"Parlez-vous français?"
Для начала хочу заметить, дабы избежать недоразумений, что любого можно научить иностранному языку на уровне бытового общения. Но в этой статье я хочу поговорить о тех детях и взрослых, которые имеют особые способности свободно владеть иностранными языками.
Сегодня мир становится глобальным, все мы связаны между собой. Если раньше птичий грипп в каком-нибудь Китае вряд ли вызвал бы интерес у кого-то, кроме вирусологов, то сегодня от таких новостей с ужасом содрогается весь мир. Все плохое, так же как и хорошее, моментально распространяется по нашей голубой планете. И хотя каждый сегодня личность и индивидуальность, мы все находимся в неоспоримой зависимости друг от друга.
В анальную (историческую) фазу развития цивилизации люди разделились на семьи, потом — на народности и народы. Каждая группа создала свою неповторимую культуру и традиции, частью которых, конечно, является язык. Сегодня мы перешли в кожную фазу развития и в таком разделении больше не нуждаемся. Точнее, наоборот, возникла необходимость китайцу понять американца, а австралийцу — русского. Если раньше изучать иностранные языки имело смысл лишь привилегированным классам, то сегодня это поголовная необходимость. Трудно найти работу, которая бы не требовала знаний хотя бы английского языка. Теперь в школах его преподают уже с первого класса, и, конечно, каждый родитель сегодня стремится к тому, чтобы его чадо знало как можно больше языков.
Для начала хочу заметить, дабы избежать недоразумений, что любого можно научить иностранному языку на уровне бытового общения. Но в этой статье я хочу поговорить о тех детях и взрослых, которые имеют особые способности свободно владеть иностранными языками.
Когда речь идет об образовании, накоплении знаний, то здесь задействованы всегда три вектора: звуковой, зрительный и анальный. Конечно, наличие этих векторов еще не говорит о том, что человек будет гениальным лингвистом и полиглотом. Во-первых, родителями должно быть задано это направление в развитии своего ребенка, во-вторых, созданы соответствующие условия ландшафта. Так, анально-звуко-зрительный человек — гениальный лингвист в потенциале — может выбрать и совершенно другие сферы деятельности, например программирование или кардиохирургию.
Наличие и сочетание экстравертированных или интровертированных векторов в одном человеке играет не последнюю роль в выборе профессии. И, конечно, такое нелегкое дело, как изучение иностранного языка, чаще предпочитают люди, экстравертированные хотя бы частично. Естественно, при большом желании и небольших возможностях можно приобрести некоторые познания, сидя дома с самоучителем, но для приобретения навыков свободного общения в первую очередь необходим контакт с людьми. Итак, анальный вектор сам по себе является лишь хорошей базой в помощь верхним векторам в деле изучения языков. Да, обладатели анального вектора способны запоминать слова пачками, да, много читают, да, все у них системно разложено по полочкам, но язык требует полета мысли, легкости, а не механического складывания слов. И, конечно же, особо следует отметить их знаменитую усидчивость, позволяющую брать все «одним местом», то есть годами оттачивать лексику и грамматику, добиваясь максимального эффекта.
Люди со звуковым вектором имеют особые способности к восприятию любого языка. Однако если звук был травмирован в детстве, они же могут испытывать и самые большие трудности в его изучении. Звуковики сосредотачиваются по ту сторону барабанной перепонки, пытаясь услышать тревожный звук. Речь для них — это тоже звуки, и такие люди получают огромное наслаждение в слуховом сенсоре, улавливая колебания. Более того, именно звуковики тоньше и глубже всех ощущают свои внутренние состояния, они находятся в постоянном бессознательном поиске обозначения своих бессознательных состояний, и именно это делает их первыми, кто лучше всех владеет Словом, чувствует его лучше всех. Это касается и слова иностранного, что в потенциале наделяет звуковиков наивысшей способностью к овладению неродной речью. Они легко начинают разговаривать без акцента и воспринимать иностранную речь, как свою родную. Но им недостаточно просто знать язык. Они ищут в нем глубинные смыслы, проникая в структуру, грамматику, лексикологию, стилистику и т.д. Звуковики — создатели многочисленных наук о языке и слове, изучение которых кровью и потом дается сегодня студентам филологических вузов.
Если снизу кожный вектор, то звуковик предпочитает быть устным переводчиком. Кожный вектор — экстравертированный, его обладатель нуждается в движении и живом общении, в практическом применении знания. Анальные звуковики — полные интроверты, любящие уединение и покой родного гнездышка, они, наоборот, имеют склонность становиться именно письменными переводчиками.
Зрительники обладают отличной зрительной памятью, и, как правило, самая красивая, самая живая и образная речь именно у них. Кожно-зрительный человек легко воспринимает звуковое слово, хорошо чувствует ритм языка. Он легче и быстрее всех осваивает общение на местном языке при переезде за границу — за счет адаптивности кожного вектора, способности зрительного вектора к подражанию и общей экстравертированности, но говорить будет, скорей всего, с акцентом и владеть языком не так виртуозно, как человек со звуковым вектором.
Звуко-зрительный человек — переводчик с большой буквы, так как несет в себе качества и свойства обоих этих векторов. Таким людям обычно приписывают выдающиеся способности в лингвистике, это они превращают художественный перевод классической поэзии или прозы в настоящий самостоятельный шедевр.
Таким образом, в области языковых коммуникаций реализация звука и зрения сегодня обеспечивает человечество важнейшим связующим каналом, востребованным в нашем глобальном мире как никогда ранее.
Корректор: Екатерина Жаворонкова
Отличная статья! Придаёт уверенности в овладевании иностранным языком. Звук, зрение, кожа и анальность рассмотрены...
Однако, в таком деле неужели никак не задействован оральный вектор? Неужели он не играет никакой роли?
Хороший вопрос! Действительно, возникает ощущение - так кому же еще не говорить (хоть на каком языке) как ни оральному говоруну.
Весь ответ в том, ЧТО есть говорение в оральном векторе, и какими свойствами, в свою очередь, осуществляется освоение иностранного языка. Дело в том, что само освоение - это дело больше, скажем так, интеллектуальное - это ведь не только непосредственно говорение, это и запоминание, а помимо запоминания - не тупое зазубривание,а в идеале еще и глубокое понимание лингвистических механизмов языка. И вот во всем этом - главный звуковик, о нем так и говорят, что звук - это Слово, именно звук тоньше всех может прочувствовать глубину оттенков всех смыслов, лингвистика - это его стезя.
Что касается орального вектора - это вербальый интеллект. Так называемое мышление говорением. То есть, грубо говоря, "сначала сказал, потом понял что сказал." И кстати единственный из всех векторов именно таким реверсивным образом действительно может сказав, обозначить непонятый раньше смысл. Но это совсем другая тема, это все-таки иное "говорение", чем освоение иностранной речи.
Есть еще хорошая статья, как раз о разнице во владении словом между оральным вектором и звуковым: //www.yburlan.ru/biblioteka/oralnoe-i-zvukovoe-slov0
О. Вспоминается история 5-6 класса с английским. В 5 классе (целый год) я была самая неуклюжая, а кабинет английского супермаленький. Училка орала.
В шестом классе я неожиданно заговорила, причем была одна из лучших в устной английской речи, меня поправляли очень редко, если только делала какие-то грубые ошибки.
В седьмом классе у нас сменилась учительница иностранного. Как отрезало. Начала задумываться как говорить и бояться ляпнуть не то. Стиль разговора стал - слышу на русском - перевожу в голове на английский - потом с жутким скрипом проговариваю, неуверенно и с ошибками)
Звуковик - Анальник.
Про английскую речь (именно речь) с аудионосителя и говорить нечего. Это белый шум. Японский и то легче различить в смысле слогов или слов.
Я травмирован значит.. Печально. Возможно ли избавление от травм? Или это на всю жизнь?
Возможно, если не произошли необратимые изменения биохимии тканей головного мозга - то есть, нет экзо- и/или эндогенных нарушений морфофункциональных свойств серого вещества.
В любом случае, рекомендуется принять участие в тренинге по Системно-векторной психологии.
Однозначно возможно. Да одного уже понимания, что есть такой звуковой вектор, и травмирован он именно в таком-то свойстве... вспомнить и понять, что именно было причиной этой травмы - уже немало. Корректируются все негативные состояния звукового вектора, вплоть до тяжелейшей депрессии. Не исправляется только одно, последнее по тяжести состояние - шизофрения. А со всем прочим - на первой-второй лекции по звуковому вектору приходит явное облегчение!
Даже прирожденный хороший муз. слух(но травмированный по каким-то причинам) тоже восстановить возможно?
Каждый вектор - это определенный набор заданных от рождения свойств. Но есть важное НО про эти свойства: задано - не значит обеспечено. Свойство дано, но его еще нужно развить. Если этого не происходит, оно так и остается в зародыше. И тем более, если еще и были препятствия! Самое важное время, когда мы можем обеспечить это развитие - это период до пубертата. Именно в это время человек способен лучше, быстрее, проще всего осваивать различные знания, умения и раскрывать свои таланты. Это не приговор, конечно, и во взрослом возрасте не поздно начать работать над собой, разве что нужно быть готовым к большим усилиям при меньших достижениях. Но все в наших руках, особенно если в нашем вооружении есть системное знание о наборе тех свойств, которыми мы располагаем.