Страхи у детей. Когда психолог не помогает
Ко мне подошла Ариша, обняла и заплакала. Сегодня ей снова было нелегко идти в детский сад. Мама пообещала забрать ее до сна, но спустя минуту после ухода мамы Ариша уже начинала скучать. Ей всего 3 с половиной года — это маленькая добрая девочка с большими красивыми глазами. Уход мамы она всегда очень сильно переживает и часто плачет. Когда остальные дети суетятся на ковре с игрушками, Ариша забирается ко мне на колени и глазами полными слез вопросительно смотрит на меня. Она не говорит об этом вслух, но в этих глазах я вижу страх потерять маму — самого любимого ее человека.
— Ариша, мама придет через несколько часов, ты поможешь мне расставить чашечки? — спрашиваю я. На ее лице расплывается улыбка, и она соглашается мне помочь.
— А можно я не буду кушать? Мы с мамой кушали дома.
— Но тогда твоя порция останется, и еда пропадет, — говорю я.
— А я ее Никите отдам, он мальчик сильный, ему для силы кушать много надо! — радостно заявляет она. — Он не будет против!
С Никитой она хорошо дружила и заботилась о нем, а он всегда ее защищал, потому что она самая маленькая в группе. С довольным лицом она убежала играть с детьми. До прихода мамы она уже не плакала. Но этот страх она переживает каждое утро, оставаясь в группе.
Детские страхи в психологии
Детям свойственно чего-то бояться. Эта эмоция возникает в ситуации потери состояния комфорта и безопасности. Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Для каждого ребенка связь с мамой очень важна. Когда рядом нет мамы, дети теряют ощущение безопасности и у них возникает страх.
Как только не пытаются психологи избавить детей от страхов! Они применяют различные приемы: игротерапию, сказкотерапию, арттерапию, куклотерапию... Они работают с детьми индивидуально и в группах, пытаются улучшить отношения в семье.
Мне приходилось сталкиваться с детскими страхами лично. Да и в моей работе воспитателя были дети, которые много чего боялись. Поэтому я всегда интересовалась различными методиками как педагог.
Есть такое мнение у психологов, что рисование страхов дает выход чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам детей. Якобы это перестраивает их отношение к различным ситуациям и делает более устойчивыми при встрече с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. Но, как показывает практика, эти методы дают слабые и кратковременные результаты или не дают результата вообще.
Даже спокойная реакция родителей на страхи ребенка не может избавить малыша от этих переживаний. Ни обсуждения с ребенком его страхов, ни описания чувств не решают проблему. Это не самая лучшая терапия.
Большое заблуждение, что чем больше ребенок говорит о страхах, тем меньше он боится. Наоборот, постоянное напоминание об объекте страха может негативно повлиять на ребенка.
Переубеждать его бояться чего-либо, делиться своим опытом избавления от страхов вообще бесполезно. Не все, что помогло когда-то вам, может помочь вашему ребенку. Психика детей уже другая, поэтому старые методы с ними не работают.
Мне, например, мама придумывала сказку, где героем была смелая девочка, которая побеждала страхи. Я боялась, что кто-то ночью влезет в окно, а мама придумала целую историю про то, как героиня победила незваного гостя с помощью игрушечного оружия, которое для такого случая всегда было наготове.
Но, разумеется, ни повышение моей самооценки, ни сказкотерапия, ни обсуждения страхов не помогали мне. Всю свою сознательную жизнь я боялась темноты и без фонарика с постели не вставала.
А вот моя знакомая рассказывала, что ее заставляли изображать свой страх на листе бумаги. Это задание она выполняла дома в течение двух недель. Потом ей предлагали подумать и изобразить на обратной стороне этого же листа, как она больше не боится данного страха. Это объяснялось тем, что таким образом ее бессознательный страх выводился на уровень сознания, и, размышляя над своим страхом, она должна была самоизлечиться.
Не добившись результата, психолог в присутствии ребенка брала лист с изображением страха и сжигала его со словами: «Вот видишь, от злого чудища осталась маленькая горстка пепла, а сейчас мы ее сдуем — и страх испарится». До сих пор знакомая в ужасе от этих занятий. Когда она избавлялась от одних монстров, появлялись другие.
Подумайте, стоит ли подвергать своего ребенка таким испытаниям?
Все ли дети способны испытывать страх?
Конечно, диапазон страхов необычайно широк и ограничивается разве что нашей фантазией. Недаром есть старинная русская поговорка «у страха глаза велики»— в нее заложен огромный смысл.
Как объясняет Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология», не всем детям присущ страх. Наиболее подвержены страху носители зрительного вектора. Увидеть вдалеке опасность и предупредить своим испугом других сородичей — вот истинная глубинная природа страха таких людей.
У всех людей есть глаза, но у зрительного человека они особенные — они позволяют замечать больше оттенков цветов, красоту природы, не упустить даже мелкие детали. Люди со зрительным вектором умеют наслаждаться и любоваться красотой нашего мира. Они способны замечать то, что не заметят другие: капельку росы на листке, особенный оттенок неба на закате и иные красивые моменты природы. Это касается красоты не только внешней, но и внутренней. Только они способны точно улавливать эмоциональное состояние человека.
Ариша очень любознательный ребенок. У нее образное мышление и богатейшая фантазия, что позволяет ей с легкостью воображать, фантазировать и рисовать свои фантазии. Она очень наблюдательна и способна заметить мелкое пятнышко на одежде или мелкие детали на картинках любимых сказок. Эти свойства подтверждают наличие у нее зрительного вектора.
Только дети со зрительным вектором, как никто другой, способны пугаться ни с того ни с сего.
То их пугает тень за окном, то они замечают НЛО. Они способны придумывать своих монстров, когда другие ничего этого не видят. Они прячутся с головой под одеяло, чтобы черная рука из-под кровати не смогла схватить и утащить в темноту.
Для ребенка со зрительным вектором это подобно рисованию на холсте. Нет картинки, а должна быть? — Нарисуем! У себя в голове. Так, зрительники боятся не только реальных угроз, но и нереальных, иллюзорных. Такие дети очень эмоциональные и страдают чаще всего от воображаемых угроз именно потому, что обладают большой фантазией и склонны придумывать и преувеличивать опасность. Некоторые всю жизнь могут спать с включенным ночником и не могут себе объяснить почему.
Если у вас растет ребенок со зрительным вектором — вам очень повезло. Ведь в потенциале он наделен прекрасным интеллектом, способностью искренне любить и сопереживать другим людям, помогать им. А задача родителей и педагогов — помочь ему правильно развить свои качества.
Как научить ребенка не бояться
В детстве важная задача родителей ребенка со зрительным вектором — перевести страх малыша за себя на сопереживание и сострадание другим. Если же ребенок сосредоточен на себе и своих страхах, он может остаться фиксированным на них и став взрослым.
Важнейшим условием правильного развития ребенка со зрительным вектором является теплая эмоциональная связь с мамой.
Раннее развитие детей через чтение соответствующей литературы поможет уберечь их от страхов и направить всю энергию на сопереживание любимым героям. Чем больше развит зрительный вектор, то есть способность сопереживать другому человеку, тем меньше становится страхов. Дети выносят свой страх наружу и переводят его в противоположное чувство — в любовь. Такие дети любят, когда им читают, но и сами способны очень быстро научиться этому. Стоит лишь заинтересовать ребенка, сказать, что родители не всегда могут читать ему сказки, но если бы он сам научился, то мог бы читать все, что ему интересно, без помощи взрослых.
Он будет получать огромное удовольствие от чтения книг, ведь так у него развивается фантазия и образный интеллект. Поэтому подберите для своего ребенка сказки, которые вызывают сопереживание и развивают чувственность. Например, такие как «Забавные животные» Веры Чаплиной, «История про кота Игнасия, трубочиста Федю и Одинокую Мышь» Людмилы Улицкой, «Девочка со спичками» Г.Х. Андерсена, «Лоскутик и облако» Софьи Прокофьевой. Такая литература развивает особое видение мира и учит сопереживать другим людям, то есть сосредотачиваться не на страхе за свою жизнь, а выносить эту эмоцию наружу — переживать за других людей.
Опасно покупать таким детям домашнее животное. Ребенок направляет все свои эмоции на животинку, обнимая и целуя ее. Для зрительного ребенка очень важна эмоциональная связь, и когда он не получает ее от родителей, то перемещает ее на домашнее животное. Самое опасное здесь то, что животные имеют свойство умирать: рыбка может всплыть брюшком вверх, а попугайчик улететь в окно, кошки и собачки могут убежать или умереть. А это означает обрыв эмоциональной связи.
Для зрительного ребенка потеря эмоциональной связи с домашним любимцем — это невыносимое страдание, тяжелая утрата.
Это самое страшное переживание для неокрепшей детской психики, которое нередко заканчивается возникновением близорукости.
На настоящую любовь, воспетую в литературе, способны только зрительники. Они создают эмоциональную связь с человеком, сосредотачивая на нем свое внимание. Они отдают свое чувство безвозмездно. Они же становятся волонтерами и помогают беспомощным старикам и детям. Это наивысшая степень развития зрительного вектора. Сострадая другим людям, человек со зрительным вектором перестает испытывать эти дикие, мучительные страхи, он научается по-настоящему любить.
Будущее вашего зрительного ребенка зависит только от вас. Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология» расскажет вам, как вернуть своему ребенку душевное равновесие, как правильно его развить и как избавить от страхов.
Узнать это вы можете на бесплатном онлайн-тренинге. Для участия необходимо зарегистрироваться.