Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Случай из врачебной практики. Прогрессирующая миопия у ребенка

Работ, демонстрирующих четкие критерии чрезмерной зрительной нагрузки и достоверную связь ее с возникновением прогрессирующей миопии, не встречается. Никогда ранее и никем серьезно не рассматривалась возможная взаимосвязь психологических аспектов с возникновением и прогрессированием близорукости у детей.

 

Прогрессирующая миопия, или близорукость, наиболее часто встречается и интенсивно прогрессирует у детей в школьные годы. Принято считать, что основной причиной является чрезмерная зрительная нагрузка (чтение, компьютер). Подробно изучен патогенез, характер морфологических изменений, возникающих в зрительном аппарате при этом заболевании. Без ответа остаются вопросы, почему в целом при одинаковой нагрузке у одних детей развивается близорукость, а у других — нет, у одних она подвергается коррекции или даже регрессу, у других прогрессирует год за годом.

Настоящие причины этого тяжелого нарушения для академической медицины до сих пор остаются неизвестными. Работ, демонстрирующих четкие критерии чрезмерной зрительной нагрузки и достоверную связь ее с возникновением прогрессирующей миопии, не встречается. Никогда ранее и никем серьезно не рассматривалась возможная взаимосвязь психологических аспектов с возникновением и прогрессированием близорукости у детей.

Сегодня новый уровень понимания психических особенностей человека позволяет не только понять причину возникновения и неудовлетворительных результатов лечения близорукости, но и дает возможность позитивно повлиять на дальнейший прогноз заболевания.

----------

За консультацией и на профилактический осмотр обратилась мать с дочкой 14 лет. В числе жалоб — быстрая утомляемость, ранимость, страх оставаться одной. Со слов матери, девочка росла и развивалась нормально, соответственно возрасту. Семья из трех человек, живут вместе с родным отцом на протяжении 15 лет. Ребенок наблюдается у офтальмолога с 6-летнего возраста, страдает прогрессирующей миопией (OD = –6,0; OS = –6,5). На данный момент стоит вопрос о склеропластике (оперативное лечение миопии, см. ниже). В связи с этим для исключения противопоказаний со стороны нервной системы рекомендован осмотр невролога.

Объективно: девочка правильного телосложения, контактна, на вопросы отвечает подробно, эмоциональная реакция сохранена, адекватна. Носит очки. Со стороны нервной системы клинически значимой очаговой симптоматики не выявлено.

— Расскажи, пожалуйста, о себе, все ли тебе нравится в твоей жизни, может, есть что то такое, чего бы тебе хотелось, чего не хватает? Как в школе? Как друзья, подружки?

— Все хорошо, у меня две четверки только, остальные пятерки. Есть подружки...

— Мама с папой строгие?

— Нет, — с улыбкой отвечает девочка, — папа, правда, уезжает часто, он много работает. Раньше на неделю или две, последнее время на месяц и больше… Ну, наверно, мне бы хотелось, чтобы он со мной больше был, играл. Другие девочки с папами ходят и гуляют, а мой всегда занят, с нами почти никогда никуда не ходит, молчит.

Из разговора с матерью без присутствия ребенка:

— Расскажите о девочке. Так понимаю, за исключением резкого снижения зрения, у нее со здоровьем все в порядке?

— Да, все хорошо, только вот меня беспокоит, что мы ничего не можем сделать, чтобы вылечить ей глаза. Куда мы ее только не водили. Уже почти полностью запретили ей компьютер. Это все со школы пошло. Ну куда дальше, –6,5 уже! Сначала нам говорили, что это спазм аккомодации. Мы капали разные капли, делали все, что нам назначали, но либо какой-то незначительный эффект, либо вообще без результата. Столько врачей уже нас пересмотрело. Сейчас говорят, что надо делать склеропластику, а я боюсь, может, эта операция тоже будет без эффекта, а может, повредит ей? Не могу решиться никак.

Для справки:

Склеропластика — способ склероукрепляющего лечения близорукости у детей с повышенным риском прогрессирования миопии. В качестве лечения проводят одновременные повторные склероукрепляющие вмешательства. Первым этапом выполняют одновременно склеропластику выкраиванием трансплантанта из наружной половины донорского глаза от нижнего лимба через внутренний край нижней прямой мышцы с отсечением роговицы на одном глазу и склероукрепляющую инъекцию на парном.

Через год осуществляют второй этап лечения: повторные склероукрепляющие вмешательства на обоих глазах. Основной целью склероукрепляющих воздействий при прогрессирующей близорукости является стабилизация рефракции. Как результат — стабилизация миопии в течение первого года после склеропластики наблюдается в 96 % оперированных глаз и в 66 % парных глаз. В то же время в отдаленном послеоперационном периоде повторное прогрессирование миопии у детей и подростков отмечено почти до 70 % случаев (В. С. Беляев, В.В. и др. Современные методы хирургической профилактики прогрессирующей близорукости. В кн.: «Близорукость. Патогенез, профилактика прогрессирования и осложнений: Материалы международного симпозиума». М., 1990, с. 127–129).

Известно, что со временем имплантированная в ходе склеропластики аллоткань подвергается дезорганизации, резорбции и замещается новообразованной соединительной тканью реципиента. Увеличение толщины и плотности склеры остается практически единственным результатом склеропластики в отдаленные сроки. Однако и этот эффект ослабевает со временем (Е. П. Тарутта. Выбор метода склеропластики при прогрессирующей близорукости у детей // Вестн. офтальмол., 1992, 2, с. 10–13).

— Расскажите, пожалуйста, с чего все началось, когда и при каких обстоятельствах ребенок начал терять зрение? Может, припомните, какие события тогда происходили, неважно, может, на ваш взгляд, и не связанные с ее зрением.

— Мы в школу пошли в шесть с половиной лет. Доктора связывают с этим, начали заниматься… Потом она играла на компьютере, но я не скажу, чтобы очень уж много… Ничего особенного не припомню.

— Вы втроем живете? Домашних питомцев никаких не держите?

— Нет у нас никаких животных… Да, втроем, ну тогда немного не втроем мы были, — замявшись, добавила мать, — папа уходил от нас.

— То есть? Он уезжал на вахты, вы говорили?

— Да нет. Собрал вещи и ушел к другой женщине, — немного смущенно, с дрожью в голосе объяснила женщина.

— Когда это было?

— Как раз тогда, когда дочка в школу пошла, помню, все тогда разом навалилось... Он ушел внезапно, где-то там нашел себе в командировке другую, собрал вещи и ушел, сначала к матери своей… И тогда как раз в первом классе у дочки зрение начало ухудшаться, я стала водить ее к врачам. Все совпало в тот год, очень тяжело было.

Было заметно, как женщине трудно вспоминать.

— Ну ведь он вернулся? Вы ведь вместе теперь живете, я правильно понимаю?

— Да, сейчас вместе, он вернулся, — закивала она, — мы втроем живем, но он все равно мало с нами проводит времени, весь в своей работе. Одна работа в голове. Приедет и снова уезжает надолго. Может, там у него еще где-то кто-то есть, откуда мне знать… Дочке внимания почти никакого не уделяет.

— Да, об этом она мне говорила, когда вас не было в кабинете.

После некоторой паузы:

— Что касается прогрессирующей миопии у ребенка с 6-летнего возраста, то ее причины в целом понятны. К сожалению, никто из врачей не смог вам рассказать об этом раньше, но в этом нет их вины. Мы только начинаем раскрывать непосредственные связи между психической сферой и физиологией функционирования различных органов тела. Для вас сейчас некоторые выводы могут показаться далеко не очевидными, но тем не менее они лежат в основе прогрессирующей потери зрения конкретно у вашей дочери и у многих других детей с такими же проблемами.

Не у всех, но у определенного процента детей мы определяем то, что в системно-векторной психологии Юрия Бурлана называется зрительный вектор. Это не просто совокупность неких признаков и черт характера, это набор определенных свойств и потребностей в психическом, которые требуют наполнения и реализации в процессе развития с самого рождения и по мере взросления вплоть до преклонных лет.

Физиология нашего тела устроена таким образом, что нехватка, недополучение на психическом уровне запускает процессы, с помощью которых организм пытается адаптироваться, избавиться или хотя бы компенсировать страдания, возникающие от этих пустот.

Ваша девочка ищет тесной и глубокой эмоциональной связи, контакта, внимания. Ей крайне необходимо ощущать любовь и заботу со стороны двух самых близких ей людей. Она наделена способностью, хочет и может устанавливать сильную эмоциональную связь буквально с кем или с чем угодно. Это одно из ряда свойств, которые мы наблюдаем в зрительном векторе. Образно говоря, зрительный анализатор для таких детей является одним из главных каналов, через который они получают самый важный для себя поток всей необходимой «пищи». И он же является наиболее уязвимым и чувствительным в определенных случаях.

— Она очень часто у меня спрашивает: «Мама, ты меня любишь?» — вспомнила мать.

— Конечно, а как вы хотели? Ей необходимо хотя бы вербально получить подтверждение того, чего она не ощущает на своем эмоциональном уровне. Это, кстати, не значит, что для других детей эмоциональная связь с родителями и не только с ними не имеет значения. Отнюдь нет, но это немного о другом. Дети же со зрительным вектором, особенно в раннем детском возрасте, будут совершенно зависимы от нее. Более того, от наличия крепкой эмоциональной связи с родителями, прежде всего с мамой, зависит развитие заданных психических свойств зрительного ребенка. Например, наличие явных страхов или истерик у детей говорит о недостаточности этой связи.

Эмоциональная вовлеченность и привязанность к чему-то или кому-то всегда очень выраженная и значимая, важно, чтобы родители понимали это. Если у другого ребенка, не наделенного с рождения зрительным вектором, утрата, например, домашнего питомца не вызовет особо окрашенной реакции, то для ребенка со зрительным вектором это может послужить достаточным стрессом, чтобы проявиться не только на психическом уровне, но и на уровне связанного с вектором органа.

В последнем случае спазм аккомодации, сокращение цилиарной мышцы, уменьшение диаметра с увеличением оптической силы хрусталика является своего рода попыткой компенсации.

В ряде случаев этот процесс может быть обратимым. Врачам это известно, хоть они и не понимают и не различают истинных причин. Но иногда совокупность внешних и внутренних факторов формирует очень серьезные препятствия, и мы становимся свидетелями почти необратимых изменений.

— Вы имеет в виду, что нас бросил папа? Это было причиной?

— Разрыв эмоциональной связи с отцом, очевидно, послужил толчком для снижения зрения у девочки. Я далек от иллюзии, что за короткое время консультации у нас с вами получится разобрать до основания все психологические переживания вашей дочери, но сделать это важно и нужно. Чтобы понять своего ребенка, особенности ее психического, врожденные свойства и желания, которые требуют наполнения и развития, необходимо как минимум получить полную картину во всех деталях, что возможно только на полноценных лекциях Юрия Бурлана.

Ведь девочке всего 14 лет, у нее еще все впереди, глубже понимая ее, вы сможете многое исправить. Почему-то мы придаем очень большое значение, например, рациону питания, витаминам и всяким другим полезным микроэлементам для обеспечения всем необходимым нашего физического тела, но совершенно не знаем и игнорируем потребности психики, которые иерархически стоят намного выше и имеют гораздо большее значение. Мы путаемся, полагая, что потребности нашей психики у всех примерно одинаковые, как и потребности в белках, жирах и углеводах. Это далеко не так.

— Но что делать, если так получилось, что отец нас бросил? Ведь это от нас не зависело. Я не могу заставить его относиться по-другому... И в отношении этой операции, как вы считаете, соглашаться или нет? Вопрос денег не стоит, мне нужен результат, что я смогу сделать?

— Вы можете сделать очень много. Во-первых, хоть и прошло уже столько лет, но у нас есть шанс остановить прогрессирование близорукости и, вполне возможно, повернуть процесс вспять. Во-вторых, что касается оперативного лечения, по данным статистики, в первый год после операции мы получаем результат, при этом, по данным все той же статистики, более чем у половины таких оперированных детей через год-два происходит рассасывание аллоткани, и все возвращается к исходному состоянию. Так как эти операции для детей и подростков были предложены всего каких-то 15–20 лет назад, у врачей нет данных, что будет у таких пациентов в возрасте после 40 или 50 лет. Если вы спрашиваете мое незаинтересованное мнение, соглашаться или нет на операцию, то с учетом всего вышеизложенного — скорее нет. В-третьих, в качестве единственно возможной альтернативы для вас и вашей дочери настоятельно рекомендую получить знания на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Есть ряд очень важных деталей, которые невозможно раскрыть в формате консультации. Мои частные рекомендации о том, как помочь девочке, не будут иметь той силы и убедительности для вас, которую вы сможете получить сами, когда пройдете 3 занятия по 6 часов только лишь о зрительном векторе.

В системно-векторной психологии Юрия Бурлана мы ведем речь о наполнении специфических желаний, удовлетворении ключевых потребностей и получении своей доли радости от жизни через определенный вектор или набор векторов в психическом, которым человек наделен с рождения. Это не просто эпизодическое желание, но жизненно необходимая потребность, которая определяет свойства личности, все детали его физиологии на органном уровне, формирует поведение и в конечном итоге жизненный сценарий.

Каждый вектор в системно-векторной терминологии назван и напрямую связан со своей эрогенной (сверхчувствительной) зоной, через которую происходит обмен информацией и взаимодействие с окружающим миром. В системе природной иерархии управления и подчинения функций психическое расположено над всеми системами нейрогуморальной регуляции и через каскад опосредованных процессов оказывает воздействие на функционирование как отдельных, тождественных определенной сфере психического зон, так и всего организма в целом.

В каждом векторе мы наблюдаем свою потребность наполнения и удовлетворения своих особенных желаний и наряду с этим — стремление избежать или сократить объем страданий, связанных с нехваткой или отсутствием получения. Качество и степень ощущения радости и удовлетворения от меры равновесия между силой желаний и полнотой их наполнения напрямую связаны с долей развитости и степенью зрелости в психическом. На каждом этапе взросления мы находим свои необходимые условия для развития в каждом векторе. Мы их либо распознаем и обеспечиваем ребенку с самого раннего возраста, и тогда развитие протекает наиболее адекватно его природе, либо нет. В последнем случае итог бывает очень драматичен.

Давно не секрет, что ожидает организм в случае нехватки пищи, определенных витаминов или микроэлементов. Все связанные с недостатком этих веществ болезни подробно описаны. Без воды человек вообще живет лишь несколько дней. Психические же потребности и способы их наполнения до сих пор никем не были систематизированы и описаны так точно и подробно, во всех деталях, как в системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Стоит отметить, что потребности в психическом носят особенный, индивидуальный характер, в отличие от потребностей, скажем, в пище или витаминах, которые свойственны всем без исключения. Наличие вектора или сочетания векторов живет с человеком и четко обуславливает необходимость получения определенных благ, которые для другого человека, без наличия таких же векторов, будут совершенно безразличными.

Когда неизвестны потребности с самого раннего возраста, от нас скрыты страдания, вызванные неспособностью эти жизненно важные желания наполнить. Нехватки в психическом приводят к порой необратимым изменениям и заболеваниям, проявляющим себя на органном уровне. Последние, когда уже становятся совершенно очевидны, приводят нас к врачу.

Обратите внимание, сколько детей носят очки. В офтальмологии не существует эффективного средства от детской близорукости. Мы достигли невероятных успехов в диагностике, но почти не продвигаемся в лечении этого заболевания, потому что причины лежат за пределами того, на чем сфокусировано внимание исследователей.

Практически в каждом конкретном случае снижения остроты зрения в детском возрасте мы имеем дело с ребенком со зрительным вектором и всегда находим связь между падением зрения и разрывом значимой для ребенка эмоциональной связи. Этот факт по незнанию ускользает от нашего внимания. Ведь мы практически не умеем различать психические особенности ребенка, а обозначить свои нехватки словами ребенок не может, да и не должен. Накормить, напоить и создать максимально комфортные условия для развития его врожденного потенциала с самых первых дней жизни — это задача родителей. В этом случае равновесие в психическом всегда найдет отражение в здоровом теле.

Автор публикации: Дмитрий КРАН, врач высшей категории.
Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии
Уже идут 41358 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 
Комментарии 9 Отправить комментарий
Софья Кузьмина 20 октября 2017 в 00:10

осознала, что зрение мое ухудшалось в этапа: в 11 лет, когда были конфликты с мамой, и в 22 года, когда рассталась с любимым мужчиной. Сейчас отношения с мамой хорошие, с тем молодым человеком мы снова вместе, но живем в силу определенных обстоятельств в разных городах и видимся раз в пару недель. Что же я могу сделать? Зрение ухудшается.

Елена Ляхова 07 декабря 2016 в 19:12

Спасибо Дмитрий за статью и более подробную ситуацию, похожее и я, и сын пережил и много есть знакомых с такими зрительными диагнозами и очень хочется чтобы они решили так же свои проблемы.

Lana Дорина 12 августа 2013 в 16:08

А у меня вообще не понятно почему. в 6 лет зрение было 1 в каждом глазу, а в 9 лет уже -6 - на двух глазах, потом -6.5 на левом глазу и так остановилось. Один офтальмолог мне сказал, что это наследственное - что у меня продолговатые глазные яблоки, поэтому и появляется миопия. И эта версия тоже имеет место жить - у отца была миопия и даже дальтонизм или что-то рядом, а у сестры зрение -5, тоже на этом остановилось и дальше не идет... С другой стороны, отец, явно выраженный зрительник, в детстве был заброшенным ребенком, матери было не до него. А меня в 6 лет отдали в школу и переучивали пользоваться правой рукой. Причем, первые школьные годы у меня ассоциируются с ужасом - т.к. у меня был очень плохой почерк, я путала буквы и постоянно пачкала в тетради (чем и сейчас с успехом отличаюсь:-). А мама "кожным фальцетом" меня постоянно укоряла в том, что я опять ошибку (т.е. описку) сделала и заставляла все переписывать заново. И у меня все хуже и хуже получалось. Вроде ничего страшного, но как я сейчас помню, для меня эти моменты, когда меня укоряли (не ругали!!) были сродни тем ощущениям, которые испытывают школьники-перфекционисты, когда они в шаге от того, чтобы повеситься за проваленный экзамен... Хотя опять-таки - может, дело не в этом. Но точно никаких питомцев не было и у родителей были нормальные отношения между собой..

Наталья Красуля 18 августа 2014 в 21:08

Случай, описанный в этой статье, можно сказать, классический. В результате разрыва сильной эмоциональной связи с близким человеком или домашним питомцем, удар по зрительному вектору обеспечен и проявится на физике в снижении, а иногда и полной потери зрения. Здесь связь явная и легко наблюдаемая. Ваш случай, видимо, нужно разбирать более глубоко. Возможно, какие-то тяжелые события просто вытеснены из детской памяти. Так срабатывает защитный механизм психики ребенка, чтобы не он остановился моментально в своем развитии. Если даже и не было ничего подобного в Вашей жизни, то одно уже свидетельство об отношении к Вам мамы,делающей постоянные упреки "кожным фальцетом" ребенку с анальным вектором , который от природы любит и желает учиться, говорит о том, что у Вас с мамой не было сильной позитивной эмоциональной связи. А это тоже может быть причиной удара по зрительному вектору ребенка: не такой мощный "одноразовый" удар от резкого разрыва эмоциональной связи, а удар "дальнего действия"- постоянное ощущение потери безопасности и защищенности, в чем любой ребенок нуждается от матери. До 6 лет, причем, очень сильно нуждается.
Вам стОит пройти хотя бы базовый уровень тренинга Юрия Бурлана. При чем очень важно предельно сосредотачиваться на лекциях, тогда всплывают воспоминания давних событий. Еще рекомендую писать конспекты лекций, выкладывать их на форум и хорошенько прорабатывать с группой. Зрительные лекции лично для меня совершили чудо. Осознание первопричинного страха избавило от всех суеверий и надуманных страхов.

Aleksandr Aleksandr 12 августа 2013 в 05:08

Статью прочитал с большим интересом. У меня тоже в 12 лет был эмоциональный разрыв с друзьями, зрение так и осталось в минусе с тех пор. Существует полная противоположность восприятия мира до эмоционального разрыва и после. Очень надеюсь что девочке удастся восстановить зрение без хирургического вмешательства и она сможет вынести и реализовать свои свойства зрительного вектора снаружи. Спасибо

Анна Кудрявцева 09 августа 2013 в 17:08

Спасибо, Дмитрий, за очередную интересную статью! Я сама вот такая же девочка, у которой когда-то была прогрессирующая (а сейчас - просто стоящая на месте, но доставляющая массу дискомфорта) миопия. Врачи говорили: стрессы в школе, нагрузки, авитаминоз, наследственность... или все вместе сразу.

А у меня вот была сначала привязанность к кошечкам. Одна кошечка умерла - мне другую покупали, потому что не могли слушать детский плач по ночам. Другая умирала - третью покупали. А потом и горячо любимая бабушка умерла... Тогда за полгода на две диоптрии зрение ухудшилось. В общем, сейчас то и имеем: -7.

Swetlana Frontzek 09 августа 2013 в 16:08

Замечательна статья уже тем, что в ней описан случай из врачебной практики. Только одно пожелание - побольше бы статей от специалистов.
Пожалуйста, сообщите о результатах терапии, будем надеяться, что мама девочки примет правильное решение.

Диана Гадлевская 1 09 августа 2013 в 13:08

Очень интересно, что же будет дальше с этой девочкой! Так хочется надеяться, что время ещё не упущено и зрение можно будет вернуть полностью. Пубертат не за горами.

Ольга Князева 09 августа 2013 в 11:08

С интересом прочла статью. Сама с таким диагнозом. Тоже предлагали операцию, но в самый последний момент врачи передумали. Сказали, что риск не оправдан. Называли десятки причин возможных моей болезни (наследственная предрасположенность, родовая травма, школа, много читаю), а на самом деле, как я сейчас понимаю после тренинга корень всего - психосоматика. Первый раз зрение "полетело", когда умер мой щенок, второй раз, уже в подростковом возрасте -умерла бабушка, я ее до сих пор без слез не могу вспоминать, очень любила. Крепкие зрительные связи и их разрыв - благодатная почва для миопии, а вовсе не компьютер и книги.