Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Новогодний огонёк. Через годы, через расстоянья

То ли «Голубой огонёк» входил к нам в дом, то ли мы, несмотря на расстояния, отделяющие нас от Москвы, становились гостями телестудии, но каждый год 31 декабря мы ощущали свою принадлежность к общему новогоднему застолью, раскинувшемуся от Дальнего Востока до западных рубежей СССР...

Последние двадцать лет по жизни нас сопровождает интернет, но и телевидение пока не сдаёт позиций. В советское время голубой экран телевизора был окном в мир, а в выходные и праздники — единственной отдушиной для тех, кто решил провести время дома.

В Новый год без телевизора и вовсе не обойтись - он один из главных атрибутов праздника, наряду с ёлкой и обильным застольем. А гвоздем новогодней программы был, и остается после возобновления, «Голубой огонёк». Искренней, доброй, с веселыми песнями, танцами, красивыми выступлениями артистов цирка, с конфетти, серпантином и приветливыми ведущими запомнилась эта музыкально-развлекательная передача многим поколениям советских телезрителей.

То ли «Голубой огонёк» входил к нам в дом, то ли мы, несмотря на расстояния, отделяющие нас от Москвы, становились гостями телестудии, но каждый год 31 декабря мы ощущали свою принадлежность к общему новогоднему застолью, раскинувшемуся от Дальнего Востока до западных рубежей СССР.

Партия сказала: надо! Комсомол ответил: есть!

Помните, в фильме «Москва слезам не верит» телеоператор из Останкино Родион-Рудольф рассказывал какое грандиозное будущее ждет только что зародившееся советское ТВ? Ростки этого будущего появились в 1960 году с выходом постановления ЦК «О дальнейшем развитии советского телевидения», как «важного средства коммунистического воспитания народных масс в духе марксистско-ленинской идейности и морали, непримиримости к буржуазной идеологии».

Через пару лет в музредакцию ТВ позвонили из ЦК КПСС и попросили придумать музыкально-развлекательную программу для телезрителей страны. Сами редакторы ничего нового выдумать не смогли, потому и решили обратиться к молодежи.

Однажды, встретив в кулуарах Шаболовки молодого сценариста Алексея Габриловича, кто-то из отдела предложил ему написать сценарий современной многожанровой музыкально-развлекательной передачи, какой еще не было на телевидении.

image description

Габриловичу, недавнему выпускнику ВГИКа, идея понравилась. Как и полагается человеку со звуковым вектором, погруженному в собственные мысли и переживания, Алексей Евгеньевич об этом поручении забыл. Когда пришло время сдачи сценария, рассеянный автор-звуковик не растерялся и предложил начальству сделать основным местом проведения, как бы сейчас сказали, музыкального шоу студию, оформленную под кафе.

Дитя поздней «оттепели»

Сначала в соответствии с придуманной Габриловичем формой кафе-клуба, где после вечерних спектаклей встречаются актеры, рассказывают разные забавные истории и поют, появилось «Телевизионное кафе». Впоследствии эту тему на советском ТВ продолжили «Кабачок 13 стульев», «Театральная гостиная» и другие. А «Телекафе» сменили передачи «На огонёк», «Огонёк» и, наконец, «Голубой огонёк».

Первая новогодняя программа «Голубой огонёк» с непринуждённой атмосферой, которую создавали творческие коллективы, исполнители, приглашенные гости - представители самых разных областей народного хозяйства, и даже те, кто побывал в космосе, появилась спонтанно. Все её участники располагались за столиками с угощением, где обязательно красовалась бутылка «Советского шампанского».

«Огонек» сразу понравился телезрителям. Эта передача получила небывалый резонанс и многие годы держала один из самых высоких рейтингов на телевидении. В чём загадка популярности такого простого массового действа?

Главная цель создателей «Голубого огонька» состояла в том, чтобы по возможности наладить связь с людьми из самых удаленных уголков Советского Союза. Как говорится, объединить стаю, весь советский народ. Системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает: принцип консолидации взят из особенностей нашего коллективного психического, в основе которого лежит русский уретрально-мышечный менталитет.

В «Голубых огоньках» отражалась эпоха

Хрущевская «оттепель» начала подрыв идеологических основ советского общества, заложенных во времена Сталина. Прежние идеалы заменялись суррогатом западных псевдо-ценностей, чуждых интересам СССР, ещё недавно перенёсшего тяготы Великой Отечественной Войны. На смену патриотизму надвигались социальный и политический нигилизм, диссидентство и оппозиционерство. Хотя распад государства и шёл медленно, он все же ощущался его гражданами, как наметившаяся потеря «чувства защищенности и безопасности».

Вот на таком внутриполитическом фоне и возникла новая телепередача, сумевшая объединить большую страну. Новогодний «Голубой огонёк» по своей «посещаемости» и просмотрам не уступал массовым празднованиям Дня Победы, Первомая и 7 Ноября.

Сначала создатели сделали передачу еженедельным музыкальным выпуском, таким, как сегодня программа «В субботу вечером». Потом она стала появляться реже – только по праздникам. И это было правильным решением.

image description

Редким появлением на телеэкранах «Огонька» его авторы и участники создавали большую нехватку у советского зрителя. Она была настолько велика, что в музыкальную редакцию нескончаемым потоком шли письма, а в новогоднюю ночь за праздничным столом к началу нового выпуска собирались все гости, с нетерпением ожидая встречи с любимыми артистами, поэтами, космонавтами.

В 60-х не делали предварительной видеозаписи «Голубого огонька», трансляция велась в прямом эфире, что создавало особую эмоциональную связь между зрителями и исполнителями. Даже если певец работал под фонограмму, он был искренним и естественным.

Пропустить «Новогодний огонёк» никто не хотел, ведь его больше никогда не повторяли. Поэтому такой «одноразовый» показ составлял особую ценность для зрителя.

На Центральном телевидении сохранились старые видеозаписи, начиная с 1962 года, ставшие сегодня хроникой прошлого века. По ним можно считывать знаки ушедшей эпохи, растворившиеся символы советской элитарной культуры, отличительные черты нравственности нашего человека. Словом, все то, чем была наполнена жизнь советских людей, не испытывавших ненависти и неприязни друг к другу, не разделявших других по национальному, религиозному или социальному признаку.

Звезды на экране

Гостями в студии «Голубого огонька» часто были хлеборобы и животноводы, доярки и сталевары. После вручения в Кремле высоких правительственных наград, многих из них приглашали на телевидение, где в прямом эфире о них узнавала вся страна.

В студии Герои труда получали поздравления от певцов Иосифа Кабзона, Эдиты Пьехи, Муслима Магомаева, Людмилы Зыкиной, Марка Бернеса, Леонида Утёсова, Николая Сличенко... Без орально-зрительных Аркадия Райкина, Тарапуньки и Штепселя или знаменитой троицы Вицин-Никулин-Моргунов не обходилась ни одна Новогодняя ночь.

С 1962-го по 1968 год постоянным гостем на новогодних «Голубых огоньках» был Юрий Алексеевич Гагарин. Страна ждала своего героя, в каждой новой передаче отмечая, как растет он в воинском звании. Уретральным Гагариным восхищались все, мечтая «встретить» Новый Год в компании любимого космонавта.

Космонавты Юрий Гагарин, Герман Титов, Алексей Леонов и многие другие не просто сидели в телестудии за столиками, а активно участвовали в шоу.

Простые крестьяне, рабочие, люди других профессий, общаясь со «звездами» космоса и искусства были дополнительно простимулированы для ещё более активного участия в коллективном труде на благо Родины. В такие моменты возникало мощное и всеобъемлющее чувство единения народа.

image description

Постепенно «Голубой огонёк» стал главной развлекательной программой страны, создавая людям настроение на весь год вперед. Это предтеча множества музыкальных передач на современном российском телевидении.

На «Голубом огоньке» исполнялись лучшие песни прошедшего года, понравившиеся телезрителям и радиослушателям. Известные актёры и исполнители разных жанров по-кожному конкурировали друг с другом за возможность стать участниками первого советского телешоу. Из «Огонька» пришла традиция вести музыкальную программу в паре, непринуждённо общаясь со зрителями.

«Голубой огонёк» скоро отметит своё 55-летие. Выросли новые поколения, ушли из жизни кумиры прошлых лет. Возрожденный «Огонёк» сменил свое название на «Голубой огонёк на Шаболовке», а его гостями стали исключительно звёзды отечественного шоу-бизнеса. Но сегодня, как и пять десятилетий назад, главную новогоднюю телепрограмму ждут, торопясь к столу, чтобы с боем Курантов успеть поздравить друг друга с наступившим Новым Годом.

А потом снова зазвучит знакомая с детства мелодия из кинофильма «Карнавальная ночь», и ведущие, подняв бокалы, обратятся ко всей стране:

«С НОВЫМ ГОДОМ, ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!»

Автор публикации: Светлана Фронтцек, системный психолог, член Международной ассоциации журналистов
Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии
Уже идут 41457 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 
Комментарии 0 Отправить комментарий