Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Методика раннего развития Сесиль Лупан

Популярность методики воспитания детей Сесиль Лупан среди родителей объясняется тем, что она написана простым доступным языком, подкупает душевностью автора, живыми примерами, искренней верой в эффективность раннего развития детей.

 

Рано или поздно в руки родителей, интересующихся методиками раннего развития детей, попадает книга французской актрисы Сесиль Лупан "Поверь в своё дитя".

Она вызывает неоднозначные отзывы: кто-то с энтузиазмом начинает воплощать советы Лупан в жизнь на собственном ребёнке, а кто-то находит "тысяча и один" изъян в предложенной методике обучения и воспитания детей.

Попробуем разобраться кто из них прав, используя современный инструмент познания человека — системно-векторную психологию Юрия Бурлана.

 

Об авторе

Сесиль Лупан родилась в 1955 году в Бельгии, получила профессию актрисы и успешно выступала на бельгийской сцене. В 1981 году она отправилась вслед за мужем в Америку вместе с грудной дочерью на руках. Там она познакомилась с методикой раннего развития детей Глена Домана и опробовала её на своих детях. По сути, методика Лупан это то, что ей удалось осуществить на практике, доработать, используя метод Домана.

Сесиль объясняет личный неподдельный интерес к раннему развитию тем, что ей хотелось, чтобы её дочки выросли физически здоровыми и интеллектуально развитыми. Кроме того, она помнила о своём горьком опыте: «Я оказалась последней в классе по успеваемости, так как… испытывала затруднения при чтении». Родители подключили психолога, сами стали уделять ей больше времени и в итоге Лупан преодолела школьные трудности. А какая мама не желает защитить детей от сложностей, которые выпали на её долю?

Сесиль всем сердцем любит дочек и приходит к мысли: «Если я могу дать человеку жизнь, почему самая большая радость приобщения моего ребёнка к миру знаний должна достаться другим (которые, безусловно, гораздо меньше, чем я, её почувствуют)?»

Лупан самозабвенно погружается в воспитание детей. Результат её наблюдений за малышками, их результаты в освоении разработанных Сесиль программ обучения по логике, счёту, чтению, плаванию она описала в своей книге.

Популярность методики Сесиль Лупан среди родителей объясняется тем, что она написана простым доступным языком, подкупает душевностью автора, живыми примерами, искренней верой в эффективность раннего развития детей.

Metodika Sesil Lupan - 2

 

Основные постулаты методики

Книга Сесиль Лупан «Поверь в своё дитя» состоит из двух частей: «Жизнь в семье —самое увлекательное из приключений» и «Практическое руководство». В ней подробно рассматривается развитие малышей в первый год жизни, физическое развитие детей, методика обучения чтению, логике, счёту, науке и искусству. При этом, в отличие от методики Глена Домана, здесь уделяется большое внимание индивидуальным особенностям ребёнка, его душе и сердцу.

Сесиль рекомендует родителям придерживаться следующих принципов воспитания детей:

1. Поддерживать возникающий интерес ребенка.

2. Заниматься с рождения плаванием, «проныриванием».

3. Каждый день петь ребёнку песенки, гулять, делать массаж, гимнастику, вместе смотреть книжки с картинками, обучающие карточки.

4. Уделять огромное внимание физическому развитию малыша в первый год его жизни, что будет способствовать в будущем высокому уровню развития его интеллекта.

 

Сесиль Лупан. Что родители должны знать о ребёнке?

«Ребёнок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь», — высказывание мудреца для Сесиль стало своеобразной путеводной звездой. По её мнению, малыш нуждается не во внимании-опеке, а во внимании-интересе.

Для полноценного развития детям недостаточно того, что взрослые их оберегают, обеспечивают им кров, покупают еду, одежду, игрушки. С ними необходимо заниматься, вместе проводить продуктивно время: лепить, рисовать, читать, считать, фантазировать.

Metodika Sesil Lupan - 3

Ребёнок должен видеть интерес взрослого к нему и его желание к совместным занятиям. При этом «необходимо почаще предоставлять ребёнка самому себе и позволять ему самостоятельно заниматься делами».

Но уж если родители находятся с детьми, то должны использовать с максимальной пользой время, проводить его ярко, эмоционально, насыщенно. Они должны поощрять любые усилия детей, радоваться любым их успехам. Поддерживать детскую любознательность новизной, не проверять своего ребёнка.

Сесиль Лупан убеждена, что ребёнок больше всего любит учиться «даже больше, чем есть конфеты». Однако для детей учение —это игра. Для того чтобы интерес к обучению не угас, нужно вовремя превращать в игру, прежде чем ребёнок устанет от неё.

Важно, чтобы малыш оставался «не докормлен» и уходил из-за «стола знаний» с ощущением «голода», чтобы ему хотелось «ещё».

У детей нужно воспитывать уверенность в собственных силах, для этого не нужно форсировать события — развивать у ребёнка то, что ещё не созрело и обязательно заканчивать занятия с малышом тем элементом, который ему хорошо удаётся.

Главный совет, который даёт Сесиль Лупан родителям, чтобы открыть для себя как можно раньше удивительный мир детства своего ребёнка, - это видеть в нём личность.

«Тот, кто с самого рождения своего младенца, смотрит на него как на уже сложившееся человеческое существо, а не как на личинку, много и чётко разговаривает с ним, знакомит его с окружающим миром, объясняет всё, что случайно проходит перед его взором; тот, кто относится к своему ребёнку с уважением, поощряет его малейшее усилие, радуется самым незначительным успехам, побуждает малыша задавать вопросы и с энтузиазмом отвечает на них — такой человек уже сделал главное. Очень важно понять это, прежде чем идти дальше…»

Metodika Sesil Lupan - 4

 

Системное заключение

Методика Сесиль Лупан — попытка индивидуализировать методику Глена Домана для своих дочек. Её практическое руководство, разработанные приёмы обучения и развития детей от рождения до школы чтению, логике, счёту, истории, искусству интересны в качестве изучения родительского опыта.

Между тем, сама Сесиль говорит о том, что её книга всего лишь рекомендации, а не точная инструкция к действию. Каждый родитель должен сам выбрать те методы, которые он будет использовать при воспитании собственного чада, учитывая его индивидуальные особенности.

Если убрать главы про плавание в младенческом возрасте, то, по большому счёту, советы Сесиль мало чем отличаются от рекомендаций советских педагогов о воспитании дошкольников.

Следует иметь в виду, что Сесиль Лупан — развитая кожно-зрительная женщина (о чём, собственно, свидетельствует и её профессия актрисы), поэтому она воспринимает процесс воспитания ребёнка через призму собственных желаний, потребностей. Так, большое внимание уделяется развитию гибкости у малыша. Однако не все дети от рождения обладают подобными свойствами, чтобы их развивать. Развивать то, чего нет от природы, — большое заблуждение.

К примеру, анальные дети не наделены подвижностью, грациозностью, гибкостью, зато они усидчивы, старательны, основательны.

Metodika Sesil Lupan - 5

В методике Лупан достаточно много упражнений, направленных на развитие тактильного восприятия и зрения, что тоже подходит не для всех детей. Это кожные дети, наделённые чувствительной и нежной кожей, радуются новым тактильным ощущениям, поглаживания, массажи, а анальные любят различные «обнимашки». Зрительные малыши получают удовольствие от красивых картинок, красивых вещей, которые их окружают. Для развития врожденных свойств им важны яркие краски и новые впечатления. Звуковые же дети останутся равнодушны к подобным занятиям на развитие зрительного восприятия, для них значимо совсем другое.

Верным постулатом в данной методике является понимание Лупан значимости воздействия на ребёнка через нехватку. Мы все стремимся наполнить наши нехватки. Правильное развитие ребёнка включает в себя правильное формирование у него нехваток. Например, читая книгу анально-зрительному ребенку, родители как бы случайно отвлекаются (важные срочные дела), не дочитывают её до конца, тем самым формируя у него желание самому научиться читать и дочитывать интересные истории самому.

Болевыми точками методики Сесиль является то, что она не имеет точных знаний для того, чтобы дифференцировать детей по их врождённым особенностям. Она полагается на свою наблюдательность, которая, как известно, не всегда работает и более того, у некоторых мам её вовсе нет.

Metodika Sesil Lupan - 6

Кроме того, очень часто родители, выбирая раннее развитие ребёнка, ставят перед собой цели «воспитать не быдло», «вложить по максимуму знания в раннем возрасте, чтобы обеспечить успех в будущем», «воплотить свои мечты в жизнь». Сам же ребёнок, его желания, его потребности остаются при этом на заднем плане.

Выбор методики раннего развития, содержание и частота упражнений — всё это отдается на откуп родителям. А они только догадываются об особенностях ребёнка, действуют на ощупь в таком серьёзном деле как воспитание. Гадают на кофейной гуще. Играют в рулетку с судьбой собственного чада.

Верно заметил Жак Дежарден: "Вы учите не тому, что вы сами знаете, — вы учите тому, что вы сами собой представляете".

Необходимо отметить, что, как и большинство методик раннего развития, в методике Сесиль Лупан не делается акцент на социализацию как главную задачу дошкольников. Если посмотреть на режим для дочек Сесиль, очевидно, что три часа в день, начиная с четвертого года жизни, слишком мало для пребывания ребёнка в детском саду. Малыш не успевает за это время проранжироваться в детском коллективе, т. е. понять своё место в обществе, свою роль, свою ценность, не участвует в стихийных детских играх, где проигрываются различные социальные роли.

Таким образом, перекос в сторону интеллектуального развития негативно сказывается на выработке социальных навыков общения, опыта взаимодействия в коллективе. В итоге мы получаем одарённого ребёнка, с широким кругозором, умеющего читать, писать, считать, плавать, но не умеющего выстраивать отношения со сверстниками.

Metodika Sesil Lupan - 7

Нередко юный вундеркинд, наслушавшись педагогов и родителей, смотрит на других детей свысока, что не способствует его принятию в коллектив. Участь изгоя, интеллектуального неадаптанта — вот о чём забывают порой родители! — та крайность, которая может стать реальностью, если в приоритете воспитания маленького ребёнка будет лежать не социализация как насущная задача данного возраста, а развитие интеллектуальных способностей.

Итак, когда речь идет о методике раннего развития Сесиль Лупан, то нужно быть осторожными. И дело не в том, что надо «сохранить малюткам детство», не в том, что дочери Сесиль не стали нобелевскими лауреатами, а в том, чтобы уметь отделить зерна от плевел.

Родителям, во-первых, необходимо понимать врождённые особенности своего ребёнка, чтобы выбрать содержание нужных ему упражнений, чтобы не пытаться «вылепить» из утки орла — всё равно, как известно, вырастет несчастная утка.

Использовать конкретные упражнения из методики Сесиль можно эффективно, если знать врожденные свойства своего ребёнка. Тогда вы не будете греметь кастрюлями над звуковым ребёнком, «развивая его слух» (он любит тишину), не будете фактором новизны пугать анального ребёнка, как и не давать ему доделать до конца начатое дело (анальные люди обладают ригидной психикой, трудно приспосабливаются к переменам, всё новое вызывает у него стресс).

Каждый ребёнок, безусловно, индивидуальность и заслуживает индивидуального подхода. И лучше действовать не наобум и не слепо копируя чужой, пусть и успешный опыт, а основываясь на данных современной психологии.

Во-вторых, родители должны знать актуальные задачи для каждого этапа взросления ребёнка. Всему своё время, и важно не опоздать, вовремя создавать условия для удовлетворения насущных потребностей детей.

Metodika Sesil Lupan - 8

Общение со взрослыми решает многие задачи, особенно благотворно сказывается на умственных способностях ребёнка, обогащает словарный запас, позволяет раньше научиться читать, развивает логику, даёт знания об окружающем мире, но более важно в возрасте от трёх лет общение со сверстниками.

Только понимание природных свойств своего ребёнка, умение правильно формировать нехватки для развития малыша, знание возрастных особенностей и задач поможет родителям вырастить его Человеком, причём Счастливым. 

Автор публикации: Ольга КНЯЗЕВА, педагог-психолог.
Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии
Уже идут 41358 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 
Комментарии 3 Отправить комментарий
Дмитрий Федотов 11 февраля 2013 в 16:02

Спасибо за статью!

Камиль Еникеев 1 10 февраля 2013 в 17:02

Очень интересно

Елена Воротникова 06 февраля 2013 в 12:02

Вот так, начитавшись различных методик, пусть даже написанных умными людьми и с благими намерениями, можно из лучших побуждений вырастить несчастного ребенка, который постоянно твердит, что его не понимают.