Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

«Парфюмер» Патрика Зюскинда — обонятельный приговор человечеству… отменяется!

Обонятельный вектор, пожалуй, самый загадочный вектор психического. Доминантное обоняние определяет мировосприятие и поведение своего обладателя, который с самого рождения живет в мире запахов. Такое удивительное восприятие окружающего мира через призму неповторимых ароматов ярко и сочно описывает в своем романе обонятельный писатель Патрик Зюскинд.

Тайна этого «элитарного романа», ставшего чтением «для масс», так и осталась нераскрытой. Для большинства. Но не для тех, кто знаком с тренингом «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Предлагаю прямо здесь и сейчас исследовать это произведение при помощи системных знаний. Будет не просто интересно — будут раскрыты все тайны: мы сможем увидеть авторский замысел и понять секрет популярности «Истории одного убийцы».

«Роман, который невозможно забыть»

«Роман, который невозможно забыть!» — именно такую надпись мы можем видеть на некоторых обложках многочисленных переизданий этой книги. И сказано это совсем не для красного словца: содержание книги настолько удивляет, потрясает и ужасает одновременно, что запечатлевается глубоким шрамом в памяти на всю жизнь. Свидетельствую, что это именно так: я прочитала этот роман 20 лет назад, но и сегодня могу пересказать его содержание во многих подробностях.

Издатели, критики и книготорговцы делали неоднократные попытки препарировать это произведение, заглянуть в глубины авторского замысла, разобрать структуру текста и досконально изучить его содержание с одной целью — понять тайну необыкновенного успеха романа «Парфюмер». Ведь эта удивительная книга была переведена на несколько десятков языков и переиздана несколько раз с момента выхода в свет в 1985. Общий ее тираж перевалил за 10 миллионов экземпляров. Потрясающий результат в наше не очень читающее время!

Надо сказать, что были предприняты неоднократные попытки повторить успех этого произведения — было написано множество романов «по образу и подобию»! И, конечно, ни одна из этих попыток не удалась.

Князь этого мира

Обонятельный вектор, пожалуй, самый загадочный вектор психического. Доминантное обоняние определяет мировосприятие и поведение своего обладателя, который с самого рождения живет в мире запахов. Такое удивительное восприятие окружающего мира через призму неповторимых ароматов ярко и сочно описывает в своем романе обонятельный писатель Патрик Зюскинд.

Все, что интересно его герою Греную, такому же обладателю обонятельного вектора, — это запахи. Он живет запахами, пройдя в описанной истории длинный путь от вони трущоб до ароматов элитного парфюма. При этом сам Гренуй не пахнет. Этот феномен подробно описывается Юрием Бурланом на тренинге: желая сохранить себя во чтобы то ни стало, обонятельник «прячет» свой запах, сводит его на нет. Ведь «пахнут» эмоции, а обонятельник совершенно безэмоционален. Мелахнолия, отсутствие эмоций — самое желанное состояние для него.

В итоге он становится незаметен для других, ведь они «не чуют» его. Люди в упор не замечают его, когда он желает спрятаться. Мы можем с трепетом и ужасом наблюдать, как герой романа совершает свои преступления, оставаясь словно невидимым для других людей. У кого-то это может вызвать мистический ужас, но у обладателя системного мышления не возникает противоречий.

Другие свойства обонятельного вектора, которые очень наглядно и образно описаны в романе, — необыкновенная сила и живучесть главного героя. Мы наблюдаем просто чудовищную выживаемость в самых тяжелых условиях, начиная с младенчества. Неказистый, пришибленный вид Гренуя создает обманчивое впечатление. При этом перед нами опасный и сильный зверь: все, кто каким-либо образом пытались принуждать его, имели плохой конец…

Плохой конец картинка

Та, которую хотят все

Герой книги проходит свой путь в невидимом мире ароматов. Его единственный интерес в жизни — коллекционирование и исследование новых запахов. Но однажды будущий убийца обнаруживает, что самые сильные эмоции может вызвать запах человека, а именно — запах женщины.

Однажды, проходя по улице Моро, он почувствовал необычное благоухание. Нос безошибочно привел его к источнику аромата — юной девушке, которая пахла «как сама красота». И тут Гренуя охватило непреодолимое желание завладеть этим ароматом — он задушил девушку, насладился ее запахом и бесследно скрылся. Никакого сожаления или угрызений совести у состоявшегося убийцы нет — только счастье обладания самым ценным в мире ароматом. Жаль, что обладание длится недолго: смерть рассеивает очарование — жизнь уходит из тела и его запах исчезает навсегда. С этого момента Гренуй одержим: он жаждет не только завладеть, но и сохранить этот аромат, и в своем желании он не остановится ни перед чем…

Роман «Парфюмер» — это еще и гимн восхищения красотой. Автор подробно и в деталях описывает рыжеволосых красавиц, источающих тот самый удивительный аромат, который становится источником притяжения, восхищения и обожания для остальных людей. Аромат, который так привлекает главного героя, заставляя его пойти на путь преступления, лишь бы завладеть им.

С помощью системных знаний мы открываем еще одну тайну: секрет привлекательности не связан с цветом волос, чертами лица или формами тела. Дело в том, что все девушки, попавшие в «преступную коллекцию» Гренуя, являются обладательницами кожно-зрительной связки векторов. Кожно-зрительная женщина, привлекающая внимание и будоражащая воображение, — та, которую хотят все. И привлекает она «запахом» своих ярких эмоций и глубоких чувств.

Невидимый мир

Патрик Зюскинд очень вдохновенно описывает очарование рыжеволосых девушек — в этом ему помогает зрительный вектор, обладатели которого любят и ценят красоту. Однако для его героя Гренуя внешность не важна — значение имеет только запах. Чем же пахнут красавицы? Это нежный аромат розы, свежесть цитруса или горчинка миндаля? Нет…

Секрет притяжения или отторжения людей друг от друга лежит не в области запахов, которые мы ощущаем носом как вонь или приятный аромат. Поведением людей с доисторических времен продолжают управлять особые запахи тела — феромоны. Мы не чуем феромоны носом, но воспринимаем их на бессознательном уровне. Для такого восприятия у нас есть специальный древний инструмент — вомероназальный орган.

В это трудно поверить, но, как и тысячи лет назад, нередко мы принимаем важные жизненные решения не в соответствии со здравым смыслом, современными знаниями и жизненным опытом, а по велению бессознательного, которое управляется запахом феромонов. Обычно феромоны играют главную роль при выборе пары, являясь важнейшим элементом отношений между мужчиной и женщиной: через феромоны природа подсказывает нам, кто годится нам в пару, а кто нет.

Сегодня ученые пытаются найти формулу привлекательного запаха. В магазинах для взрослых предлагают приобрести парфюм с феромонами, раздавая щедрые обещания, что запах этих удивительных духов способен повысить уровень вашей привлекательности у противоположного пола. Однако на самом деле в тонкой области бессознательного современное человечество недалеко ушло от первых людей.

Современное человечество

Совсем другое дело — обладатели обонятельного вектора, вомероназальный орган которых является особо чувствительной зоной. Они могут гораздо больше: они способны ощущать состояние людей и даже природы, точнейшим образом бессознательно воспринимая феромоны, делая на основании полученной информации бессознательные выводы и поступая согласно им так, чтобы выжить во что бы то ни стало.

Тайна автора

Тайна этого романа заключена в личности его автора, а именно в особенностях его психического устройства. На тренинге «Системно-векторная психология» Юрий Бурлан говорит, что психика человека складывается из желаний и способностей, которые в совокупности составляют вектора психики. Набор векторов у разных людей отличается. Их может быть больше или меньше, они могут быть в разной степени развитости и реализованности. Научившись определять вектора, можно безошибочно увидеть потенциальные таланты их обладателя, узнать, в каком виде деятельности он может добиться значимых результатов.

Чтобы стать настоящим писателем, также необходимо определенное сочетание векторов психического. Так, звуковой вектор с его огромного объема абстрактным интеллектом позволяет транслировать в мир идеи и смыслы. Наличие зрительного вектора добавит образности и эмоциональности повествованию, поможет разбудить чувства читателя.

Однако создание законченного большого произведения (не короткого рассказа, а длинного романа с множеством сюжетных линий) невозможно без наличия анального вектора. Именно такие свойства этого вектора, как терпение и настойчивость, усидчивость и дотошность, умение обрабатывать и структурировать большие объемы информации, позволяют в конечном итоге довести дело до конца — трансформировать свои идеи, мысли и чувства в литературное произведение, которое смогут прочесть люди.

Если при помощи системных знаний изучить личности писателей, то мы без труда увидим в них разные сочетания описанных выше векторов. Можно утверждать, что литература — «звуко-зрительное» искусство.

Но вернемся к автору «Парфюмера» — Патрику Зюскинду. Благодаря тренингу «Системно-векторная психология» он перестает быть для нас тайной: мы видим звуко-зрительного писателя с обонятельным вектором. А его гениальный роман — удивительно проницательное произведение об обонянии, написать которое было возможно, только обладая обонятельным вектором, который и позволил интуитивно нащупать некоторые особенности этого типа психики.

Обонятельный приговор

Этот роман о скрытом — той силе, что воздействует на нас, оставаясь невидимой. И люди неизбежно проигрывают при столкновении с этой силой. Поэтому роман «Парфюмер» — это аллегория приговора: чего мы, люди, стоим, если действуем как звери — по запаху? Вот вам и «венец творения»…

Надо уточнить, что Гренуй — это не совсем человек, а аллегория зла, некая абстрактная сила, дьявол (в обычной жизни обладатель обонятельного вектора может быть прекрасным политиком, финансистом или советником). Это непобедимая сила из нашего бессознательного, которая повинуется запахам. И ни один человек не имеет возможности противостоять ей. Даже отец последней жертвы, Лауры, — Антуан Риши (уретрально-обонятельный, «великий ум Франции»), сумевший разгадать Гренуя, — и тот оказался бессилен перед убийцей.

Разгадать Гренуя

И хотя сегодня, как сотни и тысячи лет назад, человеческие отношения все еще регулируются феромонами, мы вплотную подошли к тому, чтобы раскрыть ту силу, которая управляет нами, — нашу психику, желания, которые живут нами. Осознавая себя и других людей, мы впервые получаем свободу выбора и перестаем быть слепыми котятами, подвластными одним лишь запахам.

Автор публикации: Елена Янушко, педагог-исследователь, автор развивающих методик для дошкольников
Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии
Уже идут 42722 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 
Комментарии 0 Отправить комментарий