Кризис в отношениях в трудовом коллективе
Казалось бы, что может быть проще — приходи на работу, делай свое дело, получай удовольствие и зарплату. Бывает так, что работа по душе, когда человек выбрал специальность по велению сердца, учился, получал знания, набирался опыта. Все бы хорошо…
Только на работу не хочется идти от слова совсем.
Человек проводит на работе большую часть времени своего бодрствования. По сути он больше общается с коллегами, чем с домочадцами. Поэтому иметь хорошие взаимоотношения в коллективе — это жизненная необходимость.
Женщина 52 лет никак не могла наладить взаимоотношения с коллегой по работе. Та восприняла ее приход как посягательство на свое положение в компании. Хотя обе относятся к топ-менеджерам и у каждой свое направление. На словах была идиллия. По факту — ежедневные мелкие пакости.
Филиал подчиняется головному офису. И как-то женщина стала свидетелем телефонного разговора своей коллеги с куратором из центра. Она услышала про себя, что «притесняет коллектив, люди разбегаются, потому что она ни с кем не находит общего языка»... Вечером ее увезла скорая с диагнозом инфаркт миокарда.
Нормальное существование здорового коллектива возможно при условии, что каждый сотрудник, независимо от его позиции, чувствует себя в безопасности. Он выполняет свою работу, и на него не давят, не кричат, его не оскорбляют. К сожалению, от кризисов на рабочем месте никто не застрахован.
Факторы риска
— Смена руководства.
— Изменение внутренней политики компании.
— Неправильные управленческие решения.
— Отсутствие профессионализма в работе с кадрами.
Смена руководства является мощным стрессом. Люди привыкли к определенному укладу и спокойно делали свою работу. Приходит новый начальник, и новая метла метет по-новому.
Есть такие люди, для которых все новое является стрессом, и они теряются, не успевают правильно ответить начальству, вовремя отреагировать. Не потому, что не знают. А потому, что их психика предусматривает неторопливое, продуманное движение вперед, с возможностью проверять и вносить изменения, чтобы добиться идеального результата.
А для ловких и активных людей смена руководства — шанс показать себя. Иногда появляется желание приукрасить действительность, отрапортовать досрочно, чтобы склонить в свою сторону новое начальство. А за достоверность цифр, за качество пусть отвечает кто-то другой.
Если радикально меняется внутренняя политика компании
Например, главной целью было безупречное выполнение взятых на себя обязательств. А сейчас из-за кризиса руководство принимает решение жестко экономить на всем. Достаточно закупить для работы дешевые, но некачественные материалы — и в стресс впадают все.
В таких случаях неизбежны кадровые потери. Люди не выдерживают прессинга и уходят. Те, кто остался, страдают. Потому что в коллективе были налажены эмоциональные связи. И каждый сотрудник воспринимался как близкий и родной человек.
Неправильные управленческие решения
Поверхностный, неглубокий взгляд на работу со стороны топ-менеджера может привести к неправильным решениям. Руководитель с кожным вектором любит всех строить и, не разобравшись, принимает решение о сокращении отдела или увольнении, на его взгляд, неэффективных сотрудников. А проблема некоторых людей заключается в том, что они не могут давать быстрые, адекватные ответы, иногда могут растеряться, начинают мямлить, то есть портят картину.
Без полноценного анализа работы каждого подразделения и, конечно, без понимания психологии можно наломать дров, потерять ценных сотрудников. В наше время кадры — это особый ресурс, золотой запас каждой фирмы, не менее важный, чем технологии, оборудование и прочее.
Отсутствие профессионализма в работе с кадрами
Каждого сотрудника нужно обеспечить работой в соответствии с его природными желаниями. Они обеспечены необходимыми свойствами. Если мы видим носителя кожного вектора в бухгалтерии, часами сидящего перед компьютером, то можно быть уверенным, что ему не хватает двигательной и психической активности и он не доволен своей работой.
Допустить обладателя анального вектора до прямых продаж — значит похоронить план продаж и ввести человека в перманентный стресс.
Иногда сам собственник бизнеса испытывает психологическое давление. Его желания настолько могут расходиться с его возможностями, что человек начинает срываться на подчиненных. Он может кричать, оскорблять людей, обесценивать результаты.
Отдельная тема — когда начальник заводит себе любимчиков. Обычно это происходит по равенству свойств. Ловкий, активный руководитель больше расположен к шустрым, быстро двигающимся и реагирующим сотрудникам. А другой ценит обстоятельные, надежные кадры. Человек, отличающийся по свойствам, уровню развития, раздражает, и на него срываются.
Последствия такого неадекватного поведения непредсказуемы. Коллектив, имеющий стержень, пытается противостоять внешнему давлению. Коллеги поддерживают друг друга, заступаются в случае необходимости. А кто-то начинает мстить: ты на меня орешь, а я солью секретные данные конкурентам и еще заработаю на этом.
Очень страшно, когда справедливость начинают по-своему восстанавливать обладатели анального вектора. По своей природе самые честные и обязательные сотрудники, они склоняются к неправильным действиям, если чувствуют себя несправедливо обиженными. Это своего рода защитная реакция, результат вопиющей несправедливости, человек оправдывает себя — меня довели. Но природу не обманешь. Сотрудник, который не может уважать сам себя, начинает вредить остальным, а порой старается втянуть в конфликт и других.
Люди, испытывая дискомфорт, не могут на сто процентов выполнять свои обязанности. Отсутствие понимания и поддержки со стороны руководителя может отразиться на качестве и производительности труда.
Что характерно, на небольшой коллектив достаточно одного системно мыслящего специалиста, и он своими хорошими состояниями снимает напряжение у коллег. Что есть с его стороны: понимание каждого человека и адекватное объяснение его поступков.
Поэтому рекомендация пройти тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» и касается в первую очередь руководителей и специалистов кадровой службы. Это не означает, что отныне на работе не будет стрессов. Они могут быть, это жизнь. Но восприниматься все будет по-другому, с учетом психологических свойств каждого. Это гарантирует отсутствие негатива и нормализацию кризисной ситуации.
Корректор: Анна Мороз