Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Игромания: болезнь, или безобидное увлечение. Психология википедия

Все чаще в интернет-изданиях появляются беспокойные сообщения о том, что растет число людей, зависимых от компьютерных игр, и это, безусловно, вызывает озабоченность у психологов и обычных людей. Это и неудивительно: оказавшийся в путах игры человек выключается из общества, перестает жить свою жизнь и уходит в параллельную реальность. Так давайте вместе попробуем разобраться, что это за проблема такая — компьютерная игромания-болезнь, откуда она взялась и кто ей подвержен.

Надо признаться, что я продолжительное время страдал от компьютерной зависимости, и как это — от заката до рассвета сидеть за компьютерными играми — знаю не понаслышке.

Игромания - болезнь, или безобидное увлечение фото

Моя история началась с того, что в старые добрые времена в дни открытых дверей отец меня водил на один из крупнейших авиационных заводов России. Там были невероятных размеров станки, огромные краны и новейшее на тот момент оборудование. Но интересовал меня больше всего компьютерный отдел. Всегда с нетерпением ждал того момента, когда мы уже в него пойдем. До сих пор вспоминаю свои первые игры — Принц Персии, Пакман, Поле чудес...

В подростковом возрасте частенько были времена, когда на день или два я оставался один дома и практически весь день проводил за компьютером или приставкой. Стандартная игровая вахта начиналась в десять утра и заканчивалась около шести вечера — конечно, были небольшие перерывы на еду, но совсем небольшие.

После того как сдавал вахту, мне было страшно подходить к зеркалу: усталые глаза, полопавшиеся сосуды, отекшее лицо. Очень долго приходилось смотреть в отражение, потому что не было понятно, в каком мире я нахожусь — реальном или виртуальном.

И после каждой пройденной игры я думал: «Ну все! Теперь-то точно завяжу». Но не тут-то было, история повторялась раз за разом. В полной мере игровая зависимость проявилась в студенческие годы: никакого контроля со стороны родителей, так как жил в другом городе, локальная сеть, состоящая из 1000 компьютеров — мечта игромана…

В перерывах между сессиями я представлял из себя овощ, прогуливал лекции и сутками зависал в виртуальном мире, убивая монстров или прокачивая вымышленных персонажей. Пару моих товарищей даже отчислили из института, так как времени на реальный мир у них практически не оставалось.

И таких же геймеров, как я, еще очень, очень много.

«...Да, я прошел кучу игр, да, я мог собрать и разобрать компьютер по кусочкам свободно и легко, а уж количество переустановленных и установленных друзьям операционок давно зашкалило за сто.

Игру прошел — сотни...
У меня было всего два друга — таких же заросших геймера, как я.
Ни у кого из нас не было девушки.
Я боялся выходить на улицу. Просто боялся.
Под любым предлогом я оставался дома — даже в магазин выходил с трудом. Компьютер — это тепло, комфортно, хорошо.
Улица — плохо, зло, холод, ненависть.
У меня был глубочайший, яркий виртуальный мир.
Но не было мира реального.
Это смешно, но иногда я целую неделю мог просидеть дома у себя в комнате... Хотя.... смешно... не то слово. Сейчас я понимаю, что это страшно и глупо.
-=-=-=-=-=-=-
Университет. Да.
Я с трудом закончил первый курс. С огромным трудом.
Мне было очень тяжело ходить в помещения с большим количеством людей. У меня дрожали и потели руки. Мне было страшно. Я не чувстовал себя комфортно. Поскорее хотелось домой.
Да и предметы я особо не учил... так как все время проводил за играми.
-=-=-=-=-=-=-

игромания психология фото

Что дальше ? Из университета 2-го курса я вылетел.
Не сдал сессию.
Взяли меня повторно на 2-й курс... Я не сдал сессию снова.
Это было ужасно.
Ночной кошмар, от которого ты не можешь проснуться.
У меня не было девушки... от меня отвернулись родители и друзья... хотя... точнее сказать — я отвернулся.
Мне не нравились их нравоучения: «Ты слишком много играешь», «Очнись», «Возьмись за голову»... Это сейчас я понимаю, что они желали мне только добра.
Да и единственная девушка, которая у меня была, — и то от меня ушла.
В ее день рождения я играл в клубе. Был чамп по CS. А я был в клане... И на день рождения к ней не пришел.
Я остался один.
Я начал курить, хотя никогда не курил.
Про лишний вес и проблемы со здоровьем рассказывать уж и не буду».
-=-=-=-=-=-=-

«...Антон работал в компьютерном магазине. Неудивительно, что у него был свой компьютер — слабенький, но на нем можно было играть в «Герои меча и магии». Ежедневно видя, как играют мальчишки, я заинтересовалась и решила попробовать. И начало затягивать...

Спорт я забросила, стала чаще прогуливать учебу ради того, чтобы окунуться в увлекательный мир игры. Играть в комнату мальчишек мы ходили с моей подругой.

Появился мой первый компьютер. Любимая игра теперь загружалась быстро, приготовить обед между ходами я уже не могла. Все чаще в меню стали появляться магазинные пельмени. Потом мой ПК прошел апгрейд — его значительно улучшили. В комнате появились диски с новыми играми... Более красивыми, более интересными, я бы даже сказала — захватывающими. Но поиграть мне не всегда удавалось — было много желающих: и Антон, и моя подруга, да и другие знакомые просились. И я начала ругаться со своим молодым человеком из-за того, что уделяет играм больше времени, чем мне. Через некоторое время хороший компьютер появился и у него, и мы стали играть вместе. Две вещи гораздо легче делятся на троих — поиграть успевали все. Даже когда мы не сидели перед мониторами, разговоры были большей частью об очередной игре...

На пятом курсе я смогла кое-как оторваться от компьютера ради работы, да и университет надо было закончить нормально. Кроме того, появилось спортивное увлечение — ролики. У меня был прекрасный шанс «выздороветь» от игромании, но я не задумывалась о наличии у меня какой-то болезненной зависимости: ведь мы втроем в нашем маленьком «клубе по интересам» больше всего любили компьютерные игры и прекрасно понимали друг друга. Я мечтала: вот окончу учебу, времени будет больше... смогу играть в свое удовольствие. Я действительно мечтала об этом!!!

Так и произошло. Мы с подругой доучились, защитились. Квартиру сняли на троих — так получалось дешевле. На тот момент мы с Антоном решили пожениться.

На новом месте было здорово — подключили Интернет, установили на компьютеры новую для нас сетевую игру и играли в свое удовольствие. Подруга тоже купила компьютер... Меня затягивало все сильнее. Ни свадьба, ни беременность не смогли меня вылечить.

игромания лечение фото

Понимать, что «что-то не так» я начала именно во время беременности. Ведь это ненормально, когда даже в самую прекрасную погоду люди сидят дома и пялятся в мониторы. Антон — теперь уже мой муж — иногда мог и с работы отпроситься, чтобы побольше поиграть. Я заходила в игру даже рано утром — впрочем, подруга от меня не отставала. Мы гордились своими игровыми персонажами, достигшими максимального уровня, заработавшими много денег, выбившими с монстра крутые доспехи, общались с такими же геймерами — выход в свет был только таким. Ролики оказались заброшены в дальний угол. Со старыми друзьями мы общались исключительно по аське, а на предложения встретиться обреченно вздыхали: «Нет времени».

Так продолжалось довольно долго... Даже Новый год мы встречали в игре...»

Так в чём же кроется секрет зависимости от компьютерных игр

Компьютерные игры — это самая что ни на есть виртуальная реальность, то есть она не существует в физическом мире. Вся виртуальная жизнь проходит в вымышленных мирах. Это всего лишь электрические сигналы, которые бегают по проводам туда-сюда. И именно виртуальные, абстрактные миры привлекательны для людей, обладающих звуковым вектором.

Звуковой вектор включает в себя желания, которые не относятся к материальному миру. Человек со звуковым вектором задается вопросами: «Кто я?», «В чем смысл жизни?». Именно для того, чтобы найти ответы на все эти вопросы, ему дан абстрактный интеллект.

Так как все усложняется и совершенствуется, то развиваемся и мы. Увеличивается объем головного мозга, растет величина наших желаний, мы хотим получать все больше и больше.

Молодых звуковиков уже не наполняют фантастические произведения, игра на музыкальном инструменте или философия, как это было еще век назад. Им хочется большего, и они пытаются наполнить свои желания через пребывание в виртуальных, компьютерных мирах, где чувствуют себя, как в реальности, а в реальности ощущают себя как во сне.

Со стороны может показаться, что звуковик рассеян и никак не может толком сосредоточиться. Его постоянно упрекают за это: «Вася, ты меня не слушаешь, витаешь непонятно где! Вася, да обрати уже внимание на меня!» Но на самом деле наш Вася постоянно сосредотачивается на своих внутренних состояниях в попытке найти ответ на вечные и порою даже неосознаваемые вопросы.

Нужно понять, что звуковой вектор является сверхдоминантным, то есть желания в нем самые мощные. Там, где любой другой уже давно бы побежал за ужином, звуковик даже не замечает, как он голоден. Его голове приходится выполнять самую тяжелую работу — работу ума, и в ней он забывает обо всем. Уход в компьютерные игры — это попытка уйти от этой работы, уйти от себя и забыться.

уйти от себя и забыться фото

При сильном ненаполнении звукового вектора у такого человека отсутствует даже сексуальное влечение к противоположному полу. Когда у тебя непереносимо болит зуб, тебе нет дела ни до каких удовольствий. Ты хочешь только одного — чтобы боль прекратилась. Подобно этому и сексуальное влечение оказывается задавлено ненаполненным звуком.

Не могу не привести здесь фразу, которая среди геймеров стала крылатой: «Почему у меня нет девушки? Я эльф 80-го уровня!» И даже друзья ему говорят: «Ты не пьешь, не куришь, спортом занимаешься, да и не урод. Почему у тебя нет девушки?», а он не знает, что сказать в ответ и какую из сотен рационализаций выбрать в этот раз… На самом деле у него самого нет ответа на этот вопрос.

Интернет привлекателен для звуковика в любом случае. Там он находится наедине с собой, его не отвлекают посторонние звуки, картинки, эмоции и запахи.

Звание же настоящего сидельца в виртуальном мире по праву принадлежит звуковикам с анальным вектором. Анальный вектор включает в себя такие свойства, как неторопливость, рассудительность, системность, профессионализм, хорошая память.

Одним словом, золотые головы и руки. Спешить никуда не надо, есть время все хорошо продумать, разложить по полочкам, разобрать все на детали и сложить в систему.

Анальный вектор очень хорошо дополняет звуковой — получается двойной интроверт. И именно анальных звуковиков тяжелее всего переключить с компьютерной зависимости на какую-то другую деятельность. Так как анальник обладает неповоротливой прямолинейной психикой и тяжелее всех расстается с прошлым, он не может поменять привычную деятельность на иную.

Не так давно появилось новое понятие — киберспорт. Теперь люди не просто строят виртуальные замки, а соревнуются между собой в виртуальном пространстве.

Популяризация киберспорта в основном происходит за счет производителей компьютерной техники и игр. Так, одна из популярных онлайн-игр собрала миллиард долларов за 16 дней — даже быстрее, чем «Аватар» Джеймса Камерона.

Эта затея больше подходит для кожных звуковиков. Здесь нужна быстрая реакция, желание победить, обогнать соперника. Кожный звуковик может полностью уйти в киберспорт. Неудивительно! Ведь помимо глушения своих звуковых желаний, на игре можно сделать неплохие деньги — за первое место в турнире можно получить не одну сотню тысяч долларов.

Компьютерная зависимость — выход есть

Давайте посмотрим, что пишут современные психологи по поводу того, как выйти из компьютерной зависимости.

компьютерная игромания фото

Совет 1.

Надо переключить внимание игромана на что-то другое, наверняка у него найдутся более социально приемлемые интересы, их только надо найти.

Вся работа перекладывается с плеч психолога на пациента, этот совет и так понятен без специалиста. Да и какие может ненаполненный звуковик найти интересы в окружающем мире?

Рутина бытия ощущается стеной серой бессмысленности, тогда как в виртуальном мире я могу быть кем захочу, даже Богом, я могу повести свою армию на разрушительную войну или взорвать все одной кнопкой. Игра как она есть… и никакая альтернатива в реальном мире не даст мне столько ощущений для моего страдающего звука.

Совет 2.

Причиной ухода в виртуальный мир может являться отсутствие должной любви со стороны близких, окружающих игромана людей. Проявите к нему больше любви и заботы, создайте с ним сильную эмоциональную связь.

Опять же психолог ошибся: эмоциональная связь и любовь не имеет никакого отношения к человеку со звуковым вектором, и звуковик не сможет наполниться через них. Любовь и все эмоции исключительно в зрительном векторе.

Совет 3

Используйте рациональную и доказательную терапию, то есть логически покажите, что компьютерные игры — это виртуальная реальность. Заставьте его задуматься над вопросом, что игры дают в реальной жизни. Докажите, что успешным нужно быть в реальной, а не виртуальной жизни.

Легко заметить, как психолог пытается обратиться к логике пациента, его рациональному зерну в игромании, но логика в кожном векторе, а не в звуковом. Это для кожника сработает «ну ты же видишь, что тебе невыгодно тратить столько времени на игры». Для депрессирующего же звуковика время не имеет никакой ценности — скорей бы уже кончилась эта жизнь, скорей бы прошла в череде событий несуществующего мира.

По сути, все советы психологов могут заключаться лишь в том, чтобы переключить человека с желаний звукового вектора на желания других векторов. Никто из них не знает, что желания и свойства векторов не пересекаются, что каждый вектор требует наполнения, и тем более не имеют представления, как наполнить звуковые нехватки.

При переключении звуковика на иные желания мы действительно можем получить результат. Но, во-первых, сделать это не так-то просто и не всегда возможно. А во-вторых, эффект будет временным.

Да, возможно, на время он выйдет из своего состояния, вечно блуждающий непонятно где взгляд прояснится и он станет похож на обычного человека. Но потом мы получим обратный эффект, когда какое-то время он будет держаться, а потом сорвется и уйдет еще глубже в виртуальный мир.

Компьютерная зависимость – выход есть фото

Понятно, что все эти подходы изначально ошибочные. Из-за непонимания сути происходящего классическая психология принимается предлагать больному отвлечься вместо того, чтобы лечить. А лечить есть что.

Запойные игры — очень тревожный звоночек, говорящий о том, что звуковой вектор не может наполниться в полной мере. Ощущающий все большую пустоту звуковик будет играть еще интенсивнее, закрываясь в себе. А дальше — депрессия и практически полная потеря связи с внешним миром. Даже простой человек, не связанный с психологией, видит, как игроман уходит из реального мира и перестает существовать.

* * *

Совсем недавно Россия вышла на первое место в Европе по количеству пользователей Интернета. Соответственно, в ближайшем будущем количество людей, страдающих зависимостью от компьютерных игр, возрастет. Замыкаясь в себе, звуковики не смогут выполнять свои функции, фактически выпадая из общества. Мы уже ощущаем этот перекос, а перекос в любой сфере ни к чему хорошему не приводит.

Сегодня только тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дает нам возможность по-настоящему понять таких людей, понять, что ими движет, и вывести их или выйти самим из игровой и компьютерной зависимости. Вернуться в жизнь — это реально!

Автор публикации: Александр Горн
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии. Уже идут 15652 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 15652 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 

Даты лекций будут
скоро назначены

Комментарии 0
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X