
Ги Меттан «Запад-Россия: тысячелетняя война». Феномен мирового масштаба
Автор книги не стремится превознести Россию или выступить против Запада. Но ставит своей целью разобраться в причинах русофобии, глубоко охватившей западные властные структуры и СМИ и доходящей порой до абсурда. Его задача — развеять предрассудки, опутывающие взаимоотношения западных государств с нашей страной...
«Почему мы так любим ненавидеть Россию?»
Этим вопросом задается швейцарский журналист Ги Меттан в своей книге «Запад-Россия: тысячелетняя война. История русофобии от Карла Великого до украинского кризиса». Под «мы» подразумевается современный коллективный Запад с его историческими предшественниками.
Автор книги не стремится превознести Россию или выступить против Запада. Но ставит своей целью разобраться в причинах русофобии, глубоко охватившей западные властные структуры и СМИ и доходящей порой до абсурда. Его задача — развеять предрассудки, опутывающие взаимоотношения западных государств с нашей страной.
К этому побуждает вопиющая система двойных стандартов, практикуемая Западом применительно к России и наблюдаемая автором исследования на протяжении всей его журналистской карьеры.
Изучая временной период в тысячу лет от падения Великой Римской империи до наших дней, писатель утверждает, что русофобия родилась еще до появления на геополитическом поле самой России. По его мнению, она досталась в наследство русским как преемникам Византии. Ее отправной точкой является раскол христианства на две ветви — западную католическую и восточную православную. С тех пор ненависть Запада к Востоку не утихает, а становится лишь сильнее.
Автор в исторической ретроспективе рассматривает формирование русофобии во Франции, Англии, Германии, США — главных законодателях русофобской моды.

Несколько устойчивых тенденций привлекают его внимание, а именно:
— приписывание России ложных намерений, свойственных самим западным странам;
— кардинальная разница в оценке одних и тех же действий в зависимости от того, совершил ли их Запад или Россия;
— короткая память на союзнические отношения;
— обвинения в пропаганде.
Они оцениваются в различных аспектах — религиозном, философском, идеологическом, культурном, экономическом, политическом.
Не хватает только психологического.
Моя твоя не понимай
О каком психологическом может идти речь применительно к взаимодействию целых стран?
О том, что кроется в их менталитетах.
Человеком управляет либидо — желание жить. Конкретные жизненные желания бывают разные, всего их восемь групп, иначе называемых векторами. Четыре из них (кожный, мышечный, анальный, уретральный) связаны непосредственно с жизненной силой (так называемые нижние векторы), еще четыре (звуковой, зрительный, обонятельный, оральный — верхние векторы) задают направление движения этой жизненной силы.
Психика современных людей как правило представляет собой комбинацию нескольких векторов, при этом верхние не могут существовать без нижних.
Принципы, на которых основывается психическое отдельного человека, актуальны также и для человеческих масс. Таким образом, на базе нижних векторов возникает четыре типа менталитетов.
Мышечный вектор — олицетворение простоты. Его обладатели выносливы и непритязательны, получают удовлетворение от физического труда, активно размножаются и воспринимают себя не индивидуальными «я», а частью общины, общего «мы».
Мышечный менталитет складывается там, где залогом выживания является рутинная работа и высокая рождаемость (азиатские страны).
Анальный вектор — синоним традиционности. Обладающие им люди — ревнители семейных ценностей, устоев и обычаев предков, у которых преемственность поколений и религиозность стоят на первом месте.
Анальный менталитет возникает там, где наиболее способными к выживанию оказываются семейные кланы с их родственной поддержкой (арабские страны).
Кожный вектор — это о конкуренции и доминировании. Люди с этим вектором стремятся к имущественному и социальному превосходству, достигая его в соревновании с другими такими же индивидуалистами.
Кожный менталитет формируется там, где условия жизни способствуют эффективности личных усилий (западные страны).
В каждом из векторов желания и действия направлены на собственное выживание.
И только в уретральном векторе жажда жизни и объем энергии столь велики, что избыточны для индивидуума и направляются вовне, на сохранение не себя, а «своих» — коллектива, общества, народа. Человек с уретральным вектором — прирожденный вождь, который естественным образом возглавляет людей для обеспечения выживания всей группы.

Поэтому там, где из-за суровых условий окружающей среды ни единоличных, ни даже совместных усилий становится недостаточно, возникает единственный в мире смешанный уретрально-мышечный менталитет (Россия и некоторые бывшие республики СССР).
Его основа — справедливость и милосердие, взаимная отдача ради общего блага, выход за рамки возможного.
Принадлежность к тому или иному менталитету не означает, что все относящиеся к нему люди поголовно обладают соответствующим вектором и свойствами психики. Она означает, что при всем векторальном разнообразии общее сложившееся у данного народа мировосприятие основано на ценностях, характерных для вектора, определяющего данный менталитет.
Значимость общественного объединяет уретральные и мышечные ценности.
В анальном векторе взгляд обращен в прошлое для обеспечения исторической преемственности, сохранения накопленного опыта и связи с корнями, в уретральном — в будущее ради страстного рывка к новым горизонтам. Будущего и прошлого не бывает друг без друга, и вместе эти два вектора составляют единую квартель времени.
А вот свойства и желания кожного и уретрального векторов прямо противоположны.
Конкуренция и взаимопомощь, превосходство и справедливость, индивидуализм и коллективизм — в них нет ничего общего.
Это объясняет, почему именно кожный и уретральный менталитеты — Запад и Россия стали полюсами мирового противостояния.
Устройство социума представляет собой пирамиду: у основания — слабые, на вершине — сильные.
В кожном менталитете вершины достигает тот, кто обошел остальных в гонке за материальным преуспеванием. В уретральном на нее возносит того, кто по своим психическим свойствам является вождем, чьи врожденные качества — самоотдача и ответственность за других. Такой человек от рождения ощущает свое высшее место в иерархии. Этот статус дан ему природой, а не кожной конкуренцией. Кожник руководствуется прагматизмом и логикой, уретральник — стремлением к отдаче и иррациональным чутьем, чем вызывает у человека с кожным вектором опасение и неприязнь.
То же самое можно наблюдать и во взаимодействии менталитетов.
С больной головы на здоровую
Как отмечает Ги Меттан, одно из главных обвинений со стороны Запада в адрес России — ее так называемый экспансионизм и враждебные намерения в отношении европейских государств.
Российским захватничеством пугала мир и Британия, у которой размеры колоний в десятки раз превышали площадь самой метрополии, и страны Европы, жестоко подчинявшие и грабившие народы по всему свету, и США, захватившие Северную Америку и истребившие ее коренное население.

В медийном пространстве прошлого Россию изображали буквально вампиром, алчно кружащим над европейским полуостровом.
Тот факт, что как раз России пришлось неоднократно выдерживать кровопролитные и опустошительные натиски с Запада и что при распаде СССР она единственная в истории добровольно распустила контролируемые ею республики, ничего не меняет: в современном мире, как и прежде, она позиционируется агрессором.
Есть вполне жизненная шутка-загадка.
— Что имеется абсолютно у каждого?
— Оправдание.
Человек в душе всегда оправдывает себя. Если же он испытывает к кому-то неприязнь, то психика обеспечивает ему состояние комфорта путем переноса — приписывает его же собственные чувства и намерения объекту неприязни, меняя их местами.
На геополитическом уровне так же. Придвинем-ка военные базы к границам России, вон как агрессивно она раскинулась на своей части суши.
«Вы не понимаете, это другое»
Можно клеймить русских за крепостное право, будучи рабовладельцами. За деспотизм властей — тесно сотрудничая с несравнимо более жестокими деспотиями Ближнего Востока.
Пострадавшие от террористов западные страны — жертвы, Россия — сама виновата, неправильно вела себя с ними.
Можно выходить из международных договоров, вводить рестрикции, обеспечивать свои интересы за рубежом, защищаться от иноагентов и разгонять митинги.
Западу, но не России.
Как же так, ведь равенство прав — одна из декларируемых Западом ценностей.
Когда-то среди предков человека появились те, кто быстрее всех бегал, более метко направлял камни и стрелы, добывал больше всех пищи для стаи. Они же сообразили, что нужно не съедать сразу всю добычу, а часть оставить на завтра, на случай неудачной охоты. А тех, кто нарушит это правило, подвергнуть наказанию. Так появился человек с кожным вектором и его изобретение — закон. Правда, регулировал он исключительно взаимоотношения в рамках стаи. Для тех, кто внутри — закон и порядок, снаружи — бесправие и грабеж.
С тех пор мало что изменилось. Кожники — прирожденные законотворцы, но их закон — только для «членов клуба».
Табачок врозь
Какие бы войны и конфликты ни приключались между странами Запада, по их завершении они достаточно легко возвращаются к нормальным взаимоотношениям.
И противоположно: в какие бы союзы с западными странами ни вступала Россия против общего врага, после устранения угрозы их ненависть к ней вспыхивает с новой силой.

«Я дерусь просто потому, что я дерусь», — говорил Портос из «Трех мушкетеров», не умея найти веских оснований для дуэли.
Не принижая значение экономических, идеологических и прочих факторов, описываемых Ги Меттаном, можно сказать, что Запад даже сам для себя вряд ли способен сформулировать четкую причину неприязни к русским.
Это потому, что она лежит в плоскости бессознательного.
Кожному индивидуализму и расчетливости отвратительны уретральный коллективизм и импульсивность.
Эти русские при внешнем сходстве с западными людьми действуют совершенно противоположным образом — иррационально и непредсказуемо. Умом их не понять, аршином не измерить.
Как и все необъяснимое, это пугает и вызывает непроизвольно рвущуюся наружу враждебность.
Почему молчит Россия
В исследовании Ги Меттана немало внимания уделено вопросам пропаганды.
Если послушать Запад, то российские пропагандисты захватили все информационное пространство.
На самом же деле в то время, как западный мир блещет креативом в распространении русофобии посредством самых разнообразных медийных инструментов от прессы и литературы до индустрии развлечений, голос самой России почти не слышен.
И это связано не только с тем, что сегодня на Западе российским средствам информации практически полностью перекрыта возможность вещания.
При кожной соревновательности, направленной на достижение личных благ, тот, кто ярче превозносит себя и принижает других, получает конкурентное преимущество.
Уретральный менталитет не конкурирует. Он зиждется на отдаче в общество и обществу же предоставляет судить о человеке по его делам. «Важно не что я о себе скажу, а что люди обо мне скажут».
Уретральной России не тягаться с кожным Западом в технологиях манипулятивной пропаганды. Ей остается делать, что должно, давая возможность мировому сообществу оценивать ее не по словам, а по поступкам.
Кто владеет Хартлендом
В своей книге автор упоминает теорию о том, что мир состоит из трех частей: мирового острова (Евразия и Африка), внешних островов (обе Америки и Австралия) и мирового океана.
Согласно этой теории, миром владеет тот, кто владеет Хартлендом — огромной равниной мирового острова, распростершейся от Центральной Европы до Западной Сибири.
В данном контексте Хартленд можно перевести с английского как сердце мира.
Символично, что такое название получила именно та территория, на которой сложился менталитет, движимый не бесстрастным умом, а порывистым сердцем.
Жить без сердца не способен ни один организм, захватить его не получается, вот и расположилась Россия в центре мира вечным вызовом рациональному Западу.

Книга «Запад-Россия: тысячелетняя война. История русофобии от Карла Великого до украинского кризиса» покоряет широтой исследования, количеством интересных фактов и сопоставлений, а главное — непредвзятостью в освещении событий прошлого и настоящего.
Спасибо за этот обзор! Очень интересно, что на западе стали появляться такие серьезные книги овзаимоотношениях наших стран. Хочется верить, что человечество таки растет над собой и начинает взрослеть!