Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Блюдо, которое подают холодным: кто любит фильмы о мести?

Мы неотступно следуем за главным героем и сопереживаем ему: радуемся его беззаботной жизни; остро, как свою, ощущаем нанесенную ему обиду, а затем так же сначала напряженно, а потом, торжествуя, разделяем его чувство мести. Только он может мстить так, что дым столбом, а мы – нет. Ну, мы же люди. Образованные, воспитанные...

Фильмы, где главными героями движет чувство возмездия, киноманы выносят в отдельный список. Многие из них называются выдающимися произведениями, некоторые отмечены кинопремиями и наградами.

В основе сюжета этих фильмов – как правило, личная месть одинокого борца в ответ на глубокую обиду. Причины обиды разные: несправедливое отношение к главному герою, предательство, вред близким (в современном кино очень популярна тема убийства родных). В ходе развития сюжета обязательным становится поиск виновных, восстановление справедливости (все чаще с обилием крови и трупов) и финальная победа героя. Реже вместо личной мести представлена месть за страну, но главный принцип сохраняется: есть скромные справедливые ребята, которые всех «замочат» и в глазах зрителей до последней сцены останутся героями.

Почему нам так нравятся эти фильмы? Почему мы следим за развитием событий, затаив дыхание, и желаем удачи главному герою – чтобы он обязательно нашел и наказал обидчиков, а сам вышел сухим из воды?

Обида и месть – сестры по разуму

Итак, в основе классического голливудского «мстительного» кино – месть в ответ на обиду. Системно-векторная психология Юрия Бурлана как нельзя лучше объясняет, кто из нас может пребывать в этих состояниях и почему.

Казалось бы, обида – чувство, понятное всем. Ан нет. Глубоко, крепко и надолго умеют обижаться исключительно представители анального вектора. Для остальных, конечно, тоже существует это слово, но обида у них быстропроходящая, легкая и несерьезная.

Для людей с анальным вектором крайне важны честность и справедливость – для всех и во всем. Но когда этих честности и справедливости не проявляют по отношению к ним самим (пусть даже на чуть-чуть) – пиши пропало. Ровный и справедливый мир вокруг качается, как весы, и рождается она - обида. Их не оценили, не похвалили, не наградили, не выделили, не … не … не – можно продолжать до бесконечности причины, по которым возникают обиды. Причем эти ощущения нередко совершенно субъективны: и ценят их, и хвалят, и наградить готовы, но по их собственным представлениям о справедливости – не так, как должны были бы. Человек уже готов обидеться, причина же второстепенна.

image description

Проблема появляется, когда обида (как и причины, ее вызывающие) осталась незамеченной. Или замеченной, но проигнорированной. А еще хуже – замеченной и высмеянной. Нет-нет, так ни в коем случае нельзя с людьми с анальным вектором. У них надо попросить прощения – это сразу восстанавливает их душевное равновесие, возвращает миру справедливость – и растворяет их обиду.

Вы не виноваты? Плевать хотели на их «обидки»? Ждите мести. Да-да, отмщения: кто-то же должен вернуть утраченную справедливость и отшлифовать пространство, сделав его вновь равновесным. Не стоит сразу пугаться, ведь совсем необязательно месть обиженного анальника будет выглядеть так же кровожадно, как в голливудских триллерах. Хотя и это не исключено: глубокие, повторяющиеся обиды без выплеска и разрядки вполне могут привести к трагедии с летальным исходом. И тем, кто мало что смыслит в системно-векторной психологии и ничего не понимает в обидах анального вектора, может показаться, что человек напал на другого без видимой причины. Увы, так не бывает: обиды накапливаются, мучают, а усиливающееся чувство несправедливости просит своего выхода – и он находится…

Фильмы, которые снимают напряжение

Фильмы о мести особенно нравится смотреть людям с анальным вектором. Более того, они помогают на время снять то психологическое напряжение, в котором пребывает обиженный и жаждущий мести человек. Классикой жанра можно считать фильм о мести на все времена по произведению А. Дюма «Граф Монте-Кристо»: история молодого моряка Эдмона Дантеса, влюбленного в красавицу Мерседес и преданного своим другом Фернаном Мондего. 13 лет он был в заточении и мечтал о мести. И вот, после удачного побега, он возвращается, чтобы отомстить…

Мы неотступно следуем за главным героем и сопереживаем ему: радуемся его беззаботной жизни; остро, как свою, ощущаем нанесенную ему обиду, а затем так же сначала напряженно, а потом, торжествуя, разделяем его чувство мести. Только он может мстить так, что дым столбом, а мы – нет. Ну, мы же люди. Образованные, воспитанные. Хочется иногда сбросить с балкона на прохожего мешок с цементом, да. Или поджечь машину соседа. Но как это себе позволить? А вот герой в фильме может – и мы проживаем его месть, как свою собственную.

На какое-то время это помогает, становится легче жить и дышать. А прохожего под окном уже хочется не мешком прибить, а так, водой окатить.

Голливуд – не панацея

Можно ли «спасаться» просмотром подобных фильмов, если обида выжигает изнутри? А наружу выливается жажда мести – от маленькой такой мести в виде хлесткого словца побольнее, до настоящего физического садизма? Нет. Это хождение по кругу: чужая история отмщения дает лишь временную разрядку. Месть и обида засасывают нас в полный негатив, в итоге мы не развиваемся и не реализуемся – только топчемся на месте, растрачивая свои душевные ресурсы на мысленное перемалывание всех проявлений несправедливости мира. Крутим эти сюжеты в своих головах, распаляемся еще больше, от ярости сжимаем кулаки и хотим броситься мстить. Иногда «крышу срывает», и мы бросаемся.

Но даже если и не «срывает», и мстить не хочется, обида все равно парализует. Она как будто замораживает естественное стремление к реализации, к лучшей жизни, к получению того удовольствия, которого хочется всем психически здоровым людям. Все, что остается в восприятии действительности обиженного человека – это ожидание, что должно же что-то случиться, чтобы исправить эту вселенскую несправедливость. Отсюда и до тотальной ненависти рукой подать.

Нет, с обидой нужно работать иначе – через глубокое понимание причин и следствий этого состояния. Такое понимание не возникает само – это невозможно осознать без хорошего толчка знаний. Но к каждому представителю анального вектора после прохождения тренинга по системно-векторной психологии оно все-таки приходит. И обиды, свежие и старые, уходят, а мысли о мести кажутся смешными фантазиями.

image description

Системное знание дает главное – осознание, каким образом наши негативные состояния управляют нами, живут нами, подводя к определенному жизненному сценарию. Не кто-то извне создает такую жизнь, а мы сами это создаем – мы сами от этого должны и избавляться. Нужен только путеводитель, который направит в правильную сторону, подскажет, что и почему с нами происходит и как от этого можно избавиться. Приходите на тренинги по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Здесь вы сможете собрать свой персональный «путеводитель» системных знаний.

Сотни людей рассказывают о том, как научились справляться с обидой иначе, не прибегая к мнимой психотерапии мстящих героев голливудских фильмов. Ждем вас!

Автор публикации: Анна Кудрявцева, филолог
Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии
Уже идут 35846 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 
Комментарии 1 Отправить комментарий
Елена Айдогдыева 23 марта 2016 в 23:03

"Человек уже готов обидеться, причина же второстепенна." Да, сколько хочешь таких вокруг ходит. Губы надуты, взгляд исподлобья. Ему не угодишь, даже не пытайся.