Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Советское кино в годы войны. Часть 1. Когда искусство укрепляет дух

Чтобы искусство смогло выполнять свою функцию сохранения нравственных и культурных ценностей народа и в военное время, Советским Правительством было принято решение об эвакуации союза писателей, художников, других творческих коллективов, театров, консерваторий, киностудий вглубь России и в столицы республик Средней Азии и Казахстана. Там творческой интеллигенции были созданы условия, в которых она включилась в активную работу ради всеобщей цели – приближения Победы...

Неожиданное нападение фашистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года за короткий срок изменило жизнь всей страны. За 14 лет относительно мирного существования советские люди гарантированно получали от государства ощущение защищенности и безопасности, которое было утрачено в первые же часы войны.

От Правительства требовались решительные военные действия, направленные против врага, и конкретные меры, способные поддержать граждан СССР.

В самые первые дни войны люди не имели возможности получать полную информацию о том, что происходит на фронтах и в оккупированных районах. Тогда еще никто не знал о героической обороне Брестской крепости воинами Красной армии, о первых таранах в воздухе, предпринятых советскими летчиками в небе над Белоруссией и Украиной.

«Братья и сестры!»

Сталинское радиообращение к народу, прозвучавшее через уличные репродукторы только 3 июля 1941 года, начиналось почти библейскими словами «Братья и сестры!» Подсознательно немногословный Сталин выбрал самую выразительную речевую форму, способную сосредоточить слушателей на главных смыслах своего воззвания.

Выживание советских людей, рассредоточенных на 1/6 суши, было возможно только через консолидацию всего народа вокруг ядра, которым на тот момент являлась ВКПБ и сам Сталин. На первом этапе следовало успокоить население и внушить ему уверенность в нашей безоговорочной победе. Эту функцию взяли на себя газеты, радио и кинематограф. Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает увидеть механизмы влияния искусства, в том числе кино, на массы людей и раскрыть причины, по которым это влияние вдохновило нас на Победу.

Кадры решают все

Практически вся советская творческая и писательская интеллигенция получила от Сталина бронь. Это значит, что она не была призвана в ряды Красной армии для борьбы с врагом. «Отец народов» хорошо понимал, что из пианиста, скрипача или кинорежиссера вояка никакой.

Советское кино в годы войны

Зато обонятельный Сталин, умело распоряжавшийся кадрами, точно знал, как важен хороший специалист на своем месте. Бессмысленность использования кадров не по назначению способна привести к сбою большого механизма под названием «Государство». Обонятельник, используя способы принуждения и поощрения, и даже просто одним своим присутствием заставляет каждого члена общества выполнять свою видовую роль. Первобытный закон, не устаревший по сей день, гласит, что от коллективного труда, в который вкладывается каждая особь, зависит выживание стаи в целом.

Чтобы искусство смогло выполнять свою функцию сохранения нравственных и культурных ценностей народа и в военное время, Советским Правительством было принято решение об эвакуации союза писателей, художников, других творческих коллективов, театров, консерваторий, киностудий вглубь России и в столицы республик Средней Азии и Казахстана. Там творческой интеллигенции были созданы условия, в которых она включилась в активную работу ради всеобщей цели – приближения Победы.

Боевые киносборники

Таким образом, киностудии, эвакуированные в Алма-Ату, Ташкент и Ашхабад не сократили выход фильмов. Государство, ведя одну из самых кровопролитных войн, находило средства для финансирования студий, поэтому кинопроизводство в СССР свернуто не было. Кино только на время изменило тематику и увеличило жанровое разнообразие. На смену полнометражным картинам пришли короткометражки и киноконцерты.

Выразительность сюжета и лаконичность призывов, в стиле революционных слоганов, легко запоминались и бойцам, уходящим на фронт, и гражданскому населению. «Все для фронта, все для победы!» – эти слова звали и в бой, и к станку. Под таким лозунгом невозможно схалтурить. Режиссер отвечал за каждый кадр отснятого материала.

В первые дни войны все советские кинематографисты, не дожидаясь распоряжений сверху, включились в работу по созданию новых проектов, непохожих на довоенные. Боевые киносборники агитационного характера преследовали цель поднять патриотический и боевой дух советского народа.

Кино как визуальный инструмент пропаганды, в первую очередь, требовал новой художественной формы – простой, понятной, легко узнаваемой. На экране снова появились любимые киногерои, согласно сюжету поставленные в новые предлагаемые обстоятельства военного времени. Это были уже известные Максим (Борис Чирков) из к/ф «Выборгская сторона», письмоносец Дуня Петрова (Любовь Орлова) из к/ф «Волга-Волга», солдат Швейк – герой книги Ярослава Гашека и многие другие.

Пушки и танки фашистов громят,
Летчики наши на запад летят.
Чёрного Гитлера подлая власть
Крутится, вертится, хочет упасть.

Борис Чирков 1941
Советское кино в годы Великой Отечественной войны

Они изобличали, высмеивали врага, представляя его утрированно-карикатурным. Киногерои вдохновляли словом и песней, призывали советский народ на защиту Родины, звали к мести за сожженные города и поруганные земли Советских республик – Украины и Белоруссии.

«В Ленинграде горели Бадаевские продовольственные склады, начались бомбежки, а мы сочиняли и снимали для фронта. Важно было одно: экран, повешенный в землянке на двух шомполах, воткнутых между бревен, должен был воевать», – вспоминал кинорежиссер Григорий Козинцев.

С профессиональной точки зрения, боевые киносборники не отличались высокой художественностью. Однако вклад, который они внесли в поднятие боевого духа бойцов на фронте и советских людей в тылу, невозможно переоценить.

Мы жить во славу Родины умеем, в защиту Родины мы жизни не жалеем!

В этих призывах раскрылись все свойства русского уретрально-мышечного менталитета, которые особенно ярко проявляются в период войн отвагой, смелостью и готовностью людей отдать свои жизни ради защиты Родины, ради справедливости и мира на Земле.

Уретрально-мышечный менталитет присущ любому гражданину, выросшему на территории бывшего СССР, даже если в наборе его векторов отсутствует уретральный. Система уретральных ценностей, привитых нам родителями и обществом, образует в нашем сознании уретральную ментальную надстройку, которую мы несем по жизни и передаем следующим поколениям.

На время из театров и кино исчезла лирическая тема. Ее заменили патриотические спектакли и фильмы. Картины о любви, которые снимали звуко-зрительные кинорежиссеры для зрительных людей, ушли на второй план. Новые проекты были призваны мобилизовать внутренние силы каждого гражданина страны, поднять степень уретральной отдачи по принципу: «Моя жизнь ничто, жизнь стаи – всё».

Вот эту систему ценностей, основанную на справедливости, милосердии и самопожертвовании, призвано было отразить кино второй половины 1941 года.

Изначально боевые киносборники включали в себя от 4 до 5 короткометражных фильмов. Идея их создания состояла в быстром производстве недорогого наглядно-агитационного киноматериала, отражающего поведение любимых киногероев в событиях первых дней войны.

Что такое? Was ist das?
Немцы драпают от нас

Меньше чем за неделю до начала Великой Отечественной войны прошла премьера первого короткометражного фильма «Киноконцерт 1941 года». Это была одна из последних мирных работ киностудии «Ленфильм», состоявшая из хореографических, музыкальных и вокальных номеров в исполнении звезд советской оперы, балета и эстрады.

В «Киноконцерте» снимались самые известные и любимые артисты – балерина Галина Уланова, пианист Эмиль Гилельс, оперный певец Сергей Лемешев, исполнительница народных песен Лидия Русланова и многие другие.

Советское кино в годы ВОВ

Этот фильм снимался с целью его показа на дальних рубежах Родины, куда не могли добраться московские и ленинградские артисты. Только кино давало жителям огромной страны возможность увидеть на экранах кинотеатров своих кумиров и наслаждаться их искусством.

Изначально «Киноконцерт» был создан с просветительской, культурной целью, которую обычно и реализуют люди со зрительным вектором. Во время войны музыкальный сборник получил название «Концерт фронту» и стал не менее мощным оружием, чем боевые киносборники.

Казалось, что в создание «Концерта фронту» включились все оральные артисты страны. Шутки, издевки над врагом вызывали хохот у зрителя. Смех, вызванный разудалыми частушками и выступлениями Михаила Жарова, Владимира Хенкина, Аркадия Райкина, снимал стресс войны, помогая держать сверхстресс на передовой и в тылу.

Чтобы дать фашистам жару
И зажарить как сморчков,
Будет петь частушки Жаров,
С ним на пару Н. Крючков.

По-обонятельному мудрым было решение Сталина сохранить звуко-зрительную творческую интеллигенцию, мобилизовав ее для борьбы на культурном фронте.

Лирические и патриотические песни в исполнении кожно-зрительных певиц и актрис высочайшего уровня культуры и чувственности эмоционально стимулировали бойцов Советской армии. Они пробуждали в солдатах самые высокие чувства, безграничную любовь к своим далеким любимым и необратимую готовность жертвовать собой ради защиты родного дома, Отчизны, победы над врагом.

И текст, и музыка, и голос, и сами исполнительницы поднимали дух солдат, выводили бойцов на такую эмоциональную высоту, на которой ценность жизни всего народа ощущалась выше ценности собственной жизни, что абсолютно комплементарно нашему уретральному менталитету, в котором жизнь стаи всегда превыше собственной. В таком состоянии каждый боец был готов отдать свою жизнь за других, такая армия была непобедимой!

Увидеть Русланову – и умереть не страшно

Летчики, ветераны Великой Отечественной войны, вспоминали, как возвращаясь с боевых заданий обратно в эскадрилью, чтобы не сбиться с дороги, держали курс по «Радиокомпасу» – бортовому радиопеленгатору. Навигация велась по сигналам наземных радиостанций, которые часто передавали песни Лидии Андреевны Руслановой, Клавдии Ивановны Шульженко, Любови Петровны Орловой.

Певицы с концертными бригадами были частыми гостями на фронтах, выступали перед бойцами, моряками, летчиками, ранеными в госпиталях. Им верили, их любили и ждали.

Советское кино во времена Великой Отечественной войны

Однажды боец, слушая на граммофоне пластинку с песнями в исполнении Лидии Андреевны Руслановой и не зная, что рядом с ним стоит знаменитая народная певица, признался: «Хорошо поет! Вот увидеть бы ее одним глазком, а там и помирать не страшно».

В мирное время на концерты этих исполнительниц и билета было не достать, а в военное – их голоса и сценический образ становились путеводной звездой, ведущей к Великой Победе.

Часть 2. Когда искусство помогает выжить

Автор публикации: Светлана Фронтцек, системный психолог,
член Международной ассоциации журналистов
Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии
Уже идут 35922 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 
Комментарии 0 Отправить комментарий