Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Практическое применение системно-векторной психологии Юрия Бурлана для сенсорной интеграции детей с расстройствами аутистического спектра

Результаты практического внедрения методики сенсорной интеграции подтверждают большую перспективность системно-векторного подхода в организации коррекционной работы с детьми с расстройствами аутического спектра.

В международном журнале «Успехи современной науки и образования» (№ 9, Т.2, 2016) опубликована исследовательская статья, в которой систематизируются способы сенсорной интеграции детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) с учетом потребностей в полиморфном векторальном контуре. Данный научный журнал включен в список ВАК РФ, РИНЦ (Elibrary.ru), ERIH PLUS и в Международную базу данных AGRIS.

Перспективы использования системно-векторной психологии Юрия Бурлана для сенсорной интеграции детей с расстройствами аутического спектра

Методические приемы сенсорной интеграции были разработаны на основе системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Практическая апробация была проведена научно-исследовательской лабораторией инклюзивного образования «Особый ребенок» в ресурсном центре «Птичка-невеличка» г.Таганрога.

Результаты практического внедрения методики сенсорной интеграции подтверждают большую перспективность системно-векторного подхода в организации коррекционной работы с детьми с РАС.

Предлагаем ознакомиться с полным текстом публикации:

Виневская А.В.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики, руководитель научно-исследовательской лаборатории инклюзивного образования
Таганрогский институт имени А.П.Чехова,
филиал Ростовского государственного экономического университета

Очирова В.Б.
психолог

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМНО-ВЕКТОРНОЙ
ПСИХОЛОГИИ ЮРИЯ БУРЛАНА ДЛЯ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация: Рассмотрены способы сенсорной интеграции детей с расстройствами аутистического спектра. В качестве методологической основы в работе применялась системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Ключевые слова: аутизм, расстройства аутистического спектра, системно-векторная психология Юрия Бурлана

В наших предыдущих работах мы анализировали различные подходы и взгляды на проблему расстройств аутистического спектра [1, 2, 3]. В наших статьях рассматривалась новая современная методика изучения человека – системно-векторная психология Юрия Бурлана. Мы считаем, что с помощью этой методики представляется возможным понять ключевые аспекты природы аутизма.

Обозначим базовые подходы упомянутой методики к раскрытию аутичного поведения и особенностей развития ребенка с аутизмом:

1. Как правило, расстройства аутистического спектра (РАС) у детей сопровождаются снижением способности эффективно обрабатывать потоки информации, поступающей из различных сенсорных каналов, что приводит к сенсорным перегрузкам.

2. Корректно диагностированные расстройства аутистического спектра вызваны психотравмой звукового вектора, присутствующего в психическом контуре индивида. Травмированный в пренатальном периоде либо в периоде раннего детства звуковой вектор, являясь доминантным вектором, будет определять развитие по аутичному пути – специфику формирования речи, особенности восприятия звуков, гиперинтроверсию. Кроме того, блокировку приобретения навыков социализации в разной степени выраженности и компенсацию этого с помощью альтернативных сенсорных каналов.

3. Звуковой вектор задает особенную акцентуацию характера, приоритет слуха в качестве ведущего сенсорного канала и интеллектуальный потенциал, в норме развивающийся в абстрактный тип мышления. Это обусловливает пожизненные особенности восприятия мира и окружающей действительности. Векторальная онтогенетическая детерминанта требует определенной экологический ниши для маленького «звуковичка», где отсутствуют специфические психотравмирующие факторы, такие как громкие шумы, резкие крики, т.п.

Нами были сделаны следующие обобщения, которые были опубликованы в более ранних статьях: «…поступающая в аутичный мозг информация объемнее, а ее обработка сложнее, вследствие чего и возникают, как защита от нейро-перегрузки, аутичные особенности и иной тип социального взаимодействия, формулируемый нейротипичными людьми как «дефицит» социальности. Социальные ожидания не аутичных людей жестко детерминированы общественными институтами: образованием, культурой, медициной и т.д. и не позволяют полностью включить нейроотличных людей в общий поток жизни, подчеркивают их ментальное и социальное неравенство и изоляцию» [2].

Необходимо подчеркнуть, что восприятие аутистом информации, поступающей по альтернативным сенсорным каналам, зависит от присутствия других векторов во врожденном векторальном наборе.

Мы предполагаем, что присутствие в индивидуальном психическом контуре, наряду со звуковым, также доминантных уретрального либо обонятельного вектора может не давать симптоматику РАС. Обсуждение этой гипотезы выходит за рамки данной работы и нуждается в дальнейших исследованиях в будущем.

Нами были рассмотрены особенности аутистического поведения, определяемые добавочными недоминантными векторами, которые наблюдались у детей от 3 до 7 лет.

Наличие зрительного вектора в норме обеспечивает интерес к цвету, высокую светочувствительность, тонкое различение запахов, экстравертированность и демонстративность, способность к эмпатии. В проекции аутистического развития, в случае сенсорного поиска, все вышеперечисленные особенности будут проявляться в гипертрофированных реакциях на запахи, ранних неосознаваемых страхах, истеричности.

Анальный вектор в норме обеспечивает способность к обучению и хорошему запоминанию, стремление к порядку, аккуратности, размеренности, чистоте. В проекции аутистического развития зачастую наблюдаются крайние проявления либо инверсирование векторальных свойств, от гипертрофированного аккуратизма до игнорирования личной гигиены и стремления к грязи и пачканию, отсутствие чувства меры в насыщении пищей, чрезмерная медлительность и упрямство, агрессивное кусание других детей и даже взрослых, сопротивление всему новому – новой обстановке, ситуации, людям.

При сочетании звукового вектора с кожным в аутистическом поведении может наблюдаться неосознаваемое стремление к получению соматосенсорных стимулов, в отсутствии которых будет проявляться гиперактивность и расторможенность, в некоторых случаях аутоагрессия, выражающаяся в кусании себя, т.п.

Оральный вектор в норме стремится к получению разнообразных вкусовых ощущений. При дополнении доминантного звукового оральным вектором проявляется стремление к компенсации сенсорной недостаточности посредством поиска новых вкусовых ощущений (например, поедание песка, земли), неудержимое стремление к облизыванию, обкусыванию различных предметов.

Крайняя степень насыщения сенсорной информацией по различным каналам восприятия и неспособность к ее фильтрации приводит к так называемым сенсорным перегрузкам.

Сенсорные перегрузки – достаточно известное явление для специалистов, работающих с детьми-аутистами. Оно зачастую сопровождается раздражительностью, плачем, нервозностью, резкими сменами настроения, а также попытками блокировать перегруженный сенсорный ввод. Например, ребенок может отворачиваться от педагога, других взрослых или детей, закрывать уши руками, либо впадать в оцепенение с «отсутствующим» взглядом, доходя до неожиданного отключения или засыпания [4, 5].

Достаточно часто сенсорная перегрузка предшествует сенсорному срыву и перечисленные выше признаки, указывающие на ее наступление, могут являться знаковыми для предотвращения еще более тяжелого состояния - дереализации. Дереализация как потеря чувства ориентации в пространстве и ситуации может привести в свою очередь к еще более глубокому «уходу в себя», длительным нарушением восприятия. Рядовая для нейротипичного ребенка ситуация у детей с аутизмом может вызвать сенсорную перегрузку и неконтролируемую реакцию «бить или бежать». Как отмечают многие авторы, «…окружающая социальная среда не приспособлена к сенсорным потребностям человека с аутизмом, поэтому во избежание сенсорных срывов необходимо специальное обучение или сенсорная тренировка для каждой вновь возникшей ситуации соприкосновения со средой» [6].

Наряду с сенсорными перегрузками у многих детей с аутизмом наблюдается интенсивный сенсорный поиск. Прыжки на батуте, долгие раскачивания на качелях, гимнастических мячах, стульях или в любой позе, кружение, бег по кругу – все это свидетельства сенсорного поиска, т.е. поиска тех сенсорных ощущений, которые отвечают неосознаваемым внутренним потребностям ребенка.

Таким образом, возникает необходимость не только четко определять альтернативные сенсорные каналы, по которым необходимо сенсорное наполнение, или компенсация сенсорных потребностей ребенка, но и индивидуальное определение способов сенсорной интеграции.

Все это позволило нам систематизировать способы сенсорной интеграции ребенка с аутизмом в зависимости от вида сенсорных дефицитов или перегрузки. Разумеется, приоритетными являются коррекционные меры, направленные на восстановление прирожденного потенциала доминантного звукового вектора, которые подробно обсуждались в наших предыдущих работах [1, 2, 3]. Мы полагаем, в целом ряде случаев, когда последствия ранней психотравмы еще обратимы, коррекция возможна вплоть до полного возвращения на траекторию здорового векторального онтогенеза. Меры по сенсорной интеграции, детерминированные дополнительными векторами, призваны подкрепить и усилить коррекционную практику в психологическом контуре доминантного звукового вектора.

Таблица 1.

Способы сенсорной интеграции ребенка с аутизмом в зависимости от его
дополнительных векторальных потребностей.

Название вектора Поведение при
сенсорном дефиците
или перегрузке
Способы сенсорной интеграции
Кожный «Манежный бег», хаотичные движения, стимминг, избегание прикосновений или соприкосновения с фактурой некоторых материалов, раздевание, раскачивания Конструирование, работа с сенсорным материалом, сенсорные игры на тактильность, ощущения, физическая активность, взаимодействие в движении и через наблюдение движущихся предметов, постепенное преодоление гиперчувствительности с помощью малых доз сенсорного раздражителя, четкий режим дня, введение расписания, обучение счету, аппликация, рисование пальцами, массаж, мягкие кресла, кручение, ползание, карабкание, игры в воде, прыжки, танцы, использование социальных историй, ограничивающих нежелательное поведение инструкций
Анальный Протестное поведение, упрямство, стремление к неограниченному поеданию пищи, брезгливость, пачкание, агрессивное кусание других детей Четкие инструкции, предоставление достаточного времени для осмысления и выполнения действий, постепенное приучение ко всему новому с целью избегания протестных реакций, объясняемые шаблоны действий, игра с кубиками, сортировка (сортеры), предстоящая подготовка к новому (социальные истории), создание ситуаций традиционного обучения, мотивация с помощью пищи.
Зрительный Истеричность, острая реакция на запахи, плач Яркий дидактический материал, работа с карточками и моделями, визуализация расписания, песочная терапия, театрализация, эмоциональные игры, пальчиковые краски, рисование карандашами, аппликация, упражнения «сделай как я», сенсорные игры на «запахи»
Оральный Облизывание предметов Обучение порционному говорению, говорение по очереди, сенсорные игры на изучение вкуса.
Мышечный Стремление к статичности, неподвижности Игры с физической нагрузкой, работа в группе

 

Приведенные в таблице 1 данные были собраны и систематизированы на основе практических исследований, проведенных научно исследовательской лабораторией инклюзивного образования «Особый ребенок» при Таганрогском институте имени А.П.Чехова и ресурсном центре «Птичка-невеличка» г.Таганрога. В качестве базовой методики использовалась системно-векторная психология Юрия Бурлана и программа для детей с аутизмом, созданная на базе системно-векторной психологии [3]. Наблюдения и обобщения проводились в течение 2015-2016 гг. В течение указанного периода проводилось как включенное, так и невключенное наблюдение за 11 детьми, имеющими различную степень и проявления аутизма.

Данные обобщения, приведенные в таблице 1, позволили нам создать условия для сенсорной интеграции, и, как следствие, обеспечить возможность обучения и дальнейшего развития детей с аутизмом, построить индивидуальный маршрут развития для каждого ребенка.

В заключении отметим, что организация работы по сенсорной интеграции детей с аутизмом не может строиться интуитивно, методом проб и ошибок, т.к. это связано с потерей времени, необходимого для коррекции негативных состояний. Благодаря новому знанию о человеке – системно-векторной психологии Юрия Бурлана, можно выстроить перспективную траекторию интеграции ребенка с аутизмом, опираясь на знания о векторах и возможных проявлениях сенсорной перегрузки и способах сенсорной тренировки.

Литература

1. Виневская А.В., Очирова В.Б. Аутизм, его корни и коррекционные методы на основе системно-векторной методики Юрия Бурлана. Современные исследования социальных проблем. 2015. № 3 (47). С. 12-23.

2. Виневская А.В., Очирова В.Б., Еникеев К.Р. Исследование случаев раннего детского аутизма к подтверждению общей гипотезы об аутизме Юрия Бурлана. / В сборнике: Современный взгляд на проблемы педагогики и психологии. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. С. 31-35.

3. Виневская А.В. К вопросу о методиках, созданных на основе парадигмы системно-векторной психологии Юрия Бурлана: презентация программы для детей с аутизмом «Птичка-невеличка». Ceteris Paribus. 2016. № 1-2. С. 40-48.

4. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма // Диагностика раннего детского аутизма. М.: Просвещение, 1991.

5. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. М.: Теревинф, 2014.

6. Angie Voss, OTR Перевод С. Архиповой, АКМЕ г. Москва - для Ассоциации специалистов сенсорной интеграции http://asensorylife.com/side-effects-of-spd.html

References

1. Vinevskaya A.V., Ochirova V.B. Autizm, ego korni i korrekcionnye metody na osnove sistemno-vektornoj metodiki Jurija Burlana. Sovremennye issledovanija social'nyh problem. 2015. № 3 (47). S. 12-23.

2. Vinevskaya A.V., Ochirova V.B., Enikeev K.R. Issledovanie sluchaev rannego detskogo autizma k podtverzhdeniju obshhej gipotezy ob autizme Jurija Burlana. / V sbornike: Sovremennyj vzgljad na problemy pedagogiki i psihologii. Sbornik nauchnyh trudov po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 31-35.

3. Vinevskaya A.V. K voprosu o metodikah, sozdannyh na osnove paradigmy sistemno-vektornoj psihologii Jurija Burlana: prezentacija programmy dlja detej s autizmom «Ptichka-nevelichka». Ceteris Paribus. 2016. № 1-2. S. 40-48.

4. Lebedinskaya K.S., Nikolskaya O.S. Diagnosticheskaya karta. Issledovanie rebenka pervyh dvuh let zhizni pri predpolozhenii u nego rannego detskogo autizma // Diagnostika rannego detskogo autizma. M.: Prosveshhenie, 1991.

5. Nikolskaya O.S. Autichnyj rebenok. Puti pomoshhi / Nikol'skaja O.S., Baenskaja E.R., Libling M.M. M.: Terevinf, 2014.

6. Angie Voss, OTR. Translated by S. Arhipova , AKME, Moscow – for Association of Sensory Integration Specialists http://asensorylife.com/side-effects-of-spd.html

Vinevskaya A.V.
Candidate of pedagogic sciences, Associate Professor,
Chair of Inclusive Education Research Laboratory
A.P.Chekhov Taganrog Institute,
Rostov State University of Economics branch

Ochirova V.B.
Psychologist

USE OF YURI BURLAN’S SYSTEM VECTOR PSYCHOLOGY FOR
SENSORY INTEGRATION OF CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM
DISORDERS

Summary: Means for sensory integration of children with autism spectrum disorders have been studied. Yuri Burlan’s System Vector Psychology has been used as a methodological basis.

Key words: autism spectrum disorders, Yuri Burlan’s System Vector Psychology

Автор публикации: Виневская А.В., кандидат педагогических наук, доцент
Очирова В.Б., психолог
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 129088 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

18 декабря

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 129088 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
18 декабря

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 129088человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 5
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Natalia Kashirina 28 января 2017 в 00:01

Хорошо дополнить эту табличку техниками мягкой школы, орф подходами. Кожным звуковикам можно посоветовать к вышеперечисленному синхронизацию под музыкальный ритм, такт, пульс.

Евгения Астреинова 07 января 2017 в 22:01

Спасибо за потрясающую статью! Она несет невероятную ценность для специалистов, работающих с аутичными детьми.

Анна Виневская 14 января 2017 в 23:01

Спасибо, Женя. Поведение ребенка с аутизмом можно предсказать, и СВП дает к этому инструмент.

Виктория Фоменко 07 января 2017 в 19:01

Анна и Оюна, это - невероятный прорыв в разграничении аутических расстройств в различных векторальных свойствах!!!
У анально-звукового ребенка - "отсутствие чувства меры в насыщении пищей, чрезмерная медлительность и упрямство, агрессивное кусание других детей и даже взрослых.."
У кожно-звукового - "гиперактивность и расторможенность, в некоторых случаях аутоагрессия, выражающаяся в кусании себя.."
У орально-звукового - "стремление к компенсации сенсорной недостаточности посредством поиска новых вкусовых ощущений (например, поедание песка, земли), неудержимое стремление к облизыванию, обкусыванию различных предметов.."
Обычная для других детей ситуация может вызвать у аутичного ребенка "сенсорную перегрузку и неконтролируемую реакцию «бить или бежать»"
А про поиск сенсорных ощущений - очень точное объяснение причин, почему ребенок подолгу совершает "прыжки на батуте, долгие раскачивания на качелях, гимнастических мячах, стульях или в любой позе, кружение, бег по кругу.."
Ценнейший материал, имеющий научное и практическое применение в системе реабилитации детей с аутичными расстройствами!
Спасибо Вам, девочки!

Анна Виневская 14 января 2017 в 23:01

Спасибо, Вика. Всё это действительно наблюдаемо и проверяемо. Теперь нет путаницы, и поведение ребенка с аутизмом становится понятным и предсказуемым.