Реабилитация чувством Часть 2. Литература
На логопедическом занятии с пациенткой 94 лет с деменцией.
— Вы устали?
— Продолжай, продолжай свою игру!
Удивительно, как Пушкин вшит в наших бабушек и дедушек. Кажется, в них уже нет ни сил, ни слов… А Пушкин есть.
На логопедическом занятии с пациенткой 94 лет с деменцией.
— Вы устали?
— Продолжай, продолжай свою игру!
А игра заключается в том, что я начинаю какую-то стихотворную строчку из «Евгения Онегина», а Валентина Антоновна продолжает. А когда занятие подходит к концу, подытоживает: «Это было так насладительно!»
У Майи Борисовны своя игра с Александром Сергеевичем. Ей скоро 100. Инсульт, деменция, дисфагия, дисфония. Читаем для тренировки речевого выдоха, а главное, для души «Сказку о Царе Салтане»:
Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
И тут у вечно молодой и игривой Майи возникает логичный вопрос: «Ага! Это, значит, когда они познакомились?! Ну-ка давай считать!»
Мысль пошла! И она сама нашла ответ, хотя обратное перечисление месяцев в ее состоянии — дело совсем не простое.

Юрию Григорьевичу тяжело дышать и глотать, поэтому ему установлена трахеостомическая трубка. С ней невозможно голосообразование. На короткое время, когда позволяет состояние, можно использовать голосовой клапан, чтобы выразить словом самое необходимое. Устанавливаем клапан — сатурация в норме, кашля впервые нет, не тошнит, и Юрий Григорьевич читает «Сына артиллериста» Константина Симонова, хотя силы одного выдоха с трудом хватает пока только на три-четыре слова:
Держись, мой мальчик: на свете
Два раза не умирать.
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла! —
Такая уж поговорка
У майора была.
Виктор Васильевич в реанимации на ИВЛ читает губами Есенина:
Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?
Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.
Людмила Ивановна с грубой артикуляционной апраксией, когда язык, губы, небо не слушаются команд мозга, а мозг не получает обратной связи о том, туда ли встал язык, чтобы что-то произнести, умудряется понятно и с чувством читать: «Люблю грозу в начале мая». А в конце занятия спрашивает: «Откуда вы это знаете? Кто ваши учителя? Откуда вы знаете, что кому принести?»...
Не представляю, как бы формировала навыки дыхания, артикуляции, глотания, фонации, устной и письменной речи у людей после мозговых катастроф без системно-векторного восприятия пациентов, без собственных разбуженных особым текстом тренинга чувств... Как бы вообще смогла приблизиться к тем, кому так плохо.
Возможность почувствовать человека как родного, найти, какой текст вызовет в нем чувственный отклик и запустит всю цепочку восстановления или поддержит на уровне радостного, хотя бы иногда, существования дает право подойти к беде другого близко и надеяться хотя бы на грамм ее облегчить.

Реабилитация чувством Часть 1. Музыка
Продолжение следует…



