Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Антуан де Сент-Экзюпери. Лицом к лицу с ветром. Часть 2. В гнезде «Аистов»

«Этот солдат с большими руками, вылезающими из коротких рукавов, смущал тонкостью ума некоторых своих начальников, для которых в армии ум полагалось иметь по количеству нашивок. И, конечно, полк не полк без неизбежного строевика — старшины нелётного состава»

Часть I. «Я родом из детства»

В 1921 году Антуан узнаёт, что в Страсбурге формируется добровольческий авиационный полк. Пока ещё трудно сказать привлекает ли его авиация, но после длительных раздумий он твёрдо уверен, что архитектура не для него. Де Сент-Экзюпери отправляется в Эльзас, который по Версальскому договору отошёл к французам. Записаться в лётный полк было равносильно прыжку в неизвестность.

Рядового де Сент-Экзюпери зачислили в нелётный состав. На фюзеляжах самолётов, которые участвовали в Первой Мировой, а потом нашли свой «порт приписки» под Страсбургом, были изображения аистов — символа Эльзаса. Понятно, что молодое пополнение учить летать никто не собирался, ни на овеянных боевой славой «аистах», ни на «этажерках». Антуана направили в ремонтные мастерские.

«Этот солдат с большими руками, вылезающими из коротких рукавов, смущал тонкостью ума некоторых своих начальников, для которых в армии ум полагалось иметь по количеству нашивок. И, конечно, полк не полк без неизбежного строевика — старшины нелётного состава» [М. Мижо «Сент-Экзюпери»].

Де Сент-Экзюпери ещё не стал учеником-пилотом, как ему было поручено вести теоретический курс по двигателям внутреннего сгорания и по аэродинамике. Обретённые знания, увлечение механикой и чертежами не прошли даром. Теперь он преподавал эти дисциплины своим товарищам.

Антуана утомляла казарменная жизнь. Отсутствие возможности остаться наедине с самим собой травмирует его звуковой вектор. К лекциям для курсантов по теории двигателей внутреннего сгорания и по аэродинамике нужно готовиться. Казарма — не место для уретрально-звукового «вождя».

Де Сент-Экзюпери добивается разрешения переселиться в съёмную квартиру. На территории, где размещался полк он вообще бывает редко, являясь туда на проверку или для выполнения очередных нарядов. По городу, вопреки регламенту, он разгуливает в штатском. Кожные законы и дисциплина уретральнику – не указ!

image description

Теперь, когда он преподавал, то есть занимался конкретным делом, военная служба не казалась ему повинностью. Однако Антуан нетерпеливо ждёт начала полётов, и считает своё пребывание в полку потерей времени. Ощущение бесполезности — типично для звуковика, если он не видит смысла жизни и болезненно для уретральника, если его, рвущегося навстречу ветру, пытаются сдерживать и ограничивать.

Чтобы получить права военного лётчика, у де Сент-Экзюпери есть два пути: пройти сверхсрочную службу, задержавшись в полку на год или подать рапорт о переводе в Марокко, и там, в авиачастях пройти обучение лётному делу. Но он находит третий — берет частные уроки пилотажа за немалые деньги у опытных лётчиков в том самом нелётном полку в Эльзасе.

Семейное счастье или опасная профессия

О его обучении полётам существует много легенд: ученик так рвался в небо, что, не научившись приземляться, поднялся в воздух без учителя. И вдобавок к этому в воздухе якобы загорелся мотор его самолёта. Были ли это обычные байки, сейчас сказать трудно, но зная уретральную бесшабашность Антуана в них можно поверить.

Овладев навыками управления самолётом, Сент-Экзюпери направляется в Марокко с намерением получить права военного лётчика. Там, на Севере Африки Антуан приобретает редкую по тем временам крылатую профессию, и впервые открывает для себя красоту пустыни. Он так вдохновлён Сахарой, что всё свободное время делает зарисовки, окончательно забыв о литературе.

Эйфория от получения лётных документов быстро прошла. Служба приближалась концу, войны нет, какой толк от полученной профессии. Сент-Экс снова ощущает неясные ему самому психологические нехватки. «Для уретральника не важна профессия, для него главное реализоваться в свойствах вождя, которые проявились в этом мире через его рождение», — говорит на лекциях по системно-векторной психологии Юрий Бурлан.

Гражданская авиация ещё только разворачивала свои крылья. Летающие машины не были оснащены радиосвязью, не приспособлены для перевозки пассажиров и грузов. В 20-х годах самолёты были несовершенны, а количество аварий было столь велико, что пресса о них просто умалчивала. Мотор мог заглохнуть прямо в воздухе, посадочных площадок было мало, а пилот свой маршрут прокладывал по карте, сравнивая его с «достопримечательностями» на земле.

Труднее всего давались ночные полёты. Дождь и сырость разрушали деревянные конструкции самолётов. Непроглядный туман вынуждал пилотов лететь на авось, направляя машину то в открытое море, то к береговым скалам.

Антуан возвращается во Францию. Он теперь часто бывает в Париже, где встретил девушку своего круга. Дело с помолвкой было согласовано, как вдруг во время одного из тренировочных полётов его самолёт, едва набрав скорость и оторвавшись от земли, упал на землю. Сент-Экс получил тяжёлые ранения. Родители невесты поставили Тонио перед выбором: «Семейное счастье или опасная профессия».

image description

Антуан ультиматум не принял. Системно-векторная психология объясняет характер человека с уретральным вектором, как неспособный к подчинению и любому диктату. Даже в детстве уретральный ребёнок отвергает воздействие на себя взрослых. «Если он хоть раз признает чужой авторитет, согласится с кем-то, кто навязывает ему свою позицию, он уже никогда не состоится как вождь», — объясняет на лекциях Юрий Бурлан.

Невеста не пожелала иметь неуправляемого жениха и вернула ему обручальное кольцо. Для де Сент-Экзюпери это была размолвка не с любимой, а со всем аристократическим обществом, в отношениях с которым уже давно образовалась глубокая трещина.

Консерватизм представителей французского дворянства, к которому относился сам Антуан, не соответствовал переменам, происходящим в мире войн и революций первой четверти ХХ века. Де Сент-Экзюпери задыхался в мирке болтунов и бездельников, несущих свои пропылённые традиции и безнадёжно устаревшие аристократические ценности, мелкие мыслишки, настроенные только на «где-бы сегодня развлечься».

Социальные преобразования революционным путём — не та дисциплина, которая могла бы привлечь внимание Антуана. Куда важнее он считал отношения между людьми. Де Сент-Экзюпери не разделял человечество на расы и национальности. Он одинаково помогал попавшему в плен к маврам французу или раненому республиканцами испанцу. Он мог на свои сбережения выкупить из рабства у африканских работорговцев бедного марокканца, ссудить его деньгами и отпустить восвояси.

Уретральный Антуан де Сент-Экзюпери — это тот редкий тип человека, чьё бессознательное, невзирая на социальные градации и интеллектуальные различия, признаёт справедливость существования для всех людей на планете, направляя их к осознанию единства вида в себе: «Если средь моего народа страдает один-единственный человек, мука его так велика, как если бы мучился весь народ» [Леон Верт «Сент-Экзюпери, каким я его знал»]

Во всех последующих книгах, написанных Сент-Экзюпери — «Ночной полёт», «Военный лётчик», «Планета людей», «Цитадель», «Маленький принц», писатель оставил миру заповеди, рождённые в тревоге за планету.

Почтовый лётчик

После аварии Антуан остаётся в Париже и пытается найти себе занятие, которое приносило бы хоть немного денег. Место служащего на черепичном заводе – явно не для него, а карьера в отделе продаж грузовиков, начинается с должности рабочего на автомобильном заводе.

Его руки, знакомые с моторами и механизмами, не страшатся любой работы. Он не уступает самым квалифицированным рабочим, с которыми легко находит общий язык. Его больше привлекают люди, «крепко связанных с жизнью, с необходимостью есть, кормить своих детей и дотянуть до следующей зарплаты...»

Де Сент-Экзюпери дошёл до должности служащего отдела продаж. Вот только продать ему удалось всего один грузовик. Вскоре он получает предложение отправиться в Тулузу и начать работу почтовым лётчиком.

Европа ещё жила войной и революциями, а некоторые дальновидные предприниматели уже задумывались над использованием военной авиатехники в мирных целях. К ним относились как к сумасшедшим, но их уверенность привлекала тех, кому после окончания войны грозило остаться за бортом жизни.

В первую очередь это касалось лётчиков и авиамехаников. Приобретённое ими ремесло решено было направить на мирное освоение воздушного пространства. Так родилась идея создания «Воздушных линий», занимавшихся доставкой почты с одного континента на другой. У её истоков стояли такие же уретральные звуковики, как де Сент-Экзюпери, смотрящие в будущее и приближающие его.

image description

С одной стороны, это неорганизованное предприятие носило характер сумасшедшей идеи, с другой — гениальной импровизации. Всю ответственность за перевоз почты брал на себя лётчик. Если у самолёта отказывал двигатель, прекращалась подача горючего, то пилот спешил доставить мешки с почтой на ближайшую железнодорожную станцию. Её спасали с тонущих самолётов, для разбега на взлёт которым хватало узкой кромки пляжа.

В «Воздушных линиях» де Сент-Экзюпери опять начинает в мастерских с ремонта моторов, с уроков метеорологии и навигации. Он испытывает отремонтированные самолёты, ждёт, когда наступит его очередь лететь за Пиренеи, бороздить туманы и снежные бури.

Однажды этот день наступил.

Читать продолжение...

Автор публикации: Светлана Фронтцек, системный психолог, член Международной ассоциации журналистов
Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии
Уже идут 41251 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 
Комментарии 2 Отправить комментарий
Оксана Васильева 06 ноября 2015 в 02:11

Потрясающе!!! Увидела Экзюпери как живого...как же трудно ему было с такими психическими свойствами преодолевать себя же...

Виктория Винникова 05 ноября 2015 в 15:11

Мы все выросли на "Маленьком принце". Спасибо, Светлана огромное за такой подробный разбор биографии Антуана де Сент-Экзюпери