Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Мама, мне страшно! Почему ребенку снятся страшные сны

Обычно, мы взрослые, спокойно относимся к тому, что дети могут бояться, ведь они такие маленькие, неопытные, только познают мир. Мы точно знаем, что почти все на свете можно объяснить. Но иногда детские страхи становятся настоящим испытанием для нас, родителей – ведь мы зачастую безоружны перед ними...

«Мама, мне страшно!» - ребенок просыпается среди ночи… «Тебе сон плохой приснился? Ничего, это со всеми случается…спи, не бойся…» - попытка успокоить малыша. Через полчаса опять: «Мама я боюсь, боюсь! Опять приснился страшный сон!» За ночь несколько раз уговариваешь не бояться, укладываешь перепуганное дитя в кроватку.

А ребенок начинает просыпаться почти каждую ночь. Уговоры, просьбы, объяснения не действуют. Ощущение, будто он и не слышит вовсе, что ему говорят – твердит свое «мне страшно, боюсь» словно зачарованный и просится спать вместе в одной кровати. Тогда уже и родителям тревожно становится – почему ребенок боится?

Взрослые методы борьбы с детским страхом

Обычно, мы взрослые, спокойно относимся к тому, что дети могут бояться, ведь они такие маленькие, неопытные, только познают мир. Мы точно знаем, что почти все на свете можно объяснить.

Но иногда детские страхи становятся настоящим испытанием для нас, родителей – ведь мы зачастую безоружны перед ними. Просыпаясь по ночам, боясь оставаться в темноте или рассказывая про жутких чудищ, ребенок просит помощи, защиты. А как нам бороться против того, чего мы не видим, не знаем, не чувствуем? Давайте рассмотрим самые распространенные способы борьбы с детскими страхами.

Уговоры

Первое, что мы делаем обычно - уговариваем, объясняем, что ему нечего бояться, но ребенок гнет свою полную эмоций линию, только набирая обороты. Объяснения и уговоры не могут помочь – слова, словно отскакивают, не достигая цели. Это самое простое и неэффективное средство борьбы с детским страхом.

Все это просто проходит мимо ребенка, не затрагивая суть проблемы - страха. В таком случае ситуация просто не меняется, хотя мы и стараемся подобрать нужные слова.

В конце концов мы устаем увещевать и попросту начинаем злиться. Иногда родители прибегают к шантажу или пытаются вызвать чувство стыда за страх. Это надламывает доверие к взрослому и, конечно, не помогает в решении проблемы.

Вырабатываем стойкость

И если уговоры, объяснения просто проходят мимо, то более радикальные методы, такие как попытка научить ребенка «справляться самому», могут усугубить ситуацию. Решив вышибать страх стойкостью и терпением, оставляя ребенка один на один со страхом, мы вгоняем его в еще больший страх.

Заставляя боящегося темноты спать в темноте или смотреть страшные для него мультики/фильмы, мы пытаемся закалить ребенка. Действуя таким образом, мы игнорируем причину страха и заодно расширяем его границы.

Для ребенка невозможно перейти грань страха в одиночку, тем более, если родители не на его стороне. После чего, страхи только возрастают, появляются его новые формы. А желание ребенка поделиться со взрослыми своей бедой пропадает – ведь уже нельзя доверять.

Творчество

Также есть различные методики избавления от страха, связанные с творчеством. Выразить страх в рисовании, лепке или ином способе, пытаясь вывести его на другой уровень «общения». Сказки или игры с уклоном на тревожные темы, то есть проигрывание страхов, их «проживание». Весь этот богатый арсенал может помочь.

Пытаясь завладеть причиной страха, мы вертим ее, разглядывая под разными углами, но все же не добиваемся стойких результатов. А все потому, что например, страх бабы-яги или «серого волка» не предполагает боязнь именно бабы яги и волка. И причина лежит глубже – в самом ребенке.

image description

Перепробовав различные методы борьбы с детским страхом, мы все же вынуждены признавать поражение. Родители, знакомые с сильными детскими страхами оказываются бессильными не меньше, чем собственные дети.

В чем причина детских страхов?

Все дети разные. Шустрые и спокойные, озорные и задумчивые. Характер каждого ребенка складывается невидимыми глазу путями, мы лишь вслед изменениям начинаем подмечать черты личности растущих детей. И если уж мы видим вступившие в права качества личности, то поменять их уже не в силах, но это и не нужно.

У каждого свойства есть две стороны, как у медали. Проявление свойства будет или «хорошим» или «плохим». Так упорство может стать тотальным упрямством, а самостоятельность – неуправляемостью. Плохая новость в том, что мы не можем избавить человека от его «данных». Но хорошая новость в том, что мы можем любое свойство развить правильно, «хорошей стороной медали».

Свойства личности системно

Системно-векторная психология Юрия Бурлана выделяет восемь базовых свойств личности или векторов. Свойства (вектора) – это совокупность желаний, направленностей человека, определяющих его жизненные стремления.

Из восьми векторов каждый уникален. Свойства вектора врожденные и развиваются по мере взросления человека. Любое проявление характера продиктовано бессознательными желаниями, стремлениями заложенными в векторах.

Если разбирать детские страхи системно, то мы видим очень простые и закономерные вещи. Психика человека напрямую связана с телом. Поэтому любое заданное от природы свойство обеспечено телесно – эрогенной зоной.

Страх - это проявление зрительного вектора. В нашем случае эрогенной зоной являются глаза. Человек, обладающий зрительным вектором, отличает намного более широкий спектр цветов и оттенков, обладает образным мышлением и большой эмоциональностью.

От рождения до пубертата свойства личности развиваются, а далее реализуются. От правильного развития и реализации зависит общее ощущение удовольствия от жизни, а также различные «отклонения».

Эмоциональный ребенок

Малыш, обладающий зрительным вектором, растет очень эмоциональным, чутким и восприимчивым. Именно такие детки с восторгом смотрят на солнышко, цветочки и все красивое, что есть вокруг. Они же жалеют собачек и кошечек или же боятся даже мелких букашек.

Широкая эмоциональная амплитуда зрительных детей позволяет нам видеть резкие перемены настроения ребенка от горьких слез к веселому смеху. Истерики, часто глаза на мокром месте, а также неописуемый восторг от самых простых вещей – это все две стороны одной медали.

Отличительная способность ребенка со зрительным вектором - создавать эмоциональные связи с любым неживым предметом, будь то любимый мишка или персонаж из мультфильма. Часто родителям сложно представить до какой степени «живой» может оказаться любимая игрушка ребенка.

С детства склонные к рисованию, художественной самодеятельности и даже демонстративности, такие детки любят выступать на публике или же стесняются (опять две стороны медали). А слова «смотри, как красиво» от них можно услышать намного чаще, чем от других детей.

Что такое страх и как из него вырасти

Страх в зрительном векторе это основа. Основа для развития из чувства страха за себя в сопереживание (чувство страха за другого). Зрительный ребенок имеет образное мышление, это дает возможности фантазировать. Поэтому страхи могут лежать не только в физическом мире, но и в плоскости воображения.

image description

Находясь на самом низком уровне развития, зрительный ребенок боится естественным образом. Его страхам еще только предстоит развиться в противоположное чувство - любовь.

В процессе развития родители должны правильно перевести изначальный страх за себя в сопереживание за других. Ребенок должен постепенно пройти все этапы развития зрительного вектора.

Мы можем легко проследить реализацию зрительного вектора в социуме от самого низкого до высокого уровня развития. Модели, любители и защитники животных, актеры, артисты, художники, дизайнеры, врачи, волонтеры – это все люди, реализующие свой потенциал на разном уровне. Правильно направляя развитие, родители помогают зрительному ребенку перевести чувство страха к сопереживанию и любви.

Системный метод развития ребенка со зрительным вектором

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана развитие вектора включает четыре этапа.

В зрительном векторе вначале нужно научиться на уровне неживой природы – ценить все красивое по форме, внешне красивое. Затем на растительном уровне - учимся любви к живой природе, растениям и животным, учимся их жалеть. Следующий уровень – животный, когда ребенок учится создавать эмоциональные связи с людьми, различать их чувства, уметь сочувствовать. Высшая точка развития в зрительном векторе - на уровне идей гуманизма, высокой нравственности.

Определяя у ребенка наличие зрительного вектора, каждая мама может начать его развитие с самого важного – выстраивания крепкой эмоциональной связи. Для каждого ребенка это очень значимо, но маленькие зрительнки нуждаются в эмоциональной связи очень остро, стремясь реализовать свои врожденные свойства.

Правильные игры, правильные сказки

Крепкая эмоциональная связь с ребенком, это основа основ. Но стоит сказать и про непосредственное развитие свойств личности. Так особую роль в нашем случае играют правильные игры и сказки.

Для того, чтобы не пугать малыша нужно исключить все игры с «канибальным уклоном». Это значит, что доводить ребенка до истеричного хохота пытаясь «укусить за бочок» не стоит – от этого он только пугается.

Может показаться, что это весело, но такой смех сквозь животный страх взвинчивает эмоции до предела и приносит только опустошение. Желая наполниться эмоциями снова, дети могут просить играть в такие игры. Так раскручивание эмоций на страхе может войти в привычку.

Альтернативой бешеным играм может служить огромное количество игр, направленных на вывод эмоций другим путем. Играть с самыми маленькими можно с цветами, формами, тренируя любопытные глазки различными визуальными играми.

Дети постарше будут заинтересованы ролевыми играми, особенно понравятся игры со спасением и помощью. Каждая игрушка может иметь свое имя и вымышленную историю, которая будет вплетена в жизнь ребенка как настоящая история жизни. Можно устраивать веселые игрушечные чаепития и приключения – стоит только натолкнуть на мысли, и ребенок сам будет развивать историю игры.

Также ребенку со зрительным вектором будет по нраву игра в театр или выступления, где можно рассказать стихи или спеть песню. Не забудьте, что можно устраивать целые праздники, готовиться заранее и звать всех на концерт.

image description

А игры в доктора – это классика жанра. Набор врача должен быть у каждого, ведь помощь маленького доброго сердца может понадобиться в любой момент. Если вы будете прилежным ассистентом или достаточно убедительным пациентом - эта игра войдет в список любимых.

Рисование и различные аппликации – воля для фантазии, которую не стоит ограничивать листом бумаги. Для ребенка можно выделить одну стену или наклеить специальную полосу обоев – чтобы было, где размахнуться в порыве творчества.

Все эти игры направлены на то, чтобы ребенок выражал себя наружу, сосредотачивая свою эмоциональность не внутри, а на свете, цвете, красках, оттенках эмоций, чувств снаружи, не оставляя внутри себя место страхам.

К подбору сказок и мультиков тоже нужен особый подход.

Как вы уже поняли, недопустимы кровожадные сюжеты. Книги про несчастного колобка, трех поросят, Бармалея, красную шапочку и Бабу-ягу должны быть сожжены в первую очередь.

Добрые сказки, заставляющие переживать героям – это то, что нужно. Обязательно выбирайте книги с качественными красивыми иллюстрациями – красота наше все.

Сказки можно придумывать и на ходу, а можно рассказывать реальные истории о том, как вы кого-то спасали, кому-то помогали. Чем больше красочных подробностей и описаний состояний будет в ваших историях – тем более глубокий отпечаток они оставят в юном сердце.

Со списком рекомендуемой литературы для детей со зрительным вектором можно ознакомиться здесь.

Выбирая мультфильмы по тому же принципу, можно добавить познавательные передачи для детей. А также хорошие фильмы, например такие как «История дельфина».

Если ребенок сильно переживает за героев сказки или фильма и плачет, его нужно только поддержать, дать ему выплакать слезы сопереживания. Это не слезы истерики, требующие внимания к себе, а переживание за другого. Результат не заставит долго ждать – природную доброту не скроешь.

А в случае слез ужаса перед, например, огромной мухой, залетевшей в комнату, можно повернуть все вверх дном и начать ее жалеть приговаривая: «Бедная Муха заблудилась…Да она плачет, бедненькая! К мамочке хочет, давай поможем ей вылететь…»

Помимо вышесказанного, необходимо уделять как можно больше времени настоящему общению с ребенком. Если ваш ребенок не дает спать, просит завести котика/собачку и дружит с плюшевым мишкой больше чем с мамой, стоит задуматься – хватает ли ему сегодняшней глубины отношений и эмоциональной близости?

Вникая в его внутреннее устройство, понимая и поддерживая его, мы даем ребенку базовое ощущение безопасности и защищенности, без которого невозможно нормальное развитие.

Более подробно о том, как вырастить бесстрашного, по-настоящему доброго сердцем и счастливого ребенка можно узнать на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрация на бесплатные онлайн-занятия по ссылке: https://www.yburlan.ru/training

Автор публикации: Евгения Березовская, дизайнер
Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии
Уже идут 41358 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 
Комментарии 1 Отправить комментарий
Елена Попова 10 февраля 2016 в 01:02

Я в детстве тоже очень боялась темноты, плакала до истерик, пока родители не услышат, не придут и не успокоят. Но ведь бывало, что и не слышали... Мама на сессию уезжала, а папа уложит меня спать и в другую часть дома уйдет. И вот, года 4 мне было, плачу лежу, а никто не идет. Темно, лишь очертания предметов. И наплакавшись вдоволь я поняла, что все бесполезно. Я посмотрела в темноту и подумала, это ведь мой дом. Моя комната, только в темноте. Вот тут шкаф, там диван... Чего бояться? С тех пор я уже не плакала по ночам.