Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Реабилитация чувством Часть 2. Литература

На логопедическом занятии с пациенткой 94 лет с деменцией.
— Вы устали?
— Продолжай, продолжай свою игру!

Удивительно, как Пушкин вшит в наших бабушек и дедушек. Кажется, в них уже нет ни сил, ни слов… А Пушкин есть.

На логопедическом занятии с пациенткой 94 лет с деменцией.

— Вы устали?
— Продолжай, продолжай свою игру!

А игра заключается в том, что я начинаю какую-то стихотворную строчку из «Евгения Онегина», а Валентина Антоновна продолжает. А когда занятие подходит к концу, подытоживает: «Это было так насладительно!»

У Майи Борисовны своя игра с Александром Сергеевичем. Ей скоро 100. Инсульт, деменция, дисфагия, дисфония. Читаем для тренировки речевого выдоха, а главное, для души «Сказку о Царе Салтане»:

Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.

И тут у вечно молодой и игривой Майи возникает логичный вопрос: «Ага! Это, значит, когда они познакомились?! Ну-ка давай считать!»

Мысль пошла! И она сама нашла ответ, хотя обратное перечисление месяцев в ее состоянии — дело совсем не простое.

Реабилитация чувством фото

Юрию Григорьевичу тяжело дышать и глотать, поэтому ему установлена трахеостомическая трубка. С ней невозможно голосообразование. На короткое время, когда позволяет состояние, можно использовать голосовой клапан, чтобы выразить словом самое необходимое. Устанавливаем клапан — сатурация в норме, кашля впервые нет, не тошнит, и Юрий Григорьевич читает «Сына артиллериста» Константина Симонова, хотя силы одного выдоха с трудом хватает пока только на три-четыре слова:

Держись, мой мальчик: на свете
Два раза не умирать.
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла! —
Такая уж поговорка
У майора была.

Виктор Васильевич в реанимации на ИВЛ читает губами Есенина:

Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?
Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.

Людмила Ивановна с грубой артикуляционной апраксией, когда язык, губы, небо не слушаются команд мозга, а мозг не получает обратной связи о том, туда ли встал язык, чтобы что-то произнести, умудряется понятно и с чувством читать: «Люблю грозу в начале мая». А в конце занятия спрашивает: «Откуда вы это знаете? Кто ваши учителя? Откуда вы знаете, что кому принести?»...

Не представляю, как бы формировала навыки дыхания, артикуляции, глотания, фонации, устной и письменной речи у людей после мозговых катастроф без системно-векторного восприятия пациентов, без собственных разбуженных особым текстом тренинга чувств... Как бы вообще смогла приблизиться к тем, кому так плохо.

Возможность почувствовать человека как родного, найти, какой текст вызовет в нем чувственный отклик и запустит всю цепочку восстановления или поддержит на уровне радостного, хотя бы иногда, существования дает право подойти к беде другого близко и надеяться хотя бы на грамм ее облегчить.

Реабилитация чувством литература фото

«После инсульта у многих меняется характер, с родными они начинают вести себя как дети, будучи полностью зависимыми и беспомощными, капризничают, обижаются или злятся на себя и на окружающих, моему Семену Семеновичу к тому же было невозможно смириться с тем, что теперь я надеваю ему носки, завязываю шнурки, кормлю с ложки и умываю! И опять обратились к литературе. Кто был признанным, по мнению папы, воспитателем, педагогом, на чьих произведениях воспитывали нас с братом? Антон Семенович Макаренко — именно он был папиным кумиром.

И тогда в ход пошла «Педагогическая поэма» — одна из любимых папиных книг. Сразу целую главу папе было не осилить выслушать, сложно было удержать внимание, я заранее выбирала куски самые трогательные, всегда вызывающие у нас с папой слезы, так мы с ним и ревели вместе — он через прикрытые ресницы, лежа в постели, а я, пристроившись рядом, обнимала его, постоянно вызывала у папы отклик, глубокий эмоциональный отклик на прочитанное, папе стало легче принимать помощь от нас, уныние стало отступать, папа улыбался!

И вот так по строчке, по куплетику, то «Федорино горе» Чуковского, то «Дядя Степа» Михалкова, то какие-то частушки — и я разговорила папу, растирая, разминая, восстанавливая подвижность в теле. Потом с полки достали уже «Чапаев» Фурманова для папы, а для мамы по вечерам был «Тихий Дон» Шолохова.

Близкие человека с инсультом нуждаются в такой же, если не большей, эмоциональной поддержке. Лучшей связи, чем через художественную литературу, создать было невозможно, постепенно вытесняли время, проводимое родителями у телевизора, или живыми разговорами, или чтением. А мы с братом, уложив родителей спать, читали запоем по ночам, как в далеком детстве. Так книги стали и нашим спасением».

Светлана Чуданова, Санкт-Петербург

Реабилитация чувством Часть 1. Музыка

Продолжение следует…

Автор публикации: Татьяна Кузьмина
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 224317 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

17 ноября

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 224317 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
17 ноября

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 224317человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 0
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X