Как перестать кричать на ребенка
«Я ведь так тебя люблю. Какая ж я мать? Почему это происходит снова и снова? Что со мной не так? Почему у меня не хватает силы остановить себя?» — думала про себя Алина, прижимая маленького сынишку к себе и говоря ему: «Прости, прости…»
Молодая мама прокручивала в голове ситуацию, которая случилась 10 минут назад: вот она входит в комнату, говорит, что пора готовиться ко сну — Максим не реагирует. Алина начинает закипать и, сдерживая себя, приказывает сыну немедленно идти в ванную — мальчик капризничает. Комок подкатывает к горлу и уже бесконтрольный крик вырывается из уст. Максим хмурится, старается оградиться от крика, закрывая руками уши.
Слезы катились по щеке Алины, переполнявшее чувство вины не отпускало ее. В который раз данное себе обещание не срываться на беззащитного сына не спасло от криков. Каждый раз один и тот же сюжет: просьба, нет реакции, повышенный тон, капризы, пелена затмевает разум, злость и ненависть переполняют, и уже нет сил остановиться. Как научиться реагировать по-взрослому и где взять силы, чтобы перестать срываться? Что делать?
Пока Алина размышляла обо всем этом, сынишка обнял ее и сказал: «Мамочка, я тебя люблю». В ответ ее сердце сжалось, и она произнесла: «Я тоже тебя люблю».
Природа крика
Вспомните, что вы ощущали, когда на вас кричали в детстве? Даже если память скрыла каждый подобный случай от вас, то ощущение дискомфорта от одного даже воспоминания о крике наверняка не покинуло вас со временем.
Почему крик оказывает на всех людей негативное воздействие вне зависимости от возраста, в чем его сила перед человеческой психикой? Попробуем разобраться.
Все мы пришли из первобытной стаи. В одиночку в диком мире человеку было не прожить и приходилось объединяться. Для выживания стаи каждый человек выполнял свою видовую роль.
Как нам показывает системно-векторная психология Юрия Бурлана, одну из таких видовых ролей выполнял человек с оральным вектором. У орального человека вербальный способ мышления, то есть он мыслит говорением.
Оральный вектор относится к квартели энергии, которая отвечает за выживание стаи. Она не подчиняется требованиям морали, нравственности и этики. Главная задача — выжить.
Всего в природе 8 векторов и каждый из них обладает своими желаниями и особенностями.
Оральник первый в стае начал обозначать словами предметы и действия. Благодаря его говорению у людей формировались нейронные связи, которые отвечают за речь. Его слова напрямую воздействуют на бессознательное, создавая общие ряды в мышлении, общий язык.
В мирное время для стаи оральник разделял пищу на съедобную и несъедобную. В военное время он криком предупреждал об опасности.
Крик оральника особенный — воздействуя на бессознательное, он моментально предупреждал об опасности, что рядом хищник или враг. И когда человек слышал этот крик, его охватывал страх смерти, который отключал сознание, и тот уже ни о чем не мог думать, как только о желании выжить.
Прошло уже не одно тысячелетие, как мы перестали быть первобытной стаей. Современного человека уже не поджидает за кустами хищный зверь или враг с копьем. Но подсознательно крик остался формой предупреждения об опасности.
Когда мы кричим на ребенка, нам кажется, что мы сможем донести до ребенка быстрее и точнее то, что от него хотим. Но действуем в точности наоборот, вызываем в ребенке чувство страха и ступор в психике, лишаем его способности соображать.
Хотите потерять доверие ребенка? Кричите!
Ребенок не в состоянии самостоятельно обеспечить себя, защитить от внешнего мира. Всем необходимым его обеспечивают родители и главное, что они дают ребенку — чувство безопасности и защищенности. Эти чувства формируют дальнейшее развитие психики ребенка. Находясь в защищенности и безопасности, он чувствует себя комфортно, доверяет взрослому и прислушивается к его словам, развиваясь в соответствии со своей природой.
В первую очередь чувство защищенности и безопасности ребенку обеспечивает мама. Она первый человек, который открывает ему этот мир. И если у мамы хорошее внутреннее состояние, то она сможет передать его и ребенку. А если маме плохо и она сама не получает чувство защищенности и безопасности, какое состояние она передаст ребенку? Ответ очевиден.
Лишь восстановив свое состояние, мама сможет дать ребенку необходимое ему чувство защищенности и безопасности, которое формирует развитие в соответствии с его природой и желаниями.
Несложно догадаться, что, крича на ребенка, мы тем самым лишаем его чувства защищенности и безопасности. Испытывая страх и беззащитность, ребенок старается защитить свою целостность, проявляя агрессию и закрываясь от внешнего мира. Так формируется обратная сторона врожденных особенностей, которые заданы каждому человеку. Особенности задаются векторами, которыми природа наделила каждого. Так ребенок с кожным вектором, будущий талантливый инженер, лишаясь защищенности и безопасности, становится вором. Или малыш с анальным вектором, которому задано от природы быть архитектором, вырастает диваносидельцем.
Родители — проводники для ребенка в большой мир. И те знания, которые каждый получает на тренинге, дают мощный инструмент для понимания и формирования личности ребенка. Понимая особенности ребенка, мы перестаем кричать на него, ожидать тех действий, которые присущи другому или лично нам. Каждый родитель может научить своего малыша жить в соответствии со своими желаниями, самостоятельно преодолевать трудности, различать, что хорошо, что плохо и работать созидательно в обществе.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает понимание психического каждого человека, помогает понять себя и найти способы реализации в соответствии со своими желаниями.