Коронавирус и страх за будущее
Дорогие коллеги. Хочу поделиться одним важным и, как мне кажется, серьезным философским наблюдением. Оно "срезонировало", для меня, со смыслами, на которых базируется системно-векторная психология.
Мы с коллегами-медиками много разговариваем в последнее время о ситуации с вирусом в разных странах, о тяжелом течении эпидемии в Италии.
Огромный страх вызывает обсуждение того момента, что если у врача есть выбор, кого спасать и, например, предоставить ИВЛ, то считается, выберут всегда того, кто моложе, здоровее, а более старшим и пожилым людям просто не будут помогать в первую очередь.
Когда мои коллеги говорят об этом, в глазах почти паника. Вроде бы, на первый взгляд, логично выбрать того, кто моложе, но за таким выбором большая боль. Один врач "в сердцах" добавил: "сдохнешь и спасать не будут". Появляется ощущение, что даже, если ты молод и тебе около сорока, то рядом может быть больной парень лет 18 ти и выберут его.
Вспомнилось, что на лекции Юрий Ильич всегда много времени уделял моментам, что человечество живет только сохраняя стариков и слабых членов коллектива. Мудрость старшего поколения неоценимо важна для формирования народа, нации.
Видя счастливые, наполненные смыслом годы у пожилых людей, мы, более молодые, можем жить без стресса, развиваться в полной мере, не ожидая заведомо несчастную старость.
Если мы не заботимся о стариках, если видим их в бедности, "ненужности", мы лишаем и себя основы, фундамента, ощущения долгой счастливой жизни, как бы перенося их опыт на себя.
Вот и выходит, что если мы считаем, что спасать во время эпидемии надо молодых и здоровых, мы лишаем себя ощущения будущего и испытываем огромный стресс, что и происходит с моими коллегами при обсуждении такой проблемы.
Помню Юрий Ильич говорил, что, по возможности, не должно быть выбора у человека, кого спасать и что уж точно не нужно делать приоритет по возрасту.
Остался у меня вопрос все же, так как в теории все понятно, а вот на практике, если поступает одновременно много тяжелых пациентов похожих состояний, к кому бежать, как все же поступить так, чтобы потом было ощущение верного поступка, чтобы "по совести" ...