Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Методика Макаренко

Системное переосмысление ценнейшего опыта выдающегося педагога, глубокое понимание причин его успеха, основанное на новейших знаниях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, подарит методике А. С. Макаренко вторую жизнь, а всем нам — надежду на то, что будущее состоится.

 

Моё самое яркое воспоминание из курса по педагогике — лекция по методике Антона Семёновича Макаренко. Помню, что меня поразило, как за короткий срок один педагог смог из беспризорников, записанных обществом в отбросы, воспитать достойных граждан советского государства.

Metodika Makarenko-1

 

Дожили…

Сегодня в российском образовании господствует принцип: спасение утопающих дело рук самих утопающих. Никто не снимал ответственности с педагогов за их воспитанников, однако, в случае их неуспешности в жизни, девиантного поведения винят родителей, общество в целом, а образование как бы и ни при чём. «Если дети своим родителям не нужны, то кому они нужны?» Воспитательная составляющая из школьного педагогического процесса практически изъята. Успеваемость — главный показатель эффективности как отдельного педагога, так и школы в целом. Личностный рост, успех индивидуума, выявление и продвижение талантливых детей, индивидуальный подход к каждому учащемуся — все эти критерии оценки работы школы чётко отражают ценности современного нам кожного общества, общества потребления.

Да и как воспитывать учеников, если, с одной стороны, имеется социально неблагополучная семья, а с другой, — нездоровая нравственная обстановка в стране? Бессильные педагоги, новые потерянные поколения, бездуховное общество — возникает замкнутый круг, разорвать который кажется невозможным. И всё чаще пытаются ответить на один из вечных русских вопросов: кто виноват, между тем как более актуально понять: что делать?

Metodika Makarenko-2

Что делать с неуправляемой, «пофигистичной» молодёжью, с социально неадаптированными детдомовцами (по статистике только 10% из них успешны в самостоятельной жизни), с тысячами малолетних преступников, живущих по порочному сценарию «украл, выпил — в тюрьму»? Брать под копирку чужой опыт или всё же обратить внимание на наработки отечественных педагогов, незаслуженно преданных забвению?

Опыт А. С.  Макаренко воспринимается, по большей части, как часть учебного материала по истории педагогики, судьба которого «сдать на экзамене и забыть». Но не выплеснули ли мы вместе с системой Макаренко и самого ребёнка? Зачем нам сейчас коммуны и республики ШкиД? Попробуем разобраться системно.

 

Образец учителя

Антон Семёнович Макаренко по решению ЮНЕСКО в 1988 году вошел в список четырех выдающихся педагогов мира, определивших педагогическое мышление в ХХ веке, наряду с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером, Марией Монтессори. Несмотря на ожесточённые споры вокруг личности Антона Семёновича,  его педагогический опыт широко применялся и применяется за рубежом.

По своей природе анально-зрительные люди являются идеальными педагогами. Строгие, требовательные, начитанные, справедливые, честные, они — профессионалы своего дела. Личная вовлечённость в общее дело, искренняя заинтересованность в судьбе детей, бескорыстная любовь подкупали сердца даже отъявленных малолетних хулиганов.

Показательна оценка своей педагогической деятельности самим Макаренко: «Мои горьковцы тоже выросли, разбежались по всему советскому свету, для меня сейчас трудно их собрать даже в воображении. Никак не поймаешь инженера Задорова, зарывшегося в одной из грандиозных строек Туркменистана, не вызовешь на свидание врача Особой Дальневосточной Вершнева или врача в Ярославле Буруна. Даже Нисинов и Зорень, на что уже пацаны, а и те улетели от меня, трепеща крыльями, только крылья у них теперь не прежние, не нежные крылья моей педагогической симпатии, а стальные крылья советских аэропланов.

И Осадчий — технолог, и Мишка Овчаренко — шофёр, и мелиоратор за Каспием Олег Огнев и педагог Маруся Левченко, и вагоновожатый Сорока, и монтёр Волохов, и слесарь Корыто, и мастер МТС Федоренко, и партийные деятели — Алёшка Волков, Денис Кудлатый и Волков Жорка, и с настоящим большевистским характером, по-прежнему чуткий Марк Шейнгауз, и многие, многие другие».

Кроме того, надо отметить, что эпитет «идеальный учитель» гармонично сочетался с такими характеристиками Антона Макаренко как верный друг, отличный отчим, надёжный муж, порядочный человек. Это совсем неудивительно для развитой и реализованной личности с анально-зрительной связкой векторов.

 

Педагогический путь

После свержения монархии в России, Гражданской войны в стране Советов, кроме злободневной задачи восстановления экономики, стояла задача воспитать достойных граждан социалистического государства, создать благополучное общество без преступности и насилия.

Слом любой системы есть дробление целого (коллективного) на индивидуальные частности. Падение царского режима, привело к дроблению русского общества на разномастные куски, т. е. к потере общности, целостности стаи. Всё смешалось в хаос, где каждый индивидуально выживал как мог. Одним из таких осколков стали никому не нужные беспризорные дети, выживавшие сами по себе или сбившись в стайки с архетипичным ранжированием внутри.

Metodika Makarenko-3

Мощнейшее давление ландшафта толкало в архетип даже детей из ранее вполне благополучных семей, они становились ворами. Реструктурировать обломки царского режима в новое целое можно было только на базе мощной общей идеи, и эта идея витала в воздухе: мы не рабы, рабы не мы, от каждого по способности, каждому по труду. В педагогике это удалось сделать только А. С.  Макаренко с его невероятной силы зрением, которое одно только и могло переложить абстрактную звуковую идею в конкретные зрительные ряды методических рекомендации и убедительной практики.

Ещё во время обучения в учительском институте Макаренко исследовал весьма щекотливую тему — кризис современной педагогики, по которой он успешно защитил дипломную работу. И страстно желал внести свой вклад в изменение ситуации в лучшую сторону.

Ему по душе пришлось поручение Полтавского Губнаробраза организовать трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в 1920 году. Восемь лет Антон Семёнович возглавлял эту колонию, впоследствии ей присвоили имя Максима Горького. С 1927 года Макаренко становится одним из руководителей детской трудовой коммуны имени Феликса Дзержинского и полгода совмещает две должности. Однако после резкой критики разработанной им педагогической системы Надеждой Крупской его увольняют из колонии им. М.  Горького, а потом и из трудовой коммуны.

С 1935 года Макаренко работал в центральном аппарате НКВД УССР на должности помощника начальника отдела трудовых колоний, после он руководил педагогической частью трудовой колонии № 5.

В последние годы жизни Антон Семенович занимался в основном публицистикой, литературной деятельностью, делился своим опытом с педагогами, выступал перед читателями. В начале 1939 года Макаренко наградили орденом Трудового Красного Знамени, а 1 апреля выдающийся педагог скоропостижно скончался.

Педагогическая система Макаренко, её высокие достижения, эффективность применения, несмотря на рьяных критиков и недоброжелателей, выдвинули Антона Семёновича в число известных деятелей не только советской, но и мировой педагогики.

 

Педагогика Макаренко

Педагогическое наследие Макаренко можно условно разделить на две составляющие: педагогика для родителей и педагогика для учителей.

Так, в «Книге для родителей» Антон Семёнович даёт простые советы взрослым о воспитании детей. Семейное воспитание — это основа основ для становления личности ребёнка, при этом Макаренко подчёркивал значимость полной семьи как первого крепкого коллектива, где родители (или один из них) являются авторитетом для малыша.

Он выделил несколько видов родительского авторитета:

1. Авторитет подавления. Взрослый довлеет над детьми, которые обычно становятся безвольными, забитыми. Чаще всего этого самого страшного вида авторитета придерживаются отцы.

2. Авторитет педантизма. Родители чрезмерно опекают ребёнка, также превращая его часто в аморфное, безынициативное, зависимое, безвольное существо.

3. Авторитет расстояния. Родители уделяют мало времени своим детям, держат их на расстоянии от себя, занимаясь в большей мере собственной жизнью, предоставляя детей самим себе. «Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома».

4. Авторитет любви. Ложный авторитет, суть которого в том, что родители идут на уступки детям, позволяют им вить из себя верёвки, оправдывая своё поведение безмерной любовью к ним, лишь бы дети их слушались.

5. Авторитет доброты. Детское послушание организуется через любовь ребёнка, добротой родителей.

Metodika Makarenko-4

Макаренко рекомендовал взрослым придерживаться последнего вида родительского авторитета, а также большое внимание уделять социализации ребёнка, его общению со сверстниками, применять в воспитании труд, соблюдать в семейной жизни принципы существования здорового, успешного коллектива, призывал помнить, что «научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».

Интуитивно А. С.  Макаренко сформулировал принципы, подтверждённые впоследствии системными исследованиями в области психического бессознательного: задача родителей — всемерно развивать векторальные свойства ребёнка, чтобы он вышел на уровень адекватного ответа требованиям взрослой жизни и имел все основания для самой счастливой реализации себя в обществе.

 

Педагогические наставления

Макаренко отлично осознавал огромную ответственность и важную роль, которую выполняют педагоги в обществе. «Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив», поэтому он ратовал за чёткие педагогические методики, которые легко можно внедрить, эффективно пролонгировать где угодно, с какими угодно детьми, с различными материально-техническими условиями и высокие результаты останутся неизменными. Ему удалось разработать именно такую педагогическую систему. Вот её основные положения:

1. Для перевоспитания несовершеннолетних преступников необходимо использовать общевоспитательные методы, полезный производительный труд, а не тюремный режим с заборами и охраной. «Моя работа с беспризорными отнюдь не была специальной работой с беспризорными детьми. Во-первых, в качестве рабочей гипотезы я с первых дней своей работы с беспризорными установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно».

Metodika Makarenko-5

2. Взаимоотношения «педагог – воспитанник» нужно строить на доверии, любви, уважении. «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».

3. Дифференцированный подход к каждому ребёнку, нельзя требовать со всех детей одинакового развития их способностей, подгонять их под «норму». «Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям».

При этом надо стремиться к тому, чтобы каждый воспитанник нашёл себе место в образовательном процессе, чтобы у него были любимые предметы, любимое дело. Также важно понимать, что «самые талантливые через месяц возненавидят вас за то, что заставили их делать то, чего они не умеют делать», поэтому необходимо знать особенности конкретного ребёнка.

4. Педагоги должны быть творческими, не бояться отступать от общепринятых шаблонов, господствующих стереотипов, действовать в интересах детей. «Отказаться от риска — значит отказаться от творчества».

5. Слова учителя должны подкрепляться делами. «Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство».

6. Педагогу требуется завоевать любовь, доверие и уважение его учеников, тогда положительные результаты перевоспитания и воспитания детей не заставят себя долго ждать.

Metodika Makarenko-6

«Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно — не оглядывайтесь: они на вашей стороне… И, наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения».

 

Главное – коллектив

Особый вклад Макаренко внёс в разработку принципов организации детского коллектива, которые позволяют сочетать в себе механизм личного стимулирования и общественной пользы. Это прежде всего принцип ответственности всех и каждого в отдельности. Никто в коллективе не оставался без работы, у каждого была своя зона ответственности.

Например, простая уборка превращалась в очередь ответственности воспитанников за ведро, тряпку, чистоту помещения, т. е. своеобразный технологический процесс. «Ответственность за ведро и тряпку для меня такой же токарный станок, пусть и последний в ряду, но на нём обтачиваются крепежные части для важнейшего человеческого атрибута: чувства ответственности. Без этого атрибута не может быть коммунистического человека, будет «некомплект».

Кроме того, Макаренко не проводил над детьми «неумных, жестоких» опытов, а предоставлял коллективу всё, что было нужно для жизни и работы. Совместная деятельность взрослых и детей, понимание ими общей значимой для всех задачи позволяли создать атмосферу доверия.

— А у вас кто хозяин? Может, Макаренко? — спросил кто-то и спрятался в толпе. Жорка широко улыбнулся: — Вот дурачье! Антону Семёновичу мы доверяем, потому что он наш, и мы действуем вместе.

Metodika Makarenko-7

Следует отметить, что Антон Семёнович возлагал все надежды на коллектив в целом, приучая каждого воспитанника жить интересами коллектива.

«Я требовал воспитания закалённого, крепкого человека, могущего проделывать и неприятную работу, и скучную работу, если она вызывается интересами коллектива. В итоге я отстаивал линию создания сильного, если нужного, и сурового, воодушевлённого коллектива».

Воплощая глобальную идею создания целого из частей, А. С.  Макаренко в условиях системной стаи (коллектива) преподавал воспитанникам главный урок — получение ради отдачи в стаю стократ важнее и приятнее получения ради получения, т. е. для себя. Неприязнь воспитанников друг к другу он преодолевал разными способами, но в основе всех методических приёмов Макаренко лежала зрительная любовь к человеку при полном отсутствии страха. Именно отсутствие страха в зрении, выведенном на уровень абсолютной отдачи, способно притягивать к себе других людей, особенно менее развитых, которыми и были на первых порах беспризорные архетипичные зверьки — воспитанники Антона Семёновича. Макаренко не был уретральным вождём по природе своей, но для сотен своих учеников он стал непререкаемым авторитетом, образцом для подражания, плотью от плоти своей стаи.

Воспитанники Макаренко вспоминают, что в их коллективе не было осуждения, возникающие проблемы решались на месте, цели были понятны и прозрачны для каждого. Сам педагог писал:«Мы все легко мирились с очень многими недостатками, отказывали себе в лишнем развлечении, в лучшем костюме, в пище, отдавая каждую свободную копейку на свинарню, на семена, на новую жатвенную машину. К нашим небольшим жертвам делу восстановления мы относились так добродушно-спокойно, с такой радостной уверенностью, что я позволял себе прямую буффонаду на общем собрании, когда кто-нибудь из молодых поднимал вопрос: пора уже пошить новые штаны. Я говорил: — Вот окончим вторую колонию, разбогатеем, тогда всё пошьём: у колонистов будут бархатные рубашки с серебряным поясом, у девочек шёлковые платья и лакированные туфли, каждый отряд будет иметь свой автомобиль и, кроме того, на каждого колониста велосипед. А вся колония будет усажена тысячами кустов роз. Видите? А пока давайте купим на эти триста рублей хорошую симментальскую корову. Колонисты хохотали от души, и после этого для них не такими бедными казались ситцевые заплаты на штанах и промасленные серенькие «чепы»».

Metodika Makarenko-8

Большое значение в слаженной работе коллектива имела чёткая структура управления, непрерывное обучение и командный дух. «Механика и стиль наших отношений инстинктивно усваиваются каждым коммунаром. Благодаря этому, нам удаётся избегать какого бы то ни было раскола коллектива, вражды, недовольства, зависти и сплетен. И вся мудрость этих отношений, в глазах коммунаров, концентрируется в переменности состава совета командиров, в котором уже побывала половина коммунаров и обязательно побывают остальные. Совет командиров всегда был на высоте положения, несмотря на свой переменный состав. Здесь большое значение имеет традиция и опыт старших поколений, уже ушедших из коммуны. Из особенностей работы совета необходимо указать на одну, самую важную: несмотря на все разногласия в совете командиров, раз постановление вынесено и объявлено в приказе, никому не может прийти в голову его не исполнить».

Итак, педагогическая система Макаренко базируется на двух столпах — умелой организации детского коллектива и приоритете полезного производительного труда.

 

Вся правда о методике Макаренко

Колонию им. М.  Горького, как и коммуну им. Ф.  Дзержинского часто посещали иностранные делегации, группы советских рабочих и чиновников, педагогов. И все они задавали один и тот же вопрос: «Так вот это и есть беспризорные?»

Умытые, причёсанные, интеллигентные, вежливые коммунары, умеющие держаться с достоинством, а также чистота, порядок, деловая обстановка в мастерских противоречили существующим представлениям о беспризорниках. Отсюда понятны истоки жёсткой критики методики Макаренко: одни отказывались верить написанному (услышанному от очевидцев), «так не может быть», «такое только в сказках бывает», другие приписывали педагогу рукоприкладство, называли его педагогику «тюремной», также обвиняли в том, что «система Макаренко есть система не советская».

Более того, мало кому пришлись по нраву высказывания Макаренко о том, что «с вершин «олимпийских» кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребёнка, сделанная из самых лёгких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты… «Олимпийцы» презирают технику. Благодаря их владычеству давно захирела в наших педвузах педагогически техническая мысль, в особенности в деле собственного воспитания. Во всей нашей советской жизни нет более жалкого технического состояния, чем в области воспитания. И поэтому воспитательское дело есть дело кустарное, а из кустарных производств — самое отсталое».

«Результатом чтения педагогических книг была уверенность, что в моих руках никакой науки нет и никакой теории нет, что теорию нужно извлечь из всей суммы реальных явлений, происходящих на моих глазах. Я сначала даже не понял, а просто увидел, что мне нужны не книжные формулы, которые я всё равно не мог привязать к делу, а немедленный анализ и немедленное действие. Нас властно обступил хаос мелочей, целое море элементарнейших требований здравого смысла, из которых каждое способно было вдребезги разбить всю нашу мудрую педагогическую науку».

Metodika Makarenko-9

Каково это было читать асам педагогики, маститым профессорам, крупным чиновникам, работающим на ниве просвещения? Они столько бумаг издали, книг опубликовали, монографий, диссертаций написали, а тут такое...

Отсталая неработающая на практике педагогика, бессмысленное по большей части педагогическое образование. Понятно, что основная масса сложившейся советской педагогической элиты постаралась всячески воспрепятствовать распространению идей, опыта Макаренко, чтобы не меняться, чтобы оправдать своё существование. И свои логичные вопросы Антон Семёнович уже задавал, публикуясь не в педагогических издательствах, а в литературных произведениях: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?».

«Сопротивление личности» Макаренко успешно преодолевал глубоким пониманием личностных особенностей своих воспитанников, что давало ему возможность развивать их в соответствии с этими особенностями, а не вопреки им, не через сопротивление, а по вектору психического: от заданности, через развитие, к реализации личностных свойств каждого  на благо всех .

При этом находились люди, которые восхищались деятельностью Макаренко и перенимали его опыт, помогали ему в распространении своей методики.

Сегодня в России как никогда остро стоит проблема качества образования как школьников, так и педагогов. Методика Макаренко, основанная на принципах воспитания в коллективе, где каждый работает на благо целого, актуальна как никогда.

Metodika Makarenko-10

Слом социальных основ в 1990-х привёл наше общество вновь к раздроблению целого на хаос индивидуальных, конкурирующих друг с другом частиц. Всё отличие от революционных событий вековой давности лишь в том, что идеи, которая помогла бы объединить мир в единое целое, не было. Время больших идей прошло. Система образования, пущенная на самотёк, потеряла структурность и стала пассивно отражать процессы, происходящие в обществе. Расцвёл индивидуальный подход к обучению детей, про воспитание было просто забыто.

Несметное количество большей частью впопыхах написанных учебников, «систем» и «методик», апробация которых проводилась в соответствии с законами архетипичного кожного накопления и анального кумовства, наводнила рынок, вводя в ступор учителей, не привыкших осуществлять свободу выбора. Те, кто выживал в катаклизме реструктуризации системы образования, выбирали из имеющегося наиболее доступное, т. е. далеко не лучшее. Да и нельзя было выбрать лучшее по причине отсутствия такового. 

Упор на индивидуальность, уникальность и личностное ориентирование в условиях обломков деструктурированной «системы» образования привело к полной аннигиляции образования как понятия. Исследования показывают: 98% из 1600 детей 3-5 лет демонстрируют творческое мышление. Через пять лет обучения в школе показатель креативности падает на 70%, а из 200 000 человек старше 25 лет нестандартно мыслят лишь 2%! Парадокс: упор на личностный подход в обучении даёт однородную массу стандартных потребителей без божьей искры в голове. В чём причина?

За время обучения в школе дети полностью разучаются взаимодействовать друг с другом на уровне решения общей задачи. Требования всемерно индивидуализировать подход к детям воспринимаются на местах как «пестование» — индивидуальные консультации, задания, проекты. Репетиторство с первого класса никого не удивляет. А вот помощь отстающим практически отсутствует как общественно-полезная нагрузка для хорошистов и отличников.  Шефская работа старших классов над младшими далеко в прошлом. Ответственность за другого не прививается и не развивается в школе. Мы «волком выгрызаем» коллективизм из наших детей. Имея только жёсткий карающий контроль сверху, осуществляемый учителями или учащимися-лидерами, ребёнок привыкает работать исключительно на себя, на свой личной успех, ничего не отдавая в коллектив, в стаю, ведь это невыгодно.

Metodika Makarenko-11

Развивая свой личный успех и вытекающее из него самомнение, учащийся уже не может «опуститься» до такой прозаической вещи как уборка класса. Широко распространена практика сбора денег на оплату труда уборщицы, родители искренне считают, что совершают благо для детей. Совершенным анахронизмом воспринимается урок труда. Стремление к заоблачным высям личной независимости и финансового благополучия в российском менталитете никак не ассоциируется с физическим трудом даже как отправной точкой для дальнейшего восхождения к вершинам. «Всё или ничего», — говорит наша уретральная ментальность, подразумевая для своей-то кровиночки, конечно же, всё и любыми средствами.

В условиях западной цивилизации воспитание индивидуалов приносит свои коллективные плоды лишь потому, что над кожной базой индивидуального предпринимательства и конкуренции стоит надстройка закона, объединяющего конкурирующих субъектов в «единство непохожих» — перед законом все они равны. В наших условиях уретрально-мышечного менталитета кожный закон не воспринимается как должное и не работает как следует, а до другого закона мы пока не доросли в психическом, поэтому и объединяющего фактора, кроме системного знания структуры и значения стаи, у нас на данном этапе быть не может.

Можно, конечно, пытаться изобретать новые системы образования и воспитания, но логичнее было бы воспользоваться имеющимся знанием, уже апробированным однажды на нашем ландшафте в условиях «собирания камней» — методикой А. С.  Макаренко, системно переосмыслив её и адаптировав к современным условиям не в ущерб сути.

Metodika Makarenko-12

В условиях уникального российского уретрально-мышечного менталитета бесполезно ссылаться на западный педагогический опыт. Опробированный на нашей почве, он даёт совсем не те результаты, как в странах Западной Европы или Америке.

В этом смысле педагогическая система Макаренко подходит для нас идеально. И является наиболее правильной. Пытаться поощрять наших детей на «личные достижения» — означает загонять их в архетипичную кожу. Основная идея Макаренко — воспитание личности через коллектив — точное попадание для развития векторальных свойств детей в условиях уретрально-мышечного менталитета. Воспитание с ориентацией на природные задатки ребёнка вкупе с коллективной деятельностью, где дети научаются нести ответственность не только за себя, но и за благо всей группы, делает их здоровыми членами общества.

Выйдя во взрослую жизнь, такие дети, во-первых, будут полностью социально адаптированы,т. е. научены жить и взаимодействовать в коллективе, во-вторых, смогут получать большое удовольствие от жизни, потому что будут работать на своих местах, так как взрослые способствовали развитию именно врождённых задатков, а не лепили из ребёнка то, что сами хотели. А в-третьих, и это самое главное, такие дети, выйдя во взрослую жизнь, будут ориентированы не только на получение (мне все должны, а я никому не должен — позиция современных не только подростков, но и взрослых), но и на отдачу — испытывать зрелое чувство ответственности перед обществом.

Макаренко за 13 лет своей педагогической работы с беспризорниками считал самым значимым своим изобретением систему сводных отрядов, которые создавались для выполнения конкретной цели, где каждый мог попробовать себя в роли командира. «Именно этому наша колония отличалась к 1926 году бьющей в глаза способностью настроиться и перестроиться для любой задачи, и для выполнения отдельных деталей этой задачи всегда находились с избытком кадры способных и инициативных организаторов, распорядителей, людей, на которых можно было положиться».

Это изобретение нельзя переоценить с точки зрения правильного ранжирования в группе и развития уретральных подростков, которые в других системах воспитания зачастую подавляются. Вольные и своенравные, они редко приходятся по душе анальным воспитателям. Однако в системе Макаренко их векторальные свойства полностью развивались. Быть вождём в своей стае, нести ответственность за своих людей — лучшее развитие для уретрального ребёнка.

Metodika Makarenko-13

Макаренко писал: «Воспитать человека — значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важной работы. Она заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной подстановке более ценных. Начинать можно и с хорошего обеда, и с похода в цирк, и с очистки пруда, но надо всегда возбуждать к жизни и постепенно расширять перспективы целого коллектива».

Здесь также невозможно переоценить точность Макаренко. Самое главное в воспитании детей — не накормить их, а научить есть самостоятельно. Дать им социализоваться, чтобы они без проблем могли делать это в будущем, став взрослыми. Дать им развить свои врождённые свойства, чтобы они могли максимально применять их в будущем. И здесь к каждому ребёнку надо подходить со своей стороны — в зависимости от его векторальных особенностей.

Дисциплина в коллективе также поддерживалась исключительно верным способом — через социальный стыд, страх общественного осуждения. «Без всяких постановлений, без протоколов и почти без речей, исключительно благодаря своей сознательности и спайке». Принципы существования детского коллектива, разработанные Макаренко, успешны именно потому, что учитывают особенности нашего менталитета. Из его сплочённого коллектива, где «один за всех и все за одного», вышло множество прекрасных людей, специалистов, высокопрофессиональных работников.

Влюблённый в своих детей, высокопрофессиональный педагог, Макаренко дал им лучшее, что может дать воспитатель, — возможность стать самими собой и применить себя на благо общества, что гарантировало им хорошее будущее.

Воспитывая в детях коллективизм и чувство ответственности каждого за всех, а всех за каждого, мы сможем собрать наше развалившееся на архетипичные обломки общество для лучшего будущего, где такие понятия как «беспризорный», «детский дом», «мошенник» или «взяточник» будут храниться в пыльных словарях под грифом «для служебного пользования».

Применить методику А. С.  Макаренко в чистом виде в наше время не получится — время изменилось, изменились и наши дети. Системное переосмысление ценнейшего опыта выдающегося педагога,  глубокое понимание причин его успеха, основанное на новейших знаниях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, подарит методике А. С.  Макаренко вторую жизнь, а всем нам — надежду на то, что будущее состоится. 

Автор публикации: Ольга КНЯЗЕВА, педагог-психолог; Ирина КАМИНСКАЯ, преподаватель.
Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии
Уже идут 41422 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 
Комментарии 13 Отправить комментарий
Ирина Храмцова 11 мая 2014 в 14:05

"Дисциплина в коллективе также поддерживалась исключительно верным способом — через социальный стыд, страх общественного осуждения." и "дал им лучшее, что может дать воспитатель, — возможность стать самими собой". Как-то у меня в голове не укладываются эти две (как я поняла из статьи) основные идеи Макаренко. По мне, так они попросту взаимоисключают друг друга. Невозможно быть самим собой, испытывая постоянный страх общественного осуждения. Или я что-то не так поняла?! Буду очень благодарна, если поясните. С большим интересом изучаю разные методики воспитания детей. Спасибо!

Elena Shapoval 26 августа 2014 в 00:08

"Дисциплина в коллективе также поддерживалась исключительно верным способом — через социальный стыд, страх общественного осуждения." Чтобы понять эту мысль, Ирина, нужно более детально ознакомиться с уретрально-мышечным менталитетом русского народа. Социальный стыд - это не для всех. Это для для людей с такой ментальной надстройкой, в которой тысячелетиями закладывался приоритет общего над частным. Это мы такие и есть. Еще не давно наша общность называлась "советский народ". Теперь мы растеряли свою идентификацию после развала великой страны. Что значит социальный стыд? Это когда стыдно взять больше других, сделать что-то плохо, некачественно, присвоить чужое и т.д. Нам закон не нужен - мы его не воспринимаем в силу природной неограниченности уретрального менталитета. Но все же ограничитель какой-то существует, чтобы общество нормально развивалось и сохраняло себя. На Западе - это строгий закон, а у нас - социальный стыд.
Вторая часть вашего вопроса ничуть не входит в противоречие с первой частью, а наоборот, дополняет: "дал им лучшее, что может дать воспитатель, — возможность стать самими собой" Наше общество - самоорганизующаяся система вокруг уретрального вождя. Так уж мы устроены. Мы - коллективисты, и чтобы выжить всем вместе," каждый свечек должен знать свой шесток". Говоря терминами СВП - каждый человек должен выполнять свою видовую роль в интересах общего. Макаренко, может быть, бессознательно ощущал, может быть, подспудно догадывался, что индивидуальность человеку дана не просто так, а для реализации на общее благо . Представляете, какой скачек получила бы советская педагогика, если бы в то время для таких как Макаренко была доступна СВП? Но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения... Феномен Макаренко состоит в том, что на фоне коллективистского менталитета, он смог понять и давать развиваться индивидуальным особенностям каждого коллониста, не выводя за рамки приоритета общего над личным. Это просто потрясающе! Ольга и Ирина! Огромное спасибо за статью. Когда-то была моя любимая книга. Захотелось перечитать.

Виктор Юрчик 28 июня 2013 в 08:06

""За время обучения в школе дети полностью разучаются взаимодействовать друг с другом на уровне решения общей задачи."" - !!!!! Да! Наконец-то, это кем-то сказано.
Как раз сейчас читаю педагогическую поэму. Всякий раз, когда я что-то читаю увлеченно, мне кажется, что это лучшее произведение из всех, что я когда-либо читал. Так и сейчас.
Педагогическая поэма очень понятна - она гораздо ближе к восприятию человека, чем многие-многие произведения, входящие в обязательную программу. И самое главное - она возбуждает желание к коллективу, помогает его, это желание, осознать - я чувствую это по себе.

Жаль, но я ощущаю привкус обиды оттого, что не был выращен в таких условиях, где все работали бы "над решением общей задачи", мне досадно, что я не испытал этот вкус.

"Эх, если бы раньше, если бы раньше" - как всегда. Черт :)

Спасибо!

Ирина Каминская 1 02 июля 2013 в 21:07

Никогда нельзя достичь идеала в реальности. Когда во главе угла стояло решение общей задачи, страдал индивидуальный подход, то есть его не было. Сейчас перекос в другую сторону, это естественно. Накушавшись коммунального рая (слава богу, не довелось постичь всю "прелесть"), теперь народ воздвигает железные заборы вокруг своих особняков (особых, особенных, для одной особи) и живёт как в консервной банке, лишь бы выделить себя любимого из общей такой непривлекательной массы. Надоест. Или порушат. Чем меньше закона в голове (в психическом), тем выше заборы физические. Но это пройдёт. Человек существо стайное, куда деваться, придётся осознать это, только на новом уровне...

Victoria Lund 06 марта 2013 в 22:03

В Швеции есть одно учреждение по исправлению подростков где используется на ряду с современными методами также педагогика А.С. Макаренко. Я посещала это место года три назад, встречалась с преподавателями и воспитанниками. Интересно было. Algeredskollektivet называется. http://www.algered.se/

Ирина Каминская 1 15 апреля 2013 в 00:04

Надо же, как интересно! Я не знала. Жаль, не понимаю шведского)
Всё же запад быстрее понимает, что действительно полезно!

Ольга Князева 04 марта 2013 в 19:03

Елена, не все так грустно. Еще остались хорошие учителя, директора, которые, несмотря на "индивидуальные подходы" воспитанием занимаются...
Иногда родители артачатся, не понимают, как важно ребенку не час физикой с репетитором позаниматься, а с классом субботник провести... А потом счастливое дите приходит, да дома помогать начинает - спасибо говорят.
Конечно, работа в школе, за редким исключением, в финансовом плане - альтруизм, но при должной идеологии будет и результат воспитания, отдача от детей другие. Есть за что бороться.

Елена Шахова 2 02 марта 2013 в 16:03

Довольно давно я прочитала книгу "Педагогическая поэмма" . И пришла к такому же выводу- в современных условиях метод не сработает. Метод был хорош для своего времени.
И коллективу было очень и очень непросто претворять в жизнь идеи Макаренко. Проверки бюрократические, придирки, работа на износ. Они сделали невозможное - вырастили полноченных, реализованных людей. Сегодня где такие альтруисты... не с кем поднимать такую проблему и учить некому...

Евгеха Воробьев 29 апреля 2014 в 18:04

Альтруисты сейчас тоже кушать хотят. Потому как заходя в маршрутку с них альтруизм не спрашивают. Просто перекос в сторону денег действительно есть. На самом деле все проще- к хорошему учителю и врачу пойдут и заплатят( может и меньше , чем это того стоит) , а к плохому нет . Это отношение- человек- человеку. Определяющий фактор - любовь и уважение людей , а не системы образования. Потому как творческий учитель часто съедается системой первым. ( даже с Макаренко)

Диана Гадлевская 1 01 марта 2013 в 16:03

Наконец-то. А я всё ждала, когда же будет статья о методике Макаренко. Это, действительно, уникальный педагог и воспитатель, влюблённый в своё дело и понимающий детей именно нашего менталитета. Работая с самыми на первый взгляд "трудными" детьми, он сумел развить их врождённые качества настолько, что они САМИ смогли реализовать себя в обществе, да ещё и в такое сложное для страны время.
Сегодня у нас не менее сложный период - самое время воспользоваться его наработками, слегка адаптировав их под наши дни. Видимо, это единственный выход хоть как-то спасти нашу систему образования, а главное - создать условия для развития современных поколений наших детей.

Ирина Каминская 1 15 апреля 2013 в 00:04

Воистину нет пророка в своём отечестве. Любим мы разрушать до основанья, а зачем? Какие-то подвижки есть в этом направлении. Создаются коммуны по методу Макаренко для неблагополучных детей. Всё, как и всегда у нас - на плечах энтузиастов.

Светлана Соколова 01 марта 2013 в 15:03

Ольга, Ирина, большое спасибо за интересно и системно изложенную идею воспитания детей в нашем современном постсоветском обществе на основе методики А.С. Макаренко.

Ирина Каминская 1 15 апреля 2013 в 00:04

Спасибо за отзыв, Светлана. Мы старались)