Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Истерики у ребенка 3 лет: советы психолога

Первый и самый главный шаг здесь — разобраться, что стоит за истерикой ребенка. Почему он пытается добиться желаемого именно таким способом?

Когда возникают истерики у ребенка 3 лет, советы психолога ищут многие заботливые и чуткие родители. В этой статье разберем самые острые вопросы, которые тревожат мам и пап при обращении к специалистам:

  • Почему у ребенка возникают истерики, ведь не все дети ведут себя так, если им что-то не по душе?

  • Как реагировать, как вести себя с ребенком в момент истерики?

  • Перерастет ли ребенок сам истерики трехлетнего возраста или надо что-то предпринять?

  • Что делать, чтобы истерики не закрепились и не стали привычным способом реагирования?

Истерики у ребенка 3-4 лет: возрастные особенности

Три года — особый возрастной рубеж. Это важнейшая веха в формировании психики любого малыша. Именно в этот период ребенок окончательно отделяет себя от других людей. Начинает ярко чувствовать и постепенно осознавать собственное «Я».

У него возникают естественные противоречия с внешним миром: я хочу чего-то, а мама, например, не дает. Или предлагает взамен что-то другое, а может, заставляет делать то, чего не хочется.

Не все ребята реагируют одинаково в этой ситуации. Кто-то упрямится или даже проявляет агрессию. Другой хитрит: делает вид что согласился, но может при этом тайком взять или сделать то, что нельзя. А есть дети, которые в трехлетнем возрасте реагируют бурной истерикой на возникающие противоречия с другими людьми.

Истерики у ребенка 3 лет советы психолога   фото

В этот непростой период важно заложить ребенку способность договариваться с другими — это фундамент всей будущей социальной реализации. Иначе истерики и эмоциональный шантаж в будущем серьезно испортят жизнь уже взрослому человеку.

Первый и самый главный шаг здесь — разобраться, что стоит за истерикой ребенка. Почему он пытается добиться желаемого именно таким способом?

Почему ребенок реагирует истерикой

Малыши рождаются неодинаковыми психически — каждому задан свой набор определенных качеств, талантов и свойств. Около 5 % детей природа одарила особой широтой эмоционального диапазона. Такие дети сызмальства реагируют на разные события более бурно и ярко, чем их ровесники.

У них бывает переменчивое настроение: в одну минуту восторг сменяется надрывным плачем. А бывает, что ребенок надолго застревает в плаксивом настроении, и тогда его непросто отвлечь. Такие особенности не являются сами по себе негативными признаками — они естественны и природны для детей со зрительным вектором психики.

При правильном развитии особая эмоциональность не только ничем не угрожает ребенку, но и становится залогом его счастливой судьбы и полноценной реализации в жизни. Ведь именно люди со зрительным вектором могут вырасти самыми душевно чуткими, отзывчивыми. И даже выбрать для себя гуманистическую профессию, которая позволяет быть опорой больным и страдающим людям (например, специальность врача или социального работника).

Но особый эмоциональный диапазон требует правильного развития и грамотного воспитательного подхода. Раскроем глубже устройство психики такого малыша и разберемся, что ему нужно, чтобы развиваться благополучно.

Что стоит за истериками ребенка в 3 года: глубинная потребность психики

Природное желание в зрительном векторе — испытывать сильные эмоциональные переживания, чувственно проживать эту жизнь по максимуму. Когда вы наблюдаете истерику ребенка, за ней всегда кроется бессознательная потребность эмоционировать, сильно и глубоко чувствовать. Но истерика — это также и сигнал о том, что ребенок не находит конструктивного способа, как реализовать это желание. Поэтому он невольно пытается «раскачать» вас на эмоциональный всплеск любым доступным образом. А повод может даже не иметь особого значения.

  • Одна из возможных причин истерики — подавление эмоций ребенка в других жизненных ситуациях. Зрительникам нельзя запрещать плакать, стыдить за слезы или за другое яркое проявление чувств. Когда ребенок получает запрет на проявление эмоций, само желание к сильным переживаниям никуда не уходит, природу не переделаешь. В итоге ребенок может просто фонтаном взорваться в ситуации, где есть малейший конфликт интересов между ним и другими людьми.

  • Еще одна возможная причина проблемы — ребенок не может наполнить свою потребность в глубокой эмоциональной связи с мамой. Чувственная связь мамы с ребенком возникает, когда мать эмоционально разделяет его жизнь: восхищается его достижениями, сопереживает таким маленьким (но серьезным для него) горестям. Особенно сильная связь формируется при совместном чтении с ребенком литературы на сопереживание главным героям.

Но в современном мире часто бывает, что мама устала и измотана: после тяжелого трудового дня у нее просто нет сил на эмоции. Посреди чтения сказки она попросту засыпает. Иногда выстроить эмоциональную связь с ребенком мешают собственные тяжелые состояния, вынырнуть из которых не получается. Например, женщина тоскует и горюет после развода, испытывает хроническую депрессию и т. д.

В результате между мамой и ребенком невольно складывается эмоциональная дистанция, и малыш не получает достаточно совместных переживаний с ней. Возникает нехватка, само природное желание малыша никуда не уходит. И он «добирает» совместные переживания с мамой через истерику или скандал.

  • Еще одна, глобальная причина детских истерик — это утрата зрительным ребенком чувства защищенности и безопасности от матери. В максимальной мере это, конечно, происходит, если на малыша кричат или его физически наказывают. Существенно влияют и мамины негативные состояния: зрительные дети самые эмоционально восприимчивые, от них не скроешь своего настроения.

Истерики у ребенка 3 лет что делать фото

Сказывается и банальная нехватка сил и энергии у мамы, а также неверная (неподходящая для зрительных детей) модель воспитания. На том, как воспитывать зрительного ребенка, остановимся подробнее.

Как воспитывать малыша, склонного к истерикам

  1. Зрительного ребенка нельзя пугать, даже в шутку. Иначе огромный чувственный диапазон остается фиксирован в страхе за свою жизнь. А это, естественно, сопровождается всевозможными фобиями, страхами, паникой, а также истериками.
  2. Зрительному малышу не стоит заводить домашних питомцев. Иначе желание строить эмоциональные связи будет направлено не туда, куда нужно — на зверушку, а не на людей.

    Правда, большинство маленьких зрительников очень умиляются при виде милых питомцев и просят их завести для себя. Но родителям важно знать, что, направляя свои эмоции на животное, ребенок идет путем «наименьшего сопротивления», ведь строить связи с людьми намного сложнее. При этом душевная связь со зверушкой всегда будет за счет связей человеческих. То есть в компании ровесников малыш будет социализироваться хуже — будет бояться, что его обидят или ударят, болезненно переживать, когда его дразнят, будет отстраняться от компании других ребят.

    Есть и еще один риск: срок жизни питомцев, увы, недолог. Если милый зверек погиб или потерялся — зрительный малыш испытывает резкий обрыв эмоциональной связи и реагирует психологически — нешуточно горюет. Есть и физические последствия: у ребенка может существенно снижаться зрение. Так реагирует на сверхстресс самая чувствительная зона маленьких зрительников — глаза.

  3. Зрительных малышей нельзя брать на похороны. Даже если около подъезда вы столкнулись с обрядом прощания — лучше поскорее увести ребенка. Тяжелые эмоциональные состояния людей на похоронах и особый зрительный ряд (венки, гроб) надолго отпечатываются потом в психике ребенка и могут фиксировать его в страхе смерти.
  4. Нельзя читать сказки, в которых кто-то кого-то съедает. Эволюционно первый страх в зрительном векторе возникает в древние времена именно в связи с опасностью быть съеденным (хищником или каннибалом). Любые сюжеты подобного рода в сказках попадают прямиком в бессознательный страх ребенка и значительно травмируют его.

Если у ребенка 3 лет истерика: что делать в критической ситуации

Сам не осознавая, что им управляет, ребенок в момент истерики жаждет вызвать у вас эмоциональный отклик. Если этот опыт удался (вы возмутились, занервничали, расстроились) — малыш будет повторять это снова и снова. Даже если сознательно он не хочет ссориться с мамой, его бессознательное желание проживать сильные эмоции намного сильнее соображений ума.

Правильная реакция — в момент истерики не давать ребенку эмоциональной «подпитки». Но нельзя и перестараться: полное игнорирование тоже вредит малышу и никуда не годится. Лучше всего спокойно и кратко объяснить, почему его требование невыполнимо. При этом сохранять доброжелательный и теплый контакт с малышом.

Главное — ваше собственное отношение к происходящему. Ведь истерика не признак того, что ребенок плох или дурно воспитан. Он пока еще слишком мал, его психика только формируется. Истерика всего лишь промежуточная веха в развитии маленького зрительника. Его потребность в чувственных переживаниях выросла, а наполнить ее в достаточной мере он пока не способен.

На длинной дистанции нужно помочь малышу научиться наполнять свое желание к сильным переживаниям иначе. Так, чтобы это способствовало его гармоничному развитию и помогло в будущем строить счастливые отношения с людьми. Что для этого нужно?

Что делать, чтобы истерики у ребенка в 3 года и позже никогда не повторялись

  1. Вовлекайте ребенка в чтение классической литературы. Выбирайте такие произведения, которые побуждают ребенка сопереживать герою. И не пугайтесь, если ребенок после такой сказки уснул в слезах, — это не слезы истерики о себе самом, а слезы сопереживания. Это развивает чувственную сферу малыша.
  2. По мере взросления учите его переносить навык сопереживания в реальную жизнь. Покажите, что его поддержка, сочувствие и помощь могут потребоваться слабому, пожилому или больному человеку.
  3. Важно обеспечить те условия развития, которые соответствуют полному набору врожденных качеств и свойств ребенка. Зрительный вектор не бывает единственным в структуре психики человека.

    Например, подвижного и юркого малыша с кожно-зрительным сочетанием векторов полезно отдать в танцевальный или театральный кружок. Усидчивого и обстоятельного малыша с анально-зрительным сочетанием лучше отвести в художественную школу или на кружок декоративно-прикладного творчества. Музыкальная школа также необходима для чувственного развития ребенка.

    Истерики у ребенка 4 лет что делать фото

    Современные городские дети наделены в среднем свойствами 3-4 векторов одновременно, поэтому родителям важно иметь собственную психологическую компетенцию. Понимать, о чем говорит то или иное поведение ребенка.

  4. Позаботьтесь о том, чтобы семья (особенно мама) стала надежным гарантом чувства защищенности и безопасности малыша. Когда у ребенка 3 лет истерики — советов психолога по воспитанию недостаточно. Секрет благополучного и счастливого развития наших детей — это хорошие отношения и психологические состояния родителей, крепкая эмоциональная связь с малышом и неугасающий интерес к нему.

Если вы чувствуете, что вам трудно обеспечить своему ребенку надлежащие условия (не хватает психологических знаний или мешают плохие состояния), то получить помощь можно на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Он позволяет родителям избавиться от любых психологических проблем, наладить парные отношения и выстроить оптимальную модель воспитания и обучения ребенка. И тогда любое проблемное поведение малышей уходит навсегда.

«Уменьшились истерики, а в те моменты, когда она начинает плакать или чего-то бояться, я лучше понимаю, как следует действовать. В результате она успокаивается быстрее, чем раньше. Чаще начала меня обнимать, целовать и брать за руку...»

Айнура М., бухгалтер, Алматы, Казахстан

«Моя дочь периодами стала превращаться в капризного, упрямого, способного на демонстративные истерики ребенка. «Крокодиловые слезы» по нескольку раз в день. Что делать? Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает ответы на эти вопросы и освещает результаты привычного подхода к воспитанию. С демонстративными капризами и истериками, случающимися, как правило, в присутствии бабушек-дедушек, продавщиц, медсестер, дворников или просто прохожих, мы тоже научились справляться...»

Альфия С., врач-психиатр, Уфа

«У нас со старшим сыном разный векторальный набор, поэтому, естественно, я его не понимала. Уже дошло до состояния неприятия. Я начала его «ломать», чтобы «построить» себя. Он — чувственный, слабый, плаксивый, но в то же время добрый, ласковый и сострадательный мальчик. Мне всегда казалось, что он психует и плачет по мелочам.

Я ему ставила себя как пример девочки, которая никогда не плакала. Уже после первых вводных лекций я осознала эту ошибку. Но если мой сын не такой, как я, значит, надо разобраться, какой он и как мне с ним себя вести, и вообще, чего ожидать от ребенка. Так я стала разбираться, почему он эмоционирует, как на него влияли мои крики, насильственное кормление и ремень, к которому иногда прибегали. И как надо себя с сыном вести, чтобы он полноценно развивался...»

Елена П., внутренний аудитор, Москва

Автор публикации: Евгения Астреинова
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 78458 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

13 апреля

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 78458 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
13 апреля

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 78458человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 0
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X