Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Методика раннего развития Сесиль Лупан

Популярность методики воспитания детей Сесиль Лупан среди родителей объясняется тем, что она написана простым доступным языком, подкупает душевностью автора, живыми примерами, искренней верой в эффективность раннего развития детей.

Рано или поздно в руки родителей, интересующихся методиками раннего развития детей, попадает книга французской актрисы Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя».

Она вызывает неоднозначные отзывы: кто-то с энтузиазмом начинает воплощать советы Лупан в жизнь на собственном ребенке, а кто-то находит «тысячу и один» изъян в предложенной методике обучения и воспитания детей.

Попробуем разобраться кто из них прав, используя современный инструмент познания человека, который дается на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Об авторе

Сесиль Лупан родилась в 1955 году в Бельгии, получила профессию актрисы и успешно выступала на бельгийской сцене. В 1981 году она отправилась вслед за мужем в Америку вместе с грудной дочерью на руках. Там она познакомилась с методикой раннего развития детей Глена Домана и опробовала ее на своих детях. По сути, методика Лупан — это то, что ей удалось осуществить на практике, доработать, используя метод Домана.

Сесиль объясняет личный неподдельный интерес к раннему развитию тем, что ей хотелось, чтобы ее дочки выросли физически здоровыми и интеллектуально развитыми. Кроме того, она помнила о своем горьком опыте: «Я оказалась последней в классе по успеваемости, так как… испытывала затруднения при чтении». Родители подключили психолога, сами стали уделять ей больше времени и в итоге Лупан преодолела школьные трудности. А какая мама не желает защитить детей от сложностей, которые выпали на ее долю?

Сесиль всем сердцем любит дочек и приходит к мысли: «Если я могу дать человеку жизнь, почему самая большая радость приобщения моего ребенка к миру знаний должна достаться другим (которые, безусловно, гораздо меньше, чем я, ее почувствуют)?»

Лупан самозабвенно погружается в воспитание детей. Результат ее наблюдений за малышками, их результаты в освоении разработанных Сесиль программ обучения логике, счету, чтению, плаванию она описала в своей книге.

Популярность методики Сесиль Лупан среди родителей объясняется тем, что она написана простым доступным языком, подкупает душевностью автора, живыми примерами, искренней верой в эффективность раннего развития детей.

Metodika Sesil Lupan - 2

Основные постулаты методики

Книга Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя» состоит из двух частей: «Жизнь в семье — самое увлекательное из приключений» и «Практическое руководство». В ней подробно рассматривается развитие малышей в первый год жизни, физическое развитие детей, методика обучения чтению, логике, счету, науке и искусству. При этом, в отличие от методики Глена Домана, здесь уделяется большое внимание индивидуальным особенностям ребенка, его душе и сердцу.

Сесиль рекомендует родителям придерживаться следующих принципов воспитания детей:

1. Поддерживать возникающий интерес ребенка.

2. Заниматься с рождения плаванием, «проныриванием».

3. Каждый день петь ребенку песенки, гулять, делать массаж, гимнастику, вместе смотреть книжки с картинками, обучающие карточки.

4. Уделять огромное внимание физическому развитию малыша в первый год его жизни, что будет способствовать в будущем высокому уровню развития его интеллекта.

Сесиль Лупан. Что родители должны знать о ребенке?

Ребенок должен видеть интерес взрослого к нему и его желание к совместным занятиям. При этом «необходимо почаще предоставлять ребенка самому себе и позволять ему самостоятельно заниматься делами».

Но уж если родители находятся с детьми, то должны использовать с максимальной пользой время, проводить его ярко, эмоционально, насыщенно. Они должны поощрять любые усилия детей, радоваться любым их успехам. Поддерживать детскую любознательность новизной, не проверять своего ребенка.

Сесиль Лупан убеждена, что ребенок больше всего любит учиться «даже больше, чем есть конфеты». Однако для детей учение — это игра. Для того чтобы интерес к обучению не угас, нужно вовремя прекращать игру, прежде чем ребенок устанет от нее.

Важно, чтобы малыш оставался «не докормлен» и уходил из-за «стола знаний» с ощущением «голода», чтобы ему хотелось «еще».

У детей нужно воспитывать уверенность в собственных силах, для этого не нужно форсировать события (развивать у ребенка то, что еще не созрело) и обязательно заканчивать занятия с малышом тем элементом, который ему хорошо удается.

Главный совет, который дает Сесиль Лупан родителям, чтобы открыть для себя как можно раньше удивительный мир детства своего ребенка, — это видеть в нем личность.

«Тот, кто с самого рождения своего младенца смотрит на него как на уже сложившееся человеческое существо, а не как на личинку, много и четко разговаривает с ним, знакомит его с окружающим миром, объясняет все, что случайно проходит перед его взором; тот, кто относится к своему ребенку с уважением, поощряет его малейшее усилие, радуется самым незначительным успехам, побуждает малыша задавать вопросы и с энтузиазмом отвечает на них, — такой человек уже сделал главное. Очень важно понять это, прежде чем идти дальше…»

Metodika Sesil Lupan - 4

 

Системное заключение

Методика Сесиль Лупан — попытка индивидуализировать методику Глена Домана для своих дочек. Ее практическое руководство, разработанные приемы обучения и развития детей от рождения до школы чтению, логике, счету, истории, искусству интересны в качестве изучения родительского опыта.

Между тем сама Сесиль говорит о том, что ее книга всего лишь рекомендации, а не точная инструкция к действию. Каждый родитель должен сам выбрать те методы, которые он будет использовать при воспитании собственного чада, учитывая его индивидуальные особенности.

Если убрать главы про плавание в младенческом возрасте, то, по большому счету, советы Сесиль мало чем отличаются от рекомендаций советских педагогов о воспитании дошкольников.

Следует иметь в виду, что Сесиль Лупан — развитая кожно-зрительная женщина (о чем свидетельствует и ее профессия актрисы), поэтому она воспринимает процесс воспитания ребенка через призму собственных желаний, потребностей. Так, большое внимание уделяется развитию гибкости у малыша. Однако не все дети от рождения обладают подобными свойствами, чтобы их развивать. Развивать то, чего нет от природы, — большое заблуждение.

К примеру, анальные дети не наделены подвижностью, грациозностью, гибкостью, зато они усидчивы, старательны, основательны.

Metodika Sesil Lupan - 5

В методике Лупан достаточно много упражнений, направленных на развитие тактильного восприятия и зрения, что тоже подходит не для всех детей. Это кожные дети, наделенные чувствительной и нежной кожей, радуются новым тактильным ощущениям, поглаживаниям, массажам, а анальные любят различные «обнимашки». Зрительные малыши получают удовольствие от красивых картинок, красивых вещей, которые их окружают. Для развития врожденных свойств им важны яркие краски и новые впечатления. Звуковые же дети останутся равнодушны к подобным занятиям на развитие зрительного восприятия, для них значимо совсем другое.

Верным постулатом в данной методике является понимание Лупан значимости воздействия на ребенка через нехватку. Мы все стремимся наполнить наши нехватки. Правильное развитие ребенка включает в себя правильное формирование у него нехваток. Например, читая книгу анально-зрительному ребенку, родители как бы случайно отвлекаются (важные срочные дела), не дочитывают ее до конца, тем самым формируя у него желание самому научиться читать и дочитывать интересные истории самостоятельно.

Болевыми точками методики Сесиль является то, что она не имеет точных знаний для того, чтобы дифференцировать детей по их врожденным особенностям. Она полагается на свою наблюдательность, которая, как известно, не всегда работает и, более того, у некоторых мам ее вовсе нет.

Metodika Sesil Lupan - 6

Кроме того, очень часто родители, выбирая раннее развитие ребенка, ставят перед собой цели «воспитать не быдло», «вложить по максимуму знания в раннем возрасте, чтобы обеспечить успех в будущем», «воплотить свои мечты в жизнь». Сам же ребенок, его желания, его потребности остаются при этом на заднем плане.

Выбор методики раннего развития, содержание и частота упражнений — все это отдается на откуп родителям. А они только догадываются об особенностях ребенка, действуют на ощупь в таком серьезном деле как воспитание. Гадают на кофейной гуще. Играют в рулетку с судьбой собственного чада.

Верно заметил Жак Дежарден: «Вы учите не тому, что вы сами знаете, — вы учите тому, что вы сами собой представляете».

Необходимо отметить, что, как и в большинстве методик раннего развития, в методике Сесиль Лупан не делается акцент на социализацию как главную задачу дошкольников. Если посмотреть на режим для дочек Сесиль, очевидно, что три часа в день, начиная с четвертого года жизни, слишком мало для пребывания ребенка в детском саду. Малыш не успевает за это время проранжироваться в детском коллективе, т. е. понять свое место в обществе, свою роль, свою ценность, не участвует в стихийных детских играх, где проигрываются различные социальные роли.

Таким образом, перекос в сторону интеллектуального развития негативно сказывается на выработке социальных навыков общения, опыта взаимодействия в коллективе. В итоге мы получаем одаренного ребенка с широким кругозором, умеющего читать, писать, считать, плавать, но не умеющего выстраивать отношения со сверстниками.

Metodika Sesil Lupan - 7

Нередко юный вундеркинд, наслушавшись педагогов и родителей, смотрит на других детей свысока, что не способствует его принятию в коллектив. Участь изгоя, интеллектуального неадаптанта — вот о чем забывают порой родители! — та крайность, которая может стать реальностью, если в приоритете воспитания маленького ребенка будет лежать не социализация как насущная задача данного возраста, а развитие интеллектуальных способностей.

Итак, когда речь идет о методике раннего развития Сесиль Лупан, то нужно быть осторожными. И дело не в том, что надо «сохранить малюткам детство», не в том, что дочери Сесиль не стали нобелевскими лауреатами, а в том, чтобы уметь отделить зерна от плевел.

Родителям, во-первых, необходимо понимать врожденные особенности своего ребенка, чтобы выбрать содержание нужных ему упражнений, чтобы не пытаться «вылепить» из утки орла — все равно, как известно, вырастет несчастная утка.

Использовать конкретные упражнения из методики Сесиль можно эффективно, если знать врожденные свойства своего ребенка. Тогда вы не будете греметь кастрюлями над звуковым ребенком, «развивая его слух» (он любит тишину), не будете фактором новизны пугать анального ребенка, как и не давать ему доделать до конца начатое дело (анальные люди обладают ригидной психикой, трудно приспосабливаются к переменам, все новое вызывает у них стресс).

Каждый ребенок, безусловно, индивидуальность и заслуживает индивидуального подхода. И лучше действовать не наобум и не слепо копируя чужой (пусть и успешный опыт) а основываясь на данных современной психологии.

Во-вторых, родители должны знать актуальные задачи для каждого этапа взросления ребенка. Всему свое время, и важно не опоздать, вовремя создавать условия для удовлетворения насущных потребностей детей.

Metodika Sesil Lupan - 8

Общение со взрослыми решает многие задачи, особенно благотворно сказывается на умственных способностях ребенка, обогащает словарный запас, позволяет раньше научиться читать, развивает логику, дает знания об окружающем мире, но более важно в возрасте от трех лет общение со сверстниками.

Только понимание природных свойств ребенка, умение правильно формировать нехватки для развития малыша, знание возрастных особенностей и задач поможет родителям вырастить его Человеком, причем Счастливым.

Корректор: Галина Ржанникова

Автор публикации: Ольга Князева, педагог-психолог
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии. Уже идут 112 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 112 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 

Даты лекций будут
скоро назначены

Комментарии 3 Отправить комментарий
Дмитрий Федотов 11 февраля 2013 в 16:02

Спасибо за статью!

Камиль Еникеев 1 10 февраля 2013 в 17:02

Очень интересно

Елена Воротникова 06 февраля 2013 в 12:02

Вот так, начитавшись различных методик, пусть даже написанных умными людьми и с благими намерениями, можно из лучших побуждений вырастить несчастного ребенка, который постоянно твердит, что его не понимают.