Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Буллинг — красивое слово с некрасивым смыслом

У каждого малыша есть природная тяга к знаниям и врожденное желание учиться и познавать мир.

Почему же от момента первых шагов по школьным коридорам в гордом статусе первоклассника до подросткового периода у детей пропадает это желание?

Рождаясь девятимесячным, недоношенным по меркам животного мира, человеческий детеныш нуждается в опеке и заботе, он не может выжить самостоятельно. До трех лет мама обеспечивает не только жизненно важные физические потребности (еда, вода, одежда и т.д), но и первостепенную для психического здоровья потребность в защищенности и безопасности.

Буллинг — красивое слово с некрасивым смыслом фото

Попадая в детский коллектив, будь то садик или школа, в силу возраста ребенок не может обеспечить себе сам эту защищенность, поэтому ответственность за безопасность каждого ребенка учебное заведение берет на себя. Некоторые учреждения справляются весьма успешно, в других же происходит буллинг, из-за которого дети, теряя чувство защищенности и безопасности, перестают хотеть учиться, ходить в школу.

* * *

С чьей-то легкой руки и острого языка ему дали кличку Шнурок. В классе давным-давно забыли его настоящее имя, а учителя вызывали к доске по фамилии.

Долговязый подросток, тихий, скромный, левша, с аккуратным почерком и грустными глазами в пол-лица. Весь какой-то незаметный, по-юношески нескладный, состоящий из углов и длинных конечностей, при этом безобидный, он не мог дать отпор ни мальчикам, ни девочкам.

Постоянно сутулый, Шнурок втягивал голову в плечи то ли для того, чтоб меньше обращать на себя внимание, то ли для того, чтобы казаться не таким «длинным».

Про таких, как он, говорят: «Мухи не обидит». Однако весь наш класс объединился в дружбе против него. Мальчики его толкали, дергали, давали подзатыльники. Девочки подкалывали, дразнили, задирали.

Когда Шнурок выходил к доске, все хихикали или откровенно насмехались. А он, начиная бодро и правильно отвечать на задание, видя реакцию класса, краснел и начинал заикаться, а потом и вовсе замолкал, еле сдерживаясь, чтоб не заплакать.

* * *

Травля (буллинг — англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива другим или группой лиц.

Травлю организует один, иногда с сообщниками, а большинство остается свидетелями. При этом жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок.

Буллинг может быть физическим (толчки, побои, порча имущества) и психологическим (угрозы, насмешки, клевета, изоляция, доведение до самоубийства).

Участников травли принято делить на три группы: агрессоры, жертвы и наблюдатели. Если в классе происходит травля — это влияет на каждую из групп. У тех, кто становится ее свидетелями, тоже пропадает чувство защищенности и безопасности. Ощущая сильный психологический дискомфорт, многие из них начинают вести себя агрессивно, следуя принципу «лучшая защита — нападение».

* * *

16-летний Мурад Стариков из Уфы владеет французским и немецким языками, играет на фортепиано. Но сверстники вместо того, чтобы восторгаться талантами мальчика, устроили на него травлю.

«Валяли меня по полу. Кричали на меня. Доводили до истерики и пытались довести до самоубийства. Они нападали на меня около десяти раз. И при этом я не чувствовал защиты со стороны классного руководителя».

По словам матери, издевательства продолжались долго. Только сам Мурад ничего об этом не рассказывал — боялся, как признаётся теперь. Но когда подросток пришел со ссадинами на лице — скрывать все стало бессмысленно.

Буллинг в школе фото

* * *

На Всемирном образовательном форуме 2019 года был зачитан доклад ЮНЕСКО, в котором насилие и издевательства в школе названы «серьезными глобальными проблемами».

Каждый второй подросток в России сталкивался с травлей в школе. О буллинге со стороны сверстников рассказали 52% опрошенных в возрасте от 10 до 18 лет, в первую очередь они жалуются на психологическую агрессию (32%) и физическую, проявляющуюся в толчках и побоях (26,6%).

На Украине за два года действия «антибуллингового закона» с января 2019 года суды рассмотрели 618 дел о травле в образовательных учреждениях (сложно представить, сколько дел так и не дошло до суда).

Такие же данные указывает ЮНИСЕФ: в мире каждый третий школьник от 13 до 15 лет подвергается травле и примерно столько же детей оказываются втянутыми в драки. Буллинг, в том числе кибербуллинг, принимает масштабы эпидемии.

* * *

Журналист Юлия Дудкина вспоминает, как над ней издевались одноклассники в творческой школе, где преподавали музыку, сценические движения, актерское мастерство.

Обзывались, рассовывали мусор по карманам, разбирали флейту и прятали части в разных местах школы. Юлия заработала нервный срыв и попросила родителей поменять место учебы.

Уже будучи взрослой, долго работала с психотерапевтом.

* * *

Тысячи видеороликов о жертвах школьной травли, миллионы рассказов родителей жертв и самих детей, потоки пролитых слез, нервные срывы, психотравмы, суициды и убийства. Кто-то сумел защитить своего ребенка, а кто-то узнал об издевательствах слишком поздно.

Психологи, эксперты, омбудсмены, специалисты на сайтах противодействия травле — все они сходятся в одном: буллинг — бич нашего времени. Количество подвергшихся психическому и физическому насилию в школе с каждым днем только увеличивается.

Современная психология не может объединить жертв травли в какие-то группы, найти то общее, что отличает этих детей от других. Уже на первых лекциях тренинга Юрия Бурлана можно понять, что подвергаются буллингу не все дети, а обладающие определенными психическими свойствами. Как правило, это кожно-зрительные мальчики.

Красивые, нежные, с девичьим характером, ранимые, впечатлительные. Чуть что — в слезы. Такие дети тяжело адаптируются в обществе, над ними чаще всего издеваются сверстники.

Еще одна группа риска: неуверенные в себе, подавленные, находящиеся в стрессе, битые родителями дети — жертвы. Чем больше непонимание между родителями и ребенком, тем больше вероятность издевательств в школе. И наоборот, родители, которые знают векторальный набор ребенка, понимают особенности его психики и воспитывают в соответствии с этим, обеспечивают своему чаду некий психологический щит, который дает уверенность в общении с одноклассниками.

Кроме того, чаще издеваются над теми, кто сильно отличается: интеллектом, как в худшую, так и в лучшую сторону, телосложением, характером, социальным статусом, даже необычным именем.

Травля в школе что делать фото

Если взрослые всячески стараются выделиться, проявить свою индивидуальность, то дети, напротив, испытывают сильный стресс, если очень выделяются из толпы. Так даже редкое имя может привести к сложным отношениям со сверстниками. Что уж говорить о ситуациях, когда ребенок отличается плохим зрением, низким или высоким ростом, устаревшей, немодной одеждой или гаджетами.

* * *

Большая ошибка считать, что причина травли не в особенностях жертвы, а в особенностях детей, осуществляющих буллинг. В нашем представлении это всегда моральные уроды, агрессоры, недоумки, дети из неблагополучных семей с родителями алкоголиками или наркоманами и никогда не «мой послушный Петечка, такой воспитанный и домашний мальчик, с хорошими оценками».

Школьный класс — архетипичная стая с броуновским движением, хаотичная и необузданная сила. У детей только начинается психическое развитие, превращение из животного в Человека и только от взрослых зависит его направление и психологическая атмосфера в классе, в школе.

Объединяться эта стая может на ощущении неприязни к конкретному ее члену в том случае, если с помощью взрослых (учителей, классного руководителя) не создан настоящий коллектив.

В потрясающей книге «Республика ШКИД» рассказывается, как вчерашние беспризорники, дети улицы, малолетние воры из разрозненных элементов, собранных в одном месте, становятся друзьями, умеющими сопереживать и сочувствовать. Как за короткий срок из социально опасных преступников они превращаются в настоящих людей, способных к взаимодействию и готовых прийти на помощь.

Тема травли объемная, сложная. Вот лишь некоторые шаги для решения проблемы буллинга в классе:

1. Главная задача классного руководителя — суметь так организовать самоуправление в классе, чтобы предотвратить конфликтные ситуации.

Определить лидера и его помощников. Хорошо, если в классе есть ребенок с уретральным вектором (природный, прирожденный вождь), если такого ребенка нет, то подспорьем будут дети с кожным вектором, у них прекрасные организаторские способности, они быстро подстраиваются под любые ситуации. Мягко поставить задачу следить за психологической атмосферой в классе.

2. Заинтересовать детей чтением классической литературы. Именно она научает добру, справедливости, состраданию и сопереживанию, а значит будет помощником в воспитании чувств и в профилактике буллинга.

3. Если в классе неприязненные отношения между учениками, хорошо бы придумать, как собрать детей за одним столом (пикник в походе, дни здоровья, дни рождения, праздничные чаепития и т.д.).

Совместный прием пищи снимает напряженность в коллективе.

Об этих и других способах предотвращения буллинга, о том, как правильно сформировать и сплотить коллектив, как различать психические свойства детей, как правильно воспитывать с учетом их особенностей, можно узнать на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Важно помнить о том, что сегодняшние подростки — будущее нашего мира. И то, каким этот мир станет, зависит от нас — взрослых. Это не наши дети растут уродами, это мы уродуем их психику своим неправильным воспитанием.

Автор публикации: Анна Музычина
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии. Уже идут 69785 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 69785 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 

Даты лекций будут
скоро назначены

Комментарии 0
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X