Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Часть 2. Королева Марго: я погибаю из-за любви

Богатая и беззаботная жизнь Маргариты причиняет ей большие страдания. В ней нет эмоций, нет страсти, нет больше любви, а значит, нет и смысла. И все это она находит в странном одиноком писателе, обитающем в убогом подвальчике и занятым единственным важным для него делом – написанием книги о Понтии Пилате. Что же увидела в нем прекрасная Маргарита, ради чего была готова перевернуть всю свою жизнь?

«Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»

История любви безымянного Мастера и прекрасной Маргариты вписывается в сюжет книги постепенно, наподобие того, как роман писателя прорастает жизнью самого Михаила Афанасьевича.

Романтическая история двух влюбленных отчетливо иллюстрирует внутренние, подсознательные мотивы притяжения развитого зрительного вектора к такому же развитому звуковому. Кожно-зрительная красавица Маргарита влюбляется в незнакомого мужчину с первого взгляда, и он отвечает ей взаимностью. Так же стремительно развивались отношения между Михаилом Булгаковым и Еленой, его третьей женой.

«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»

Любовь к гению

Богатая и беззаботная жизнь Маргариты причиняет ей большие страдания. В ней нет эмоций, нет страсти, нет больше любви, а значит, нет и смысла. И все это она находит в странном одиноком писателе, обитающем в убогом подвальчике и занятым единственным важным для него делом – написанием книги о Понтии Пилате. Что же увидела в нем прекрасная Маргарита, ради чего была готова перевернуть всю свою жизнь?

Для женщины, наделенной развитым зрительным вектором, спокойное и обеспеченное существование не может затмить самую большую ценность в ее жизни – любовь! Зрительная Марго влюбляется в звукового Мастера раз и навсегда. Влюбленная в звуковой гений своего избранника, Марго зачитывается страницами его романа. Ее восхищает сила его интеллекта, писательский талант. Он способен творить, она же готова открыть его талант людям и готова бороться за это.

Точно так же Елена Булгакова посвящает свою жизнь творчеству Михаила Афанасьевича, оберегая его произведения, являясь хранительницей его литературного наследия.

«Я делаю всё, что только в моих силах, для того, чтобы не ушла ни одна строчка, написанная им, чтобы не осталась неизвестной его необыкновенная личность. Это цель, смысл моей жизни. Я обещала ему многое перед смертью, и я верю, что я выполню всё», – пишет Елена брату Булгакова Николаю. Так же самоотверженно идет к своей цели Маргарита.

В эту любовь она вкладывает всю себя, и потому исчезновение Мастера приносит ей страдания. Маргарита готова на все ради своей любви, даже на сделку с дьяволом.

«Мастер и Маргарита». Номер 118-й и королева Марго

Бал у сатаны

«Нет, погодите... Я знаю, на что иду. Но иду на все из-за него, потому что ни на что в мире больше надежды у меня нет. Но я хочу вам сказать, что, если вы меня погубите, вам будет стыдно! Да, стыдно! Я погибаю из-за любви!»

Бал у сатаны пугает ее до ужаса: все эти мертвецы, преступники, убийцы, колдуны и предатели вызывают одновременно и страх, и отвращение. Однако Марго ведет себя по-настоящему терпеливо царственно, чем заслуживает одобрение и благосклонность Воланда.

Поддавшись на эмоциональный порыв жалости к детоубийце Фриде, она просит для нее милости. Поступок, с точки зрения Воланда, глупый и нелогичный, но совершенно естественный для Маргариты. Проявив сострадание к Фриде, она просит за нее даже в ущерб собственным интересам. Зрительная королева бала не может отвернуться от страданий человека, пусть даже и преступника.

Образ Маргариты описан Булгаковым наиболее детально, включая внешность, поведение, поступки и даже мысли. Судьба Мастера меняется усилиями Маргариты. Преображения свиты Воланда во время последнего полета читатель тоже наблюдает ее глазами, как и последний приют Мастера.

Елена, воплощенная на страницах романа в образе Маргариты, всегда была и остается для Булгакова музой, спутницей, верной женой и единомышленником. Как при жизни, так и после смерти.

«Я приготовил Вам подарок, достойный Вас…», – напишет Булгаков своей Елене в Ессентуки, а по приезду в Москву ее будет ждать рукопись романа.

Что же может еще подарить своей избраннице писатель-звуковик, как не самое дорогое для него – свое творение.

Безымянный пациент

Мастер – классический образ писателя со звуковым вектором. Тихий, задумчивый, погруженный в свои мысли интроверт, который все свои деньги потратил лишь на то, чтобы создать себе условия для творчества.

Материальные ценности – это не для него, в его ощущениях главное – роман, литературные мыслеформы, рожденные в его воображении. История Понтия Пилата и Иешуа – вот, что главное для него! События, которые будоражили его сознание, ведь он «сочинял то, чего никогда не видел, но о чем наверно знал, что оно было».

Свой роман Мастер создает в уединении, практически в затворничестве, погрузившись в глубокое звуковое сосредоточение на работе. Он не ищет вдохновения, не советуется с коллегами, не подбирает тему для произведения. Мастер изначально и совершенно твердо уверен в том, что хочет написать. Все ответы он находит внутри себя, свой роман он слышит и воплощает его в рукопись, сколько бы сил и времени для этого ни понадобилось.

Законченный роман из источника наивысшего наслаждения превращается в источник страданий в тот момент, когда Мастер понимает, что увидеть свет произведению не суждено. Главная цель всех усилий – представить роман читателю – так и не достигнута. Все было зря, все потеряло смысл.

«И я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась».

«Мастер и Маргарита». Безымянный пациент

Мастера настигает его самый большой страх – он сходит с ума, теряет контроль над своим разумом и оказывается в лечебнице для душевнобольных. Причем приходит туда сам, понимая, что с ним творится неладное.

«Я лег заболевающим, а проснулся больным».

«Я знал, что эта клиника уже открылась, и через весь город пешком пошел в нее».

Страдания, причиненные романом, оказались настолько велики, что Мастер отрекается от всего, что связывало его с тем миром, даже от своего имени.

«У меня нет больше фамилии, – с мрачным презрением ответил странный гость, – я отказался от нее, как и вообще от всего в жизни. Забудем о ней».

Что хотел показать Булгаков безымянностью своего Мастера? Возможно, так автор изобразил некий собирательный образ писателя своей эпохи, пишущего на непопулярную тему, идущую вразрез с идеологией, и поэтому не проходящего цензуру.

Быть может, это своеобразный способ использовать одно из имен дьявола, как намек на то, что роман был продиктован им, и это своего рода «евангелие от дьявола», как взгляд на евангельские события и их героев с темной стороны.

А между тем у Булгакова получилось удивительно точно передать всю суть звуковой меры, как части человеческого бессознательного, в частности ее проявления в литературном творчестве. Желания человека со звуковым вектором, его ценности, стремления, приоритеты и привычки, а также страхи и образ мыслей описаны поразительно точно.

Покой или свет

Почему же, несмотря на все жизненные и литературные перипетии, Мастер так и не заслужил награды даже после смерти?

«Он не заслужил света, он заслужил покой, – печальным голосом проговорил Левий».

Что значит покой, и почему же все-таки не свет? Чего не сделал Мастер, чтобы получить свет, быть принятым в раю, заслужить вечное блаженство?

Покой для звукового писателя – это успокоение мятежной души, прекращение терзаний, бесконечного внутреннего диалога, череды мыслей, сменяющих одна другую без перерыва, завершение постоянного поиска ответов на вечные вопросы о смысле жизни, сути бытия. Мастер получил ответы и подтверждения собственной правоты, его роман оказался достоверен.

«О, как я угадал! О, как я все угадал!»

Но Мастер не получает чего? Бесконечного наслаждения и радости от прожитой жизни. Почему?

«Мастер и Маргарита». Покой или свет

Ему было дано многое, даже очень многое, редкому звуковику дается темперамент такого уровня. Он был гением. Он был способен постичь больше, чем то, что им было сделано. Ему был дан талант писателя. Ему было откровение. Но как он использовал этот талант? Во всю ли силу? К чему он его применил? Какую пользу принес он людям? Смог ли изменить их жизнь к лучшему?

Мастерство писателя он использовал для написания романа. Такого, которого хотел сам, который был интересен ему и только ему. Абстрактное мышление и уникальную способность к сосредоточению Мастер использовал для создания гениального, но, к сожалению, не востребованного, а значит, в определенном смысле бесполезного произведения.

Всей мощью своего разума он не смог совладать с зародившимся в нем психическим заболеванием. Он сдался. Возненавидел и уничтожил то, что сотворил своими руками. Грубо говоря, он выбрал легкий путь – поддался сумасшествию.

Недаром ведь «трусость, несомненно, один из самых страшных пороков»!

Почему трусость? Возможно, потому что страшно признать ошибочность своих суждений, перечеркнуть все, что творил, потому что творил «для себя», писал то, что просится наружу, писал о себе и себе подобных… и только к концу жизни понял это.

Рукописи не горят

Булгаков, как и Мастер, сжег роман, но потом все-таки восстановил его, и это оказался самый выдающийся труд его литературного наследия.

Роман великолепен тем, что каждый видит в нем то, что хочет увидеть. Один читает оду атеизму, другой сатирическое изображение советского общества, третий понимает его как религиозный трактат «от противного», четвертый наслаждается мистикой, не утруждаясь особенно глубиной смыслов.

Его роман, как зеркало. Мы видим в нем то, что есть внутри нас. В нем нет отчетливых ответов «что есть добро, а что – зло», но есть пища для ума. Есть атмосфера особенного времени, есть события и их последствия, человеческие пороки и вместе с тем достоинства. При прочтении возникает совершенно особенное ощущение глубины происходящего. Ни одно слово не брошено просто так. Каждый герой несет свой собственный смысл.

Мы можем по-разному видеть одни и те же вещи, ведь «мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются…».

«Мастер и Маргарита». Роман на все времена

Роман на все времена

В отличие от своего Мастера, Булгаков, безусловно, заслужил свет. Звуковому гению было дано постичь очень многое, и он передал это в своем романе «Мастер и Маргарита». Если не на уровне полного понимания, то на уровне ощущений писатель передает тончайшие грани человеческого бессознательного – звукового вектора, зрительного, обонятельного и других.

Смыслы, раскрытые в литературном произведении Булгакова, настолько опережали свое время, что буквальное восприятие их было бы невозможно. В связи с этим мистическая оболочка романа оказывается более чем уместной.

Системное прочтение «Мастера и Маргариты» доставляет особенное удовольствие, так как позволяет увидеть новые грани выдающегося произведения.

Читайте также:

М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Часть 1. Воланд: я – часть той силы...
М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Часть 3. Понтий Пилат: подкидыш и сын звездочёта

Автор публикации: Диана Гадлевская, врач-анестезиолог
Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии
Уже идут 35554 человек
16 октября
Уже идут 35554 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
16 октября
Уже идут 35554человек

До начала тренинга осталось:

14 дн. 10 : 59 : 19
Комментарии 5 Отправить комментарий
Галина Некрасова 23 августа 2017 в 13:08

"Роман великолепен тем, что каждый видит в нем то, что хочет увидеть". Да, и ещё мне кажется, что он не сразу открывается, а пластами, будто очередной занавес снимается при каждом новом прочтении... С предвкушением буду перечитывать его снова. Спасибо.

Татьяна Истомина-Шатских 27 июля 2017 в 21:07

Всегда завораживал этот роман. Читала и перечитывала, стараясь проникнуть к смыслу сквозь строчки. Не получалось. Диана, большое спасибо что показали любимое произведение с нового ракурса. Для себя многое пересмотрела после вашей публикации. Сюжет заиграл новыми гранями и это потрясающе!!! Пошла перечитывать "Мастер и Маргариту" под впечатлением вашей статьи.

Светлана Мал 27 июля 2017 в 01:07

Прекрасная и жертвенная Маргарита - женщина, способная Любить! Полная отдача.

Александр Лобанов 27 июля 2017 в 12:07

Да-да, Светлана, Маргарита бесконечна в своей любви к Мастеру!

Александр Лобанов 26 июля 2017 в 23:07

"Смыслы, раскрытые в литературном произведении Булгакова, настолько опережали свое время, что буквальное восприятие их было бы невозможно. В связи с этим мистическая оболочка романа оказывается более чем уместной. Системное прочтение «Мастера и Маргариты» доставляет особенное удовольствие, так как позволяет увидеть новые грани выдающегося произведения." - как же это точно выписано. Спасибо за продолжение...