Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Мэрилин Монро. Часть 3. Сгинувший ангел

Психоанализ был крайне популярен в 50–60-е годы в Америке, особенно в Нью-Йорке, но абсолютно бесполезен и даже вреден для эмоциональных дам с такой лабильной психикой, как у Мэрилин...

Часть 1. Робкая мышка из сиротского приюта
Часть 2. I wanna be loved by you

Побег с фабрики грез

Неожиданный развод с Джо, надоевшие однообразные роли, конфликты на студии вынудили актрису покинуть Калифорнию и уехать на Восточное побережье. Перебравшись в Нью-Йорк, Мэрилин занялась актерским мастерством у модного в театральной среде Ли Страсберга, заявлявшего о себе как об ученике Станиславского. Процесс обучения строился на методе системы Станиславского, в основу которого легла знаменитая русская «школа переживания». В некоторой степени систему можно сравнить с психоанализом Фрейда, оба развивались по общим канонам.

Психоанализ был крайне популярен в 50–60-е годы в Америке, особенно в Нью-Йорке, но абсолютно бесполезен и даже вреден для эмоциональных дам с такой лабильной психикой, как у Мэрилин.

Актриса пристрастилась к «беседам на кушетке психоаналитика», как к наркотику. Переходя от одного аналитика к другому, она посещала их до 5 раз в неделю. Для Мэрилин было важно, чтобы ее слушали. Стремясь вызвать к себе жалость, она отвечала на одни и те же вопросы, по многу раз пересказывала свои детские и юношеские переживания, связанные с психическим нездоровьем матери, нахождением в многочисленных приемных семьях, где маленькую Норму Джин намеревались соблазнить или изнасиловать.

Психоаналитики за немалые деньги терпеливо потакали пациентке, повествующей о своих неудачных браках, тяжелых сновидениях, нескольких попытках суицида до совершеннолетия и после него.

«Погружение в психоанализ» не приводило хоть к какому-то улучшению и облегчению состояний. Психологические нехватки у Мэрилин оставались. Мимолетные встречи и смена сексуальных партнеров не создавали прочных эмоциональных связей, способных вывести тревоги, боязни, панику наружу.

Раскачки в детских страхах заставляли актрису раз за разом все более детально, с большей долей достоверности, переживать их заново. Всплеск эмоциональной амплитуды доставлял Мэрилин сомнительное наслаждение, кратковременно наполняя ее пусто̒ты, приводя к сбалансированию биохимии головного мозга, вызывая эндорфинозависимость.

Если этих наполнителей не хватало, а паника и тревога накатывали снова, лишая сна, то ей ничего не оставалось, кроме неумеренного употребления алкоголя и никем не контролируемого приема таблеток.

Единственное, что у звездной пациентки было стабильным, так это напряжение, в котором она удерживала своих психоаналитиков, не без удовольствия, по-зрительному провоцируя их на разговоры о смерти и делясь с ними своими мыслями о самоубийстве.

Постоянно балансируя на грани жизни и смерти, много говоря о ней, Мэрилин словно бы примеряла ее на себя. Горюя о «тетушке» Энн, старенькой добровольной опекунше, которую Мэрилин потеряла в подростковом возрасте, она рассказывала Артуру Миллеру: «...я пришла к ней в квартиру, легла в кровать, где она умерла… Просто взяла и полежала на ее подушке. Потом отправилась на кладбище. Могильщики как раз рыли могилу, стояли в яме. Я говорю, можно мне туда, они разрешили, я спустилась, легла на землю, смотрю на облака. Ну и вид, никогда не забуду».

Все эти страхи и панические состояния, которые Мэрилин у себя нагнетала, переходили в истерики и усилились настолько, что она перестала спать по ночам. После приема неограниченных доз снотворного Монро с трудом просыпалась, ничего не понимая, не соображая, что делать и куда идти. Актриса, не способная запомнить пару реплик из своей роли, катастрофически теряла память.

Срывая съемки фильмов, нарушая все графики работы съемочной группы, она появлялась на площадке, напичкав себя антидепрессантами и барбитуратами — медикаментами, которые сегодня признаны наркотиками. Антидепрессанты, транквилизаторы, снотворные тоннами выписывались личными врачами актерам по их первому требованию. Докторам и аптекарям было проще разрешить выдать таблетки, чем переносить истерики психически неуравновешенных голливудских кожно-зрительных звезд.

Устав от суицидального шантажа Мэрилин и заботясь о собственной профессиональной репутации, один из психоаналитиков предложил актрисе «отдохнуть» в психиатрической лечебнице. Не узрев подвоха, она соглашается. Предполагая, что отправляется в санаторий, где сумеет избавиться от медикаментозной зависимости, Монро, не читая, подписала документы в приемном покое и оказалась в закрытой палате для душевнобольных.

Ужас, охвативший ее от мысли повторить судьбу своей матери, вывел Мэрилин из равновесия. Истерика, агрессия и реальная угроза «порезать себе вены, если ее отсюда не выпустят» убедили врачей разрешить ей сделать один телефонный звонок. Она звонит бывшему мужу Джо Ди Маджо. Он вылетает в Нью-Йорк ближайшим рейсом и обещает не оставить от лечебницы камня на камне, если ему не отдадут Мэрилин. Но это будет потом, а пока...

В Нью-Йорке Мэрилин открывает для себя мир великой литературы. Она читает Достоевского, мечтает о роли Грушеньки в «Братьях Карамазовых», Анны в «Анне Кристи» Юджина О’Нила, Бланш из пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай "Желание"». Постепенно стремление сыграть все эти роли превращается в навязчивую идею, о которой она станет рассказывать в многочисленных интервью.

И Грушенька, и Анна, и Бланш привлекают актрису по одной причине: все эти героини — женщины легкого поведения. Соблазненные и соблазнительницы, кожно-зрительные, как и сама актриса, они несут виктимологический комплекс, проживая, по определению системно-векторной психологии Юрия Бурлана, «убийственный сценарий».

Побег с фабрики грез завершился для Мэрилин новой встречей — с драматургом Артуром Миллером.

Любовь интеллектуала и блондинки

Если Хемингуэй и считал, что самое плодотворное для писателя время наступает, когда он влюбляется, то в случае брака Артура Миллера с Мэрилин этого не произошло. Для Монро история ее отношений с драматургом-интеллектуалом оказалась самой длительной. Они прожили вместе около пяти лет.

За это время Мэрилин снялась в своих лучших фильмах: «Неприкаянные» по сценарию мужа и «В джазе только девушки», пережила бурный роман с французским певцом Ивом Монтаном, еще глубже ушла в психоанализ и увеличила дозы медикаментов наркотического свойства вперемешку с алкоголем.

Монро и Миллер были знакомы давно. Артур, как любой мужчина, не мог не обратить внимания на богемных вечеринках, приглашения на которые он, в отличие от Джо Ди Маджо, первого мужа Мэрилин, охотно принимал, на шикарную блондинку, одетую обычно в откровенные полупрозрачные платья.

Известность и признание писателю и драматургу Артуру Миллеру принесла его пьеса «Смерть коммивояжера», отмеченная множеством наград и литературных премий. Анально-кожно-звуко-зрительный драматург засматривался на актрису и из писательского любопытства. Как художник, ищущий прототип для нового персонажа, он примерял к ней тот или иной сценический образ. В творчестве самого писателя наступил кризис. Жена, с которой он состоял в браке 17 лет, давно перестала его вдохновлять, и он надеялся обрести в Мэрилин новую музу.

Мэрилин Монро рассчитывала с помощью мужа-сценариста радикально изменить свое актерское амплуа ветреной блондинки-глупышки. Однако именно «златовласая девушка, искрящаяся на экране, как брызги шампанского...» [1] превратилась в настоящий голливудский коммерческий «верняк», отказываться от которого киномагнаты не собирались.

Роман актрисы и драматурга начался со встреч на нью-йоркских театрально-писательских тусовках, где Мэрилин среди интеллектуальных снобов чувствовала себя, мягко говоря, не в своей тарелке.

Зрительный снобизм, свойственный представителям элитарной культуры, каковой в большинстве своем являлась бродвейская богема, заставлял Мэрилин признавать собственную необразованность, никчемность с налетом голливудского примитивизма. Осознанные нехватки толкнули зрительную Мэрилин на связь со звуковым Миллером. Ей казалось, что стоит заполучить в мужья писателя-интеллектуала, как творческая жизнь изменится, а личная — уравновесится.

Люди со зрительным вектором всегда тянутся к звуковикам. Они прекрасно дополняют друг друга, но есть и сложности. Дело в том, что зрительники — экстраверты и не могут дня прожить без того, чтобы не демонстрировать себя на публике. Если зрительный вектор находится в страхе, как у Монро, то истерики и эмоциональные извержения, под которые попадают их мужья и партнеры-звуковики, рано или поздно приводят к разрыву отношений.

Первые конфликты между Монро и Миллером начались уже во время свадебного путешествия в Лондон, куда они отправились для съемок фильма «Принц и хористка», совместив приятное с полезным. Причиной размолвок, как считала Мэрилин, был исполнитель главной роли и режиссер, знаменитый английский актер Лоуренс Оливье. Его раздражал непрофессионализм актрисы, ее многочасовые опоздания на съемку и отказы работать. Артур его в этом поддерживал.

Если от брака Монро и Ди Маджо Америка была в восторге, то от ее свадьбы с Артуром Миллером — в шоке. «Репортеры резвятся напропалую, на полсотни ладов обыгрывая одну и ту же неистощимую тему — о том, что будет, когда величайший ум Америки сольется воедино с ее прекраснейшей плотью» [2].

Слияние было недолгим. Артур привык подолгу находиться на своей ферме в Коннектикуте и работать в «звуковой изоляции», со страстью анального перфекциониста оттачивая каждый диалог пьесы или сценария.

Мэрилин скучала, ее угнетала тишина, отсутствие привычного для нее антуража и занятость мужа, который раздражался, когда она отвлекала его от работы, требуя внимания к себе. У Миллера росли нехватки из-за отсутствия необходимой для него творческой реализации в звуке, у Монро начались истерики из-за эмоциональных раскачек в зрительном векторе и от недостатка новизны в кожном.

«Принц и хористка» артистка

В период отношений Монро с Миллером произошел один любопытный случай, особенным образом характеризующий актрису, готовую по-кожному, не задумываясь, легко менять партнеров, согласно их рангу.

Коварный Аристотель Онассис, владевший большей частью игорного бизнеса в Монте-Карло, задумал сосватать Мэрилин князю Монако Ренье Гримальди. Этим браком Ари надеялся придать новый имидж начинавшему приходить в упадок собственному игорному бизнесу, привлечь состоятельных американских туристов в казино на живописные склоны у Средиземного моря, взять под свой контроль карликовое государство и личную жизнь князя.

Предложение, сделанное актрисе шепотом и исходившее от посредника Онассиса, привело Мэрилин в сильнейшее возбуждение. Свойственные ей кожные амбиции некоторое время выстраивали в ее голове воздушные замки, по залам которых новобрачная разгуливала со своим европейским принцем. Посреднику она заявила: «Дайте мне только пару дней с ним наедине, и, я вас уверяю, он (князь Ренье) захочет на мне жениться».

Анально-зрительный князь сделал свой выбор в пользу другой американской актрисы, кожно-зрительной красавицы, воспитанной, образованной, развитой Грейс Келли. В те времена злые языки сплетничали, что с Мэрилин Монро каждый мужчина мечтает провести ночь, а с Грейс Келли — остаться на всю жизнь.

«Целая вереница ухмыляющихся мужиков жевала ее и выплевывала. Само имя ее пропиталось зловонием раздевалок и сигарным дымом салон-вагонов», — съязвит в своей пьесе «После грехопадения» много лет спустя Артур Миллер.

Ощутить себя в роли невесты особы княжеских кровей Мэрилин помог фильм сэра Лоуренса Оливье «Принц и хористка». Великий британский актер, снимавший фильм на деньги Мэрилин Монро, отнесся к партнерше с неприязнью, а временами —«с оттенком презрительной снисходительности» [2].

JFK и MM

Неосуществленная мечта о принце из Монако нашла свое отражение в отношениях с «рыжим принцем Америки», как называли Джона Френсиса Кеннеди (JFK), 35-го президента США.

Огорченная разводом с Артуром Миллером, а главное, его новой женитьбой, Мэрилин налегает на алкоголь и таблетки. По Голливуду расползаются слухи о наркомании, алкоголизме и приближающемся закате ее карьеры. Она не стесняется появляться пьяной на вручении премии «Золотой глобус», срывает съемки и рассказывает о своих близких отношениях с президентом страны и его братом.

Уретрально-зрительный Джон Кеннеди имел много связей на стороне. Мэрилин попала под его фантастическое обаяние, о котором пишут биографы и исследователи. Для нее это был единственный мужчина, гарантирующий то самое ощущение защищенности и безопасности, которое через свои запахи и феромоны уретральник передает всей стае и находящейся рядом с ним кожно-зрительной женщине. Вопрос в том, какая женщина должна быть рядом с уретральным вождем.

Место развитой кожно-зрительной самки, какой и должна быть муза главного лица в государстве, было занято. Джону никогда бы не пришло в голову развестись с Джеки и сделать первой леди Мэрилин. Продолжая жить с одурманенным сознанием в полуреалиях своего мира, Монро непрерывно звонила в Белый дом, то требуя, то умоляя соединить ее с мистером Кеннеди, заверяя каждого встречного в их будущем семейном союзе.

Ситуация с неадекватным поведением актрисы выходила из-под контроля. Связь Джона и Мэрилин, а позднее ее отношения с Робертом Кеннеди могли вызвать нежелательный резонанс. Нужно было что-то делать. Тогда произошло то, что обычно происходит с кожно-зрительными женщинами-виктимологичками, если они, занимая место возле вождя, своим поведением оказывают на него и стаю негативное влияние.

5 августа 1962 года Мэрилин Монро была обнаружена мертвой в своем доме в Лос-Анджелесе. В руке она сжимала телефонную трубку, на прикроватном столике лежала пустая упаковка от таблеток. Официальное заключение следствия гласит: «Передозировка снотворным».

Двусмысленность смерти Мэрилин Монро откроет череду других кровавых событий того десятилетия. Оно ознаменуется драматическим закатом многих политических и общественных деятелей Америки, унесет жизни президента Джона Кеннеди, его брата, замахнувшегося на крупную рыбу американской мафии, кандидата в президенты Роберта Кеннеди, лидера движения за гражданские права чернокожих в США Мартина Лютера Кинга...

Существует связь между всеми этими событиями? Не исключено. Осталось только дожить до 2039 года, официально заявленной даты публикации архивов Джона Ф. Кеннеди, чтобы узнать правду.

А если вам интересно уже сейчас начать глубоко разбираться в произошедших событиях, можно освоить системное мышление, которое является очень точным инструментом для анализа любой ситуации. Регистрация на бесплатные онлайн-лекции по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана по ссылке: https://www.yburlan.ru/training/

Список литературы

  1. Артур Миллер Наплывы времени. История жизни
  2. Норман Мейлер. Мэрилин
Автор публикации: Светлана Фронтцек, системный психолог, член Международной ассоциации журналистов
Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии
Уже идут 41423 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 
Комментарии 4 Отправить комментарий
Angi ♡♡♡ 20 мая 2015 в 21:05

Интересно, а сейчас что-нибудь изменилось в неспособности психоанализа осчастливить человека, даже разъяснив ему все его вектора?

Lana Lana 21 мая 2015 в 01:05

Психоанализ не был создан для того, чтобы сделать человека счастливым. Человек, через понимание своей природы, узнавая и изучая свои вектора, меняется сам и меняет свою жизнь. Можете попробовать уже завтра, 21 мая.

Elena Gutylina 14 мая 2015 в 21:05

Взволновала статья. Спасибо,Светлана. Внешний блеск и внутренняя драма.

Галина Некрасова 1 14 мая 2015 в 19:05

Девушка с экрана не всегда кажется счастливой, но её реальная судьба более драматична. Да и могло ли быть иначе, если базовое ощущение защищённости и безопасности она так и не получила. Никогда. Ни в детстве от матери, ни в постели с мужчинами.