Истерика у ребенка: ответы психолога на вопросы родителей
Многие мамы спрашивают: что делать, если у ребенка истерика? Как себя правильно вести в острой ситуации? В чем же главная причина истерики у ребенка? Ведь формальные поводы бывают любые: не хочет есть или спать, не ту игрушку купили, забирают домой с прогулки…
Меня зовут Евгения Астреинова, я психолог. Работаю с детьми 12 лет.
Постоянные истерики у ребенка доводят до нервного истощения даже самых терпеливых родителей. В этой статье я отвечу на часто задаваемые вопросы о детских истериках.
— Если у малыша возрастной кризис, то его надо просто переждать или нужно менять тактику взаимодействия с ребенком? Где «предел нормы» в детских истериках: может, они указывают на расстройство нервной системы или психики, например такое, как аутизм?
— Прежде всего, стоит разграничить норму и патологию. Сегодня родители наслышаны о том, что постоянные истерики могут быть симптомом детского аутизма. Главное, что нужно знать родителям: истерика сама по себе никогда не является единственным признаком РДА. У детей-аутистов прежде всего нарушена сознательная и чувственная связь с миром. То есть существенно снижена способность понимать речь, выполнять просьбы. Снижен эмоциональный отклик ребенка на попытки заинтересовать его игрой или творчеством, чем-то увлечь. Заподозрить аутизм можно только на основании целой совокупности симптомов.
А в подавляющем большинстве случаев о патологии речь не идет.
— В чем же главная причина истерики у ребенка? Ведь формальные поводы бывают любые: не хочет есть или спать, не ту игрушку купили, забирают домой с прогулки…
— Дело в том, что к истерикам склонен далеко не каждый ребенок. От природы нам задан разный эмоциональный диапазон и, соответственно, разная способность испытывать некую палитру эмоций. Самый большой чувственный диапазон у обладателей зрительного вектора психики. У такого ребенка настроение может поменяться за секунду. Только что бурно радовался чему-то, а через миг уже безутешно рыдает по другому поводу. Сами по себе такие особенности не являются нарушением.
Бывает, что у мамы совершенно другая психика, она может быть малоэмоциональным, рационально мыслящим человеком — поэтому всерьез беспокоится, что такие бурные проявления чувств у малыша ненормальны. Но на самом деле широкий эмоциональный диапазон — это норма для детей со зрительным вектором, просто это требует правильного развития.
— Как развивать таких эмоциональных детей?
— В корне всех эмоций лежит одна, базовая, корневая, — это страх смерти. У зрительных деток мы ее наблюдаем как страх темноты.
В ходе развития ребенок учится трансформировать свой страх в сопереживание другому человеку. Каждому зрительному малышу предстоит пройти такой путь от рождения до пубертата.
Когда навыки сопереживания и сострадания развиваются адекватно и вовремя, зрительный ребенок вырастает чувственно развитым гуманистом, глубоко сопереживает всему живому. Если же воспитание чувств строится неверно, то психика ребенка фиксируется в состоянии страха за себя. Это приводит к тому, что истерики, тревожные состояния, страхи и фобии могут преследовать человека всю жизнь.
Развить у ребенка способность к сопереживанию нетрудно. Главное условие — чтение классической литературы на сострадание. Подойдут «Девочка со спичками», «Гадкий утенок» и другие сказки Андерсена. Рассказы о животных Бианки. «Белый Бим Черное Ухо» Троепольского. На каждый возраст есть свой перечень подходящих произведений.
Не нужно пугаться, если в процессе чтения ребенок заливается слезами, сочувствуя главному герою: это благотворные и целительные слезы. Чем больше слез сопереживания, тем реже вы будете видеть слезы истерики о себе самом у малыша.
— Для правильного чувственного развития будет достаточно чтения подходящей литературы?
— Литература — это основа воспитания чувств. Но это, конечно, не все. Есть то, чего делать категорически нельзя — например, пугать зрительного ребенка, даже в шутку. Особенный вред приносят «каннибалистические шуточки» в духе «кто у нас такой вкусненький», «иди, я тебя съем» и т. д. Даже если малыш с виду доволен, хохочет, визжит и убегает — его психике это наносит ущерб.
Корневой страх смерти связан именно с опасностью быть съеденным — хищником или каннибалом. И такие с виду невинные развлечения попадают прямиком в бессознательный страх ребенка. Фиксируют его психику в страхе за себя, а в дальнейшем провоцируют истерики.
Такой же ущерб наносят и сказки с сюжетом, где персонажа съедают («Колобок», «Семеро козлят» и т. д.). Зрительный ребенок очень впечатлительный, он способен живо представлять и проживать сказку. Это для вас колобок — кусочек теста, а для маленького фантазера это живой человек.
Есть еще одна тонкость: зрительные дети, как никто другой, восприимчивы к эмоциональному состоянию мамы. Они хотят вместе с мамой проживать сильные и глубокие чувства — поэтому читать нужно не просто вместе с ребенком, а быть по-настоящему вовлеченным чувственно в этот процесс.
И конечно, многое зависит от психологического состояния мамы. Когда у нее нет сил ни на что, в душе тоска, печаль, депрессия или обида — у детей утрачивается чувство защищенности и безопасности. Последствия этого могут проявляться по-разному, в том числе и в истериках у ребенка со зрительным вектором.
— Эти правила актуальны вне зависимости от возраста ребенка? Или есть все-таки возрастные особенности, возрастные кризисы?
— Возрастные кризисы — это определенные рубежи, своего рода значимые вехи в процессе созревания психики ребенка. Они, конечно, играют свою роль. Важно их отличать и понимать.
Например, 3 года — это значимый рубеж, связанный с тем, что малыш начинает осознавать свое «Я», отделять себя от других. В этот период начинаются сложности у родителей — как понять своего малыша? Особенности поведения проявляются у детей по-разному, в зависимости от их врожденных психических свойств.
Не у каждого ребенка в 3 года истерики. Дети с анальным вектором реагируют упрямством, с кожным — «негативизмом» (на любые предложения сыплют отказами). Но вовсе не обязательно это сопровождается слезами, перепадами эмоционального состояния и т. д. Последнее бывает только у детей со зрительным вектором. Поэтому если ваш малыш именно такой, особо эмоциональный, то в его случае нужно соблюдать все правила воспитания зрительного ребенка.
Возраст тут вторичен: если причину проблем не убрать — они закрепятся, и в будущем истерики могут продолжаться и в 7–8 лет, и позже.
— А что делать, если истерики у ребенка 3–4 лет представляют собой целый букет поведенческих проблем? Ведь часто слезы и крики сопровождаются протестами, упрямством, категорическими требованиями…
— Причина в том, что зрительный вектор не бывает единственным в структуре психики ребенка. Современные городские дети нередко являются носителями сразу 3–5 различных векторов. Каждый из них наделяет ребенка своими свойствами, желаниями. Каждый требует адекватного развития.
Например, для малышей шустрых, стремящихся быть во всем первыми очень важна дисциплина, система запретов и ограничений, четкий режим дня. Когда такому ребенку не хватает «рамок», он ведет себя беспокойно, пытается прощупать эти рамки, словно ищет где «предел» родительского терпения.
А дело не в терпении вовсе: ребенок никого не провоцирует специально. Он просто бессознательно пытается определить: что можно, а что нельзя. Ему это необходимо, чтобы чувствовать себя спокойно и в безопасности. Но на практике часто получается, что это доставляет массу проблем родителям. Например, когда нет четкого режима дня — такого ребенка трудно уложить вечером. Даже если глаза слипаются, он продолжает капризничать и отказывается ложиться.
Если вы не обсудили с ребенком заранее, что именно готовы купить ему в супермаркете, то он тянется ко всему подряд, требует взять все, что хочет, скандалит. Если один родитель запрещает, а другой позволяет что-то — это тоже провоцирует ребенка постоянно нарушать запрет — а вдруг родители «сдадутся»?
Но важно помнить, что все хорошо в меру. Запреты должны быть адекватными, не должны сыпаться из маминых уст постоянно. Слово «нет» вообще самое стрессовое для психики ребенка, ведь наша психика — это сплошное «хочу». Лучше заменить «нет» на другое слово, и если уж что-то запрещают — взамен должна звучать альтернатива: что можно.
— Действительно, бывает, что ребенок всего неуемно хочет и постоянно требует. Но ведь есть и другие ситуации: когда он не хочет вообще ничего, что бы ему ни предлагали. Что делать?
— Бывает, что сами предложения от родителей сыплются одно за другим, так, что ребенок просто не успевает ничего по-настоящему захотеть. Любому желанию надо дать сформироваться, оформиться. Важно, чтобы ребенок не только почувствовал желание, но и научился прилагать усилия для того, чтобы получить желаемое.
Сегодня, в эпоху потребления, мы много можем предложить своим детям. И самые лучшие мамы стараются изо всех сил. Получается примерно такая картина:
— Ты будешь сок?
— Да.
— На, попей.
— Нет, не хочу сок.
— А гулять пойдем?
— Да.
— Давай собираться.
— Нет, не хочу гулять.
Здесь более разумно будет дать ребенку время, чтобы желание созрело. Захотел гулять — скажите, что вам сначала нужно помыть посуду. Пусть немного подождет. Пока моете посуду, расскажите ему, как замечательно будет кататься на каруселях в парке, куда вы пойдете. Это подогревает его желание, растит его. Потом можно сказать ему, что вы успеете на прогулку, только если он сам оденет ботиночки и т. д. Если с умом подогревать желание малыша — на прогулку он побежит, как на праздник.
— А как бороться с упрямством ребенка, спорами по любому поводу?
— К упрямству больше склонны дети неторопливые, обстоятельные. Им нужны свои условия воспитания. Им важно доделывать все до конца, иметь достаточно времени для того, чтобы освоить любой навык. Это природные консерваторы. Все новое — стресс для такого малыша, поэтому ему всегда нужно больше времени, чтобы адаптировать любые перемены.
Упрямство у таких малышей проявляется чаще всего, если ребенок живет в несвойственном ему ритме жизни: когда его подгоняют и торопят. Не дают закончить начатое, прерывают в речи.
Так что ответ на вопрос, как справиться с истериками ребенка, напрямую зависит от всех свойств психики ребенка. Чем точнее мы понимаем психику своих детей, тем точнее выстраиваем свои отношения с ним.
Многие мамы спрашивают: что делать, если у ребенка истерика? Как себя правильно вести в острой ситуации?
— Чтобы истерика не длилась долго, маме нужно вести себя спокойно и дружелюбно, даже если в этот момент приходится нести орущее чадо под мышкой домой. Естественно, ребенка нельзя бить и нельзя на него кричать. Каждая любящая и заботливая мама сама это прекрасно знает.
Но одно дело знать, а другое — выполнить. Любую маму изматывает постоянное повторение таких ситуаций. Одно дело — выдержать разовую истерику и вести себя спокойно. И совсем другое — жить с ежедневными и многократными истериками ребенка, когда маме не помогают уже никакие успокоительные.
Наладить жизнь на длинной дистанции поможет только собственная психологическая компетенция мамы. Посещения психологов — вчерашний день. Все больше мы понимаем, что в каждой отдельной ситуации бегать к психологу не получится — нужно самому знать и понимать, что делать.
Задачу, как справиться с истериками ребенка, способна разрешить любая мама — если она знает, как устроена и работает психика малыша, а значит, понимает причины его поведения. Послушайте, что об этом говорит Христина:
Сегодня освоить необходимую базу психологических знаний не составляет труда: это просто и быстро. Те мамы, которые освоили эти знания, делятся невероятными позитивными результатами в поведении своих детей.
«Уменьшились истерики, а в те моменты, когда дочка начинает плакать или чего-то бояться, я лучше понимаю, как следует действовать. В результате она успокаивается быстрее, чем раньше. Чаще начала меня обнимать, целовать и брать за руку...»
«Благодаря знаниям, полученным на полном тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, я понимаю свойства психики своего ребенка. Я знаю, почему моя дочь ведет себя так или иначе в каждой конкретной ситуации. Системные знания дают мощную поддержку в воспитании современных многовекторных детей. Были истерики с «крокодиловыми слезами» по нескольку раз в день – все это ушло после тренинга...»
«Дочка могла мне устраивать по 5 истерик на день, и конечно, только мне, мое раздражение росло все больше. В какой-то момент сказала мужу: "Рожу тебе сына и уйду от вас". Хотелось бежать далеко и надолго.
После прохождения тренинга появилось больше нежности и любви к дочери, теперь я жду появления сына. Дочь перестала закатывать дикие истерики по любому поводу...»