Не складываются отношения с людьми
Я с тобой не разговариваю!
Бойкот.
Одиночная камера.
Изгнание.
Необитаемый остров.
Неприятные ассоциации, связанные с этими понятиями, доказывают, что для человека невозможность контактов с себе подобными — серьезная проблема. Только во взаимодействии с людьми ребенок становится человеком в небиологическом смысле этого слова, только среди других можно реализовать свой природный потенциал и чувствовать себя полноценным участником жизни.
Врожденные психические свойства людей различаются, однако все вместе они создают единое коллективное бессознательное человечества. Взаимодействовать, выходит, сама природа велела. Но не у всех это получается.
Без друзей меня чуть-чуть
В социальных контактах нуждаются все, а в особенности люди со зрительным вектором. Неудивительно, ведь их природная роль состоит в создании взаимосвязей, основанных на чувствах, — на умении поставить себя на место другого, сострадании, любви. Для этого их психика обладает особой восприимчивостью — чуткостью к ощущениям других, впечатлительностью, обостренной реакцией на события окружающего мира, ярким воображением.
Зрительный ребенок открыт и любознателен, тянется к людям. Для него, как и для любого ребенка на свете, главное — чувство защищенности и безопасности, которое дают родители, а также другие ответственные взрослые — воспитатели, учителя. Подрастая в спокойной и доброжелательной атмосфере, зрительный малыш учится использовать свою богатейшую эмоциональную палитру именно для того, для чего она предназначена — для создания глубоких чувственных взаимоотношений с другими людьми.
Но в жизни случается всякое.
Кто-то, например, попадает в больницу и оказывается среди чужих.
У кого-то родители ругаются и ссорятся, а может быть, даже решают разойтись. Оставшись без мужчины, мама утрачивает чувство защищенности и безопасности сама и уже не может передать его ребенку. А когда родители вступают в новые отношения, ребенку приходится привыкать к посторонним в собственной семье.
Кому-то достается недружелюбно настроенный учитель или суровый воспитатель.
Именно ребенку со зрительным вектором подобные обстоятельства могут нанести серьезный ущерб. Зрительный ребенок даже тогда, когда не сам подвергся наказанию, а лишь стал свидетелем наказания, полученного другим, может утратить чувство защищенности. Богатое воображение подсказывает, что подобное может случиться и с ним тоже, и активизирует страх.
В такой ситуации его чувственность вместо того, чтобы быть обращенной к другим, концентрируется на переживаниях за себя. В результате люди представляются опасными, а контакты с ними — не сулящими ничего хорошего. Возникает боязнь людей, которая препятствует нормальному общению.
Бывает, что тесные душевные привязанности обрываются или стремление их построить отвергается. Это может быть потеря близкого человека или домашнего питомца, расставание с лучшим другом, обсмеянная любовь или невозможность влиться в новый коллектив. Пережив болезненные потери или утрату доверия, человек со зрительным вектором старается больше не открываться людям, чтобы не испытать этого вновь.
— Да, замужем. Да, есть ребенок. С чьими родителями живем? Ни с чьими, у нас своя квартира. Из какой организации перешла? Вышла из декретного отпуска, — отвечала я на расспросы новых коллег по работе.
— Ты здорово устроилась, а мы вот с моим парнем уже несколько лет пожениться не можем, жить негде! — с раздражением бросила одна из них.
— А зачем ты пришла сюда занимать чужое место? — шокировала она вопросом через пару дней. — Ты не работала во время декретного отпуска, значит, вам с мужем и так денег хватало. Так зачем ты устроилась на работу, на которую мог бы прийти тот, кому деньги более необходимы?
И так из раза в раз: вопросы с подковыркой, на губах улыбка, а в глазах неприязнь.
«Больше никогда никому ничего о себе рассказывать не буду», — подумала я тогда.
Стоит ли удивляться, что в коллективах я только присутствовала, но не вливалась в них.
Тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» дает навыки самостоятельного психоанализа и уникальные знания об устройстве человеческой психики. Первые позволяют докопаться до причин своего недоверия к людям и убедиться в том, что оно является результатом травмированного личного восприятия. Благодаря вторым возникает способность видеть людей не сквозь фильтр своего напуганного воображения, а такими, какие они есть на самом деле.
Когда приходит осознание причинно-следственных связей между состоянием психики человека и его поведением как в отношении самого себя, так и других людей, ощущение опасности рассеивается, барьеры в общении исчезают.
Безграничное личное пространство
Если уж эмоциональные зрительники имеют проблемы с общением, то что уж говорить о бесстрастных звуковиках!
Их стремления не связаны с материальным миром, их желания — осознанно или нет — направлены к познанию себя и смысла жизни. Наибольшее наслаждение они получают от умственного сосредоточения, которое не терпит шума и суеты, и часто непроизвольно сторонятся общества. Сиюминутные заботы окружающих представляются им бессмысленными и не заслуживающими внимания. При этом самим себе они могут казаться стоящими на голову выше остальных, особенными, никем не понятыми. Поэтому иной раз они живут исключительно в водовороте собственных мыслей и не допускают вторжения в личное пространство.
И все-таки от потребности в человеческих контактах не избавлены даже они, поэтому рано или поздно ощущают необходимость обратиться к людям. И сталкиваются с отсутствием взаимности. Ведь их обычная отстраненность не способствует наличию навыков социального взаимодействия. Окружающими она воспринимается как высокомерие.
А также им бывает свойственно равнодушие и эмоциональная холодность, что не способствует радушному общению.
На тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» обладатель звукового вектора раскрывает для себя суть человеческой психики и взаимосвязь индивидуального психического с коллективным бессознательным. Люди становятся для него захватывающими объектами познания и вместо стремления абстрагироваться от них начинают вызывать искренний интерес.
Ему удается ощутить себя не сторонним наблюдателем, а неотъемлемой частью человеческого сообщества. Осознать, что свойства психики конкретного человека являются элементами общего психического, и любое из них вполне могло бы быть присуще ему самому. Возникает способность понять и оправдать другого, как самого себя, а из нее рождаются теплота и сопереживание, которые так ценятся людьми и так необходимы для построения добрых взаимоотношений с ними.
Наслаждения бывают разные
Но вот ты от всей души тянешься к людям, и у тебя нет звукового эгоцентризма, при этом большой радости от общения тоже нет. То нагрубят, то нахамят, принизят, оскорбят, без зазрения совести обманут, сделают жертвой мошенничества… Не раз и не два, а с завидным постоянством.
Ты горюешь и возмущаешься, но вновь и вновь подвергаешься этому негативу.
Люди с кожным вектором в физическом плане стремятся получать нежность и ласку, а в моральном с детства рвутся преуспевать, быть первыми. Но иногда вместо ласки такой ребенок подвергается физическим наказаниям со стороны взрослых или притеснениям от старших братьев или сестер. Он не отличается усидчивостью и прилежанием. Поэтому родители с анальным вектором, для которых эти качества являются сверхценностью, утверждают, что с таким подходом он ничего не добьется в жизни, и тем самым наносят удар по его врожденной амбициозности.
Кожные дети обладают самой гибкой и адаптивной психикой. Находясь под физическим или психологическим прессингом, она умудряется приспосабливаться и к нему, выделяя в ответ на негативное воздействие эндорфины и привыкая получать наслаждение от боли и унижения.
Становясь взрослым, такой человек непроизвольно находит себе партнера, склонного к физическому насилию или моральному садизму. Тогда бессознательные психологические потребности удовлетворяются в сфере личной жизни, и отношения в социуме складываются нормально. Но если в паре наслаждение от боли и страдания испытывать не удается, то психика неизменно приводит человека в такие ситуации, когда он получает их от посторонних людей.
Для ребенка с анальным вектором мама является центром мироздания, самым ценным, что только можно вообразить. Ее одобрение важнее всего на свете. Когда к анальному добавляется еще и зрительный вектор, то такой ребенок стремится быть для своей мамы самым лучшим и самым послушным. Если мама чувствует это и использует свое одобрение как средство манипулирования, то у него возникает зависимость от похвалы.
С возрастом ничего не меняется, только зависимость распространяется уже не только на маму, но и на любых других людей, с которыми он хотел бы построить взаимоотношения и которые быстро распознают такую его особенность и пользуются ею.
— Ты дашь мне списать на контрольной, мы ведь друзья?
— Дружище, ты же один закончишь смену и закроешь тут все, а я уйду пораньше?
Зная свои психологические потребности, человек может наполнять их приемлемым для себя способом, а также противостоять манипулированию ими.
Например, тягу к получению наслаждения от страдания удовлетворять в интимных взаимоотношениях, используя для этого соответствующие игры и инсценировки, благодаря чему она не будет вмешиваться в его социальную жизнь.
Жажду похвалы закрывать признанием своих реальных достижений, а не исполнением чьих-то бытовых «хотелок» в обмен на иллюзию дружбы.
Социальный цемент
Особое дело — взаимоотношения в коллективе. Иногда он тебя не принимает, казалось бы, без всяких к тому оснований.
Чувство защищенности и безопасности важно не только для детей. Взрослые также нуждаются в том, чтобы ощущать стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Если этой уверенности нет, они инстинктивно пытаются создавать коллективную систему безопасности по первобытному образцу, объединяясь на «дружбе» против кого-то. Этим кем-то становится тот, кто чем-то отличается от них — взглядами на жизнь, внешним видом, да хотя бы просто тем, что он в коллективе новенький. Дело здесь не в нем, а в психологических нехватках самого коллектива, который, сливая негатив на «отщепенца», получает иллюзию устойчивости и временное облегчение.
Понимание причин происходящего снижает уровень стресса и позволяет иначе выстроить взаимоотношения с находящимися рядом людьми. Благодаря чему меняется внутреннее состояние, и эти люди, в свою очередь, начинают воспринимать тебя более позитивно.
Об особенностях поведения, например, в трудовом коллективе можно почитать здесь.
Корректор: Анна Мороз