Страх публичных выступлений. Здравствуй, сцена! Ты – мой друг
Довольно часто нам в нашей жизни приходится иметь дело с различного рода выступлениями: проводить презентации и переговоры, защищать диплом, выступать перед большой аудиторией в университете, даже на родительском собрании и то слово нужно брать. Да и вообще, перед энным количеством людей вещать нет-нет да приходится. Есть те, кто себя в таких ситуациях чувствует как рыба в воде: хоть один, хоть два человека, хоть тысяча — все под знаком равенства. Как говорит героиня Веры Алентовой в фильме «Москва слезам не верит»: «Научился руководить тремя (людьми) — потом уже число не имеет значения». Так и здесь: количество слушателей в аудитории уже не важно; если ты научился говорить перед десятью — сможешь и перед тысячей.
Так вот, почему же у одного публичное выступление вообще не вызывает стресса, а другого до обморока доводит уже одна мысль, что нужно говорить перед аудиторией: колени начинают дрожать, руки становятся мокрыми, пропадает голос, а прямо перед выступлением нервы сдают настолько, что человек просто не может выйти на сцену из-за ступора или предобморочного состояния? И такие люди вроде работают над собой, посещая различные тренинги и выполняя все рекомендации: выступают перед зеркалом, используют успокаивающие медитации, тренируют свою речь перед пустым большим залом, представляя, что зал полон, и привыкая к сцене. Вот только пользы от этого никакой.
Для многих людей боязнь публичных выступлений превращается в настоящую проблему и препятствие для дальнейшего развития. Они идут на все, лишь бы побороть в себе робость и страх. Вот здесь-то и «собака зарыта». Ошибка в том, что люди работают над следствием, тогда как нужно устранить причину страха выступлений. Так каковы его причины?
Психологи ответа не дают — какой с них спрос, они сами не знают. Могут долго рассказывать сказки бабушки Арины, а сделать ничего не могут. Только по ту сторону стола от психолога человеку не легче: через неделю состоится мероприятие или нужно быть в строю, например на презентации нового проекта, от которого зависит дальнейшая карьера. И что делать? В любой момент проект может оказаться под угрозой срыва: все готово, а необходимость презентовать его перед высшим руководством вызывает ужас. Это не просто легкое волнение перед неизведанным, а оцепенение страхом.
Боязнь выступать перед аудиторией присуща только людям со зрительным вектором. По природе это экстраверты, демонстрирующие себя повсюду. Сцена — это их второй дом. Если они правильно прошли допубертатный и пубертатный период, то их со сцены просто не выгнать. Дай только микрофон в руки — эстафету никому не передаст. Однако пройти период созревания правильно везет не всем: эти же самые зрительные люди, у которых развитие пошло по другому, неблагоприятному сценарию, боятся выступления, избегают сцены. Нужно понять, в чем причина.
В корне своем за всеми зрительными страхами стоит один исконный страх — страх смерти. От этого врожденного страха, часто проявляющего себя как страх темноты (в темноте черная рука может утащить под кровать — не увидишь), зрительному ребенку нужно помочь избавиться, выводя этот страх в эмпатию: страх за других, сострадание другим. Однако такие простые правила до сих пор знает крайне малое число родителей. Именно поэтому происходят такие дикие вещи, как, например, совместные походы со зрительным ребенком на похороны или чтение ему каннибальских сказок.
Нужно понимать, что зрительному ребенку достаточно один раз побывать на похоронах, увидеть этот символьный ряд (венки, черные ленты, гроб, стоящий на стульях) и, самое главное, почувствовать этот специфический запах, который исходит только от мертвого, чтобы в один момент из активного ребенка, выступающего в детском саду на всевозможных мероприятиях, превратиться в свою полную противоположность. То, что он видит на похоронах, бьет напрямую по его психическому. Как именно?
В природе легко становится жертвой самое заметное животное — то, которое активно себя проявляет наружу. Чтобы не быть съеденным хищником, оно прячется. У зрительника, как уже говорилось, главный страх — страх смерти, страх быть съеденным хищником. После пережитого на похоронах ребенок остро ощущает, что, чтобы выжить во что бы то ни стало, нужно быть неприметным, сидеть себе тихо и не рыпаться, чтобы никто тебя не увидел. И, как следствие, этот природный экстраверт кардинально меняет свое проявление во внешнем мире. Мы получаем совершенно иное поведение: страх перед людьми, стеснительность, социофобию, боязнь проявлять себя в коллективе.
Родители не виноваты, и никто не виноват. Вопрос — что делать дальше? Выход есть только один: снять с себя все якоречки, приобретенные в детстве. Так что, если в статье вы узнали себя, добро пожаловать на тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана проработать корень своего страха. И, как результат, не просто научиться выступать, а научиться получать настоящее наслаждение от сцены и грома аплодисментов.
Корректор: Алёна Зееманн