Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

«Повелитель мух» Уильяма Голдинга – выдумка или роман-предупреждение? Часть 2. Кто мы – люди или звери?

Каким же образом воспринимают дети закон и культуру? Только через взрослых людей в ходе воспитания. И чем гармоничнее воспитание, тем больше в ребенке человеческого, тем больше стремления соблюдать правила человеческого сообщества, тем сильнее влияние культуры.
Однако даже у развитого человека, тем более ребенка, смывается культурный слой в особых жизненных обстоятельствах. В романе «Повелитель мух» такими обстоятельствами стало крушение самолета и жизнь на необитаемом острове без взрослых.

Часть 1. Что происходит, когда дети остаются без взрослых...

«Кто мы? Люди? Или зверье?» – такой вопрос в отчаянии выкрикивает один из главных героев «Повелителя мух» Хрюша. Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает четкий ответ на этот вопрос, без лишних эмоций и гнетущего ужаса внутри.

Дело в том, что мы рождаемся архетипичными и способны вести себя в соответствии с древней программой, свойственной еще первым людям, озабоченным исключительно вопросами выживания. Однако благодаря цивилизации и культуре мы постепенно развиваемся в свою противоположность – становимся законопослушными гражданами, которые соблюдают правила и законы, впитываем в себя культуру, которая учит сопереживанию и доброте.

Каким же образом воспринимают дети закон и культуру? Только через взрослых людей в ходе воспитания. И чем гармоничнее воспитание, тем больше в ребенке человеческого, тем больше стремления соблюдать правила человеческого сообщества, тем сильнее влияние культуры.

Однако даже у развитого человека, тем более ребенка, смывается культурный слой в особых жизненных обстоятельствах. В романе «Повелитель мух» такими обстоятельствами стало крушение самолета и жизнь на необитаемом острове без взрослых.

Особенно наглядно падение в архетип прослеживается на примере Джека, обладающего кожным вектором. Видовая роль кожного человека – охотник-алиментатор, который добывает пропитание для всей стаи. И Джек с первых же дней пребывания на острове становится одержим охотой – все свои силы и время он отдает подготовке оружия и выслеживанию диких свиней.

Согласно системно-векторной психологии, человек с кожным вектором в архетипе – добытчик, или попросту вор: он отнимает у слабых и ворует у сильных. Это показано в одном из эпизодов книги, когда Джек со своими охотниками нападает ночью на шалаш Ральфа и Хрюши и крадет его очки. Ральф негодует: «Ночью пришли, в темноте, и украли у нас огонь. Взяли и украли. Мы бы и так им дали огня, если б они попросили. А они украли…»

Надо отметить, что архетипичность Джека особенно наглядна на контрасте с Ральфом, который еще держится благодаря внутренним культурным ограничениям и другу Хрюше – тот помогает ему сохранять здравый смысл. Ральф рассуждает: «Нам нужны правила, и мы должны им подчиняться… Дома всегда взрослые были. «Простите, сэр! Разрешите, мисс!» – и на все тебе ответят. Эх, сейчас бы!..» Только эти двое на острове помнят, что единственное спасение – это сигнальный костер. Остальные настолько одичали, что им и спасение уже не нужно.

Архетипичность – это еще и отсутствие развитого сознания, способности здраво мыслить и понимать причинно-следственные связи. Под конец повествования охотники поджигают остров в непреодолимом стремлении загнать свою жертву – Ральфа. Убегая от них, Ральф ужасается: «Идиоты! Вот идиоты несчастные! Фруктовые деревья сгорят – а что они завтра есть будут?»

О романе «Повелитель мух»

«Бей свинью! Глотку режь! Выпусти кровь!»

Почему роман Голдинга «Повелитель мух» вызывает такую бурную смесь чувств и эмоций – ужас и страх вперемешку с отвращением? Потому что в ходе повествования на наших глазах происходит нарушение основного человеческого табу – запрета на убийство. А поскольку жестокими убийцами себе подобных становятся дети, это страшно и отвратительно вдвойне.

Оказавшись на необитаемом острове, поначалу маленькие англичане автоматически продолжают соблюдать правила и законы цивилизованного общества. Однако под давлением сверхстресса, вызванного трагическими обстоятельствами катастрофы и необходимостью самостоятельного выживания, они теряют культурный слой, скатываются в архетипичное состояние и утрачивают природное табу на убийство.

Этому способствуют и ритуальные пляски, которые охотники устраивают, раскрашивая лица разноцветной глиной, превращая их в красно-бело-черные маски. «Маска завораживала и подчиняла… чувство дикости и свободы дарила защитная краска». А Джек сокрушается лишь о том, что не хватает барабанов.…

Уильям Голдинг показал нам со всеми подробностями постепенный процесс превращения в убийцу. Так, при первой встрече с дикой свиньей в джунглях Джек не смог ударить ее ножом, потому что «даже представить себе нельзя, как нож врезается в живое тело, из-за того, что вид пролитой крови непереносим». Однако прошло совсем немного времени, и убийство стало для него ежедневной рутиной.

Что мы видим в итоге? Поначалу ритуальная песня: «Бей свинью! Глотку режь! Выпусти кровь!» позволяет охотникам убивать животных – ведомые автором романа, мы можем наблюдать, как они «зажали бьющуюся свинью… а потом долго, жадно, как пьют в жару, отнимали у нее жизнь». Когда плотина запретов и ограничений сломлена, уже невозможно остановиться – мы видим убийство Саймона, затем Хрюши. И, наконец, слышим слова близнецов Эрика и Сэма, полные ужаса: «Роджер заострил палку с обоих концов…» Что означают эти загадочные слова? А то, что Ральфу собираются отрезать голову, насадить на кол и принести в жертву Зверю…

Социальная робинзонада наших детей

Вот мы и разобрали системно «великий и ужасный» роман Уильяма Голдинга «Повелитель мух». Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогла нам разобраться в загадках событий и поведения людей, превратив их в простые и понятные разгадки. Скорее всего, человек облегченно вздохнет и невольно отмахнется от серьезных и суровых выводов, сделанных после прочтения этого романа: «Ну к нам-то все это какое имеет отношение? Редчайший случай, когда дети остаются в изоляции, да еще надолго. Нет у нас тут коралловых островов! И войны, слава богу, нет. Наши дети под присмотром – с ними никогда такого не случится!» И будет неправ…

О романе «Повелитель мух» Уильяма Голдинга

В ходе лекций по системно-векторной психологии Юрий Бурлан поясняет:

«Дети естественно агрессивны. Если детей оставлять без воспитания, они могут создать только архетипичную стаю, даже если они самые золотые родились. От воспитания зависит все! Оно даже в какой-то степени важнее обучения».

Но сегодня наши дети во многом остались без воспитания, и для этого вовсе не обязательно очутиться на необитаемом острове.

В современном мире родительство – не простой удел. Довольно часто родители сами дезориентированы и не представляют четко, как воспитывать собственных детей. Ведь время изменилось, и «бабушкины методы» воспитания уже не работают. Да и опыт собственного детства не помогает: современные дети настолько психически отличаются от своих родителей, что традиционные методы воспитания слишком часто терпят фиаско. В результате не всегда наши дети могут развиться так, как могли бы. Именно этим можно объяснить подростковую жестокость и волну школьного насилия, с которыми мы сталкиваемся сегодня.

Зачастую своим непониманием или бессилием разобраться мы оставляем наших детей один на один с их проблемами. В ситуации недостаточного участия взрослых в жизни детей и отсутствия полноценного воспитания, они просто вынуждены решать свои проблемы самостоятельно – как умеют, то есть архетипично.

А теперь представьте, что очень скоро наши дети вырастут и станут полноправными членами общества. Каким будет это общество, если оно состоит из не развитых до современного уровня личностей? Представить это помогает роман-предупреждение «Повелитель мух».

Автор публикации: Елена Янушко, коррекционный педагог-психолог
Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии
Уже идут 35757 человек
16 октября
Уже идут 35757 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
16 октября
Уже идут 35757человек

До начала тренинга осталось:

14 дн. 10 : 59 : 19
Комментарии 1 Отправить комментарий
Наталья Жалнина 04 апреля 2017 в 17:04

обалденная статья. Точная. Все подробно так рассмотрено. Совершенно другими глазами посмотрела на этот роман. и на идею, содержащуюся в нем.реально сценарий, куда можем попасть мы все, если не научимся понимать истинные потребности детей, создавать условия для их воспитания.