Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Причины социофобии. Трепет испуганного сердца

Через распахнутую настежь дверь в длинный коридор доносился встревоженный женский голос: «Сколько можно ехать? Мы скорую уже 40 минут ждем!» От стен одного из корпусов крупнейшего вуза гулко отбивались обрывки фраз: «Вы понимаете, что мы за студента ответственность несем? Это же учебное заведение…», «Да, мы уже сообщили матери. Она уже едет… и приедет раньше вас!»

В тесном помещении напряженная атмосфера. Сейчас людей здесь собралось больше обычного. На крайнем стуле возле двери, согнувшись пополам, полулежит юноша.

У него испуганное лицо, раскрасневшиеся щеки и очень прерывистое дыхание. Рядом стоит преподаватель, на паре у которого юноше стало плохо 40 минут назад. Задыхаться он начал непосредственно на занятии. Опрос перед зачетом. Когда очередь дошла до него — он ничего не смог сказать, запаниковал и начал тяжело дышать. После — схватился за сердце и начал оседать на глазах у группы, лектора и своей любимой девушки.

Казалось бы, ничего примечательного: все боятся этого преподавателя — уж больно строго спрашивает. И все нервничают. Но такой инцидент — впервые. Попробуем разобраться в причинах социофобии — боязни публичных выступлений, страха оказаться в центре всеобщего внимания.

У студента и вовсе мальчишеское лицо — немного испуганное и даже как-то радостно удивляющееся. Скорой — нет. Столица — в пробках, машины в которых, как известно, никого не пропускают.

Ждут.

Причины социофобии фото

Над мальчиком суетится одна из сотрудниц, работающая в этом тесном помещении. Сердобольная женщина переживает больше всех, не давая никому больше подойти к нему. Это ее голос раздавался в коридоре. Она уже залила в своего подопечного корвалол и судорожно начинает читать над ним молитвы. В это же время староста группы — по совместительству девушка несчастного студента — сбивчиво объясняет, что ему стало так плохо, потому что он, несмотря на то что готовился к опросу, не мог ничего сказать. «У него всегда так — он учит, учит, а потом не может это выговорить перед людьми, а преподаватели думают, что он ничего не знает, и ставят ему нули. Он не может ничего доказать».

В момент, когда после молитвы юношу осеняли крестным знамением, в проем двери влетает мама. И меняется в лице.

Молодая, стройная и очень деловая женщина, придя в себя после увиденного, выспрашивает у сына, что же произошло. Сын отвечает ей с какой-то блуждающей полуулыбкой на лице. Наверное, из-за нее мама доверием не прониклась и спросила его, не может ли он встать и пойти домой. Но он ответил, что не может встать со стула. Сердобольная женщина запричитала.

Как только до мамы донесли все подробности случившегося, в помещение вошли два врача скорой помощи. В целом их ждали около часа. Сделав кардиограмму, вкололи успокоительное для сердца. И стали обстоятельно выяснять причины такого состояния. А именно: нет ли у здорового, прошедшего медкомиссию и вполне благополучного 17-летнего парня проблем с сердцем.

Пока длится беседа, студент потихоньку разгибается, краска спадает и дыхание его выравнивается. Не пропадает только удивительно смешливое выражение лица: он то улыбается, как будто произошло нечто веселое, то у него вырываются смешки. Его мама смотрит на него удивленно, постепенно раздражаясь: «Чего ты смеешься?» Сотрудница, вызывавшая скорую, отвечает ей за сына: «У него же шок, ну что вы!»

Опрашивая маму с сыном, сотрудники скорой помощи, не обнаруживая ничего нового в их словах, выдают стандартные советы. Ну что можно сказать ребенку, который проводит свой досуг за компьютером с 5 лет?

— Занимается ли он каким-либо видом спорта? Футбол?
— Недолго, почти сразу бросил.
— И что же, все время сидит за компьютером?
— Ну, конечно, сидит, как и большинство его сверстников. Никаких жалоб на сердце, все хорошо было.
— Слабое поколение, — делают выводы два немолодых врача.

И советуют вести ребенка на УЗИ к знакомому (только знакомому!) кардиологу. Сокрушаются о том, что не видать армии достойных призывников, все — «вот такие». Чуть что — им уже плохо… И главное, была бы девушка — другое дело, а то просиживают штаны… Но девушка оказалась не только существующей, но и присутствующей. Ее тут же и спросили: «Ну и что же, нравится вам, что парень в монитор смотрит?» «Конечно, — с гордостью ответила девушка, — он же там программирует!» Мама уверенно кивнула.

Причины социофобии трепет испуганного сердца фото

С выражением невыносимой муки на лицах наши достойные всякого уважения доктора оставили маму в легком недоумении. «Так почему так получилось? И что же делать?» — читалось в ее глазах.

И невыразимое облегчение у всех присутствующих: в этот раз обошлось. Но напрасно доктора обвинили во всех грехах работу за компьютером и малоподвижный образ жизни. Не это сделало нашего героя неспособным отвечать перед публикой, не это вызвало реакции со стороны организма.

А действительно, почему так получилось? Ответим на вопрос с помощью знаний, полученных на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Согласно системному подходу, наш злосчастный студент — анально-зрительный звуковик, то есть у него в наличии три вектора. Его звуковой вектор имеет относительную реализацию. У этого вектора, как ни у какого другого, самая важная миссия — узнать, «зачем я живу и какая цель моей жизни». Пытаясь ответить на эти вопросы, человек абстрагируется от окружающей реальности и размышляет. Ему не должны мешать.

Звуковик пускается в свои размышления так далеко, что не сразу может вернуться из внутреннего сосредоточения и долго не может сообразить, чего от него хотят окружающие, когда к нему обращаются. Звуковой человек стремится сосредоточиться на своем вопросе, бессознательно «выключаясь» из общения. Ему сложно вынырнуть из своих размышлений, чтобы отреагировать на обращение к себе, ответить на вопрос. И совершенно неважно, кто его задает. В любом случае это — отвлекающий фактор. Поэтому для окружения он всегда будет слегка «заторможенным», для учителей в школе — отстающим, а для профессоров и доцентов может оказаться просто неуспевающим студентом, не выучившим материал и долго подбирающим подходящие слова.

Это не значит, что звуковик не может ответить или не знает ответ. Он гораздо быстрее и полнее всех использует любую информацию, но чтобы это показать, нужно вовремя среагировать на раздражающий фактор в виде вопроса. И когда звуковику это удается, это значит, что он успешно справился с задачей — переключился с себя на другого человека.

Как свойственно современному звуковику, наш герой все время проводит в виртуальном мире компьютерных программ и кодов, игнорируя и не получая удовольствия от обычных, земных благ в виде занятий спортом и посиделок с друзьями. Юноша программирует, хотя учится совершенно по другой специальности. Программирование более или менее наполняет его звуковой вектор — это его реализация. Среди ровесников в современную информационную эру такое времяпрепровождение считается почетным и уважаемым. Подчас более уважаемым, нежели занятия музыкой или изучение иностранных языков в свободное от учебы время.

Откуда же тогда у сформировавшегося человека эта полная невозможность выразить свои мысли перед другими людьми? Он не просто долго соображает, выныривая из звукового сосредоточения, он напрочь забывает, что он учил, и так эмоционально остро реагирует на необходимость быть в центре внимания, что у него возникают даже телесные симптомы. Так проявляет себя социофобия.

Социофобия причины фото

Причины социофобии

Для выполнения своей видовой роли — систематизации полученных знаний и их передачи следующим поколениям — анальнику дана усидчивость и аналитический склад ума, а также прекрасная память. Информация сортируется «по полочкам» уже при ее получении, поэтому усваивается медленно, но верно. Если его подгонять, прерывать — он входит в ступор. Его нельзя перебивать — он не способен быстро переключаться с одного дела на другое, делать несколько дел одновременно. Свойственный ему врожденный страх опозориться вызывает трудности в любой ответственный момент, в частности при выступлении на публике, перед другими людьми. Это вызывает еще больший стресс у анального вектора — от волнения у него отшибает память.

Стресс большой силы может вызывать нарушение упорядоченности работы организма, в частности самого важного органа, который задает этот порядок, ритм, — сердечной мышцы. Для анального вектора сердечная мышца является одной из наиболее чувствительных к стрессу. Однако не каждый стресс бьет человека с анальным вектором «прямо в сердце».

Так что же произошло?

Еще один вектор, которым наделила нашего студента Природа, — это зрительный вектор. Как видит человеческий глаз, собирает всю образную информацию, которую только может охватить, — так человек со зрительным вектором способен к сбору информации об окружающем мире. Но зрительник не только собирает, но и чувствует каждый ее аспект, ощущает через эмоцию. Ему свойственна большая эмоциональная амплитуда. Потому такие люди очень впечатлительны. Все происходящее вокруг них вызывает бурю эмоций. Буря эта варьируется между чувством страха и чувством любви как двумя полярными точками.

Чем больше зрительный человек проявляется в любви и сострадании, тем меньше места остается страхам. Если зрительному человеку не хватает реализации, его эмоции остаются невостребованными, не выраженными в позитивном ключе, вся неиспользованная эмоциональная амплитуда будет наполнена противоположными чувствами: страхом, беспокойством, драматизацией любого события.

Таким образом, используя знания, полученные на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология», мы можем разобраться в причинах социофобии и получить исчерпывающее объяснение случившегося.

Участвуя в опросе, важном для его учебы и оценки, студент уже находился в напряжении. Еще до того, как до него дошла очередь, он уже переживает. Первым включается стресс анального вектора — боязнь опозориться, не оправдать ожидания педагога, девушки и, в конце концов, свои собственные.

Кроме этого, из-за ступора анального вектора студент начинает «ничего не соображать» — туго вспоминать известную ему информацию — и не может повторить то, что усвоил.

социофобия фото

В момент стресса нижнего вектора к нему подключается нереализованный верхний — зрительный. Оказавшись в центре всеобщего внимания, зрительный вектор «раскачивает» стресс во много раз, подключая к нему эмоциональное состояние страха. Именно эта зрительная раскачка в страхе, которую и называют социофобией, проявляется в сбивчивом дыхании, головокружении, ощущении обморока и дискомфорта в области сердца. И вот студент, схватившись за грудь, оседает на место, с которого только что встал.

Так системные знания объясняют реакцию любого человека на те или иные события. И все становится ясно и понятно. И больше нет возможности задавать себе вопросы: почему происходит так, а не иначе. В частности, почему здоровый молодой человек в свои 17 лет получает сердечный приступ на рядовом занятии в институте.

P. S. Вы, конечно, хотите знать, почему парень улыбался?

Зрительный вектор, которому так не хватает реализации, получил наполнение в эмоциональной раскачке и еще больше — от внимания, обращенного на него. В определенном состоянии зрительный человек настроен потреблять сопереживание для себя, иногда даже прибегая к эмоциональному шантажу, более или менее осознанному. Чем более развит и реализован зрительный вектор у человека, тем больше он отдает от себя эмоции другим эмпатией и сопереживанием состояниям окружающих. Все это остается непонятным и для самого юноши, и для его мамы. Ведь векторы с их свойствами скрыты от человека, не знакомого с тренингом Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

P. P. S. Как все-таки избежать таких реакций? Как помочь детям адаптироваться в школе? Что сделать этому юноше и его матери во избежание повторения подобных ситуаций?

Не ищите ответы долго — послушайте лекции Юрия Бурлана. Еще не поздно.

Корректор Веронника Бриггида

Статья написана с использованием материала онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Автор публикации:
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии. Уже идут 15423 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 15423 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 

Даты лекций будут
скоро назначены

Комментарии 0
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X