите. К сожалению, такова наша природа – когда мы усыновляем ребенка, мы ждем от него отдачи. В любом виде. Мечтаем, как он будет счастлив, благодарен за спасение, послушен, будет радовать успехами, расцветать не по дням, а по часам, озарит нашу жизнь смыслом. Избавиться от этих ожиданий полностью невозможно.

    Даже если взять ребенка инвалида, от которого нельзя ожидать больших успехов, вы все равно надеетесь, что в результате ваших усилий он начнет больше радоваться, чаще улыбаться. Этот стереотип, как и предыдущий, поддерживается историями несостоявшихся родителей, которые вкладывались-вкладывались, а изменений якобы не случилось.

    На самом деле изменения были. Только не те, о которых мечтали родители. Бывает, что у ребенка при попадании в семью стремительно улучшается здоровье, а для звуковых родителей больше важен интеллект, и они расстраиваются, что за полгода стараний они не смогли научить ребенка хорошо считать. Родители со зрительным вектором могут мечтать об эмоциях, открытости будущего ребенка, но столкнутся со звуковым интровертом – вы полгода старались наполнить его эмоциями, а он еще больше ушел в книги.

    Видение через свою систему ценностей не позволяет увидеть реальные качества ребенка. Если же вы знаете, каковы природные свойства ребенка, вы без труда увидите динамику улучшения состояния ребенка в семье. Результат вашего труда – когда ребенок будет чувствовать, что его любят именно таким, какой он есть. Это создаст лучшую почву для доверительных близких отношений.

  5. Боюсь ответственности – вдруг не получится из него человека сделать. К приемным детям родители часто бывают менее терпимы, чем к родным. Выходки родного мы прощаем и оправдываем естественным образом, любя. А с приемным это не всегда работает поначалу, когда он еще не стал полноценной частью семьи. Плохие поступки приемного ребенка могут раздражать сильнее, чем поступки родного. И возникает ложное ощущение, что не удастся вырастить достойного человека.

    В этом случае нужно действовать не через эмоции, а через сознание. Понимание причин поведения ребенка снимает эмоциональный негатив. Еще на стадии усыновления знание психических свойств позволяет определить, какие качества ребенка и родителя будут комплементарны, какие тождественны, а какие прямо противоположны. Это позволит приемным родителям в будущем дать ребенку максимально возможное и наиболее комфортным способом.

усыновление детей

Ребенок – это целый мир, который нуждается в понимании. Ответственность родителей очень высокая, а ответственность за приемного ребенка еще выше, поэтому нужно разобраться, прежде чем приниматься за воспитание. В системно-векторной психологии Юрия Бурлана есть ответы на все вопросы о воспитании. Психологическая грамотность и знание векторов позволяют любому родителю, не важно родному или приемному, решать любые вопросы воспитания, легко ориентироваться в том, как именно воспитывать конкретного ребенка, в чем его сильные и слабые стороны.

Кроме того, вы сможете легко осознавать и устранять причины собственных негативных состояний. Это значительно облегчит задачу в том, как стать опекуном ребенка из детдома, или быть успешным приемным родителем.

Узнать основные тенденции детского поведения, которые могут вызвать конфликты и недопонимания в семье, и главное – понять, как их предотвратить, можно на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Первые навыки системного понимания других людей вы получите уже на бесплатных онлайн-лекциях. Регистрация по ссылке.

P.S. Как выбрать ребенка на усыновление

Когда вы соберете все необходимые документы, орган опеки выдаст справку о том, что вы можете быть приемным родителем. К этому моменту вы уже будете примерно понимать, какого возраста, пола, состояния здоровья ребенка вы сможете принять в семью. С этой справкой вы идете в любой отдел опеки России. Можно сразу в несколько. Пишете заявление. Вам показывают банк данных с анкетами детей по данному району.

Искать детей через федеральную базу данных со свободным доступом через интернет не рекомендую, так как ее данные не всегда актуальны, часто информация бывает устаревшей. Таким образом вы выбираете одного или нескольких детей, с которыми хотите познакомиться. Получаете разрешение на посещение конкретного ребенка в детском доме или в доме малютки и идете знакомиться.

Порядок усыновления ребенка из детского дома предполагает и определенные правила при знакомстве. За один визит можно пообщаться только с одним ребенком. Увидеть всех детей сразу нельзя. Это сделано для того, чтобы не все дети в очередной раз испытывали отчаянную надежду. Поскольку каждый ребенок в каждом взрослом хочет увидеть своего папу или маму. Если вы кого-то выбрали, вы можете сразу оформить ребенка в свою семью или некоторое время приходить к нему в детский дом, чтобы познакомиться поближе.

Автор публикации: Светлана Гаврилова, кандидат технических наук, мама усыновленного ребенка
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 78443 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

13 апреля

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 78443 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
13 апреля

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 78443человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 0
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X