Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Майя Плисецкая. Часть 1. Из Умирающего лебедя в Жар-птицу

Грумант-Сити — призывно звучащее название второго после Баренцбурга города на острове восхитило девочку настолько, что однажды она отважилась пойти туда на лыжах...

«Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь.
Даже тоталитарные режимы отступали, случалось,
перед одержимостью, убеждённостью, настырностью.
Мои победы только на том и держались»

Майя Плисецкая

Рыжеволосая девчушка, которой не было и года, крепко держалась за спинку детской кроватки и делала в такт голосу няни свои первые растяжки, тренируя мышцы. Вскоре ножки окрепли настолько, что готовы были на носочках нести маленькое уретральное тельце по коридору огромной дедушкиной квартиры. Носки ботинок были постоянно сбиты. Будущая балерина, не ведая усталости, с младенчества бегала на высоких полупальцах.

«Ребёнок должен быть адаптирован в коллективе», — решили родители и отдали Майю в детский сад. Уретральной девочке не по свойствам подчиняться общему режиму и давлению нянечек с воспитательницами. Однажды после прогулки детсадовской группы Майи недосчитались. Не спросив ни у кого разрешения, она просто ушла домой.

Ребёнок с уретральным вектором, как и взрослый, сам принимает решения и действует так, как ему подсказывает собственная природа. Попадая под пресс внешнего давления, психическое уретральника сосредотачивается на стремлении вырваться из-под этого гнёта. Внутреннее состояние, неспособное подчиняться, выталкивает физическое тело на волю, на улицу, за пределы ненавистных заграждений и стен.

Жизнь на Шпицбергене

В начале 30-х отца Майи назначили генеральным консулом и начальником угольных рудников на Шпицбергене. Чтобы туда добраться, нужно было проехать половину Европы, проплыть две недели на пароходе. Заполярье встретило Майю коротким, ярким летом, легко переходящим в длинные снежные зимы, полярной ночью в шесть месяцев и северным сиянием.

Грумант-Сити — призывно звучащее название второго после Баренцбурга города на острове восхитило девочку настолько, что однажды она отважилась пойти туда на лыжах. Уретральный ребёнок доставляет родителям много хлопот. Ему не знакомо чувство страха, он смело бросается в любую пучину событий, часто с риском для жизни.

Родители об этом путешествии не знали, да и кто бы мог запретить маленькой уретральнице расширить географические границы своего детского мира. Узнав об исчезновении дочери, мама, работавшая на Шпицбергене телефонисткой, сумела быстро поднять тревогу. На помощь пришли лыжники с собакой-спасателем.

Утомлённая долгой дорогой путешественница присела отдохнуть и уснула под накрывшим её снежным сугробом. Если бы не собака Як, натренированная на поиски людей, Майю постигла бы участь героини сказки Андерсена «Девочка со спичками». Пёс вытащил уснувшего ребёнка из снежного сугроба и поволок за шиворот к людям.

image description

Папины принципы

Семья Плисецких, несмотря на занимаемый отцом пост начальника шахт и консула, всегда жила скромно. Мебель и вся необходимая домашняя утварь в квартире были казёнными.

Потом, 70 лет спустя, известная балерина, время от времени живущая в Мюнхене, будет объяснять надоедливым журналистам, готовым из каждой малости слепить сенсацию, что квартира у них с Щедриным съёмная, и в ней нет ни одной скатерти, чашки или ложки, которые принадлежали бы им. Уретральник не занимается накопительством, не ездит по аукционам, не скупает антиквариат и драгоценности. Ему их просто дарят согласно ранжированию.

Однажды под Рождество норвежцы прислали русскому консулу Михаилу Эммануиловичу Плисецкому в подарок целый ящик апельсинов. Не дав жене опомниться, папа Майи распорядился отнести посылку в шахтёрскую столовую и раздать апельсины всем детям. Мама не посмела возразить, хотя и знала, что её дочь и она сама нуждаются в витаминах.

Летом 1934 года, после двухлетней командировки на Шпицбергене, Плисецкие возвращались в Москву. Путь снова лежал через Берлин, поразивший маленькую Майю чистотой тротуаров, вымытых щётками и мыльной водой, пестротой штандартов с фашистской свастикой, ухоженными дамами в юбках-брюках, введённых в моду Марлен Дитрих.

Блистательна, полувоздушна...

На Шпицбергене Майя впервые имела успех и почувствовала непреодолимое желание продолжить выступление на сцене. После тяжелой работы шахтёры находили время для занятий в самодеятельности, в любительских спектаклях играли взрослые и дети. С тех пор девочка изводила родителей своим лицедейством и танцами, а маленькая квартирка стала для неё первой сценой и репетиционным залом.

После возвращения в Москву главной заботой семьи было определение дочери в Московское хореографическое училище. Конкурс был невелик.

Примером для мальчиков и девочек середины 30-х были Валерий Чкалов, стахановцы и герои-челюскинцы. Все мечтали взмывать ввысь сталинскими соколами и дрейфовать на северном полюсе, а уж никак не танцевать на сцене Большого или Кировского театров.

Страна завершала свою первую пятилетку, а балет считался старорежимным анахронизмом. Это потом, в 60-е, благодаря советской балерине Майе Плисецкой, наш балет окажется «впереди планеты всей», а пока он мало интересовал руководство СССР и весь народ, чьи мысли были направлены на индустриализацию страны.

Уретра с кожей не в ладу

По-кожному гибкая и ритмичная, по-уретральному стремительная и выносливая семилетняя Майя сразила экзаменаторов своим изящным реверансом. Всю свою творческую жизнь Майя Михайловна страдала от того, что в хореографическом училище не получила настоящей балетной школы.

image description

Эта основная нехватка танцовщицы заставила её ещё более требовательно относиться к себе и своей работе: «Всю мою жизнь меня поедом ела тоска по профессиональной классической школе, которую мне толком-то с детства не преподали. Что-то я знала, что-то подсмотрела, до чего-то дошла своим умом, послушалась совета, набила шишек. И все урывками, от случая к случаю» [М. Плисецкой «Я, Майя Плисецкая…»].

Свойства кожного вектора принуждали балерину к дисциплине и многочасовому тренингу, а уретральный тянул бросить всё и унестись прочь из душного танцкласса и от косых взглядов соучениц.

«Человека с уретральным вектором невозможно заставить подчиняться дисциплине», — говорит на лекциях по системно-векторной психологии Юрий Бурлан. Для Майи любой балетный тренинг завершался тем, что она с него сбегала.

Ей всегда хотелось танцевать, а не отрабатывать у станка балетные па, доводя их до автоматизма в ущерб эмоциональному началу. Для зрительного вектора балерины артистизм, а без эмоций его не бывает, всегда стоял на первом месте.

Знаменитая Агриппина Ваганова, хореограф и педагог, с которой Плисецкой довелось работать несколько месяцев, прозвала Майю «рыжей вороной». «Рыжей, потому что рыжими были её волосы, а вороной — потому что ученицей Плисецкая была невнимательной и плохо умела сосредотачиваться» [М. Баганова «Майя Плисецкая»].

Ваганова, отмечая природные способности Майи, звала её в Ленинград. Обещала поставить с ней балет «Лебединое озеро» «так, что чертям тошно станет». Плисецкая отказалась. У «провинциальной» сцены Мариинки были не те масштабы. Ничего нового Агриппина Ваганова не предлагала, а танцевать классику Майя могла и на сцене Большого.

Внутренний конфликт между уретральным и кожным векторами балерины никогда не прекращался, но Майе Михайловне удавалось управлять собственными состояниями, где неизменным победителем оставалась доминантная уретра.

Из Умирающего лебедя в Жар-птицу

Какие бы сложные исторические этапы не проходил СССР, в стране всегда уделялось большое внимание воспитанию детей и подростков. Воспитывали мальчиков и девочек не только на идейных и героических примерах, классическое искусство всегда шло рядом, прививая подрастающему поколению культурные ценности.

В стране проводилось множество мероприятий для детей, в которых участвовали сами же дети. В музыкальных училищах, балетных школах, художественных студиях, народных театрах, творческих коллективах и кружках по интересам, дети и подростки получали первые профессиональные навыки. Выступления Майи на детских утренниках и концертах определили её будущую балетную судьбу.

«А кто вам сказал, что я увлекаюсь балетом? – вопросом на вопрос о том, чем ещё, кроме балета, вы увлекаетесь, ответила однажды Майя Плисецкая — Это моя работа, за которую я получаю деньги. Не такая уж я балетоманка, мне скульптура больше нравится...»

Плисецкую, прожившую в балете долгую и успешную жизнь, часто спрашивали: «Почему она не создала свою школу?» Уретральник всегда рвётся вперёд «за флажки», ему некогда возиться с учениками, нет и стремления методично передавать свои навыки и опыт другим. Его психическое не приспособлено к длительной монотонной работе. Совсем не в природе уретрального человека заниматься педагогической деятельностью, передавать информацию в будущее. Вообще, уретральник в балете явление редкое, даже уникальное.

Как правило, артистами балета становятся люди с кожно-зрительной связкой. Дисциплина так дорога кожнику, что он готов дни напролёт трудиться, тренируя собственной тело, чтобы однажды выйти на сцену и «отвертеть» положенное количество пируэтов или совершить прыжок, равный «полёту» Нуреева.

image description

В «кожном» балете восхищает техника, умение управлять своим телом, но там нет души или того, что всегда ценила Майя Михайловна — артистизма. Артистизм — это и есть отношение к тому что ты танцуешь: драматический образ, характер, роль.

Чтобы научиться танцевать, как Майя Плисецкая, нужно родиться балериной с уретральным вектором. У неё не было своей техники исполнения, её танец — это импровизация в рамках заданной темы, оговорённой с балетмейстером и партнёрами. Повторить импровизацию невозможно, она всегда идёт изнутри исполнителя, основываясь на его эмоциях, психическом состоянии и вдохновении.

Развитые свойства зрительного вектора уникальной балерины помогали схватить самые тонкие нюансы при наблюдении птиц, а затем в танце точно и узнаваемо выразить их особенности. Так родились образы Лебедя, Чайки, Жар-птицы.

В театр зритель приходит для наполнения собственных пустОт и сбалансирования эмоционального состояния за счёт актёрской отдачи. Танец — особый вид искусства, без слов способный выразить внутреннее состояние персонажа, вызывая у зрителя шквал эмоций, которые он возвращает аплодисментами, чем, в свою очередь, наполняет актёрский вакуум. Так просто объясняются сложные психологические состояния человека на сцене и в зале.

Узнать больше о редком сочетании в человеке уретрального, кожного и зрительного векторов можно на тренинге по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрация на бесплатные онлайн-лекции по ссылке: https://www.yburlan.ru/training/

Читать продолжение...

Автор публикации: Светлана Фронтцек, системный психолог, член Международной ассоциации журналистов
Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии
Уже идут 40803 человек
11 декабря
Уже идут 40803 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
11 декабря
Уже идут 40803человек

До начала тренинга осталось:

14 дн. 10 : 59 : 19
Комментарии 2 Отправить комментарий
Оля Mezenceva 18 ноября 2015 в 23:11

очень интересно, спасибо!

Вообще я помню Плисецкую по чудесному интернет-видео с руками. Есть такая черта у танцовщиц - про руки забывать, внимание больше уделять ногам и телу. Тогда как руки могут разговаривать со зрителем.... Очень красиво у нее получалось, нет танцовщиц, которые бы не видели этого видео

Очень хорошее, старое, оцифрованное для современности. Жаль, все-таки, что она не преподавала, или хотя бы школу не открыла. Учили бы другие, а она бы танцевала просто пару раз в неделю, и у нее бы перенимали.

Swetlana Frontzek 20 ноября 2015 в 23:11

Невозможно перенять то, что не соответствует природному характеру. Сама Плисецкая не имела классической балетной школы, не кому было дать. Поэтому её танец больше импровизация, чем выверенная балетная композиция.