Республика ШКиД - детский дом нашего времени
«Мы с мужем взяли двух мальчишек из детского дома. Неправда, что у детей в детских домах не хватает еды, игрушек и так далее — всего у них достаточно, но они ничего не ценят и не берегут, все ломают, ничему не хотят учиться».
В настоящее время количество сирот в нашей стране в несколько раз больше, чем после Великой Отечественной войны. Причем если в послевоенный период учреждения социального обеспечения для детей имели дело с круглыми сиротами, то сейчас социальные приюты и детские дома пополняют в основном дети, у которых родители живы и здоровы. В большинстве случаев они предпочли воспитанию детей «сладкую» жизнь. Алкоголь, наркотики, жизненный сценарий «украл — выпил — в тюрьму» с каждым годом увеличивают количество детдомовцев.
Казалось бы, дети, прошедшие через муки родительских запоев, познавшие голод и холод, попадая в комфортные условия приюта, сделают все, чтобы не повторить путь своих родителей.
Однако печальная статистика говорит нам об обратном (из неофициальных источников):
-
каждый пятый выпускник детских домов становится бомжом;
-
каждый седьмой выпускник детских домов попадает за решетку;
-
каждый девятый выпускник детских домов оканчивает жизнь самоубийством, а пытается покончить самоубийством каждый пятый;
-
примерно 30% учащихся и выпускников детских домов являются постоянными пациентами психоневрологических диспансеров и лечебниц;
-
20% выпускников детских домов становятся наркоманами;
-
лишь 2% (по другим данным около 10%) выпускников детских домов имеют нормальную судьбу.
Согласно данным Генеральной прокуратуры РФ:
-
10% выпускников российских государственных детских домов и интернатов адаптируются к жизни;
-
40% совершают преступления;
-
40% выпускников становятся алкоголиками и наркоманами;
-
10% кончают жизнь самоубийством.
Почему детдомовцы, по сути являющиеся государственными детьми, не вырастают достойными гражданами общества? Что мешает им жить полноценной жизнью?
Обычно сетуют на то, что более 10% детских домов и школ-интернатов находятся в ужасном состоянии и не имеют элементарных условий проживания, нуждаются в капитальном ремонте. Положенное сиротам жилье от государства не обеспечивается на должном уровне. Бытие же, как известно, определяет сознание, поэтому дети не привыкли и не знают, что можно жить в других реалиях.
Кроме того, огромная проблема состоит в том, что те люди, которым доверено воспитывать и обучать сирот, очень часто пользуются их беззащитностью с корыстными целями и не выполняют свои прямые обязанности.
Денег государством выделяется на нужды детских домов не так уж и мало, но мало средств доходит по назначению — вечная российская проблема взяточничества, мошенничества, воровства.
Особую сложность нынешних сирот видят в их ущербном генофонде. Кто их родители? — Алкаши и наркоманы. Разве могут они родить здоровых детей?!
Более того, детдомовские дети не приучены к взрослой жизни, они не умеют делать самого элементарного. К примеру, помыть посуду, приготовить еду не могут — им по санитарным нормам запрещено заходить на кухню. Сироты растут с чувством, что им все должны принести на блюдечке с голубой каемочкой.Нахлебники общества.
«Мы с мужем взяли двух мальчишек из детского дома. Неправда, что у детей в детских домах не хватает еды, игрушек и так далее — всего у них достаточно, но они ничего не ценят и не берегут, все ломают, ничему не хотят учиться».
Уполномоченный по защите прав ребенка Павел Астахов не так давно высказал мысль, что все детские дома в России необходимо закрыть. Это детские тюрьмы. С государственного обеспечения в приюте сироты перекочевывают в большей своей массе на новое государственное обеспечение уже в места лишения свободы, что крайне нерационально для государства и всех российских налогоплательщиков, негуманно для общества.
Предлагается всех детдомовцев раздать по приемным семьям, где их будут любить, воспитают нормальными людьми.
Многие эксперты не верят в то, что возможно на деле закрыть все детские дома и приюты, нет стольких желающих взять себе приемных детей. Неужели вся надежда на иностранные семьи, которые, по статистике, усыновляют российских детей в пять раз больше, нежели сами россияне?
Можно, конечно, уповать на Запад или брать пример с Китая, где нет ни домов престарелых, ни детских домов, а можно вспомнить свой положительный опыт воспитания сирот.
Так, среди почти 3000 воспитанников детских домов под руководством А. С. Макаренко не известно ни одного случая рецидива, при этом многие из сирот в своих воспоминаниях говорят о том, что они были счастливыми людьми, не чувствовали себя ущербными, неполноценными, изгоями общества.
«У простых детей родители — обычные люди, а у них вместо мамы и папы — советское государство». Сироты ощущали себя в безопасности, были уверены в завтрашнем дне, смело смотрели в будущее.
Несмотря на то, что деятельность Макаренко и его последователей была эффективна, во многих педагогических учебниках его педагогику окрестили «тюремной» и рассматривают в разделе «История педагогики». При этом современные гуманистические методы, как свидетельствует статистика, не работают.
Понятно, что под копирку использовать старый опыт не имеет смысла — новые поколения отличаются от предыдущих, времена изменились и нравы, но то, что приемные семьи не решат проблему печальной участи сирот, тоже очевидно. Государство переложит ответственность за воспитание детдомовцев на плечи семьи — и все. Приемных родителей необходимо учить правильно воспитывать детей, если мы хотим получить положительный результат.
Коренным образом изменить ситуацию с воспитанием и адаптацией детей-сирот может тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Во-первых, системно-векторная психология позволяет понять, что врожденные свойства людей не передаются по наследству, следовательно, не так значимо, кто были родители сирот.
Во-вторых, она дифференцирует всех людей по их природным задаткам, векторам и помогает точно определить правильную траекторию воспитания детей, развить по максимуму их врожденный потенциал. Соответственно, это позволит создать наилучшие условия для их социализации в обществе, адаптации к современной жизни.
Главной ошибкой современных детских домов является то, что дети растут на всем готовеньком, им не нужно прикладывать никаких усилий. Им дают деньги, но не учат их зарабатывать. Дети в этом случае, находясь в тепличных условиях и будучи оторваны от реалий жизни, не развиваются.
Согласно «Системно-векторной психологии» врожденные особенности человека развиваются до пубертата, потом происходит их реализация. Получается, что детдомовские дети, как животные в зоопарке, не научаются важным для жизни умениям, навыкам. А потом их из «клеток» выпускают в «джунгли».
Они не умеют элементарного: готовить себе поесть, заботиться о чистоте и порядке в доме, следить за своими вещами, распоряжаться деньгами. Все это делали за них взрослые, при этом втолковывая мысль про то, что они «ущербные», растут без родителей, бедные и несчастные. После этого детдомовцы закономерно полагают, что им теперь все по жизни должны помогать и обеспечивать.
Кроме того, из-за изолированности детских домов они не получают навык общения с людьми не из их окружения, что сказывается на всей дальнейшей жизни. Они не научаются выстраивать взаимоотношения с коллективом и не развивают свои врожденные свойства, а значит, в будущем не могут адаптировать ландшафт.
Системно-векторная психология показывает, что переоценить период до и во время пубертата в жизни каждого человека невозможно. Неважно, где проходит этот период, в детдоме или в родительской семье. Важно, получает ли ребенок возможность правильно развиваться.
Системно-векторная психология показывает, что переоценить период до и во время пубертата в жизни каждого человека невозможно. Неважно, где проходит этот период, в детдоме или в родительской семье. Важно — получает ли ребенок возможность правильно развиваться. Избежать случаев превращения воспитанников детдомов в воров, равно как и в преступников любого другого типа, крайне просто. Для этого достаточно:
-
создавать адекватные ограничения для кожных детей (чтобы у них развивалась дисциплина, которую впоследствии они применят на ландшафте как организаторы и руководители);
-
хвалить и воспитывать старательность и профессионализм в анальных детях (тогда в будущем они найдут себя как профи в самых разных областях жизни);
-
поощрять чувственность и умение сострадать в детях зрительных (и тогда они вырастут во всех смыслах интеллигентными и тонким натурами);
-
приучать мышечных детей к физическому труду (и тогда они не пойдут мышечной массой в преступные группировки).
Каждому вектору нужно обеспечивать адекватные условия развития. И тогда в будущем такой человек сможет легко себя реализовать, несмотря ни на какое прошлое.
Системно-векторная психология может изменить ситуацию и с подбором персонала в детские дома. Речь идет о выборе людей, отдающих своему делу душу, по-настоящему любящих детей. Мы знаем, что это люди с развитыми кожным, анальным, зрительным векторами. Так развитая кожная воспитательница будет адекватно ограничивать детей, привьет им дисциплину и ответственность. Анальные педагоги передадут опыт, накопленный поколениями, обучат ремеслу. Учитель со зрительным вектором воспитает в детях необходимый культурный уровень.
С системно-векторной психологией мы знаем, как уберечь детей от проходимцев и мерзавцев, влезающих в эти учреждения с целью реализовать свои грязные желания или нажиться на других. А именно: оставить детдомовцев без законного жилья, брать взятки от иностранцев и отправлять здоровых детей за границу, проводить различные денежные махинации с целью личного обогащения.
Известны даже случаи, когда директора детских домов поощряют своих воспитанниц на занятие проституцией. Люди с неразвитым кожным вектором воруют все, что плохо лежит. Для них деньги не пахнут, а детские слезы ничего не стоят. И чтобы отличить их, владея системным мышлением, вам понадобится пять минут, а не десяток загубленных жизней. Также легко обнаружить и фрустрированных анальников, которые приходят в детские дома реализовывать свои похотливые желания, — педофилов и садистов всех мастей.
Сколько случаев насилия над приемными детьми мы знаем, случаев, когда детей в семьи берут только ради денег и детских пособий! Это опять-таки люди с неразвитым кожным вектором. Только им может прийти в голову кормить детей просроченными продуктами ради экономии, ограничивать приемных детей в передвижении — посадить на цепь, чтобы лишнего не съели, ничего не сломали и время у родителей не отнимали на присмотр за ними. А фрустрированные анальные мамы способны срываться на приемных детей, проявляя всю свою жестокость. К примеру, одна такая «мама» вкалывала приемной дочке успокоительные средства, а потом избивала ее.
Системный подход изменит и отбор приемных семей, впервые предоставляя возможность полностью избегать таких ситуаций.
Действенная методика работы с детьми способна решить проблемы приютов и детских домов. Для этого не нужно изобретать велосипед, создавать райские условия для жизни сиротам — нужно все силы направить на организацию правильного воспитания детей в соответствии с их врожденными свойствами, чтобы они не пополняли отстойники общества, а стали людьми, которыми можно было бы по праву гордиться.
А до тех пор, пока детей будут воспитывать «по старинке» или «на западный манер», не учитывая современные требования общества, наш менталитет, не будут давать детям реализовывать свою самостоятельность, свой потенциал, мы так и будем иметь печальную статистику суицидов, пополнение детдомовцами тюрем и списков бомжей, наркоманов.
Корректор: Галина Ржанникова
Как педагог с 13-летним опытом, в свое время два года обучавшийся в пед.лицее на базе школы-интерната и впоследствии работавший в интернате, смею утверждать: не хватает, ох, как не хватает системного подхода в организации работы детских домов и школ-интернатов - как социальных, так и специализированных. А ведь материальная база это не самое главное: при мудром подходе, при наличии талантливых педагогов из интернатов выходят талантливые специалисты!
Материальная база детских домов - не главное, однако и она должна быть современной. А уж качество персонала, педагогов добиться гораздо сложнее, чем м.т.б. обновить. Подготовить кадры, вооружить их действенной методикой - задача, от решения которой зависит не только будущее детдомовцев, но и наше с вами будущее.
Вначале приют, потом их распределяют в детские дома. Постоянная смена школ. Немой вопрос "Почему?" не предусматривает для них ответа. Они живут, чтобы выжить.
Когда стоит задача выжить , нет задачи Развития. Увы.