Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Зависимость от компьютерных игр: как победить современный недуг?

Зависимость от компьютерных игр — это настоящая проблема современного человечества. Виртуальные игры затягивают, приковывают внимание, отбирают ценное время, которое просто проходит впустую. Есть ли лечение зависимости от компьютерных игр и как сделать так, чтобы оно помогло? Ответ на этот вопрос можно найти через понимание психологии тех, кто вовлечен в компьютерные игры больше, чем в реальность.

Зависимость от компьютерных игр - фото 1

  1. Кто и почему находится в зоне риска стать зависимым от компьютерных игр?
  2. В чем заключаются негативные стороны психологической зависимости от компьютерных игр?
  3. Почему у людей, которые зависят от компьютерных игр, бывают всплески агрессии и они делают перенос из виртуальности в реальность?
  4. Как полностью и навсегда избавиться от такой игровой зависимости?

Кто вы, уважаемый читатель? Озабоченный и опечаленный родитель, который ищет информацию о зависимости детей от компьютерных игр? Любящая жена или заботливый муж, которые обнаружили признаки игровой зависимости у своей второй половинки? А может быть, вы сами ощущаете эту зависимость и понимаете, что что-то в вашей жизни не так, что слишком уж много времени вы уделяете и слишком много значения вы придаете компьютерным играм?

Так или иначе очевидно одно: зависимость от компьютерных игр существует, это не выдумка и не надуманная шумиха вокруг несуществующей проблемы. Для самих зависимых игра — самая что ни на есть реальность, которая ведет к настоящим проблемам. Игра создает мир, в котором можно найти отдушину. Одновременно она мешает жизни и словно делает из человека изгоя — именно таким игрок рискует стать после многих лет зависимости от компьютерных игр. И симптомы, которые можно наблюдать у игрока, более чем пугающие даже для него самого.

Что делать? Как избежать зависимости от компьютерных игр? Где искать спасения? Есть ли лечение?

Прежде чем ответить на эти вопросы, давайте договоримся об одной условности. Мы не будем осуждать человека, который страдает зависимостью от компьютерных игр, а постараемся понять, почему игрока так влечет туда, в виртуальный мир. И именно через это понимание у нас получится найти ответы на обозначенные выше вопросы.

Я еду в троллейбусе. Возле меня парнишка лет 15 завис в планшете, умелыми пальцами пытается пройти сложнейший уровень своей игры. Мальчик сосредоточен на процессе, его упорное рвение к победе удивляет, его напряжение, с которым он подходит к игре, завораживает: такое ощущение, что сейчас, в данный момент, вся жизнь его зависит от победы. И нет ничего вокруг. И никого.
Я заглядываю в его экран через плечо и вижу: проиграл парнишка. В который раз, очевидно. Хотя наружу он не выражает никаких эмоций, на лице ни один мускул не дрогнул, я буквально ощущаю его злое разочарование. Но он времени даром не теряет: по-новому запускает тот же уровень. И снова в бой!
Парень словно бы проваливается в игру. Вот это жизнь! Красивейшая графика, прекрасно прорисованные до мельчайших подробностей персонажи, огромная скорость отклика на малейшее движение одним пальцем, — кажется, что игрок — сам Бог в этой игре.
Но вот в игру лезет мама парнишки. Она вдруг резко дергает его за плечо, кричит в ухо: «Наша остановка, пора выходить!» Именно в этот самый момент на экране происходит решающий эпизод. Наверное, тот, который мальчик проходил уже множество раз. И каждый раз проигрывал. Тот, за победу в котором он, наверняка, сейчас, в данный момент, готов отдать полжизни и полцарства, если бы оно у него было.
Парнишка продолжает играть, но мама тянет его, а троллейбус неумолимо начинает тормозить. Игрок не в силах отвести взгляд от экрана, он старается одновременно и играть, и встать, и пройти к выходу. И конечно же, случается конфуз. Парень задевает какую-то тачку бабки, по салону рассыпаются яблоки и выкатываются в уже открытые двери. Бабка охает, пассажиры недоумевают, парень и мать выкатываются из троллейбуса. И сквозь уже закрывающиеся двери я слышу мамины крики и причитания о том, что все внимание мальчика, вся его жизнь — в этой чертовой игрушке и в компьютере, что он плохо учится и не общается со сверстниками, что он настоящий отшельник. Ее голос срывается на визг, она буквально тащит ребенка, который выше ее самой на голову, за шиворот и что-то орет. Что — мне уже не слышно.
Удивительно, но мальчик так и не отрывает глаз от экрана. Он продолжает играть и, кажется, не слышит мать. А она, хотя и угрожает забрать игрушку у сына, не делает этого, потому что знает, какая неадекватная реакция может быть в ответ на это действие, в том числе и агрессивная.
Мне жаль маму, она ведь действительно хочет всего-то, чтобы сын был счастлив. Но еще больше мне жаль мальчика, потому что он тоже просто хочет, чтобы его оставили в покое.

В компьютерные игры играли, наверное, все. С помощью знаний тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана легко понять, что те, кто сутками проводит время за компьютерными играми, — это чаще всего люди, обладающие звуковым вектором. Именно у звуковиков есть целый набор характеристик, который и делает их потенциально зависимыми игроками.

Зависимость от компьютерных игр - фото 2

Для всех людей на свете, которые родились без звукового вектора, обычный мир — это вся жизнь. Такой человек с раннего возраста научается общаться с другими себе подобными, отличать растения и животных, извлекать пользу, выгоду из чего-то, создавать что-то качественное, строить города, жить в государстве. Для звуковика мир вокруг иллюзорен. Чем меньше звуковик сумел развиться, социализироваться, приобрести социальные навыки, тем более иллюзорным кажется ему окружающий мир.

Спасением зачастую становятся компьютерные игры: они подменяют для звукового человека реальный мир, вовлекая его в виртуальность, как в настоящую жизнь. Жизнь, в которой все по-другому, в которой можно по-настоящему (как кажется звуковику) жить. Там весь мир строится вокруг него, он решает, что в этом мире происходит. В нем он Бог и царь, почти Творец. Да и не мешают всякие телесные недостатки — например, запахи.

Казалось бы, ну что тут такого? Ну играет человек себе в игру — ну и пусть играет. Он же никому не мешает своим действием. Особенно когда речь идет о детях. Кто-то играет в реальные игры, а этот — в виртуальные. В чем разница-то? На самом деле разница есть, и она огромная.

Человек со звуковым вектором всю жизнь живет, особенным образом разделяя мир на внутренний и внешний. Для него как бы существуют две отдельные среды: одна — его душа, то, что он переживает внутри себя, и другая — мир вокруг него. Уже будучи маленьким, он отличает эти два мира друг от друга и тянется за пониманием, где лежит грань между ними. В шесть лет он задает вопросы: «Почему я родился?», «Что будет, когда я умру?», «Есть ли Бог и какой он?». И тот мир, который у него внутри, для него очень важен и ценен, а тот, что снаружи, — он снаружи, не изучен и часто враждебен. Когда маленького звукового ребенка правильно воспитывают, прививая ему мораль общества, развивая внутренние нравственные установки, у него формируются барьеры и принципы — именно они позволяют ему жить в обществе адекватным человеком. Но пока он маленький, пока этих границ еще нет, попадая в виртуальные игры, где стирается грань между явью и вымышленным миром, он все больше закрепляется в мысли, что внешний мир — это всего лишь иллюзия. Чем больше он зависает в играх, тем большим социальным неадаптантом становится. Все больше живя в своей иллюзии, он рискует никогда не получить ни моральные, ни нравственные ограничения, а значит, позволить себе все, что ему в какой-то момент захочется.

Если по 20 часов в сутки без перерыва палить из пистолета по персонажам, прорисованным до морщин, то постепенно происходит сдвиг, когда ненавистный реальный мир сливается с виртуальным. Возникает ощущение, что и обычные люди на улицах — это почти такие же персонажи и можно выразить свою ненависть к ним, просто нажав курок. Звуковик, потерявший связь с реальностью, может такое сделать. И ленты новостей время от времени взрываются жуткими сообщениями о массовых расстрелах.

Зависимость от компьютерных игр - фото 3

Окунаясь в виртуальную реальность, человек с ненаполненным звуковым вектором попадает в западню. Он перестает стремиться к выполнению своей роли, то есть фактически начинает деградировать как личность, социально полезный член общества. В то время как его самого такая жизнь устраивает, ведь приносит меньше дискомфорта. А в это время по-настоящему происходит вот что: он перестает учиться, плохо работает и становится обузой как для родных, так и для учителей или работодателей. От него все хотят избавиться, его избегают, и так постепенно он вытесняется из нормальной жизни. А это еще больше выталкивает его в игру, из которой уже никогда не хочется выходить.

Взрослый развитый человек со звуковым вектором, с головой «ушедший» в игру, еще имеет шанс выйти из нее. Ведь бежит он туда от депрессий, от своих звуковых вопросов и, наполнившись, может еще вернуться к полноценной жизни. А вот если ребенок изначально до пубертата не развивается, не получает морально-нравственную прививку от родителей и общества, живет в играх, то рискует навсегда перестать отличать реальность и виртуальность.

Если вы родитель ребенка или близкий человек того, у кого наблюдается зависимость от компьютерных игр

— усвойте одно: чем больше вы давите на игромана, чем больше пытаетесь переделать его, тем больше усиливаете дискомфорт в этом мире для него, тем самым еще больше толкаете его в игру. Насильно забрав компьютер, запретив игры, вы можете своими руками привести к катастрофе. Это не значит, что не нужно действовать. Необходимо, и не откладывая ни на день. Но не запретами и нравоучениями, а выманивая игромана из его виртуального пространства тем, что будет ему более интересно в этом мире.

Если вы сами ощущаете в себе зависимость от компьютерных игр и это настораживает вас

— имейте в виду, что вы не зря беспокоитесь. Да, зависимость от компьютерных игр — это действительно проблема. И да, она будет прогрессировать. Само собой все не пройдет и не рассосется, неважно какого вы возраста и пола. Но и отказаться от этого просто так, силой воли или через самозапрет, тоже не получится. Просто потому, что наш организм так не устроен: вы будете продолжать делать то, что доставляет вам удовольствие. А компьютерная игра это удовольствие вам приносит, хотя оно и небольшое (и кажется большим просто потому, что не с чем сравнивать). Избавиться от этого можно, только заменив удовольствие от игры чем-то большим по массе и значению.

 

Как избавиться или избавить близкого человека от зависимости от компьютерных игр?

Вылечить от зависимости от компьютерных игр человека или ребенка нельзя, просто отобрав игрушку или запретив ему играть. Это как лишить голодного еды, как забрать у жаждущего воду. Конечно, мы понимаем, что компьютерная игра — это плохой наполнитель для звукового вектора, как пресная овсянка для голодного, но она — все, что у него есть. Ничего, кроме агрессии и глухого непонимания, в ответ нельзя ожидать. Более того, запрет только усилит желание играть и этим самым мы еще больше вытолкнем его в игровую зависимость. А если еще и давить на игрока, кричать на него, принуждать к чему-то, напрягать его, то мы как будто бы сами, своими руками, его в виртуальный мир выталкиваем. Ведь там всей этой ругани и тупой суеты нет, ведь там хорошо!

Нужно не отбирать игру у зависимого от компьютерных игр, а предложить то, что будет на порядок выше, лучше, интересней. Если дать человеку более вкусную еду, он сам откажется от пресной овсянки.

Поэтому есть только один путь лечения зависимости от компьютерных игр, и он непростой. Звукового человека можно вытащить из игры, только дав ему ответы на его внутренние вопросы «Зачем?» и «Почему?». Кстати, отвлечь зависимого человека от компьютерных игр можно буквально за пару минут, просто заведя с ним разговор на тему смысла жизни и внимательно выслушав его соображения на этот счет. А у него их обязательно найдется множество, и многие из них — плохие и депрессивные, что неудивительно для подавленного звуковика. Но, привлекая его внимание вопросами, зацепляя его «наживкой», давая понять, что этот ответ существует, постепенно его можно вытащить из ямы игровой зависимости и привести к другой жизни.

Где же искать эти самые ответы на вопросы «Зачем?» и «Почему?». Они лежат в понимании человеческой природы, особенностей всех людей, их жизни, а главное — того самого звукового вектора, от которого и идут все эти душевные терзания. Об этом на тренинге «Системно-векторная психология» рассказывает Юрий Бурлан. Читает свои лекции он в режиме онлайн, так что каждый желающий может их посетить вне зависимости от места проживания. Каждый месяц проводятся бесплатные лекции, о ближайших датах узнайте тут.

Корректор: Алёна Зееманн

Автор публикации: Виктория Романова
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии. Уже идут 2494 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 2494 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 

Даты лекций будут
скоро назначены

Комментарии 0
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X