Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Педагог — взгляд в будущее. Любовь и самоотверженность

Наши дети идут сначала к воспитателям в детский сад, а затем и в школу… К учителю. И как много зависит от умения учителя быть Человеком. И как ценно, когда он оказывается именно таким...

Первое сентября 1995 года. Нас встречает новый классный руководитель. Еще один.

Их так много сменилось за последние два года. И эта уйдет.

А пока смотрит на нас, учеников, с интересом и опаской. Мы подготовились к встрече, навели о ней справки. Она — переселенка. Всей семьей они переехали этим летом из Казахстана к нам в Россию, в небольшое сибирское село.

Наша новая учительница и классная мама. На испытательном сроке…

Воспитатель. Учитель. Педагог.

Иоганн Генрих Песталоцци

Все для других, ничего для себя.

Иоганн Генрих Песталоцци — один из крупнейших педагогов конца XVIII — начала XIX века. Его основная идея по воспитанию состояла в том, что абсолютно всех детей нужно выучить грамоте. И самое главное — что это возможно. Сам он не умел толком ни читать, ни грамотно писать, ни считать правильно, но за короткое время мог обучить любого. То, на что другие тратили около трех лет, он делал за полгода.

У него была разработана собственная система. Суть методики — понимать, что ребенку дано Природой. Другими словами, что в нем заложено — какие особенности, способности, к чему ребенок предрасположен.

Для объективного распознавания особенностей ученика необходимо изучить их проявления: наблюдать, исходя из любви. Песталоцци полагал, что, только испытывая искреннюю любовь к чаду, мы можем разглядеть его истинные желания и устремления, а не навязать свои.

Его метод — это метод любви и глубочайшей эмпатии к детям. Именно «вчуствование» позволяет ощутить глубинные способности и потребности ребенка. Не оценивать его, а быть вместе с ним. Жить одну общую жизнь: эмоциональную, чувственную, духовную.

О Песталоцци говорили как о «чудаке из чудаков...», но, наблюдая результаты его методики, начинали верить.

По его методике в классе не принуждают к зубрежке и отсутствуют наказания. Учитель внимателен и относится к детям с большим уважением, ученик и учитель словно на равных. Дети на уроках старательно и оживленно участвуют в процессе обучения. Благодаря атмосфере любви и внимания ребята быстро учатся: они чувствуют себя спокойно в обществе необыкновенного учителя.

«С утра до вечера я был среди них. Все хорошее для их тела и духа шло к ним из моих рук... Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе с их слезами, и моя улыбка следовала за их улыбкой».

В чем секрет его успеха? В огромной любви к детям. В глубоком понимании детей и необычайной приверженности своему делу. Он давал детям возможность проявлять свою суть. Быть теми, кто они есть на самом деле.

«Его система пригодна для всех времен и народов. Она проста и последовательна, как природа...» — так рассуждали о его методике.

Василий Александрович Сухомлинский

Воспитание детей — это отдача особых сил, сил духовных.

Василий Александрович Сухомлинский — советский педагог начала прошлого века, заслуженный учитель, Герой Социалистического Труда. Воспитание детей, в его понимании, базируется на понятиях гуманности и результативности. Главная ценность — личность ребенка. Сухомлинский предпочитал педагогические методы без применения насилия. Он считал, что к любому ребенку можно найти подход.

Василий Александрович был убежден, что наказание само по себе ломает всю целостность процесса воспитания, так как нарушает гармонию и баланс в душе ребенка. В момент наказания никакого осмысления проступка не произойдет: все чувства и мысли ориентированы на боль, связанную с ним.

«Кроме того, любое наказание порождает у ребенка страх, который накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь».

Сухомлинского отличало очень тонкое понимание ребенка и механизма возникновения травм, которые сегодня мы называем «психологическими блоками», «зажимами», «якорями», «установками». Они неизбежно приобретаются ребенком в условиях неправильного воспитания. И действительно, некоторые виды стресса способны спровоцировать сильнейшее потрясение, которое не пройдет бесследно.

Для достижения хороших результатов Василий Александрович считал необходимым наполнять процесс обучения увлекательными играми, сказками, книгами, постановками, театральными этюдами — всем тем, что украшает жизнь счастьем и интересом.

Понимание внутреннего мира каждого ученика, гуманность и справедливость в оценках создают доверие. Доверие педагога к ребенку и доверие ребенка к педагогу. Возникает особая связь и атмосфера — надежный фундамент для дальнейшего развития.

Педагог — взгляд в будущее фото

Необходимым качеством педагога он считал умение говорить. Именно своим словом учитель способен воздействовать на ребенка. Если отношения выстроены правильно, то ученик и учитель станут слышать друг друга и внимать друг другу. Их взаимоотношения становятся положительно эмоционально окрашенными, появляется интерес с обеих сторон. В этом случае результат не заставит себя ждать.

Сухомлинский считал, что «годы детства — это, прежде всего, воспитание сердца». Он радел за то, чтобы школа и педагоги ни в коем случае не погубили в детях их желание учиться, чтобы они своим любящим и уважительным отношением только помогали детям развивать их таланты. Помогали учиться видеть мир вокруг, его красоту — соблюдали принцип эстетического воспитания.

Еще один важный момент в теории Сухомлинского: личность и коллектив ¬— это два столпа человеческого бытия. Обучение предполагает радость учебы, творчества, духовного роста. Непременное условие обучения — грамотный коллектив, который объединяется на интеллекте, идее и правильных эмоциях. Василий Александрович неоднократно выражал мысль о том, что каждый ученик чему-то учит своего учителя. Они вместе познают совершенно другой, новый мир.

Главная роль в воспитании ребенка принадлежит родителям, семье. Но школа также играет ключевую роль в воспитании и обучении совместно с родителями. Правильный альянс семьи и школы помогает вырасти гармоничной и высоконравственной личностью, что в дальнейшем позволяет человеку жить счастливо, реализуя себя во всех сферах жизни.

Антон Семенович Макаренко

Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.

Известный во всем мире писатель и воспитатель. Один из четырех лучших педагогов в мире, по мнению ЮНЕСКО в 1988 году.

Послевоенное время в нашей стране отобразило всю горькую правду о войне. Тысячи никому не нужных детей. Беспризорники и малолетние преступники. Они были не приспособлены к жизни в социуме. Их отправляли в колонии-поселения. В одной из таких колоний трудился Антон Семенович.

Ему удалось совершить чудо. Из тех, кто уже давно не имел надежды на благополучие, кто уже не был нужен даже себе, выросли образованные люди, абсолютно развитые.

Макаренко считал, что главное в воспитании — это воспитание обществом. Через людей. Коллектив был основой его методики. Ученики, находясь в обществе, научаются слышать друг друга, поддерживать. В их сознании формируется понимание значимости людей в жизни.

Еще одной необходимостью и неотъемлемой частью воспитательной работы является труд. Моральный облик и нравственность ученика улучшаются в зависимости от его обязанностей в коллективе, обществе.

Дисциплина — это не средство, а результат соблюдения всех правил в подходе Макаренко. Методика, разработанная для трудных подростков, подходит не только им. Распределение обязанностей между учениками, несложные поручения учат ответственности, а что самое важное — дают ощущение общности. Коллектива. Каждый чувствует себя нужным и необходимым.

Учителя, как капитаны, уходили последними…

Эти страшные три дня осенью 2004 года. Время, омытое слезами и кровью на все оставшиеся времена. Один из самых жестоких терактов, совершенных против человечества. Трагедия в Беслане.

Заложниками оказались дети, что пришли на торжественную линейку, их родители… и учителя. Более 60 педагогов обучали детей в этой школе. Примерно 50 оказались в заложниках.

В то время как боевики удерживали в спортзале около 1300 заложников, запрещая пить, есть, говорить, передвигаться, учителя находились рядом, защищая детей и родителей всем своим существом. Что побуждает людей вести себя подобным образом? Почему кто-то прячется за спинами других людей, а кто-то встает на защиту слабых, невзирая на доводы эгоизма.

Не каждому в жизни выпадает шанс защитить кого-то, и еще меньшему количеству людей — шанс отдать свою жизнь во имя спасения других. Учителям Школы №1 города Беслан такая возможность была дана. Каждый из них, не задумываясь, сделал это. Большинство пожертвовали жизнью, чтобы дать надежду на спасение другим.

Вершиной их человеческого и духовного подвига был момент, когда внезапно началась акция освобождения. Боевики, случайно подорвавшиеся на своих минах, спровоцировали побег…

Дети начали взбираться на подоконник, стараясь убежать из заточения. Учителя, оставаясь в здании и рискуя быть заваленными обломками, до последнего пытались спасти как можно больше детей. Из последних сил подсаживая их и выпуская, как им казалось, на волю. Спастись в этой трагедии удалось немногим.

Невидимая нить

Эти истории, казалось бы, нельзя ставить на одну ступеньку. И тем не менее. Я осмелюсь это сделать. По причине того, что каждый из перечисленных педагогов — герой своего времени.

Что объединяет всех этих людей? Их объединяет неуемная жажда отдачи. Каждый из них внес свою лепту в историю, исполнив свой долг. Удивительно то, что в разные времена педагоги говорят об одном и том же. Выстраивая эмоциональную связь, внимательно и аккуратно относясь к детям, каждый из них старался понять ребенка, помочь ему разобраться во всем, что он наблюдает вокруг. Дать возможность почувствовать себя нужным этому миру, гордиться собой. Верить людям.

Что нужно детям?

Не так уж много… Им нужно всего лишь знать, что их любят, что они нужны и что они в безопасности. Это дает им надежду на будущее. Тогда у них появляется пространство для роста.

Современный педагог — взгляд в будущее фото

Детство — самое важное время в жизни: когда мы вбираем в себя буквально все. Крайне важно наше окружение в этот период. Чем наполнено наше детство? Радостью открытий или чувством ненужности и одиночества? Именно в детстве мы учимся взаимодействию с окружающим миром.

Формула жизни несложная: есть только я и другие люди.

Познавая этот мир, людей вокруг, мы познаем себя. И осознаем свои истинные желания. А следуя их реализации, наполняем свою жизнь смыслом.

Перед педагогами стоит важная и трудная задача: не только помочь ребенку вырасти в лучшую версию самого себя, но и научить его жить среди других людей, быть чутким и ответственным.

Дети рождаются с пустой головой и пустым сердцем. У младенца нет знаний о мире, нет нравственных ориентиров. А главное — у ребенка нет врожденного умения сотрудничать.

Кое-как контактировать сможет любой, но человеческие отношения — это навык. И прививают его воспитатели, учителя, педагоги, с которыми ребенок общается на протяжении многих лет.

Вернемся к началу

Моя учительница… Мы пытались от нее избавиться.

Двадцать пять преимущественно несчастных и одиноких сердец. Лишенные любви, внимания и маломальского доверия к нам, в свои 15 лет мы были похожи на маленьких зверьков. Сигареты, наркотики, выпивка… Мы давно не верили взрослым, особенно учителям. Они давно перестали верить в нас.

Когда она пришла к нам, мы решили, что ее хватит на месяц — это максимальный срок, что выдерживали учителя. Мы смеялись над ней, обманывали, предавали, давали клички, срывали уроки и совершенно игнорировали ее просьбы. Мы ее не замечали — она была для нас пустым местом.

Мы так просто не сдаемся. Нам больше никто не нужен. Входа нет! И выхода тоже!

Мы не знали, что в это время она подвергалась нападкам и со стороны учителей… Вообще на тот момент она переживала один из самых сложных периодов в своей жизни. Но мы не знали. И мы настолько очерствели от боли и неприкаянности, что просто перестали быть людьми. Или не успели еще ими стать?

Она выстояла. Эта маленькая женщина совершила прорыв. Из двадцати пяти учеников нашего класса почти все продолжили учиться в 10–11-м классах. Большинство после окончания школы продолжили учебу.

Сквозь пелену ненависти и холода она сумела дать нам почувствовать свою любовь… Нам, ничтожествам из класса «В»…

Мы побеждали в конкурсах. Нас заметили в школе. Она оставалась с нами после уроков, выдумывала какие-то сценарии, она помогала готовиться к экзаменам, она кормила некоторых моих одноклассников. Тех, что особенно нуждались и падали в голодные обмороки.

К каждому она нашла свой подход. Всех смогла обнять своим вниманием. Когда вокруг тебя весь мир напоминает бушующий ураган, вдруг оказывается рядом посторонний человек… И он тебя спасает.

У меня нет ни грамма сомнений, что, если бы ей нужно было закрыть собой любого из нас, она бы сделала это. Она так и поступила. Защитила нас от всего мира, а затем выпустила, пусть с маленькой, но все-таки верой в будущее.

Она закрыла нас собой от самих себя в особенно важный момент. Позволила почувствовать себя Людьми. Не это ли самое главное в профессии педагога?

Зачастую мы не придаем значения тому, как важно ребенку расти и осознавать свою значимость, нужность.

Педагог — взгляд в будущее. Любовь и самоотверженность фото

Наши дети идут сначала к воспитателям в детский сад, а затем и в школу… К учителю. И как много зависит от умения учителя быть Человеком. И как ценно, когда он оказывается именно таким.

Нам нужно всего лишь научиться ценить и благодарить их за выбранный путь. За то, что они направляют свой взгляд в будущее и отдаются идее безоговорочно… Порой спасая наших детей и помогая им выбрать правильное направление в будущем. Определяя в целом Путь человечества.

Автор публикации: Алеся Федорова
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 78469 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

13 апреля

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 78469 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
13 апреля

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 78469человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 2
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Майя Левчук 29 апреля 2021 в 14:04

Трогательная статья, вспалкнула и с благодарностью вспомнила своих учителей. Низкий поклон им за любовь.

Anna O'Mahony 29 апреля 2021 в 09:04

Спасибо автору за статью! Узнала много новых фактов. Очень столько сказано о роли учителя для наших детей.